Звездный час Четырехугольников"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме

Андреева Надежда Владимировна

Тема кейс-урока "Звездный час Четырехугольников".  По этому уроку составлена технологическая карта.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в различных областях деятельности. Необходимо учить ребенка так, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.  Для этого от учителя требуется организовать деятельность учеников в поисковом режиме. Одной из современных образовательных технологий, способствующей развитию умения анализировать жизненные ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление, является кейс-технология или метод конкретных ситуаций. Если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. По сравнению с широко распространенными методами активного обучения школьников эта технология не столь известна. Еще менее опробована она в применении к математике в школе, поскольку в отличие от гуманитарных дисциплин она предполагает разрешение участниками учебных групп проблемы, по своей сути, не имеющей однозначного решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_anv.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Использование кейс - технологий на уроках математики.

Урок геометрии в 8 классе.

 Эпиграф:

«Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый смысл в хаосе, который нас окружает»                                             (Н.Винер)

Тема урока: «Звездный час четырехугольников".

Цель: повысить интерес учащихся к изучению четырёхугольников.

 Задачи: 

1. Организация групповой работы по созданию проекта;

2. Использование знание и умение темы «Четырехугольники» в составлении  бумажных слайдов;

3. Определение вид работы в группах и постановка задачи для решения;

4. Выступление представителей групп  по выполненной  задачи.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид деятельности: творческий, информационный, прикладной.

Применяемые умения: проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные); предметные (математические).

Формы обучения: групповая и индивидуальная. 

Предметные результаты:

Ученик научится:

-оперировать на базовом уровне понятиями четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция;

-сопоставлять понятие фигур с рисунками;

-выделять свойства и признаки по предложенным рисункам;

-решать учебные и практические задачи с применением простейших свойств фигур;

Ученик получит возможность научиться:

-извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представлять её на чертежах;

-решать учебные и практические задачи с применением простейших свойства фигур;

- оценивать объекты окружающего мира и использование форм четырехугольника в жизни человека;

Личностные результаты:

- умение вести диалог;

-воля и настойчивость в достижении цели;

-независимость и критичность мышления;

-навыки сотрудничества;

-самостоятельность и ответственное отношение к учёбе.

-рефлексия собственной деятельности;

Метапредметные результаты:

-Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

-Умения контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные понятия учебного занятия: Параллелограмм, его определение, свойства и признаки; трапеция, её определение и свойства; прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.

Личностные УУД:

-самостоятельное и ответственное отношение к учёбе;

- готовность и способность к саморазвитию ;

-формирование коммуникативной компетентности в общении в группе;

-рефлексия собственной деятельности.

Познавательные УУД

-находить информацию, понимать её и выбирать нужное;

-объединять рисунки в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,

 анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

-само и взаимоконтроль и самооценка;

-излагать полученную информацию, интерпретировать её в контексте решаемой задачи.

Регулятивные УУД

-управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

-выбирать и принимать цели,

-использовать усвоенные информации на уроках;

-подводить итоги деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы  составлять план её решения;

-оценивать свой опыт, оформлять его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач.

Коммуникативные УУД

-отображать в речи содержание совершаемых действий;

-формулировать выводы;

-работать индивидуально и в группе;

-осуществлять взаимоконтроль  и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-умение слушать, выступать, владеть устной и письменной речью;

-в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы.

  • Ресурсное обеспечение: Учебник  « Геометрия -8  » А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С Якир. –Москва, Издательский центр «Вента-Граф», 2018г. , рабочая программа по математике 8 класс, презентация к уроку.
  •  мультимедийный проектор, компьютер;
  • Кейсы с раздаточным материалом для выполнения работы;
  • Интернет ресурсы:

https://yandex.ru/video/search?text=Четырехугольники%20в%20жизни%20человека;

https://www.youtube.com/watch?v=kNxYlnrluj4

I этап. Самоопределение к деятельности этап. 

Эпиграф к уроку: «Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый смысл в хаосе, который нас окружает» (Н.Винер).

I I этап. Создание проблемной ситуации.

 Цель: включение учащихся в учебную деятельность

Организационный момент (2 мин.)

Экспертная группа предлагают свою идею создания проекта по теме «Звездный час Четырехугольников»

  1. Постановка учебной задачи

Слово предоставляется экспертной группе:

Экспертная группа предлагает помочь составить проект по теме «Звездный час Четырехугольников»

Перед собой поставили цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о четырехугольниках.

3адачи:

  1. -Внимательно изучить, проанализировать информацию кейса.
  2. -На основании анализа разработать материал для создания слайдов;
  3. -Данный проект должен быть максимально понятным для любого ученика.

Метод исследования: систематический сбор информации.
Объект исследования:  геометрические  фигуры – четырехугольники.

Актуальность:  Изучая фигуры  можно увидеть вокруг нас  многое красивое связанное с четырехугольниками.

Раздается  кейсы с заданиями.

Материал для 1-ой группы: Рисунки четырехугольников и определения к ним без конкретизации.

Материал для 2-ой группы: Рисунки четырехугольников и их свойства и признаки  к ним без конкретизации.

Материал для 3-ей группы: Исторические данные о четырехугольниках и их применение в жизни человека.

Материал для 4-ой группы: Набор задач по теме «Четырехугольники»

Материал для 5-ой группы: Рисунки вписанной окружности  в четырехугольники описанной окружности около четырехугольника.

1.Ознакомление с конкретной ситуацией – «кейсом» (8 мин.) 

Цель: обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового знания.

Учащиеся разбирают предложенный материал «кейса» и пытаются выяснить - «Какая задача стоит перед ними». Каждый школьник отвечает на вопросы: «Что я знаю по ситуации из «кейса»?», «Что еще необходимо узнать?».

Материал для 1-ой группы: Рисунки четырехугольников и определения к ним без конкретизации.

Задача: Сопоставить рисунки с определением и распределить по  предполагаемым  слайдам  на бумаге А3.

Материал для 2-ой группы: Рисунки четырехугольников и их свойства и признаки  к ним без конкретизации.

Задача: Сопоставить рисунки и свойства, признаки к ним и распределить по  предполагаемым  слайдам  на бумаге А3.

Материал для 3-ей группы: Исторические данные о четырехугольниках и их применение в жизни человека.

Задача: Распределить фигуры по историческим данным и примеры их применения в жизни человека. Распределить по  предполагаемым  слайдам  на бумаге А3.

Материал для 4-ой группы: Набор задач по теме «Четырехугольники»

Задача: Распределить задачи по группам. Показать решение  некоторые из них. Распределить по  предполагаемым  слайдам  на бумаге А3.

Материал для 5-ой группы: Рисунки вписанной окружности  в четырехугольники описанной окружности около четырехугольника.

Задача: Какими свойствами обладает вписанная в четырехугольник окружность? Когда в четырехугольник можно вписать окружность? Где находится центр вписанной окружности?

Сопоставить рисунки и свойства вписанной окружности  в четырехугольники описанной окружности около четырехугольника . Распределить по  предполагаемым  слайдам  на бумаге А3.

III  этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Применение учебного материала в новой учебной ситуации.

Цель: формирование навыка применения определений, свойств и признаков всех видов четырехугольника..

Работа в группах. Обсуждение альтернативных решений (17 мин.)

Учащиеся приклеивают на листе А3 материал, для составления слайдов исходя из кейса. Каждый высказывает свое мнение о решении проблемы, вместе обсуждают предложенные варианты. Приступают к  выполнению поставленную  перед собой задачу. 

Резолюция. Принятие решения в группе.

Готовый материал вывешивают на доску и готовятся к краткому выступлению

IVэтап.

Цель:  сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Физкультминутка (1,5-2 мин.)

https://www.youtube.com/watch?v=kNxYlnrluj4

V – этап

Цель: Оценка результатов деятельности каждой группы.

Дискуссия (8 мин.)

От каждой группы выступает один представитель. Учащиеся слушают, дополняют, выбирают рациональное решение. Экспертная группа принимает их выступления для создания проекта. https://yandex.ru/video/search?text=Четырехугольники%20в%20жизни%20человека;

VI- этап 

 Цель: дать качественную оценку каждой группе и отдельных учащихся.

Итог (5 мин.)  Слово экспертной группе: Оценивают бумажные слайды. По готовому проекту, составленный  экспертной группой  по теме «Звездный час Четырехугольников» выступят на следующем занятии.

VI I этап.  Рефлексия Цель: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Подведение итогов урока.

Вопросы.

  1. Решены ли все задачи  в группах?
  2.  Какие материалы кейса для вас казались полезными, интересными?
  3. Где лично вам может пригодиться сегодняшнее занятие?

VI I I этап.  Домашнее задание. 

Цель: обеспечить понимание выполнение домашнего задания.

Домашнее задание.

Составить мини проект по теме Четырехугольники», используя советы экспертной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сказка о четырехугольниках"

Сказка о приключениях квадрата, прямоугольника, параллелограмма...

Четырехугольники

Виды четырехугольников. Презентация может быть использована на уроках изучения нового материла, повторения....

Разработка урока-соревнования в 8 классе по геометрии на тему "Четырехугольники. Свойства, признаки и площади четырехугольников"

Материал урока систематизирует и обобщает знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях...

Учебный элемент к уроку геометрии по теме: "Четырехугольники. Формулы для нахождения площадей четырехугольников "

Учебный элемент содержит теоретический материал по данной теме и примеры задач....

План-конспект по теме «Критерии вписанных четырехугольников. Задачи на доказательство, что около четырехугольника можно описать окружность.»

План-конспект по теме «Критерии вписанных четырехугольников. Задачи на доказательство, что около четырехугольника можно описать окружность.»...

Презентация к уроку "Четырехугольники. Свойства четырехугольников. Решение задач" 8 класс

Презентация к уроку "Четырехугольники. Свойства четырехугольников. Решение задач" 8 класс...