Рабочая программа по геометрии для 8 класса (УМК А.Г. Мерзляк)
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, преподавание ведётся по учебнику А.Г. Мерзляка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._geometriya_8klass_merzlyak.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Муринский центр образования №1»
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол № 1 от «___» августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________________________ «___» августа 2017 г. | «Утверждено» Приказом № ___ от «__ » августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ
Уровень образования (класс) основное общее образование, 8 класс
Количество часов: 68
Учитель: Сергиенко Ю.А.
2017 г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по геометрии для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);
- Примерной программы основного общего образования по математике (Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России от 07.07.2005 № 03-1263)
- Математика: Программы: 5-11 класс. /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
Уровень рабочей программы – базовый.
Учебно-методическое обеспечение:
- Методические и учебные пособия.
- Геометрия. 8 класс. /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
- Геометрия: дидактические материалы: 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
- Геометрия: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2016.
- Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2005.
- Сборники по подготовке к ОГЭ 2009-2018.
- Оборудование и приборы.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
- Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
- ПК
- Дидактический материал.
- Карточки для проведения самостоятельных работ по темам курса.
- Карточки для проведения контрольных работ.
- Карточки для индивидуального опроса учащихся по темам курса.
- Тесты.
- Таблицы.
- Медиа-продукты.
- Интерактивные модели на уроках математики. Электронное учебное издание. Волгоград, «Учитель», 2010.
- Открытая математика. Электронное учебное издание. М., «Физикон», ЗАО «Новый диск», 2006
- Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация для выпускников. Электронное учебное издание. М., Просвещение - Медиа, 2003
- Презентации в программе PowerPoint
- Информационные источники
http://school-collection.edu.ru
Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшей в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников вне зависимости от специальности, которую они выберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информационную речь, уметь отбирать наиболее подходящие языковые средства.
Цели обучения математике в школе:
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса «Геометрия» (8 класс)
в направлении личностного развития:
- Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- Уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- Проявлять инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
- Иметь представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
в метапредметном направлении:
- Иметь первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
- Уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- Уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- Уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- Уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- Уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассужден6ий, видеть различные стратегии решения задач;
- Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- Уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
- существо понятия алгоритма;
- распознавать и строить четырёхугольники и их элементы, определять виды четырехугольников, применять их свойства;
- распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию трапеции;
- распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
- строить вписанную в четырехугольник окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
- оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
- применять теорему Пифагора; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике;
- формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций основных углов;
- распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади многоугольника;
- находить площади четырехугольников различных видов, различных треугольников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
- для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
- для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. Известно, что для развития ученика необходимо включать его в самостоятельную деятельность по решению проблем. Поэтому основными методами работы должны стать проблемный, частично – поисковый и исследовательский методы обучения.
Средства обучения: предметные (наглядные пособия, вспомогательные средства);
практические (построение графиков, письменные упражнения); интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение и т.д.); эмоциональные.
Формы контроля:
- Текущий. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Содержание.
1.Повторение курса 7 класса. (1 час) Треугольник, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.
2.Четырехугольники (26 часов, из них 2 часа на к/р). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
3.Подобие треугольников. (12часов, из них 1 час на к/р) Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
4.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов, из них 2 часа на к/р) Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
5.Многоугольники. Площадь многоугольника. (12 часов, из них 1 час на к/р) Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции, параллелограмма.
6.Повторение курса 8 класса. (2часа) Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
Календарно-тематическое планирование.
Количество часов: 68
Количество планируемых к/р: 6
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Повторение материала 7 класса | 1 | ||
Четырёхугольники. | 26 | |||
2 | Четырёхугольник и его элементы. | 1 | ||
3 | Решение задач по теме «Четырёхугольник и его элементы». | 1 | ||
4 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 1 | ||
5 | Свойства параллелограмма. | 1 | ||
6 | Решение задач по теме «Свойства параллелограмма» | 1 | ||
7 | Признаки параллелограмма | 1 | ||
8 | Решение задач по теме «Признаки параллелограмма» | 1 | ||
9 | Прямоугольник. | 1 | ||
10 | Прямоугольник. Решение задач. | 1 | ||
11 | Ромб. | 1 | ||
12 | Ромб. Решение задач. | 1 | ||
13 | Квадрат. | 1 | ||
14 | Квадрат. Решение задач. | 1 | ||
15 | Контрольная работа №1 по теме: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" | 1 | ||
16 | Средняя линия треугольника | 1 | ||
17 | Средняя линия треугольника. Решение задач. | 1 | ||
18 | Трапеция. Виды трапеций. | 1 | ||
19 | Свойства равнобедренной трапеции. | 1 | ||
20 | Средняя линия трапеции. | 1 | ||
21 | Трапеция. Решение задач. | 1 | ||
22 | Центральные углы. | 1 | ||
23 | Вписанные углы. | 1 | ||
24 | Описанная окружность четырехугольника. | 1 | ||
25 | Вписанная окружность четырехугольника. | 1 | ||
26 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Трапеция» | 1 | ||
27 | Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция». | 1 | ||
Подобие треугольников | 12 | |||
28 | Теорема Фалеса. | 1 | ||
29 | Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | ||
30 | Решение задач по теме «Теорема Фалеса» | 1 | ||
31 | Подобные треугольники | 1 | ||
32 | Первый признак подобия треугольников | 1 | ||
33 | Первый признак подобия треугольников. Решение задач. | 1 | ||
34 | Второй признак подобия треугольников | 1 | ||
35 | Второй признак подобия треугольников. Решение задач. | 1 | ||
36 | Третий признак подобия треугольников | 1 | ||
37 | Третий признак подобия треугольников. Решение задач. | 1 | ||
38 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Подобие треугольников» | 1 | ||
39 | Контрольная работа №3 по теме: «Подобие треугольников» | 1 | ||
Решение прямоугольных треугольников | 15 | |||
40 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 | ||
41 | Решение задач. | 1 | ||
42 | Теорема Пифагора | 1 | ||
43 | Теорема Пифагора. Решение задач. | 1 | ||
44 | Теорема, обратная теореме Пифагора | 1 | ||
45 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 | ||
46 | Контрольная работа №4 по теме: «Теорема Пифагора» | 1 | ||
47 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1 | ||
48 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое свойство. | 1 | ||
49 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение задач. | 1 | ||
50 | Решение прямоугольных треугольников | 1 | ||
51 | Решение прямоугольных треугольников | 1 | ||
52 | Решение задач | 1 | ||
53 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||
54 | Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | 1 | ||
Многоугольники. Площадь многоугольника. | 12 | |||
55 | Многоугольники. | 1 | ||
56 | Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. | 1 | ||
57 | Площадь параллелограмма | 1 | ||
58 | Площадь параллелограмма. Решение задач. | 1 | ||
59 | Площадь треугольника | 1 | ||
60 | Площадь треугольника. Решение задач. | 1 | ||
61 | Решение задач по теме «Площадь треугольника» | 1 | ||
62 | Площадь трапеции | 1 | ||
63 | Площадь трапеции. Решение задач | 1 | ||
64 | Решение задач по теме «Площадь трапеции» | 1 | ||
65 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||
66 | Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников» | 1 | ||
67 | Повторение. Многоугольники. | 1 | ||
68 | Повторение. Подобные треугольники. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 8 класс (Мерзляк)
продолжение программы 7 класса...
Рабочая программа по геометрии 7 класс А.Г. Мерзляк
Рабочая программа составлена на основе:1) федерального государственного образовательного стандарта (приказ МОиНРФ от 17.12.2010 № 1897);2)...
Рабочая программа по геометрии 8 класс УМК Мерзляк
Рабочая программа составлена из расчета 2 урока геометрии в неделю, 70 уроков в год....
Рабочая программа по геометрии 9 класс УМК Мерзляк
Рабочая программа составлена из расчета 2 урока в неделю, 68 уроков в год. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 8 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Рабочая программа по геометрии 8 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир...
Рабочая программа по геометрии 9 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Рабочая программа по геометрии 9 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир...
Рабочая программа по геометрии 7 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Рабочая программа по геометрии 7 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир...