Несколько способов решения одной задачи
статья (алгебра, 8 класс) по теме
Материал для ведения кружковых занятий, развивает логическое мышление учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 389 КБ |
Предварительный просмотр:
Несколько способов решения одной олимпиадной задачи.
Сайфутдинова Ф. Ф. – учитель математики
МБОУ "Лицей №2 г.Мамадыш" .
- Два пешехода вышли на рассвете. Каждый шел с постоянной скоростью. Один шел из А в В, другой из В в А. Они встретились в полдень и не прекращая движения, пришли один в В в 4 часа, а другой в А в 9 часов вечера. В котором часу в тот день был рассвет?
На математическом кружке мы рассмотрели несколько способов решения этой задачи, с которыми хочу поделиться.
1-й способ. Он основан на том, что на одном и том же участке пути скорость и время обратно пропорциональны.
Пусть скорость первого пешехода в х раз больше скорости второго пешехода. Тогда на одном и том же участке пути первый пешеход тратит в х раз меньше времени чем второй, а второй – в х раз больше чем первый. До встречи они шли одинаковое время t, поэтому
· t = 4х · t. Отсюда х² =
.
( не подходит по условию),
.
Итак, до встречи они шли 9 : = 6 ч, т.е. они вышли в 6 часов.
2-й способ. Решим с помощью составления дробно – рационального уравнения.
Пусть два пешехода шли до встречи х часов. Тогда на весь путь первый пешеход затратил (х + 4)ч, а второй (х + 9)ч. Весь путь от А до В примем за единицу. Тогда первый пешеход проходил в час , второй
, а вместе
всего пути.
Составим уравнение
+
=
=
2х² + 13х = х² + 13х + 36
х² = 36
(не подходит),
= 6; Итак, до встречи они шли 6 часов.
3-й способ. Решим с помощью составления системы уравнений.
Пусть и
– скорость и путь первого пешехода,
и
- скорость и путь второго пешехода до встречи.
Тогда получим систему уравнений :
Разделив первое уравнение на второе, получим
:
=
,
·
=
Учитывая первое уравнение системы и заменив через х, получим х² =
, отсюда х =
.
Найдем время до встречи, которое равно: · 4 = 1,5 · 4 = 6 часов.
4-й способ. Решим графическим способом.
Введем прямоугольную систему координат. По горизонтальной оси отметим время (t), по вертикальной оси – расстояние (s). A и В – пункты, из которых отправились пешеходы; АD и BC – графики движения пешеходов с постоянными скоростями.
Координаты точки К – это время и место встречи пешеходов в полдень.
∆DKH ~ ∆AKE. Отсюда имеем: =
.
∆BHK ~ ∆CEK. Отсюда имеем: =
,
т.е. =
;
=
.
х² = 36, откуда х = 6, т.е. 6 часов прошло
до встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различные способы решения одной системы
На уроке математики рассматриваются четыре способа решения одной системы....
Мастер-класс Несколько способов решения одной задачи
Данная методическая разработка показывает как используется функциональная ассиметрия мозга и разные способы мышления в выборе способа при решении задачи....

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

Исследовательская работа по математике учащегося 6 класса: "23 способа решения одной задачи".
С математической точки зрения раздел способов решения задач в школьной математике является простейшим. Однако в текстовых задачах встречаются такие задачи, которые требуют умение применять разли...

Несколько способов решения квадратных уравнений. 8 класс.
Систематизировать и обобщить знания при решении квадратных уравнений показать другие способы решения, которые не изучаются в школьном курсе....
Комплекс задач «Графический способ решения текстовых задач» для учащихся 7 класса
Комплекс текстовых задач для решения графическим способом учащихся 7 класса.Комплекс состоит из задач с сюжетной фабулой на равномерное движение и на работу, так как с помощью графиков рационально реш...