рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.rpogr_.5kl._nagl._geom.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности учащихся 5 класса

«Наглядная геометрия»

     Выполнила учитель математики

МБОУ СОШ № 83 г.о. Самара

Зиновьева Татьяна

                                 Галактионовна

Самара 2013 г

Введение

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребенку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального, среднего образования и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 – 8 классов.

Необходимость включения во внеурочную работу по математике учащихся 5 классов обусловлена повышением интереса к школьному курсу математики. Необходимость внеурочной работы по математике с учащимися вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
    На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Актуальность данной программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на начальном этапе обучения, выходящими за рамки программы 5 класса, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
   Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
   Содержание занятий представляет собой введение в мир геометрии, что является очень важным и необходимым для учащихся 5 класса, а так же расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Эти занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная программа помогает успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
  Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого- 40 минут.

Название программы: программа «Наглядная геометрия» ( 5 класс )
     Цель:

1. развивать математический образ мышления, геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки;

 2.научить конструировать, наблюдать.

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях геометрии;

-содействовать умелому использованию символики;

 -научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Сроки реализации программы: 2013-2014 учебный год.

 Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующих результатов:

1) в направлении личностного развития: формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры,  о ее значимости в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении: создание фундамента для математического (геометрического) развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Планируемые результаты:

    первый уровень:

-уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;

-уметь строить плоские и пространственные фигуры, вычислять площади и объемы некоторых из них.

   второй уровень:

-научиться слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников;

-уметь работать в группе;

-уметь оценивать свою работу.

   третий уровень:

-приобретенные учащимися знания использовать при дальнейшем  изучении     геометрии и в повседневной жизни.

Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

УУД

Дата по плану

Дата по факту

1.

Первые шаги в геометрии

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его      результата с эталоном.

Познавательные УУД:      

 логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:     построение речевых высказываний, постановка вопросов.

04.09.

2.

Простейшие геометрические фигуры

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

 договариваться и приходить к общему решению

совместной деятельности.

11.09.

3.

Пространство и размерность

Коммуникативные УУД:

формировать коммуникативные действия, направленные на структуирование по данной теме.

Регулятивные УУД: формировать целевые

установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные УУД:  

уметь строить рассуждения в форме связи

 простых суждений об объекте, его строении,

 свойствах и связях.

18.09

4.


Решение олимпиадных

геометрических  задач

Коммуникативные УУД:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные УУД: осознавать

учащимися уровень и качество усвоения

 результата.

Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач.

25.09.

5.

Геометрия в стихах

Коммуникативные УУД:

воспринимать текст с учетом поставленной

 учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения проблемы.

Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды

деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД: уметь

осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

02.10.

6.

Конкурс знатоков

 « Математические горки»

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую

 точку зрения, быть готовым изменить свою

 точку зрения.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения,

 к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным

критериям.

09.10.

7.

Конструирование из бумаги геометрических фигур

Коммуникативные УУД:

развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные УУД: формировать целевые

установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные УУД: уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.

16.10.

8.

Выставка поделок геометрических фигур

Коммуникативные УУД: управлять своим

 поведением (контроль, самокоррекция, оценка

своего действия).

Регулятивные УУД:

проектировать траектории развития

через включение в новые виды

деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД:

уметь выделять существенную информацию

из текстов.

23.10

9.

Прямоугольный параллелепипед

Коммуникативные УУД:

способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Регулятивные УУД:

 формировать постановку учебной задачи

 на основе соотнесения того, что уже

 известно и усвоено учащимися,  и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД:

 уметь осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков.

30.10.

10.

Куб и его свойства

Коммуникативные УУД:

формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование

информации по данной теме.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

                                                 Познавательные УУД:

 ориентироваться на разнообразие

 способов решения задач.

06.11.

11.

Измерение площади и объема

Коммуникативные УУД:     построение речевых высказываний, постановка вопросов.

Регулятивные УУД: формировать целевые

установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач.

20.11.

12.

Игра «Веришь не веришь»

Коммуникативные УУД:

 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

 проектировать маршрут преодоления

затруднений через включение в новые виды деятельности.

Познавательные УУД:

уметь осуществлять сравнение и классификацию

 по заданным критериям.

27.11.

13.

Треугольник

Коммуникативные УУД:

формировать коммуникативные действия, направленные на структуирование по данной теме.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимися уровень и

качество усвоения результата.

 Познавательные УУД:

 ориентироваться на разнообразие

 способов решения задач

04.12.

14.

КВМ «Царица наук»

Коммуникативные УУД:

 формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные УУД:

 осознавать самого себя как движущую

силу своего научения, к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные УУД:

 ориентироваться на разнообразие способов.

 решения задач.

11.12.

15.

Практическая работа «Сумма углов треугольника»

Коммуникативные УУД:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

контролировать в форме сравнения способа

 действия и его результата с заданным

 эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив.

Познавательные УУД:

 уметь устанавливать аналоги.

18.12.

16.

Новогодние забавы

Коммуникативные УУД:

управлять своим

 поведением (контроль, самокоррекция, оценка

своего действия).

Регулятивные УУД:

 оценивать уровень владения действием

 ( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» )

                                                 Познавательные УУД:

 уметь выделять закономерность.

25.12.

17.

Геометрические головоломки

Коммуникативные УУД:

формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование

информации по данной теме.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата.

                                                 Познавательные УУД:

 ориентироваться на разнообразие

 способов решения задач.

15.01.

18.

Игра « Поле чудес»

Коммуникативные УУД:

управлять своим

 поведением (контроль, самокоррекция, оценка

своего действия).

Регулятивные УУД:

 оценивать уровень владения действием

 ( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» )

                                             Познавательные УУД:

 уметь выделять закономерность.

22.01.

19.

Математическая конференция

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую

 точку зрения, быть готовым изменить свою

 точку зрения.

Регулятивные УУД:

 формировать целевые установки учебной деятельности.

Познавательные УУД:

 ориентироваться на разнообразие способов.

29.01.

20.

Периметр и площадь треугольника

Коммуникативные УУД:

  Уметь находить в тексте информацию,

необходимую для решения проблемы.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

                                                Познавательные УУД:

 использовать знаково-символические средства.

05.02.

21.

Оформление математических газет к декаде математики

Коммуникативные УУД:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

                                                   Регулятивные УУД:

 осознавать самого себя как движущую

силу своего научения, к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные УУД:

уметь осуществлять синтез как

составление целого из частей.

 

12.02.

22.

Четырехугольники

Коммуникативные УУД:

 учитывать разные мнения и стремиться

 к координации

различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД: 

контроль в форме сличения способа действия и его результатов.

Познавательные УУД :

 логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

19.02.

23.

Экскурсия в компьютерный класс.

Коммуникативные УУД:

способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Регулятивные УУД: 

самостоятельно выделять и

формулировать познавательные цели;  искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные УУД :

уметь выделять существенную информацию.

26.02.

24.

Периметры и площади четырехугольников

Коммуникативные УУД:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

контролировать в форме сравнения способа

 действия и его результата с заданным

 эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив.

Познавательные УУД:

 уметь устанавливать аналоги.

05.03.

25.

 Фокусы с геометрическими

 фигурами  

Коммуникативные УУД:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

 формировать целевые установки учебной деятельности.

Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным

критериям.

12.03.

26.

Окружность

Коммуникативные УУД:

  Уметь находить в тексте информацию,

необходимую для решения проблемы.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

                                                Познавательные УУД:

 использовать знаково-символические средства.

19.03.

27.

Геометрический тренинг

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую

 точку зрения, быть готовым изменить свою

 точку зрения.

Регулятивные УУД: 

 определять последовательности

 промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план

последовательности действий.

Познавательные УУД:

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

26.03.

28.

Конкурс знатоков

Коммуникативные УУД:

развивать умение точно и грамотно

выражать свои мысли, отстаивать свою

точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные УУД: 

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

сопоставлять характеристики объектов

по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различие объектов.

02.04.

29.

Прямоугольный треугольник

Коммуникативные УУД:

управлять своим

 поведением (контроль, самокоррекция, оценка

своего действия).

Регулятивные УУД:

 оценивать уровень владения действием

 ( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» )

                                             Познавательные УУД:

 уметь выделять закономерность.

09.04.

30.

Игра «Цифры в буквах»

Коммуникативные УУД:

 развивать умение точно и грамотно выражать

 свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: 

удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи.

16.04.

31.

Задачи со спичками

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую

 точку зрения, быть готовым изменить свою

 точку зрения.

Регулятивные УУД: 

 определять последовательности

 промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план

последовательности действий.

Познавательные УУД:

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

23.04.

32.

Пифагор и его школа. Упражнения, задачи

Коммуникативные УУД:

способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Регулятивные УУД: 

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;  искать и выделять

 необходимую информацию.

Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным

критериям, слушать других, пытаться

принимать другую

 точку зрения, быть готовым изменить свою

 точку зрения.

30.04.

33.

Зашифрованная переписка

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую

 точку зрения, быть готовым изменить свою

 точку зрения.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

                                                Познавательные УУД:

 использовать знаково-символические средства.

07.05.

34.

Решение задач повышенной

трудности.

Коммуникативные УУД:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные УУД: осознавать

учащимися уровень и качество усвоения

 результата.

Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач.

14.05.

35.

Интеллектуальный марафон.

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать

 другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения.

Регулятивные УУД: 

формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий

Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным

критериям.

21.05.

Литература

1).Шарыгин И.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.

2).В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике»

    Глобус ,Москва ,2008 .

3).М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2011

4).Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».

5). Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.

6).Епишева О.Б. Крупин В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: кн. Для учителей. – М.: Просвещение,2000. – с. 102-136.

7). Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176с.

8).Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр пед. поиск, 2002. – с. 160.

9). Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.// М.: «Просвещение», 1997 г. – с. 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 7 класса «Прикладная математика»

          Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности            Федерального государственно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся по физической культуре «Лёгкая атлетика» 5- 9 класс и ктп

Рабочая программа по  внеурочной  деятельности учащихся по физической культуре «Лёгкая атлетика" 5- 9 классы составлена по ФГОС, с ктп...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Наглядная геометрия" для 5 класса по ФГОС

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса. Направление общеинтеллектуальное. Расчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 6 «А»класса «Юные инспектора дорожного движения»

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не о...