РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ» 9 КЛАСС
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-informatike-i-ikt-9-klass-konvertirovan.docx | 52.47 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА
«РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ»
9 КЛАСС
Аннотация
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Но общий курс информатики ориентирован на базовые знания по предмету. В основной программе уделено мало внимания решению задач по информатике. Данный курс предполагает решение задач по информатике и закрепление теоретического материала с помощью решения задач, т.к. для правильного решения задачи по информатике необходимо хорошо понимать теоретическую часть.
Данный курс включает в себя углубленное изучение некоторых тем и решение задач различной сложности, повторение изученных на уроках тем.
Программа рассчитана на 34 часа.
Пояснительная записка
Учебный курс «Решение нестандартных задач по информатике» входит в образовательную область «информатика». Он включает 34 часа аудиторных занятий и самостоятельную работу обучающихся. Курс может быть использован для профильной подготовки обучающихся.
Предметом изучения являются принципы и методы решения задач различной сложности из области «информатика», а также более расширенное изучение некоторых тем из общей программы по информатике.
Целесообразность изучения данного курса определяется необходимостью подготовки обучающихся к дальнейшему обучению в профильных классах по информатике и математике, углубленному пониманию материала.
Цели курса:
Приобретение умения и навыков решения задач по информатике различной сложности.
Задачи курса:
- научить обучающихся решать задачи из разных областей информатики;
- решать сложные задачи по информатике.
Основной формой обучения является практикум решения задач. Знания, полученные при изучении курса, обучающиеся могут применить при участии в олимпиадах по информатике и для подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации.
Ожидаемые результаты:
В рамках данного курса обучающиеся получают следующие знания и умения:
- владеют принципами решения задач;
- знают особенности решения задач;
- умеют решать задачи различной сложности.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Информационные процессы. Тема 1. Представление информации
Изучается информация. Формализация описания реальных объектов и
процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Задачи на измерение информации.
Тема 2. Передача информации
Изучаются методы кодирования и декодирования информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации. Решаются задачи на кодирование информации. Решение задач на перевод единиц информации.
Тема 3. Обработка информации
Изучаются алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Решение задач по данной теме.
Тема 4. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Основные компоненты компьютера и их функции. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Решение задач на тему взаимодействия пользователя с компьютером.
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии. Тема 1. Основные устройства, используемые в ИКТ.
Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов. Решение задач на скорость передачи информации, на понятие файловой системы.
Тема 2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира
Запись изображений и звука с использованием различных устройств.
Запись текстовой информации с использованием различных устройств. Запись музыки с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Решение задач на объем изображений, музыки.
Тема 3. Создание и обработка информационных объектов
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Решение логических задач по поиску в базе данных.
Тема 4. Проектирование и моделирование
Диаграммы, планы, карты. Решение задач с использованием диаграмм.
Тема 5. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Тема 6. Организация информационной среды
Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета) Решение задач на поиск информации в Интернете.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимал ьная нагрузка обуч-ся ч. | Из них | ||
Теоретич еская часть | Практи ческая часть | Самос тоятел ьная часть | |||
Раздел 1. Информационные процессы. | 12 | 11 | 1 | ||
1. | Представление информации | 3 | 3 | ||
2. | Передача информации | 3 | 3 | ||
3. | Обработка информации | 3 | 3 | ||
4. | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 3 | 2 | 1 | |
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии. | 20 | 14 | 5 | 1 | |
5. | Основные устройства, используемые в ИКТ | 2 | 2 | ||
6. | Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира | 3 | 3 | ||
7. | Создание и обработка информационных объектов | 3 | 3 | ||
8. | Проектирование и моделирование | 2 | 2 | ||
9. | Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы | 7 | 2 | 3 | |
10. | Алгоритмизация и модульное программирование. | 2 | 2 | 2 | |
11. | Организация информационной среды, поиск информации | 3 | 2 | 1 | |
Итого | 34 | 27 | 5 | 2 |
Тип урока |
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом |
УЗИМ - урок закрепления изученного материала |
УПЗУ - урок применения знаний и умений |
КУ - комбинированный урок |
КЗУ - контроль знаний и умений |
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний |
ПР – практическая работа |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по информатике и ИКТ «Решение нестандартных задач по информатике»
9 класс
ФГОС
(34 часа –1 час в неделю)
№ | Тема | Кол-во часов на тему | Основные понятия урока | Предметные компетентнос ти | Тип урока | Контро ль |
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
1. | Правила поведения и инструкция по ТБ в компьютерном классе. Введение: Структура курса. | 1 | Вводный урок. Разбор заданий 1 части КИМа. (Теоретическая часть) | знать: в чем состоят цели и задачи изучения курса | УОН М | Подпис ь в журнал е по ТБ |
2. | Разбор заданий с развёрнутым ответом. | 1 | Разбор заданий 2 части Кима. (Практическая работа) | УОН М | Письме нная работа | |
3. | Задание на умение оценивать | 1 | Тренинг. | знать единицы | ||
количественные | 1. Кодирование | измерения | ||||
параметры информационных | текстовой | информации и | ||||
объектов. | информации. 2. Kодирование | принципы кодирования | КУ | Тесты | ||
текстовой | ||||||
информации. | ||||||
ОГЭ | ||||||
4. | Диагностическая работа №1 | 1 | 8 класс | |||
по теме «Файловая система | Диагностическая | |||||
персонального компьютера» | тематическая работа №1 | КЗУ | Тесты | |||
по подготовке к | ||||||
ГИА-9 | ||||||
Раздел: «Логика» | ||||||
5. | Задание на умение | 1 | Тренинг. | формировать | ||
определять значение | 1. Логические | для логической | ||||
логического выражения. | выражения. | функции | ||||
2. Логические | таблицу | |||||
выражения. ОГЭ | истинности, | КУ | Тесты | |||
3. Задания для | осуществлять | |||||
проверки. | преобразовани | |||||
я логических | ||||||
выражений | ||||||
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
6. | Задание на умение | 1 | Тренинг. | уметь | ||
анализировать формальные | 1. Kодирование | анализировать | ||||
описания реальных объектов | числовой | формальные | ||||
и процессов. | информации. | описания | КУ | Тесты | ||
2. Кодирование | реальных | |||||
числовой | объектов и | |||||
информации. | процессов |
ОГЭ | ||||||
7. | Диагностическая работа №2 | 1 | 8 класс | |||
по теме «Компьютерное | Диагностическая | |||||
представление и обработка текстовой информации» | тематическая работа № 2 | КЗУ | Тесты | |||
по подготовке к | ||||||
ОГЭ | ||||||
Раздел: «Информационные компьютерные технологии» | ||||||
8. | Задание на знание о | 1 | Тренинг. | знание о | КУ | |
файловой системе | 1. Файловая | файловой | ||||
организации данных. | система. 2. Файловая | системе организации | Тесты | |||
система. ОГЭ | данных | |||||
9. | Задание на умение | 1 | Тренинг. | умение | КУ | |
представлять формульную | Электронные | моделировать | ||||
зависимость в графическом | таблицы. | и представлять | ||||
виде. | Электронные | формульную | Тесты | |||
таблицы. ОГЭ | зависимость в | |||||
графическом | ||||||
виде | ||||||
10. | Диагностическая работа №3 | 1 | 8 класс | |||
по теме «Простые | Диагностическая | |||||
вычисления с помощью электронных таблиц» | тематическая работа № 3 | КЗУ | Тесты | |||
по подготовке к | ||||||
ОГЭ | ||||||
Раздел: «Алгоритмы и исполнители» | ||||||
11. | Задание на умение исполнить | 1 | Тренинг. | знать понятие | ||
алгоритм для | 1. Исполнение | алгоритма, его | ||||
конкретного исполнителя с | алгоритма 1. | свойства, | ||||
фиксированным набором | 2. Исполнение | способы | ||||
команд. | алгоритма 1. | записи, | ||||
ОГЭ | основные | |||||
3. Исполнение | алгоритмическ | |||||
алгоритма 2. 4. Исполнение | ие конструкции, | КУ | Тесты | |||
алгоритма 2. | использовать | |||||
ОГЭ | стандартные | |||||
алгоритмическ | ||||||
ие конструкции | ||||||
при | ||||||
программирова | ||||||
нии | ||||||
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
12. | Задание на умение | 1 | Тренинг. | уметь | ||
кодировать и декодировать | 1. Кодирование | кодировать и | ||||
информацию. | информации. | декодировать | ||||
2. Кодирование | информацию | |||||
информации. ОГЭ | КУ | Тесты | ||||
3. Зачет по теме | ||||||
«Кодирование и | ||||||
передача | ||||||
информации». | ||||||
13. | Диагностическая работа №4 по теме «Представление информации в виде схем и | 1 | 9 класс Диагностическая тематическая | КЗУ | Тесты |
таблиц. Передача информации и информационный поиск» | работа №4 по подготовке к ГИА-9 | |||||
Раздел: «Алгоритмы и исполнители» | ||||||
14. | Задание на умение исполнить | 1 | Тренинг. | формально | ||
линейный алгоритм, | 1. Запись | исполнять | ||||
записанный на | линейного | алгоритмы, | ||||
алгоритмическом языке. | алгоритма. | записанные на | ||||
2. Запись линейного | естественных и алгоритмиче- | КУ | Тесты | |||
алгоритма. ОГЭ | ских языках, в | |||||
3. Зачёт по теме | том числе на | |||||
«Исполнение | языках | |||||
линейного | программирова | |||||
алгоритма». | ния | |||||
15. | Задание на умение исполнить | 1 | Тренинг | знать | ||
простейший | 1. Исполнение | основные | ||||
циклический алгоритм, | циклического | алгоритмическ | ||||
записанный на | алгоритма. | ие | ||||
алгоритмическом языке. | 2. Исполнение | конструкции, | ||||
циклического алгоритма. ОГЭ | использовать стандартные | КУ | Тесты | |||
3. Зачёт по теме | алгоритмическ | |||||
«Исполнение | ие конструкции | |||||
циклического | при | |||||
алгоритма». | программирова | |||||
нии | ||||||
16. | Диагностическая работа №5 | 1 | 9 класс | |||
по теме «Логика и | Диагностическая | |||||
алгоритмы» | тематическая работа № 5 | КЗУ | Тесты | |||
по подготовке к | ||||||
ОГЭ | ||||||
17. | Задание на умение исполнить | 1 | Тренинг. | умение | ||
циклический | 1. Массивы. | исполнить | ||||
алгоритм обработки массива | 2. Массивы. | циклический | ||||
чисел, записанный на | ОГЭ | алгоритм | ||||
алгоритмическом языке. | обработки | КУ | Тесты | |||
массива чисел, | ||||||
записанный на | ||||||
алгоритмическ | ||||||
ом языке | ||||||
18. | Зачётная работа. | Зачёт по теме «Массивы». | ||||
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
19. | Задание на умение | 1 | Тренинг. | уметь | ||
анализировать информацию, | 1. Анализ | анализировать | ||||
представленную в виде схем. | информации. 2. Анализ | информацию, представленну | КУ | Тесты | ||
информации. | ю в виде схем | |||||
ОГЭ | ||||||
20. | Диагностическая работа №6 | 1 | 9 класс | |||
по теме «Обработка таблиц: | Диагностическая | |||||
выбор и сортировка записей» | тематическая работа № 6 | КЗУ | Тесты | |||
по подготовке к | ||||||
ОГЭ |
Раздел: «Информационные компьютерные технологии» | ||||||
21. | Задание на умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию. | 1 | Тренинг.
| уметь осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулирован ному условию | КУ | Тесты |
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
22. | Задание на знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. | 1 | Тренинг.
«Представление информации». | знать о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации, определять основание системы счисления по свойствам записи чисел | КУ | Тесты |
Раздел: «Алгоритмы и исполнители» | ||||||
23. | Задание на умение записать простой линейный алгоритм для формального Исполнителя. | 1 | Тренинг.
алгоритма.
алгоритма. ОГЭ | уметь анализироват ь обстановку Исполнителя алгоритма | КУ | Тесты |
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
24. | Задание на умение определять скорость передачи информации. | 1 | Тренинг.
информации. ОГЭ | уметь подсчитать информационн ый объем сообщения | КУ | Тесты |
Раздел: «Алгоритмы и исполнители» | ||||||
25. | Задание на умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки. | 1 | Зачёт по теме «Алгоритмы на естественном языке». | умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке | КУ | Тесты |
Раздел: «Информационные компьютерные технологии» | ||||||
26. | Задание на умение использовать информационно- коммуникационные технологии. | 1 | Тренинг.
| умение моделировать результаты поиска в сети Интернет, определять адрес сети по маске подсети и адресу узла в протоколе TCP/IP | КУ | Тесты |
27. | Задание на умение осуществлять поиск информации в Интернете. | 1 | Тренинг.
информации. ОГЭ | КУ | Тесты |
28. | Зачётная работа. |
«Коммуникацио нные технологии».
«Информационн ые технологии». | КУ | Тесты | ||
Раздел: «Задания с развёрнутым ответом» | ||||||
29. | Задание на умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных. | 1 | Тренинг. «Электронные таблицы». ОГЭ | вычислять с помощью электронной таблицы или системы программирова ния значения функций, заданных рекуррентными соотношениям | ПР | Практи ческая работа на ПК |
30. | Задание на умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) | 1 | Тренинг. «Задание с роботом». ОГЭ | анализироват ь обстановку исполнителя алгоритма, реализовывать алгоритмы с использование м современных систем программиро- вания | ПР | Практи ческая работа на ПК |
31. | Задание на умение написать короткий алгоритм на языке программирования (вариант задания 20.2). | 1 | Тренинг. Программирован ие. ОГЭ | ПР | Практи ческая работа на ПК | |
32. | Итоговая работа по всем темам. | 1 | Итоговая диагностическая работа. | проверка знаний теоретического материала через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий, размерностей единиц и т.д. при выполнении практических заданий по различным темам предмета. | КЗУ | Тестиро вание. Практи ческая работа на ПК |
33. | Анализ итоговой работы. Работа над ошибками. | 1 | РНО | УОСЗ | Тестиро вание. Практи ческая работа на ПК | |
34. | Обобщение пройденного курса по теме: «Решение нестандартных задач по информатике» | 1 | Закрепление и обобщение материала. | УОСЗ | Тестиро вание. Практи ческая работа на ПК | |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов
Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс...
Рабочая программа по предмету "Методы решения нестандартных задач", 10-11 класс.
Предмет "Решение нестандартных задач по математике" предназначен для учащихся 10–11-х классов. Составлена на основе книги П.И. Горштейна, В.Б. Полонского, М.С. Якира «Задачи с параметрами»....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по решению задач" 11 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по решению задач" 11 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Методы решения физических задач» для 10-11 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе авторской программы «Методы решения физических задач» В.А. Орло...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по решению задач по физике» 10 класс
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом...