Рабочая программа по элективному курсу "Решение географических задач по физической географии" в 9 классе
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Курс рассчитан на 11 часов 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по элективному курсу9 класс | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сиренькинская средняя общеобразовательная школа"
«Рассмотрено» Руководитель МО ЕМЦ ______/Осипова Е.Н./ Протокол № 1 от « 25» 08. 2018 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____________/Максимова М.Н./ « 27 » 08. 2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Сиренькинская СОШ» ____________/ Файзетдинов Т.М/ Приказ № 102 от « 01» 09. 2018 г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по элективному курсу
«Решение географических задач по физической географии России»
для 9 класса ( всего-11 часов, в неделю 1ч)
Составитель: учитель географии Осипова Елена Николаевна
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
« 31» августа 2018г.
2018 – 2019 учебный год.
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Программа «Географический мир» рассчитан на 35 часов в 9 классе. Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи:
-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Формы и методы проведения занятий
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде теста.
Для оценивания результатов работы используется критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
- картографические элементы, факты;
- номенклатуру;
- основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
- особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
- определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
- определять различия в поясном времени различных территорий;
- анализировать статистический материал;
- воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
- читать карты различного содержания;
- показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
- описывать географическое положение;
- определять тип объекта согласно классификации;
- сравнивать свойства географических объектов;
- определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Решение географических задач по физической географии России» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
- Повышение учебной мотивации обучающихся.
- Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
- Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс
Итогом элективного курса является решение итоговых тренировочных работ.
Содержание программы
1)Источники географических знаний (1ч)
Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.
2) Природа Земли и человек (3ч)
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая облочка Земли.
3) Материки, океаны, народы и страны (1ч)
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
4) Природопользование и геоэкология (1ч)
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
5) География России (4ч)
Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире
6) Обобщающее повторение по курсу (1ч)
Итоговое обобщение. Решение тренировочных работ.
2. Тематическое планирование курса
№ | Название темы курса | Дата план | Дата факт | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля |
Источники географических знаний 1ч. | ||||||
1. | Источники географических знаний. Выдающиеся географические открытия и исследования | 06.09. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |
Природа Земли и человек 3 ч. | ||||||
2. | Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. | 13.09 | 1 | Практикум | Картосхема | |
3. | Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Атмосфера: состав, строение, циркуляция. Погода и климат. | 20.09 | 1 | Семинар | Доклады учащихся | |
4 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими оболочками. Географическая оболочка Земли | 27.09 | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |
Материки, океаны, народы и страны- 1ч. | ||||||
5. | Современный облик Земли Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран. | 04.10 | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | |
Природопользование и геоэкология-1ч. | ||||||
6. | Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. | 11.10 | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | |
География России-4ч | ||||||
7. | Особенности географического положения. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы. Биологические ресурсы. | 18.10 | 1 | Практикум Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Обобщающая таблица Варианты КИМ | |
8. | Население России. | 25.10 | 1 | Семинар | Доклады учащихся | |
9. | Межотраслевые комплексы России. География межотраслевых комплексов. | 01.11 | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | |
10 | Районирование России. Западный макрорегион - европейская Россия. Восточный макрорегион - азиатская Россия. | 15.11 | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |
Обобщающее повторение по курсу-1ч. | ||||||
11. | Итоговое обобщение. | 22.11 | 1 | Решение демонстрационных версий КИМ. | Варианты КИМ |
Учебно - методические пособия для учителя:
- Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)
- Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
- Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.
- Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.
- География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
- Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.
Учебные пособия для учащихся:
- Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2011. -191 с.
- География России. В 2 кн. Кн.2:Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010
- Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
- Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.
- Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.
- Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
- Эртель А.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.
Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii-na-uroke
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс
Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...
Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы
Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....
Рабочая программа по элективному курсу"Избранные задачи стереометрии"
Программа по геометрии для 10-11классов...
Рабочая программа по элективному курсу " Решение задач повышенного уровня сложности"
Рабочая программа по элективному курсу " Решение задач повышенного уровня сложности"Рабочая программа составлена для изучения математики в профильных классах. Может быть использована в 9 и в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение задач по информатике» для 11 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по информатике» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы Муни...
Рабочая программа по элективному курсу "Решение задач на проценты"
Рабочая пронрамма по элективному курсу "Решение задач на проценты"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ» для 11 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ»для 11 класса...