План-конспект по теме «Критерии вписанных четырехугольников. Задачи на доказательство, что около четырехугольника можно описать окружность.»
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (10 класс) на тему
План-конспект по теме «Критерии вписанных четырехугольников. Задачи на доказательство, что около четырехугольника можно описать окружность.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 229.75 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект по теме «Критерии вписанных четырехугольников. Задачи на доказательство, что около четырехугольника можно описать окружность.»
Вид урока: Объяснение нового материала.
Тип урока: Беседа, практикум.
Цель: Создание условий для успешного усвоения понятия вписанного четырёхугольника, его критериев и овладения умениями применять их на практике.
Задачи:
- Ввести понятия вписанного четырехугольника, изучить критерии вписанного четырехугольника (прямая и обратная теоремы).
- Дать опыт практического применения рассмотренных критериев при решении задач.
- Развивать самостоятельность, активность, логическое мышление, навыки построения и вычисления.
Ход занятия
1. Организационный момент. Изменения в ЕГЭ 2015 года по математике, относящиеся к задаче С4 (сейчас это задание 16), уже не актуальны. Вместо многовариантных задач, которые предлагались ранее, теперь предлагаются задачи на доказательство и вычисление, т.е. решение состоит из двух частей.
В рамках нашего занятия нас интересуют задачи, связанные с вписанным четырехугольником. В первой части решения такого рода задач необходимо проанализировать предложенную конфигурацию и доказать, что четыре точки лежат на окружности или что около четырехугольника можно описать окружность; во второй – используя свойства вписанного четырехугольника вычислить какую-либо величину, зная, что четырехугольник вписанный. Заметим, что для доказательства первого пункта необходимо использовать признаки вписанного четырехугольника, а при вычислениях во втором пункте – его свойства. Признаки характеризуют достаточное условие описания окружности около четырехугольника, свойства – необходимое. Теорема, характеризующая необходимое и достаточное условия, называется критерием. Напомним предварительно некоторые важные для дальнейшего изложения теоремы, известные из школьного курса геометрии.
2. Основные теоремы геометрии окружности.
Теорема 1 (об измерении углов, связанных с окружностью).
а) вписанный угол равен половине градусной меры дуги, на которую он опирается;
б) угол, вписанный в окружность, равен половине соответствующего центрального угла.
Теорема 2. Если треугольники АВС и АОС лежат по одну сторону от прямой АС и точка О – центр окружности, описанной около треугольника АВС, то ∠AOC = 2∠ABC (рисунок 1).
Рисунок 1
Теорема 3. Если треугольники АВС и АОС лежат по одну сторону от прямой АС, OA =OC и ∠AOC = 2∠ABC , то точка О – центр окружности, описанной около треугольника АВС (рисунок 1).
Следствие из теоремы 1. Вписанные углы, стороны которых проходят через точки А и В окружности, а вершины лежат по одну сторону от прямой АВ, равны (рисунок 2).
Рисунок 2
В случае, когда вписанные углы равны по 90˚, то используют характеристическое свойство окружности: отрезок АВ виден из вершин углов под прямым углом тогда и только тогда, когда эти вершины лежит на окружности с диаметром АВ и отличны от точек А и В.
Теорема 4. В любой треугольник можно вписать окружность.
Теорема 5. Около любого треугольника можно описать окружность.
Теорема 6. Если из точки Р к окружности проведены две секущие, пересекающие окружность в точках А, В и С, D соответственно, то AP∙BP=CP∙DP (рисунок 3).
Рисунок 3
Теорема 7. Отрезки касательных, проведенных к окружности из одной точки, равны (рисунок 4).
Рисунок 4
Теорема 8. Из точки А, взятой вне окружности, проведены к ней касательная АВ и две секущие, пересекающие окружность в точках С и D, M и N соответственно (рисунок 5). Тогда AB2 = AC ∙AD.
Рисунок 5
Напомним, что четырехугольник вписан в окружность, если все его вершины лежат на этой окружности. Заметим, что если около четырехугольника можно описать окружность, то центр её равноудален от вершин, то есть принадлежит серединным перпендикулярaм к сторонам четырехугольника, а так же серединным перпендикулярaм и к диагоналям.
И так, рассмотрим критерии.
Критерий 1: для того чтобы выпуклый четырехугольник ABCD был вписанным необходимо и достаточно выполнения условия ∠ABD = ∠ACD ( рисунок 6).
Рисунок 6
Если мы будем рассматривать прямую теорему, то получим свойство 1: Если четырехугольник ABCD вписанный, то ∠ ABD =∠ ACD; а если обратную – то признак 1: Если ∠ ABD =∠ ACD, то четырехугольник ABCD вписан в окружность.
Критерий 2: для того чтобы выпуклый четырехугольник был вписанным, необходимо и достаточно чтобы сумма двух противоположных углов четырехугольника была равна 180° (рисунок 7).
Рисунок 7
Следствие: Если ∠АМВ = ∠АКВ = 90°, то точки А, В, М и К расположены на окружности с диаметром АВ.
Критерий 3: для того, чтобы точки A, B, C, D принадлежали окружности, необходимо и достаточно, чтобы AC пересекала BD в точке P и AP∙PC= DP∙PB (рисунок 8).
Рисунок 8
В дополнение к основным признакам вписанного четырехугольника можно рассмотреть еще два «именных» - теорему Симсона и теорему Птолемея.
Критерий 4: Для того чтобы четыре точки принадлежали одной окружности, необходимо и достаточно, чтобы проекции одной из них на три прямые, определяемые тремя остальными точками, лежали на одной прямой.
Критерий 5: Для того чтобы около четырехугольника можно было описать окружность, необходимо и достаточно, чтобы сумма произведений его противоположных сторон равнялась произведению диагоналей. АВ⋅CD+BC ⋅ AD=CA⋅ BD .
3. Практическая работа.
Задача 1. В выпуклом четырехугольнике ABCD диагонали AC и BD пересекаются в точке O. ∠ABC = 111˚, ∠OBC = 49˚, ∠ACD = 62˚.
Доказать, что точки A, B, C, D принадлежат одной окружности.
Решение: ∠ABO = 111 ˚ - 49˚= 62 ˚. Таким образом, B и C лежат по одну сторону от AD и углы ABO и ACD равны, значит точки A, B, C, D лежат на одной окружности (рисунок 9).
Рисунок 9
Задача 2. Биссектрисы углов выпуклого четырехугольника ABCD образуют выпуклый четырехугольник KLMN. Доказать, что около четырехугольника KLMN можно описать окружность.
Решение: В четырехугольнике ABCD имеем ∠A + ∠B + ∠C + ∠D = 360˚. В четырехугольнике KLMN: ∠L = 180˚ - 0,5(∠B + ∠C), ∠N = 180˚ - 0,5(∠A + ∠D) ∠L + ∠N = 180˚ Значит, по признаку 2 около четырехугольника KLMN можно описать окружность (рисунок 10).
Рисунок 10
4. Рефлексия и домашнее задание (5 минут). Ребята рассказывают о том, что нового узнали и получают задачу для самостоятельного разбора.
Задача 3 . Две окружности имеют общую хорду CD. Через точку M этой хорды проведены хорды AB и EF, принадлежащие различным окружностям и не лежащие на одной прямой. Доказать, что концы этих двух хорд лежат на одной окружности.
Рисунок 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Решение задач с помощью уравнений"
Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: Учитель (преподаватель)Класс(ы): 5 классПредмет(ы): МатематикаЦель урока: Цель ...
План-конспект урока по теме "Решение задач по измерению информации
Конспект урока "Решение задач по измернию информации". Предмет "Основы теории информации" для студентов обучающихся по специальности СПО "Компьютерные сети"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-358832-1386002456.jpg)
План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».
План конспект урока по физике в 7 классе.Тема урока: Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396598-1391337099.jpg)
План-конспект урока по теме Основные задачи на проценты
Тема урока: « Основные задачи на проценты».Класс: 6Учитель: Елена Павловна ЮчСюжет. Математические термины «процент», «задачи на проценты» занимают важное место не только в изучении математики, но и в...
План-конспект урока по теме "Длина окружности" (6 класс)
Урок характеризуется разнообразием методов, форм и приёмов обучения: расшифровка ребуса (на этапе определения темы урока), разгадывание кроссворда (в качестве работы с математической терми...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577789-1422731595.jpg)
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...