рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.rpogr_.5kl._nagl._geom.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности учащихся 5 класса
«Наглядная геометрия»
Выполнила учитель математики
МБОУ СОШ № 83 г.о. Самара
Зиновьева Татьяна
Галактионовна
Самара 2013 г
Введение
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребенку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального, среднего образования и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 – 8 классов.
Необходимость включения во внеурочную работу по математике учащихся 5 классов обусловлена повышением интереса к школьному курсу математики. Необходимость внеурочной работы по математике с учащимися вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Актуальность данной программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на начальном этапе обучения, выходящими за рамки программы 5 класса, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир геометрии, что является очень важным и необходимым для учащихся 5 класса, а так же расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Эти занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная программа помогает успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого- 40 минут.
Название программы: программа «Наглядная геометрия» ( 5 класс )
Цель:
1. развивать математический образ мышления, геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки;
2.научить конструировать, наблюдать.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях геометрии;
-содействовать умелому использованию символики;
-научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации программы: 2013-2014 учебный год.
Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующих результатов:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о ее значимости в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: создание фундамента для математического (геометрического) развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты:
первый уровень:
-уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;
-уметь строить плоские и пространственные фигуры, вычислять площади и объемы некоторых из них.
второй уровень:
-научиться слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников;
-уметь работать в группе;
-уметь оценивать свою работу.
третий уровень:
-приобретенные учащимися знания использовать при дальнейшем изучении геометрии и в повседневной жизни.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | УУД | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Первые шаги в геометрии | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. | 04.09. | |
2. | Простейшие геометрические фигуры | Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата. Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | 11.09. | |
3. | Пространство и размерность | Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структуирование по данной теме. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные УУД: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 18.09 | |
4. |
геометрических задач | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач. | 25.09. | |
5. | Геометрия в стихах | Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения проблемы. Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | 02.10. | |
6. | Конкурс знатоков « Математические горки» | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | 09.10. | |
7. | Конструирование из бумаги геометрических фигур | Коммуникативные УУД: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные УУД: уметь осуществлять синтез как составление целого из частей. | 16.10. | |
8. | Выставка поделок геометрических фигур | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из текстов. | 23.10 | |
9. | Прямоугольный параллелепипед | Коммуникативные УУД: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные УУД: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ объектов с | 30.10. | |
10. | Куб и его свойства | Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные УУД: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | 06.11. | |
11. | Измерение площади и объема | Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач. | 20.11. | |
12. | Игра «Веришь не веришь» | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | 27.11. | |
13. | Треугольник | Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структуирование по данной теме. Регулятивные УУД: осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов решения задач | 04.12. | |
14. | КВМ «Царица наук» | Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов. решения задач. | 11.12. | |
15. | Практическая работа «Сумма углов треугольника» | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: контролировать в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив. Познавательные УУД: уметь устанавливать аналоги. | 18.12. | |
16. | Новогодние забавы | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: оценивать уровень владения действием ( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» ) Познавательные УУД: уметь выделять закономерность. | 25.12. | |
17. | Геометрические головоломки | Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные УУД: осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | 15.01. | |
18. | Игра « Поле чудес» | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: оценивать уровень владения действием ( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» ) Познавательные УУД: уметь выделять закономерность. | 22.01. | |
19. | Математическая конференция | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов. | 29.01. | |
20. | Периметр и площадь треугольника | Коммуникативные УУД: Уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения проблемы. Регулятивные УУД: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства. | 05.02. | |
21. | Оформление математических газет к декаде математики | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные УУД: уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.
| 12.02. | |
22. | Четырехугольники | Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД : логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. | 19.02. | |
23. | Экскурсия в компьютерный класс. | Коммуникативные УУД: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД : уметь выделять существенную информацию. | 26.02. | |
24. | Периметры и площади четырехугольников | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: контролировать в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив. Познавательные УУД: уметь устанавливать аналоги. | 05.03. | |
25. | Фокусы с геометрическими фигурами | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | 12.03. | |
26. | Окружность | Коммуникативные УУД: Уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения проблемы. Регулятивные УУД: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства. | 19.03. | |
27. | Геометрический тренинг | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Познавательные УУД: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. | 26.03. | |
28. | Конкурс знатоков | Коммуникативные УУД: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различие объектов. | 02.04. | |
29. | Прямоугольный треугольник | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: оценивать уровень владения действием ( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» ) Познавательные УУД: уметь выделять закономерность. | 09.04. | |
30. | Игра «Цифры в буквах» | Коммуникативные УУД: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи. | 16.04. | |
31. | Задачи со спичками | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Познавательные УУД: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. | 23.04. | |
32. | Пифагор и его школа. Упражнения, задачи | Коммуникативные УУД: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | 30.04. | |
33. | Зашифрованная переписка | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства. | 07.05. | |
34. | Решение задач повышенной трудности. | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач. | 14.05. | |
35. | Интеллектуальный марафон. | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | 21.05. |
Литература
1).Шарыгин И.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.
2).В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике»
Глобус ,Москва ,2008 .
3).М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2011
4).Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».
5). Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.
6).Епишева О.Б. Крупин В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: кн. Для учителей. – М.: Просвещение,2000. – с. 102-136.
7). Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176с.
8).Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр пед. поиск, 2002. – с. 160.
9). Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.// М.: «Просвещение», 1997 г. – с. 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 7 класса «Прикладная математика»
Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся по физической культуре «Лёгкая атлетика» 5- 9 класс и ктп
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся по физической культуре «Лёгкая атлетика" 5- 9 классы составлена по ФГОС, с ктп...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Наглядная геометрия" для 5 класса по ФГОС
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса. Направление общеинтеллектуальное. Расчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 6 «А»класса «Юные инспектора дорожного движения»
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не о...