Рабочая программа по геометрии для 5 класса
календарно-тематическое планирование по геометрии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
для 5 класса
«Геометрия для младших школьников»
на 2016 - 2017 учебный год
УЧИТЕЛЯ
Сафроновой Ольги Александровны.
Пояснительная записка.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недель.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели и задачи изучения геометрии:
- сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в школе;
- предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения геометрии, а также для продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- выявить и развить математические и творческие способности;
- продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
- развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин;
- распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
- изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач;
- решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- расширить знание учащихся о многоугольниках;
- рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы их вычисления;
- познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
В результате освоения курса геометрии 5 класса программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
- умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- способности адекватно оценивать правильность или оошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
- развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах, формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
- умения пользоваться изученными математическими формулами;
- знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
- умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Распределение учебных часов по разделам программы
Тема | Количество часов | Количество контрольных работ |
Начальные геометрические сведения | 10 | 1 |
Треугольники | 7 | 1 |
Окружность | 5 | 1 |
Четырехугольники | 5 | 1 |
Площадь | 5 | 1 |
Задачи с геометрическим содержанием | 2 | |
Всего | 34 | 5 |
Перечень учебно-методических средств обучения
- Учебник Атанасян Л.С. и др. «Геометрия 7-9 класс», «Просвещение», М. 2015
- Ершова А.П. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. Геометрия. 7класс, М.: ИЛЕКСА, 2014
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, М.: ИЛЕКСА,- 2014
- Мищенко Т.М., Блинков А.Д. Геометрия 7 класс. Тематические тесты к учебнику Атанасяна Л.С. и др., М.: Просвещение, 2014
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия, учебное пособие для учащихся 5-6 классов. –М.: МИРОС, 1995
- Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 5 класс, - ООО «ВАКО», 2014
- Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: часть 1: к учебнику С.М. Никольского и др. «Математика. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Т.М. Ерина. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Издательство «Экзамен», 2016
- Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: часть 2: к учебнику С.М. Никольского и др. «Математика. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Т.М. Ерина. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Издательство «Экзамен», 2016
Поурочное тематическое планирование
№ урока | Содержание раздела, тем | Кол. часов | Здоровьесбер. аспекты урока | ИКТ | УУД |
Начальные геометрические сведения | 10 | ||||
| Прямая и отрезок | ФМ для улучшения мозгового кровообращения: | Коммуникативные: Планируют общие способы работы. Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения. Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. | ||
| Луч. Угол. | ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук | Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения Познавательные: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | ||
| Луч. Угол. | ФМ для снятия утомления с туловища | ДР | Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения Познавательные: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | |
| Сравнение отрезков и углов. | Упражнение для мобилизации внимания | Коммуникативные: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов | ||
| Длина отрезка. Единицы измерения отрезков | Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти | Коммуникативные: Работают в группе. Сотрудничают в поиске и сборе информации Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Познавательные: Сопоставляют характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявляют сходства и различия объектов | ||
| Градусная мера угла. | Комплекс упражнений гимнастики глаз | Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Познавательные: Строят логические цепи рассуждений, выделяют общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицируют объекты | ||
| Градусная мера угла. | ФМ для улучшения мозгового кровообращения: | ЗУ | Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности. Составляют план и последовательность действий Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам | |
| Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов. | ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук | Коммуникативные: Работают в группе. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и побуждений Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план последовательности действий. Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | ||
| Решение задач. | ФМ для снятия утомления с туловища | РУТ | Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения от эталона Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | |
| Контрольная работа №1 | Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти | Коммуникативные: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: Оценивают достигнутый результат Познавательные: Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | ||
Треугольники | 7 | ||||
| Треугольник. Виды треугольников. | Комплекс упражнений гимнастики глаз | РУТ | Коммуникативные: Вступают в диалог, учатся владеть разными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | |
| Равнобедренный треугольник. | Комплекс упражнений гимнастики глаз | Коммуникативные: Работают в группе. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности Регулятивные: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Познавательные: Моделируют условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строят логическую цепочку рассуждений | ||
| Свойства равнобедренного треугольника. | ФМ для улучшения мозгового кровообращения: | УКП | Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выполняют операции со знаками и символами | |
| Сумма углов треугольника. | ФМ для снятия утомления с туловища | Коммуникативные: Сообщение содержания в письменной и устной форме. Воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном. Выстраивают алгоритм действий Познавательные: Умеют выстраивать логические цепи рассуждений. Выражают структуру задачи разными средствами | ||
| Сумма углов треугольника. | Упражнение для мобилизации внимания | ДР | Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном Познавательные: Выбирают и сопоставляют способы решения задачи. Обосновывают способы решения задачи | |
| Решение задач. | ФМ для снятия утомления с туловища | РУТ | Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения от эталона Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | |
| Контрольная работа №2 | ФМ для снятия утомления с туловища | Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | ||
Окружность | 5 | ||||
| Построение окружности. Элементы окружности. | Комплекс упражнений гимнастики глаз | Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | ||
| Длина окружности | Упражнение для мобилизации внимания | ДР | Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном Познавательные: Выбирают и сопоставляют способы решения задачи. Обосновывают способы решения задачи | |
Длина окружности | Комплекс упражнений гимнастики глаз | Коммуникативные: Работа в группах, ответственность за выполнения действий. Воспринимают текс с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата Познавательные: Выполняют операции со знаками и символами. Умеют устанавливать аналогии | |||
| Решение задач. | Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти | Коммуникативные: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | ||
| Контрольная работа №3 | Комплекс упражнений гимнастики глаз | Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий Познавательные: Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | ||
Четырехугольники | 5 | ||||
| Прямоугольник. | Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти | Коммуникативные: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Регулятивные: Описывают содержание совершаемых действий Познавательные: Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | ||
| Квадрат. | Комплекс упражнений гимнастики глаз | Коммуникативные: Планируют общие способы работы с учителем и сверстниками Регулятивные: Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: Умеют заменять термины определениями. Выделяют и формулируют проблему | ||
| Ромб. | ФМ для улучшения мозгового кровообращения: | Коммуникативные: Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам Регулятивные: Умеют оценивать собственные действия, а также вносить коррективы в ход своих рассуждений Познавательные: Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | ||
| Решение задач. | Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти | Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном Познавательные: Выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | ||
| Контрольная работа №4 | ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук | Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание. Осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном. Формируют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Выборка способа выражения структуры задач | ||
Площадь. | 5 | ||||
| Площадь прямоугольника | Комплекс упражнений гимнастики глаз | Коммуникативные: Развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | ||
| Площадь квадрат. | ФМ для улучшения мозгового кровообращения: | Коммуникативные: Развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | ||
| Площадь круга | Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти | Коммуникативные: Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Составляют план и последовательность действий Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | ||
| Решение задач | ФМ для улучшения мозгового кровообращения: | Коммуникативные: Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения | ||
| Контрольная работа № 5. | Упражнение для мобилизации внимания | Коммуникативные: Планируют общие способы работы. Воспринимают текс с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном. Составляют план последовательности действий Познавательные: Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Используют знаково-символические средства. | ||
Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ||||
| Задачи на разрезание и складывание фигур | Комплекс упражнений гимнастики глаз | Коммуникативные: Развивают способность брать на себя инициативу в организации совместного действия Регулятивные: Составляют план и последовательность действий Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | ||
| Обобщающий урок | ФМ для улучшения мозгового кровообращения: | ММП | Коммуникативные: Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Составляют план и последовательность действий Познавательные: Выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют анализ объектов |
Кодификатор ИКТ:
ММП – мультимедийные презентации,
ДР – дистанционная работа,
УКП - учебные компьютерные программы,
ЗУ – занимательные уроки,
К – калькулятор,
РУТ – разноуровневые тесты
Исходными документами для составления рабочей программы по математике являются:
- Закон «Об образовании»
- ФГОС ООО
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
- СанПиН 2.4.2.2821-10
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5—9 классы : проект. — 3-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения
- Учебник. Атанасян Л.С. и др. «Геометрия 7-9 класс», «Просвещение», М.2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...