Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Наглядная геометрия»
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему
Данная программа предполагает развитие пространственного и наглядно-образного мышления учащихся 5-6 класса. Целью программы является овладение системой геометрических знаний и умений необходиамых в практической деятельности.
Изучение основных понятий геометрии в игровой форме, использование учебного пособия Шарыгина И.Ф. Ерганжиевой Л.Н. "Наглядная геометрия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_matematika_5_kl.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
Средняя общеобразовательная школа с. Троицкое Самарской области
Рассмотрено и принято на заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол №____ от «_»____________2013г _________________ | Рекомендовано к утверждению Зам директора по УВР __________________ | Утверждено к использованию в образовательном процессе Приказ №_____ От «___»______2013г Директор ГБОУ СОШ _____________. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике
в 5 классе
«Наглядная геометрия»
рабочую программу составила: Золотарева И.П
Пояснительная записка
- Актуальность
Если спросить всех школьников, какой предмет нравится ими больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику. Обычно её скорее уважают, чем любят. У нас в стране научные знания пользуются большим почетом, но, конечно, среди школьников есть такие, которые тяготятся изучением математики. По-видимому, дело объясняется не только тем, что её изучение многим нелегко дается и требует упорства и труда, но так же и тем, что некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными и даже порой скучными.
В современном мире математика бурно развивается. Это связано с тем, что теория и практика выдвигают всё новые и новые задачи, которые математики должны решать. И когда старых знаний не хватает, приходится изобретать новые пути, находить новые методы. Ныне математика применяется не только в механике, физике, астрономии, химии и технике, но также в биологии, медицине, некоторых отраслях общественных наук и даже языкознании.
Коротко математику можно охарактеризовать как науку о числах и фигурах. Трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где не приходилось бы ставить и решать вопросы о количестве предметов, об их размерах и форме.
Первые геометрические понятия школьник получает в курсе математики 5 класса.
Данная программа предполагает развитие пространственного и наглядно-образного мышления, помочь учащимся в игровой форме овладеть системой геометрических знаний
Цель
- Овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых в практической деятельности.
- Развитие пространственного, наглядно-образного мышления
- Формирование понимания значимости математики для научно-технического процесса.
- Задачи
- видеть геометрию в окружающем мире, в различных жизненных ситуациях;
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить развертки пространственных тел.
- Основные принципы
- Интегративность
- Принцип единства сознания и деятельности
- Принцип наглядности
- Принцип личной ориентации
- Принцип системности и целостности
- Принцип практической направленности
- Планируемые результаты
Первый уровень: усвоение понятий «пространство», «точка», «фигура» и т.д.
Второй уровень: построение чертежей, обсуждение и выбор решения
Третий уровень: применение полученных знаний при выполнении практических заданий.
- Личностные результаты
- Представление о геометрии как сфере человеческой деятельности
- Инициатива, находчивость, активность при решении задач
- Регулятивные УУД
- составлять план действий
- сравнивать свое решение с эталоном
- прогнозирование результата
- Познавательные УУД
- познакомится с простейшими геометрическими фигурами, выявлять их особенности( качества, признаки)
- выбор наиболее эффективного решения
- анализ текста
- Коммуникативные УУД
- обмениваться информацией, принятие совместных эффективных решений
- критическое отношение к своему мнению
- навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы
- Формы организации занятий: геометрические игры, викторины, инсценировки, конкурсы, экскурсии, обсуждения, математический бой, проекты, изготовление моделей.
Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 занятие в неделю
Содержание программы
- Введение. Из истории геометрии
- Простейшие геометрические фигуры. Построение фигур.
- Параллельность и перпендикулярность.
- Сравнения и измерения фигур. Свойства фигур.
- Конструирование фигур
- Задачи на разрезание и складывание фигур
- Геометрические тела
- Геометрические головоломки
- Геометрический тренинг
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятий содержание | Основные понятия | Всего часов | Количество уроков | Формы контроля | ||
аудиторные | внеаудиторные | экскурсии | |||||
1 | Введение. Из истории геометрии | Пифагор, Евклид, Лобачевский. | 2 | 1 | 1 | доклад | |
2 | Простейшие геометрические фигуры. Построение фигур. | Точка, прямая, отрезок, угол, окружность | 3 | 2 | 1 | Выставка чертежей | |
3 | Параллельность и перпендикулярность. | Параллельность и перпендикулярность. | 3 | 2 | 1 | Рисунки | |
4 | Сравнения и измерения фигур. Свойства фигур | Равенство фигур, величина угла, длина отрезка, биссектриса | 4 | 2 | 2 | кроссворд | |
5 | Конструирование фигур | Квадрат, прямоугольник, треугольник. | 4 | 2 | 2 | Игра «Составь узор» | |
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | Пентамино, паркет. | 5 | 3 | 2 | Моделирование паркета | |
7 | Геометрические тела | Многогранник, куб, тетраэдр параллелепипед | 4 | 2 | 2 | Изготовление моделей | |
8 | Геометрические головоломки, игры | Танграм, шифр, | 5 | 3 | 2 | Геометрические игры | |
9 | Геометрический тренинг | топология | 4 | 2 | 2 | Создание своей геометрической игры | |
34 |
Поурочное планирование
№п/п | Наименование тем | Типы занятий по ФГОС | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Форма контроля | примечание |
1 | Первые шаги в геометрии | беседа | 1 | Беседа, работа с книгой | Доклад | ||
2 | Пространство и размерность | Практическая работа | 1 | Изучение предложенных рисунков, моделей. | Выставка рисунков | ||
3 | Простейшие геометрические фигуры | Практическая работа | 1 | Измерения с помощью приборов, моделирование | Выставка моделей | ||
4 | Конструирование из «Т» | Игра | 1 | Составление фигур из основной | Выставка фигур | ||
5 | Куб и его свойства | Практическая работа | 1 | исследовательская | Формулировка свойств куба. | ||
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | игра | 1 | Моделирование фигур | Выставка моделей | ||
7 | Треугольник | Практическая работа | 1 | исследовательская | Выставка «паркета» | ||
8 | Правильные многогранники | Практическая работа | 1 | Изготовление моделей | Выставка моделей | ||
9 | Геометрические головоломки | игра | 1 | Групповая работа. Изготовление игры «танграм» и «Стомахион» | Поощрение победителей | ||
10 | Измерение длины | Практическая работа | 1 | Работа в парах. Изучение текста. | Справочник единиц измерений | ||
11 | Вычисление площади и объема | Практическая работа | 1 | Групповая работа. Изучение способов измерения площадей | Изготовление палетки | ||
12 | Вычисление длины, площади и объема | Практическая работа | 1 | Групповая работа. Измерение площади фигуры | Обсуждение результатов измерения | ||
13 | Окружность | Практическая работа | 1 | Исследовательская, групповая | Выставка рисунков | ||
14 | Геометрический тренинг | викторина | 1 | Групповая работа | Обсуждение полученных результатов, поощрение победителей | ||
15 | Топологические опыты | Практическая работа | 1 | Групповая работа. Изучение текста, работа с инструментами. | Демонстрация листа Мебиуса, рисунков. | ||
16 | Задачи со спичками | игра | 1 | групповая | Выставка моделей | ||
17 | Зашифрованная переписка | конкурс | 1 | Групповая работа | Обсуждение расшифрованного текста | ||
18 | Задачи, головоломки, игры | игра | 1 | Групповая работа | Демонстрация полученных решений | ||
19 | Фигурки из кубиков и их частей | Практическая работа | 1 | Групповая работа | Выставка моделей | ||
20 | Параллельность и перпендикулярность | Практическая работа | 1 | исследовательская | Выставка рисунков | ||
21 | Параллелограмм | Практическая работа | 1 | Исследовательская, работа с инструментами. | Демонстрация моделей, формулировка свойств параллелограмма | ||
22 | Координаты, координаты, координаты… | игра | 1 | групповая | Поощрение победителей | ||
23 | Оригами | Практическая работа | 1 | Групповая работа | Выставка моделей | ||
24 | Замечательные кривые | проект | 1 | Групповая работа | Выставка рисунков | ||
25 | Кривые дракона | Практическая работа | 1 | исследовательская | Выставка рисунков | ||
26 | Лабиринты | игра | 1 | Групповая работа | выставка лабиринтов | ||
27 | Геометрия клетчатой бумаги | Практическая работа | 1 | Групповая работа | Выставка рисунков | ||
28 | Зеркальное отражение | Практическая работа | 1 | Групповая работа | Выставка текстов | ||
29 | Симметрия | Практическая работа | 1 | исследовательская | Выставка рисунков | ||
30 | Бордюры | Практическая работа | 1 | Групповая работа | Выставка рисунков | ||
31 | Орнаменты | Практическая работа | 1 | Групповая работа | Выставка рисунков | ||
32 | Симметрия помогает решать задачи | Практическая работа | 1 | Групповая работа | Выставка рисунков | ||
33 | Одно важное свойство окружности | Практическая работа | 1 | исследовательская | Обсуждение полученных результатов | ||
34 | Задачи, головоломки, игры | Практическая работа | 1 | Групповая работа | Поощрение победителей | ||
Литература
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия» Учебное пособие для V-VI классов.- М:;МИРОС, КПЦ «МАРТА» 1992
Литература для подготовки к занятиям
Детская энциклопедияМ6;-Педагогика, 1972
Линдгрен Г. Занимательные задачи на разрезание М6; Мир -1977
Geogebra.org>cms/ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Жиая математика"
Рабочая программа для внеурочной деятельности для учеников 6-7 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс
Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа «Занимательная математика » направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика для пятиклассников"
Рабочая прграмма по внеурочной деятельности по математике 5 класс...
Рабочая программа по Внеурочной деятельности "Путешествие в страну геометрию "
Внеурочная деятельность. Элективный курс по геометрии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас"
Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчита...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"
Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...