РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Решение нестандартных задач по геометрии» 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа по рнз 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rnz_7_klass.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Балашова Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Могилатова Н.А. Протокол № 1 от « »августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ Полянская Е.В.. Протокол № 1 от « » августа 2017 г. | «Утверждено» Директор МОУСОШ №3 г. Балашова __________Зенкевич Л.А.. Приказ № ___ от «_____»_____________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Решение нестандартных задач»
7 класс
Учителя высшей квалификационной категории:
Могилатовой Наталии Алексеевны
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Решение нестандартных задач» предназначена для работы с учащимися 7 класса с целью развития и совершенствования познавательного процесса, акцентированного на развитии внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления и сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
-Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2012 г.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
-основная образовательная программа МОУ СОШ № 3
- Учебный план ОУ МОУ СОШ № 3 на 2017-2018 учебный год
-положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ № 3 г.Балашова, работающего по ФГОС ООО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
При составлении рабочей программы учтены основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Цели курса
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
• интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
• воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
Задачи курса
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
• развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
• развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
• развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
• развивать у учащихся исследовательские умения,
• познавательную и творческую активность;
• формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных занимательных задач.
Общая характеристика курса
Основными целями изучения математики в школе являются развитие логического мышления, способности к умственному эксперименту, к преодолению мыслительных стереотипов. Решение нестандартных задач, т.е. задач, в которых требуется не знание конкретного алгоритма, а активизация мыслительной деятельности, поиск и эксперимент, позволяет реализовать поставленные цели.
Основной целью изучения в данном курсе является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Учащиеся научатся планировать свою деятельность, критически оценивать ее, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. Акцентируется содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера.
Описание места учебного предмета в базисном плане
Программа курса “Решение нестандартных задач ” предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Рабочая программа курса “Решение нестандартных задач ” рассчитана: 7 класс на 34 часа (1 ч в неделю). Предлагаемый курс обеспечит наиболее органичный, с точки зрения психолого-педагогических особенностей возраста, способ деятельности школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Изучение математики по данному плану способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности
(графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
• изображать фигуры на плоскости;
• использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
• проводить практические расчеты;
• изображать фигуры на плоскости;
• использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
• выполнять построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
• читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
Содержание тем учебного курса
7 класс
Из истории геометрии.
Линии. Прямая линия и ее свойства. Пересекающиеся линии.
Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. Предметы в пространстве
Симметрия в природе. Мозаика.
Отрезок. Имя отрезка. Сравнение отрезков.
Единицы длины. «Измерительные инструменты всегда при тебе»
Решение задач на развитие пространственных представлений.
Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. Построение углов.
Острый угол. Тупой угол. Построение углов.
Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.
Смежные углы.
Вертикальные углы.
Многоугольники.
Треугольник. Имя треугольника.
Условия построения треугольника.
Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Признаки равенства треугольников. 1 признак равенства треугольников.
От признака к задачам 2признак равенства треугольников.
Задачи по готовым чертежам 3 признак равенства треугольников.
Четырехугольник. Прямоугольник. Применение знаний о свойствах четырехугольников при решении практических задач
Трапеция. Квадрат. Ромб.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.
Окружность. Длина окружности. Круг как самая совершенная геометрическая фигура
Задачи на построение. Не отрывая карандаша…
Оригами.
Геометрические головоломки
Работа над проектом
«Геометрия в нашей жизни»».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Порядковый номер занятия | Содержание занятия | Колич. часов |
1 | Вводное занятие. Мир, в котором мы живем, с точки зрения геометрии. Путешествие в страну Геометрию. Из истории геометрии. «Дороги в стране Геометрии». | 1 |
2 | 1 | |
3 | Линии. Прямая линия и ее свойства. Пересекающиеся линии. | 1 |
4 | Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. Предметы в пространстве | 1 |
5 | Симметрия в природе. Мозаика. | 1 |
6 | Отрезок. Имя отрезка. Сравнение отрезков. | 1 |
7 | Единицы длины. «Измерительные инструменты всегда при тебе» | 1 |
8 | Решение задач на развитие пространственных представлений. | 1 |
9 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. Построение углов. | 1 |
10 | Острый угол. Тупой угол. Построение углов. | 1 |
11 | Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия. | 1 |
12 | Смежные углы. | 1 |
13 | Вертикальные углы. | 1 |
14 | Решение задач по теме "Смежные и вертикальные углы". | 1 |
15 | Многоугольники. | 1 |
16 | «В городе треугольников». | 1 |
17 | Треугольник. Имя треугольника. | 1 |
18 | Условия построения треугольника. | 1 |
19 | Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | 1 |
20 | Признаки равенства треугольников. 1 признак равенства треугольников. | 1 |
21 | От признака к задачам 2признак равенства треугольников. | 1 |
22 | Задачи по готовым чертежам 3 признак равенства треугольников. | 1 |
23 | «В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Применение знаний о свойствах четырехугольников при решении практических задач | 1 |
24 | Трапеция. Квадрат. Ромб. | 1 |
26 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. | 1 |
25 | Окружность. Длина окружности. Круг как самая совершенная геометрическая фигура | 1 |
27 | Задачи на построение. Не отрывая карандаша… | 1 |
28 | Задачи на построение Упражнения с листом бумаги. | 1 |
29 | Оригами. История возникновения. | 1 |
30 | Оригами из бумаги. "Рыбка" "Ежик" | 1 |
31 | Геометрические головоломки | 1 |
32 | «Геометрия в нашей жизни»». | 1 |
33 | «Геометрия в нашей жизни»». | 1 |
34 | Творческий отчёт «Геометрия в нашей жизни»». | 1 |
Требования
к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Предполагаемые результаты
В результате внедрения предлагаемой программы для дополнительного образования по математике будут сняты трудности в первоначальном ознакомлении с геометрией, когда в 7 классе учащиеся приступают к систематическому изучению этого курса. Развитое пространственное воображение, в условиях сжатости курса геометрии, позволит существенно повысить усвоение учащимся в будущем основного материала.
Обучающиеся должны знать: виды пространств и их размерность; определение параллельных прямых на плоскости, перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве; виды многогранников и свойства их элементов; центральную и осевую симметрию; биографию великих математиков;
уметь: выполнять построение треугольника и четырёхугольника по его элементам; решать задачи на нахождение объема и площади поверхности куба, на свойство развертки куба; выполнять построение многогранников; моделировать куб из картона, используя развертку.
Литература
1.В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Москва. Просвещение. 1984г.
2.Гарднер М.Математические головоломки и развлечения. – М.:Мир, 1971.
3.Ю.Л. Ершов, Е.А. Полютин. Математическая логика. Москва. Просвещение. 1979г.
4.Н.Я. Виленкин, Р.С. Гутер, А.Н. Земляков, И.Л. Никольская. Избранные вопросы математики. Факультативный курс. Москва. Просвещение 1978г.
5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы – 5-е изд. –М.; Айрис-пресс, 2006.
6. А.Я. Халамайзер. Комбинаторика и бином Ньютона. Москва. Просвещение 1980г. 7.Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы Издание: Айрис-Пресс,2009
8.И.Г.Сухин "Весёлая математика: 1500 головоломок для математических олимпиад, уроков, досуга: 7 класс", М.: ТЦ "Сфера",2003
А. В. Шевкин , Текстовые задачи по математике. 7-11 классы , Илекса,2011 г.
Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы. Просвещение, 2010г.)
Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 2009 г.
Самаров К.Л. Задачи на проценты: Учебно-методическое пособие для школьников. - М.: Учебный центр "Резольвента", 2010. - 6 с.
Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 5, 1999г.)
Высоцкий В. С. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. М.: Научный мир, 2011. - 316 с: 262 ил. ISBN 978-5-91522-257-0
Егерман Е. Задачи с модулями (“Математика в школе” № 3, 2004г.)
Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2009
Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2013.
1. Презентации к урокам геометрии с сайтов Интернета.
2. http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
3. http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/ - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу решение текстовых задач
Рабочая программа по элективному курсу решение текстовых задач для 7 класса средней общеобразовательной школы...
Рабочая программа по предмету "Методы решения нестандартных задач", 10-11 класс.
Предмет "Решение нестандартных задач по математике" предназначен для учащихся 10–11-х классов. Составлена на основе книги П.И. Горштейна, В.Б. Полонского, М.С. Якира «Задачи с параметрами»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение текстовых задач» по математике, 9 класс
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения учащихся в школе. Однако, статистические данные анализа результа...
Рабочая программа по элективному курсу " Решение задач повышенного уровня сложности"
Рабочая программа по элективному курсу " Решение задач повышенного уровня сложности"Рабочая программа составлена для изучения математики в профильных классах. Может быть использована в 9 и в...
Рабочая программа по элективному курсу "Решение географических задач по физической географии" в 9 классе
Курс рассчитан на 11 часов 1 час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение задач по информатике» для 11 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по информатике» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы Муни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ " РЕШЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ " для 10 класса
Программа элективного курса "Решение химических задач" разработана на основе авторской программы Костиной Н.В. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (п...