РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ " РЕШЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ " для 10 класса
рабочая программа по химии (10 класс)
Программа элективного курса "Решение химических задач" разработана на основе авторской программы Костиной Н.В. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_reshenie_zadach_10_kl.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кантемировская средняя общеобразовательная школа №2
Кантемировского муниципального района Воронежской области
"Утверждаю" Директор школы _______Ю.Н. Толбин Приказ № 85 от " 25"августа 2022 г. | "Согласовано" Заместитель директора по УВР ___________ Бутурлакина Н.Н. | «Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол №1 от "25" августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ " РЕШЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ "
для 10 класса
Срок реализации программы 1 год
Разработала
учитель химии
Костина Наталья Васильевна
2022-2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Программа элективного курса "Решение химических задач" разработана на основе авторской программы Костиной Н.В. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004.
Элективный курс "Решение химических задач" носит предметно-ориентированный характер.
Профильное образование призвано более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Одним из условий естественнонаучного образования в профильных классах является формирование систематического подхода к рассмотрению химических процессов, осознанного применения теоретических знаний на практике. Для учащихся, выбравших естественнонаучный профиль обучения, уже недостаточно просто решать задачи по известным алгоритмам. Важно научиться методам анализа и синтеза в совокупности, так как именно эти мыслительные операции позволяют справиться учащимся со сложными задачами.
Цель курса:
- расширить знания учащихся по методам решения задач по химии;
- развивать познавательный интерес и творческую самореализацию учащихся;
- сформировать зрелость учащихся в выборе профиля обучения.
Задачи курса:
- помочь учащимся получить реальный опыт решения сложных задач различными способами, а также научить составлять свои по заданному алгоритму;
- познакомить учащихся с различными типами задач повышенного уровня сложности;
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- создать условия для поступления учащихся в учебные заведения с химическим профилем.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, производить расчёты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определённые проблемы на отдельные вопросы, после ответов на которые решаются исходные проблемы в целом. При решении задач происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует профессиональной подготовке школьника.
Решение традиционных задач различными способами и задач повышенного уровня сложности практически не изучается в школьном курсе химии. Однако при поступлении в ВУЗы и средние специальные учебные заведения учащиеся должны обладать определённым уровнем химических знаний в этой области.
Изучение данного курса способствует углублению знаний учащихся по химии, а именно – помогает получить реальный опыт решения сложных задач различными способами, а также углубить свои познания в физике и математике. При изучении данного курса большое внимание уделено вопросу методике решения расчётных химических задач с точки зрения рационального приложения идей математики и физики, показаны разные способы решения.
Для успешного усвоения старшеклассниками методов решения химических задач, практического применения теоретического материала, используются химические знания и химические действия: теории и законы, лежащие в основе предложенных задач. Предусмотрены также задачи для самостоятельной работы, при этом использованы задачи различных вариантов, что способствует более глубокому и осознанному овладению методикой их решения.
В качестве одной из форм организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых даётся краткое объяснение теоретического материала, а затем решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также совершенствования навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие формы работы, как дискуссии, моделирование проблемных ситуаций и ролевые игры.
Формами контроля за уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые контрольные мероприятия; письменные творческие работы, итоговые учебные проекты (составление сборников авторских задач по различным темам).
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов.
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане школы
Согласно учебному плану МБОУ Кантемировской СОШ №2 на 2022-2023 уч. год на изучение элективного курса "Решение химических задач" в 10 классе из школьного компонента отводится 17 часов (из расчета 0,5 часа в неделю).
4. Содержание учебного предмета, курса
Тема 1. Межпредметные и курсовые связи при решении расчётных задач по химии
Международная система единиц как основа обозначения величин. Основы математических расчётов: вычисления по пропорции, метод приведения к единице, вычисления с использованием процентов, графиков, системы алгебраических уравнений, округление чисел. Основные понятия химии и их обозначения, применяемые при решении расчётных задач: моль, молярная масса, молярный объём, молярная концентрация, относительная плотность, теплота химической реакции, тепловой эффект реакции, массовая доля, объёмная доля, мольная доля, растворимость, число структурных единиц, постоянная Авогадро, выход продукта.
Тема 2. Определение формул веществ
Нахождение формул по массовым долям элементов. Нахождение формул по общим формулам соединений с учётом валентности. Выведение формул кристаллогидратов. Нахождение формул веществ по продуктам сгорания.
Тема 3. Вычисление состава смесей веществ и сплавов
Классификация смесей. Определение состава сплавов. Вычисление массовой доли вещества в растворе. Растворимость. Молярная концентрация растворов. Разбавление растворов. Упаривание растворов. Сливание двух растворов. Расчёты по хим. уравнениям с участием растворенных веществ.
Тема 4. Определение количественных отношений в газах
Вычисление объёмов газов и числа частиц. Реакции с участием газов. Закон Авогадро и следствие из него. Объёмная доля газов. Мольная доля газов. Относительная плотность газов. Вычисление объёмов газов при ненормальных условиях
Тема 5. Определение скорости химических реакций
Скорость химических реакций. Природа реагирующих веществ. Площадь поверхности соприкосновения веществ. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Влияние катализаторов и ингибиторов на скорость химических реакций.
Тема 6. Вычисления по уравнениям химических реакций
Расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного. Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси. Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. Расчёты по термохимическим уравнениям. Вычисление при протекании последовательных реакций. Вычисления по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.
Тема 7. Комбинированные и нетрадиционные задачи
Решение комбинированных задач. Решение нетрадиционных задач. Решение задач повышенной сложности.
5. Тематическое планирование
6. Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать все предложенные типы задач, основные формулы и методики, по которым ведётся расчёт, а также способы их решения. Учащиеся должны уметь самостоятельно определять способ решения, применять данные формулы при решении определённого типа задач, выбирать наиболее рациональный путь решения задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу решение текстовых задач
Рабочая программа по элективному курсу решение текстовых задач для 7 класса средней общеобразовательной школы...
Рабочая программа элективного курса "Решение химических задач"
Рабочая программа элективного курса "Решение химических задач" разработана для учащихся 10 класса.Расчетные химические задачи занимают важное место в изучении химии, так как они обеспечивают более глу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение текстовых задач» по математике, 9 класс
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения учащихся в школе. Однако, статистические данные анализа результа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Решение нестандартных задач по геометрии» 7 класс
Рабочая программа по рнз 7 класс...
Рабочая программа по элективному курсу "Решение географических задач по физической географии" в 9 классе
Курс рассчитан на 11 часов 1 час в неделю...
Рабочая программа по элективному курсу Решение химических задач
Цели данного курса:1. Формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии;2. Развитие познавательной и творческой активности, си...
Рабочая программа по учебному курсу "Физика в задачах и экспериментах", 7 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентированная на учебник А.В. Перышкин. Физика 7 класс и В.И. Лукашик. С...