Рабочая программа по геометрии для 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена по УМК А.В.Погорелов. Геометрия 7-9.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_v_9b_klass2chasa2014.docx | 49.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением отдельных предметов" города Чебоксары Чувашской Республики
Принято на заседании ШМО учителей физики, математики и информатики Руководитель ________________ Гурьянова В.В. «22»сентября 2013 г. Протокол №2 | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №37 г.Чебоксары _______________/Соснова Р.А../ «30» сентября 2013 г. Приказ №230-0 |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по геометрии для 9б класса при 2 часах в неделю
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по геометрии для основного общего образования (9 классы) составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2. Примерных программ среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);
3. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008
Цели и задачи изучаемого курса :
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.
- Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе:
ясность и точность мысли, критичность мышления, логическое мышление,
элементы алгоритмической культуры.
- Формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
- Воспитание культуры личности, понимание значимости геометрии для общего развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Концепция заложена в содержании учебного материала с учетом ОУ и контингента учащихся. Построение курса осуществлялось с учетом логики науки, реализации принципов дидактики и психологии усвоения знаний и развития личности обучаемых, ведущих идей современных концепций общего, в том числе математического, образования.
В программе реализованы следующие концепции:
- сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
- доступности; наглядности в обучении;
- систематичности и последовательности;
- системности математических знаний;
- дифференциация и индивидуализация математического образования, создание таких условий, при которых возможен свободный выбор уровня изучения
- гуманизация содержания и процесса его усвоения;
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения;
- интеграция знаний и умений;
-получение конкретных знаний об аксиоматике геометрии, теоремах, способах их доказательств.
Отличительные особенности данной рабочей программы от примерной программы состоит в том, что по каждой теме конкретно распределено количество часов на изучение, большое внимание уделено развитию практических навыков учащихся, наряду с контрольными работами в качестве контроля знаний включены тесты и устные зачеты, включен раздел «Аксиоматическое построение курса геометрии ».
Методы изучения курса:
объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);
• репродуктивные (решение задач, повторение, и т.д.);
• проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);
• частично-поисковые – эвристические;
• исследовательские.
практические - моделирование различных ситуаций, наблюдение за
практической деятельностью, упражнение, лабораторная работа, практикум.
Формы изучения курса : работа с учебником, работа в группах, сообщения, доклады, составление презентаций, зачетная.
Ожидаемые результаты:
учащиеся в результате изучения геометрии в 9 классе должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения;
- знать алгоритмы решения произвольных треугольников;
- расширить и систематизировать знания о многоугольниках и окружностях;
- уметь вычислять площади простейших фигур;
- применяя изученные свойства и формулы, решать простые задачи на вычисления и доказательства
Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения:
устные ответы, математические диктанты, самостоятельные работы, контрольные работы, тесты, лабораторно-практические работы, создание презентаций, доклады.
Рабочая программа по геометрии, рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Учебник Погорелов А.В. Москва, «Прсвещение»
Содержание курса.
1.Подобие фигур (16ч)
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников.
Основная цель: усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.
2. Решение треугольников (11ч)
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Основная цель: познакомится с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
3. Многоугольники (12ч)
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.
Длина окружности. Радианная мера угла.
Основная цель: расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
4. Площади фигур (15ч)
Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Площади круга и его частей
Основная цель: сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади простых фигур.
5.Обобщающее повторение курса планиметрии (14ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Количество контрольных работ |
Подобие фигур (16ч) | |||
1 | Преобразование подобия | 1 | |
2 | Свойства преобразования фигур | 1 | |
3 | Подобие фигур | 1 | |
4 | Признак подобия треугольников по двум углам | 1 | |
5 | Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними | 1 | |
6 | Признак подобия треугольников по трем сторонам | 2 | |
7 | Подобие прямоугольных треугольников. Решение задач. | 3 | 1 |
8 | Углы, вписанные в окружность | 3 | |
9 | Пропорциональность отрезков хорд и секущих | 3 | 1 |
Решение треугольников (11ч) | |||
10 | Теорема косинусов | 2 | |
11 | Теорема синусов | 2 | |
12 | Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами | 1 | |
13 | Решение треугольников | 6 | 1 |
Многоугольники (15ч) | |||
14 | Ломаная | 1 | |
15 | Выпуклые многоугольники | 1 | |
16 | Правильные многоугольники | 1 | |
17 | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников | 3 | |
18 | Построение правильных многоугольников | 2 | 1 |
19 | Подобие правильных выпуклых многоугольников | 1 | |
20 | Длина окружности. Решение задач | 2 | |
21 | Радианная мера углов. Решение задач | 4 | 1 |
Площади фигур (15ч) | |||
22 | Понятие площади. Площадь прямоугольника. | 2 | |
23 | Площадь параллелограмма | 2 | |
24 | Площадь треугольника | 1 | |
25 | Формула Герона для площади треугольника | 1 | |
26 | Площадь трапеции | 1 | |
27 | Решение задач | 3 | 1 |
28 | Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей | 1 | |
29 | Площади подобных фигур | 1 | |
30 | Площадь круга. Решение задач | 3 | 1 |
31 | Повторение курса планиметрии | 14 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№/№ урока | Наименование разделов, тем , название уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Форма занятия | Учебно-методическое обеспечение ( ТСО, ИКТ, ЦОР и т.д.) | Способы и формы оценки достижения результатов | Приемы и методы преподавания, виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Примечание и коррективы | ||||||
Подобие фигур (16ч) | |||||||||||||||
1 | Преобразование подобия | 1 | Изучение новых знаний | Уроки геометрии Кирилла и Мефодия, 9 класс | Фронталь- ный опрос | Лекция, работа с учебником | Знать понятие преобразования подобия; гомотетии относительно центра О; свойства гомотетии., уметь правильно строить гомотетичные фигуры. | ||||||||
2 | Свойства преобразования подобия | 1 | Изучение новых знаний | Уроки геометрии Кирилла и Мефодия, 9 класс | Фронталь- ный опрос | Беседа, работа с учебником | Знать свойства преобразования подобия; уметь строить фигуру, в которую переходит данная фигура при преобразовании гомотетии | ||||||||
3 | Подобие фигур | 1 | Изучение новых знаний | Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 9 класс | сам. работа | Беседа, работа с учебником | Знать определение подобных фигур, подобных треугольников, их свойства и следствия из них | ||||||||
4 | Признак подобия треугольников по двум углам | 1 | Изучение новых знаний | Таблица | Фронталь- ный опрос | Беседа, работа с учебником | Знать признак подобия треугольников по двум углам и уметь применять при решении задач | ||||||||
5 | Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними | 1 | Изучение новых знаний | Таблица | Фронталь- ный опрос | Беседа, работа с учебником | Знать признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними, уметь применять его при решении задач | ||||||||
6-7 | Признак подобия треугольников по трем сторонам | 2 | Изучение новых знаний | Индивидуальные карточки -задания | Зачет, презентация | Взаимоконтроль | Знать признак подобия треугольников по трем сторонам и формировать навыки применения его при решении задач | ||||||||
8-9 | Подобие прямоугольных треугольников. Решение задач. | 2 | Изучение новых знаний | Таблица | Фронталь- ный опрос | Беседа, работа с учебником | Уметь применять признаки подобия треугольников при доказательстве подобия прямоугольных треугольников, при решении задач | ||||||||
10 | Контрольная работа № 1 | 1 | Контроль знаний | Проверка умений , знаний и навыков при решении задач и верном применении теоретического материала | |||||||||||
11-13 | Углы, вписанные в окружность | 3 | Изучение новых знаний, практикум | -Индивидуальные карточки -задания | Сам. работа | Опрос-практика | Знать понятие градусной меры дуги, окружности, центрального и вписанного углов и уметь применять при решении задач. | ||||||||
14-15 | Пропорциональность отрезков хорд и секущих. Решение задач | 2 | Изучение новых знаний, практикум | Таблица | Сам. работа | Опрос-практика | Знать свойства отрезков пересекающих хорд и свойства секущих отрезков и уметь пользоваться при решении задач | ||||||||
16 | Контрольная работа № 2 | 1 | |||||||||||||
Решение треугольников (11ч) | |||||||||||||||
17-18 | Теорема косинусов | 2 | Изучение новых знаний, практикум | Таблица | Сам. работа | Беседа, практика | Уметь доказывать теорему косинусов, записать ее в виде равенства, уметь применять эту теорему и следствия из нее при решении углов треугольника по трем данным сторонам, нахождении третьей стороны треугольника по данным двум сторонам и углу между ними. | ||||||||
19-20 | Теорема синусов | 2 | Изучение новых знаний, практикум | Индивидуальные карточки-задания | Сам. работа | Устный ответ, практика | Уметь формировать и доказывать теорему синусов, составлять пропорции для сторон и углов данного треугольника и применять полученные знания при решении задач. | ||||||||
21 | Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами | 1 | Практикум | Таблица | Устный ответ | Знать следствия из теоремы синусов и уметь применять соотношения между сторонами и углами треугольника при решении задач. | |||||||||
22-26 | Решение треугольников | 5 | Практикум | Сам. работа | Знать основные алгоритмы решения задач | ||||||||||
27 | Контрольная работа № 3 | 1 | Контроль знаний | Уметь применять теоретический материал пои выполнении контрольной работы | |||||||||||
Многоугольники (15ч) | |||||||||||||||
28 | Ломаная | 1 | практикум | Таблица | опрос | Уметь чертить выпуклый многоугольник, строить его диагонали, внешние углы, доказывать теорему о сумме углов выпуклого многоугольника | |||||||||
29 | Выпуклые многоугольники | 1 | Комбинированный | Таблица | Подготовительная беседа с учащимися, сводящаяся к введению понятия выпуклого многоугольника | ||||||||||
30 | Правильные многоугольники | 1 | Таблица | Конкурс лучшего рисунка | Знать понятия «правильный многоугольник», «многоугольник, вписанный в окружность», «многоугольник, описанный около окружности» | ||||||||||
31-33 | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников | 3 | Комбинированный | Таблица | Опрос по готовым рисункам | Опрос по готовым рисункам | Уметь выводить формулы, связывающие радиус описанной окружности и радиус вписанной окружности со стороной правильного п-угольника, уметь применять полученные знания при решении задач | ||||||||
34 | Построение правильных многоугольников | 1 | Практикум | Таблица | Самостоятельная работа | наглядно-иллюстративный | Уметь строить некоторые правильные многоугольники, знать четко свойства квадрата, равностороннего треугольника, правильного шестиугольника | ||||||||
35 | Контрольная работа № 4 | 1 | Контроль, приобретенных знаний | проверка знаний, умений и навыков , приобретенных при изучении данной темы и умение применять теорию к практике | |||||||||||
36 | Подобие правильных выпуклых многоугольников | 1 | Комбинированный | Опрос | Лекция | Уметь чертить правильные выпуклые многоугольники, знать, что периметры правильных выпуклых подобных многоугольников относятся как радиусы описанных(вписанных) окружностей , что отношение длины окружности к ее диаметру одно и то же для всех окружностей | |||||||||
37-38 | Длина окружности. Решение задач | 2 | Комбинированный | Таблица | Беседа и опрос | Беседа, работа с учебником | Учащиеся должны знать, как выводится формула длины окружности, знать какие измерения элементов в окружности достаточно выполнить. | ||||||||
39-41 | Радианная мера углов. Решение задач | 3 | Новые знания | Самостоятельно начерченные рисунки | Беседа | Практика | Учащиеся должны знать какой угол называется центральным, какой дуге окружности соответствует данный центральный угол, что называю т градусной мерой дуги окружности, знать, что развернутому углу соответствует длина полуокружности | ||||||||
42 | Контрольная работа № 5 | 1 | Контроль знаний | Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме | |||||||||||
Площади фигур (15ч) | |||||||||||||||
43 | Понятие площади. Площадь прямоугольника. | 2 | Комбинированный | Таблицы | Беседа, самостоятельная работа | Лекция | Учащиеся должны знать и уметь применять на практике свойства площади простой фигуры, уметь выводить формулу площади прямоугольника для случая , когда длины сторон- рациональные числа. Уметь среди окружающих предметов находить прямоугольники | ||||||||
44-45 | Площадь параллелограмма | 2 | Комбинированный | Таблицы | Самостоятельный вывод формулы площади параллелограмма | Практикум | Уметь выводить формулу для нахождения площади параллелограмма, уметь применять при решении задач | ||||||||
46 | Площадь треугольника | 1 | Комбинированный | Таблица | Самостоя- тельный вывод формулы | Практикум | Уметь выводить формулу площади треугольника и применять при решении задач, уметь правильно изображать равносторонний , равнобедренный, разносторонний треугольники и знать свойства соответствующих треугольников | ||||||||
47 | Формула Герона для площади треугольника | 1 | Новые знания | Таблица | Беседа | Практикум | Уметь выводить формулу Герона для нахождения площади треугольника, уметь применять ее при решении задач. Знать и уметь правильно выводить и применять формулы площади треугольника через основание и высоту, через две стороны и синус угла между ними | ||||||||
48 | Площадь трапеции | 1 | Новые знания, | Таблица | Самостоятельная работа | Практикум | Знать и уметь выводить фор мулу площади трапеции, знать все свойства трапеции, уметь применять теоретический материал при решении задач | ||||||||
49-50 | Решение задач | 2 | Практикум по решению задач | Карточ ки с заданиями | Обучающий и контролирующий опрос | Практикум | Уметь применять весь приобретенный теоретический материал при решении задач. | ||||||||
51 | Контрольная работа № 6 | 1 | Контроль приобретенных знаний | Проверка приобретенных знаний | Учащиеся должны уметь применять знания, умения и навыки по изученной теме | ||||||||||
52 | Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей | 1 | Новые знания | Таблица | Опрос | Практикум | Уметь выводить формулы, с ввязывающие радиусы окружностей, описанной около треугольника и вписанной в треугольник, с его сторонами и площадью и использовать полученные формулы при решении задач | ||||||||
53 | Площади подобных фигур | 1 | Комбинированный | Таблица | Опрос | Лекция | Знать , что площади подобных фигур зависят от их линейных размеров, должны уметь находить отношение площадей подобных фигур по известным длинам пары соответствующих элементов этих фигур | ||||||||
54-55 | Площадь круга. Решение задач | 2 | Комбинированный | Таблица | Опрос | Практикум | Уметь отличать друг от друга понятия :круг, круговой сектор, круговой сегмент. Уметь выводить формулу площади круга и уметь применять при решении задач | ||||||||
56 | Контрольная работа № 7 | 1 | Контроль приобретенных знаний | Дидактика | Проверка приобретен ных знаний | Знать, уметь , анализировать свои умения ,навыки, приобретенные при изучении раздела геометрии под названием «ПЛАНИМЕТРИЯ» | |||||||||
57-70 | Повторение курса планиметрии | 14 | Повторение | дидактика | Проверка приобретен ных знаний |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Критерии оценок по математике
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
- Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
- Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если,
она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в
программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, саморешение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
- Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
- Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность
и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности
при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по
замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, по показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; •S в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия:
- Таблицы по геометрии для 7-9 классов;- Портреты выдающихся деятелей математики;- макеты геометрических фигур.
Электронные пособия:
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 9 класс»
Технические средства обучения
Компьютер.Мультимедийный пректор. Экран
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
Учебно-методический комплект:
- Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение, 2007-2009.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для класса. М., 2004-2009.
- Алтынов П.И. Тесты. Геометрия. 7-9 классы. М., Дрофа,2005.
- Тесты по математике.5-11 классы. М., Олимп,2003.
- Геометрия в 7-9 классах. Пособие для учителя.М., Просвещение,1990.
- Уроки Кирилла и Мефодия. Геометрия. 9класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...