РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ» 9 КЛАСС
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.47 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА
«РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ»
9 КЛАСС
Аннотация
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Но общий курс информатики ориентирован на базовые знания по предмету. В основной программе уделено мало внимания решению задач по информатике. Данный курс предполагает решение задач по информатике и закрепление теоретического материала с помощью решения задач, т.к. для правильного решения задачи по информатике необходимо хорошо понимать теоретическую часть.
Данный курс включает в себя углубленное изучение некоторых тем и решение задач различной сложности, повторение изученных на уроках тем.
Программа рассчитана на 34 часа.
Пояснительная записка
Учебный курс «Решение нестандартных задач по информатике» входит в образовательную область «информатика». Он включает 34 часа аудиторных занятий и самостоятельную работу обучающихся. Курс может быть использован для профильной подготовки обучающихся.
Предметом изучения являются принципы и методы решения задач различной сложности из области «информатика», а также более расширенное изучение некоторых тем из общей программы по информатике.
Целесообразность изучения данного курса определяется необходимостью подготовки обучающихся к дальнейшему обучению в профильных классах по информатике и математике, углубленному пониманию материала.
Цели курса:
Приобретение умения и навыков решения задач по информатике различной сложности.
Задачи курса:
- научить обучающихся решать задачи из разных областей информатики;
- решать сложные задачи по информатике.
Основной формой обучения является практикум решения задач. Знания, полученные при изучении курса, обучающиеся могут применить при участии в олимпиадах по информатике и для подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации.
Ожидаемые результаты:
В рамках данного курса обучающиеся получают следующие знания и умения:
- владеют принципами решения задач;
- знают особенности решения задач;
- умеют решать задачи различной сложности.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Информационные процессы. Тема 1. Представление информации
Изучается информация. Формализация описания реальных объектов и
процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Задачи на измерение информации.
Тема 2. Передача информации
Изучаются методы кодирования и декодирования информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации. Решаются задачи на кодирование информации. Решение задач на перевод единиц информации.
Тема 3. Обработка информации
Изучаются алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Решение задач по данной теме.
Тема 4. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Основные компоненты компьютера и их функции. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Решение задач на тему взаимодействия пользователя с компьютером.
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии. Тема 1. Основные устройства, используемые в ИКТ.
Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов. Решение задач на скорость передачи информации, на понятие файловой системы.
Тема 2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира
Запись изображений и звука с использованием различных устройств.
Запись текстовой информации с использованием различных устройств. Запись музыки с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Решение задач на объем изображений, музыки.
Тема 3. Создание и обработка информационных объектов
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Решение логических задач по поиску в базе данных.
Тема 4. Проектирование и моделирование
Диаграммы, планы, карты. Решение задач с использованием диаграмм.
Тема 5. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Тема 6. Организация информационной среды
Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета) Решение задач на поиск информации в Интернете.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимал ьная нагрузка обуч-ся ч. | Из них | ||
Теоретич еская часть | Практи ческая часть | Самос тоятел ьная часть | |||
Раздел 1. Информационные процессы. | 12 | 11 | 1 | ||
1. | Представление информации | 3 | 3 | ||
2. | Передача информации | 3 | 3 | ||
3. | Обработка информации | 3 | 3 | ||
4. | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 3 | 2 | 1 | |
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии. | 20 | 14 | 5 | 1 | |
5. | Основные устройства, используемые в ИКТ | 2 | 2 | ||
6. | Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира | 3 | 3 | ||
7. | Создание и обработка информационных объектов | 3 | 3 | ||
8. | Проектирование и моделирование | 2 | 2 | ||
9. | Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы | 7 | 2 | 3 | |
10. | Алгоритмизация и модульное программирование. | 2 | 2 | 2 | |
11. | Организация информационной среды, поиск информации | 3 | 2 | 1 | |
Итого | 34 | 27 | 5 | 2 |
Тип урока |
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом |
УЗИМ - урок закрепления изученного материала |
УПЗУ - урок применения знаний и умений |
КУ - комбинированный урок |
КЗУ - контроль знаний и умений |
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний |
ПР – практическая работа |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по информатике и ИКТ «Решение нестандартных задач по информатике»
9 класс
ФГОС
(34 часа –1 час в неделю)
№ | Тема | Кол-во часов на тему | Основные понятия урока | Предметные компетентнос ти | Тип урока | Контро ль |
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
1. | Правила поведения и инструкция по ТБ в компьютерном классе. Введение: Структура курса. | 1 | Вводный урок. Разбор заданий 1 части КИМа. (Теоретическая часть) | знать: в чем состоят цели и задачи изучения курса | УОН М | Подпис ь в журнал е по ТБ |
2. | Разбор заданий с развёрнутым ответом. | 1 | Разбор заданий 2 части Кима. (Практическая работа) | УОН М | Письме нная работа | |
3. | Задание на умение оценивать | 1 | Тренинг. | знать единицы | ||
количественные | 1. Кодирование | измерения | ||||
параметры информационных | текстовой | информации и | ||||
объектов. | информации. 2. Kодирование | принципы кодирования | КУ | Тесты | ||
текстовой | ||||||
информации. | ||||||
ОГЭ | ||||||
4. | Диагностическая работа №1 | 1 | 8 класс | |||
по теме «Файловая система | Диагностическая | |||||
персонального компьютера» | тематическая работа №1 | КЗУ | Тесты | |||
по подготовке к | ||||||
ГИА-9 | ||||||
Раздел: «Логика» | ||||||
5. | Задание на умение | 1 | Тренинг. | формировать | ||
определять значение | 1. Логические | для логической | ||||
логического выражения. | выражения. | функции | ||||
2. Логические | таблицу | |||||
выражения. ОГЭ | истинности, | КУ | Тесты | |||
3. Задания для | осуществлять | |||||
проверки. | преобразовани | |||||
я логических | ||||||
выражений | ||||||
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
6. | Задание на умение | 1 | Тренинг. | уметь | ||
анализировать формальные | 1. Kодирование | анализировать | ||||
описания реальных объектов | числовой | формальные | ||||
и процессов. | информации. | описания | КУ | Тесты | ||
2. Кодирование | реальных | |||||
числовой | объектов и | |||||
информации. | процессов |
ОГЭ | ||||||
7. | Диагностическая работа №2 | 1 | 8 класс | |||
по теме «Компьютерное | Диагностическая | |||||
представление и обработка текстовой информации» | тематическая работа № 2 | КЗУ | Тесты | |||
по подготовке к | ||||||
ОГЭ | ||||||
Раздел: «Информационные компьютерные технологии» | ||||||
8. | Задание на знание о | 1 | Тренинг. | знание о | КУ | |
файловой системе | 1. Файловая | файловой | ||||
организации данных. | система. 2. Файловая | системе организации | Тесты | |||
система. ОГЭ | данных | |||||
9. | Задание на умение | 1 | Тренинг. | умение | КУ | |
представлять формульную | Электронные | моделировать | ||||
зависимость в графическом | таблицы. | и представлять | ||||
виде. | Электронные | формульную | Тесты | |||
таблицы. ОГЭ | зависимость в | |||||
графическом | ||||||
виде | ||||||
10. | Диагностическая работа №3 | 1 | 8 класс | |||
по теме «Простые | Диагностическая | |||||
вычисления с помощью электронных таблиц» | тематическая работа № 3 | КЗУ | Тесты | |||
по подготовке к | ||||||
ОГЭ | ||||||
Раздел: «Алгоритмы и исполнители» | ||||||
11. | Задание на умение исполнить | 1 | Тренинг. | знать понятие | ||
алгоритм для | 1. Исполнение | алгоритма, его | ||||
конкретного исполнителя с | алгоритма 1. | свойства, | ||||
фиксированным набором | 2. Исполнение | способы | ||||
команд. | алгоритма 1. | записи, | ||||
ОГЭ | основные | |||||
3. Исполнение | алгоритмическ | |||||
алгоритма 2. 4. Исполнение | ие конструкции, | КУ | Тесты | |||
алгоритма 2. | использовать | |||||
ОГЭ | стандартные | |||||
алгоритмическ | ||||||
ие конструкции | ||||||
при | ||||||
программирова | ||||||
нии | ||||||
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
12. | Задание на умение | 1 | Тренинг. | уметь | ||
кодировать и декодировать | 1. Кодирование | кодировать и | ||||
информацию. | информации. | декодировать | ||||
2. Кодирование | информацию | |||||
информации. ОГЭ | КУ | Тесты | ||||
3. Зачет по теме | ||||||
«Кодирование и | ||||||
передача | ||||||
информации». | ||||||
13. | Диагностическая работа №4 по теме «Представление информации в виде схем и | 1 | 9 класс Диагностическая тематическая | КЗУ | Тесты |
таблиц. Передача информации и информационный поиск» | работа №4 по подготовке к ГИА-9 | |||||
Раздел: «Алгоритмы и исполнители» | ||||||
14. | Задание на умение исполнить | 1 | Тренинг. | формально | ||
линейный алгоритм, | 1. Запись | исполнять | ||||
записанный на | линейного | алгоритмы, | ||||
алгоритмическом языке. | алгоритма. | записанные на | ||||
2. Запись линейного | естественных и алгоритмиче- | КУ | Тесты | |||
алгоритма. ОГЭ | ских языках, в | |||||
3. Зачёт по теме | том числе на | |||||
«Исполнение | языках | |||||
линейного | программирова | |||||
алгоритма». | ния | |||||
15. | Задание на умение исполнить | 1 | Тренинг | знать | ||
простейший | 1. Исполнение | основные | ||||
циклический алгоритм, | циклического | алгоритмическ | ||||
записанный на | алгоритма. | ие | ||||
алгоритмическом языке. | 2. Исполнение | конструкции, | ||||
циклического алгоритма. ОГЭ | использовать стандартные | КУ | Тесты | |||
3. Зачёт по теме | алгоритмическ | |||||
«Исполнение | ие конструкции | |||||
циклического | при | |||||
алгоритма». | программирова | |||||
нии | ||||||
16. | Диагностическая работа №5 | 1 | 9 класс | |||
по теме «Логика и | Диагностическая | |||||
алгоритмы» | тематическая работа № 5 | КЗУ | Тесты | |||
по подготовке к | ||||||
ОГЭ | ||||||
17. | Задание на умение исполнить | 1 | Тренинг. | умение | ||
циклический | 1. Массивы. | исполнить | ||||
алгоритм обработки массива | 2. Массивы. | циклический | ||||
чисел, записанный на | ОГЭ | алгоритм | ||||
алгоритмическом языке. | обработки | КУ | Тесты | |||
массива чисел, | ||||||
записанный на | ||||||
алгоритмическ | ||||||
ом языке | ||||||
18. | Зачётная работа. | Зачёт по теме «Массивы». | ||||
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
19. | Задание на умение | 1 | Тренинг. | уметь | ||
анализировать информацию, | 1. Анализ | анализировать | ||||
представленную в виде схем. | информации. 2. Анализ | информацию, представленну | КУ | Тесты | ||
информации. | ю в виде схем | |||||
ОГЭ | ||||||
20. | Диагностическая работа №6 | 1 | 9 класс | |||
по теме «Обработка таблиц: | Диагностическая | |||||
выбор и сортировка записей» | тематическая работа № 6 | КЗУ | Тесты | |||
по подготовке к | ||||||
ОГЭ |
Раздел: «Информационные компьютерные технологии» | ||||||
21. | Задание на умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию. | 1 | Тренинг.
| уметь осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулирован ному условию | КУ | Тесты |
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
22. | Задание на знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. | 1 | Тренинг.
«Представление информации». | знать о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации, определять основание системы счисления по свойствам записи чисел | КУ | Тесты |
Раздел: «Алгоритмы и исполнители» | ||||||
23. | Задание на умение записать простой линейный алгоритм для формального Исполнителя. | 1 | Тренинг.
алгоритма.
алгоритма. ОГЭ | уметь анализироват ь обстановку Исполнителя алгоритма | КУ | Тесты |
Раздел: «Информация и информационные процессы» | ||||||
24. | Задание на умение определять скорость передачи информации. | 1 | Тренинг.
информации. ОГЭ | уметь подсчитать информационн ый объем сообщения | КУ | Тесты |
Раздел: «Алгоритмы и исполнители» | ||||||
25. | Задание на умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки. | 1 | Зачёт по теме «Алгоритмы на естественном языке». | умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке | КУ | Тесты |
Раздел: «Информационные компьютерные технологии» | ||||||
26. | Задание на умение использовать информационно- коммуникационные технологии. | 1 | Тренинг.
| умение моделировать результаты поиска в сети Интернет, определять адрес сети по маске подсети и адресу узла в протоколе TCP/IP | КУ | Тесты |
27. | Задание на умение осуществлять поиск информации в Интернете. | 1 | Тренинг.
информации. ОГЭ | КУ | Тесты |
28. | Зачётная работа. |
«Коммуникацио нные технологии».
«Информационн ые технологии». | КУ | Тесты | ||
Раздел: «Задания с развёрнутым ответом» | ||||||
29. | Задание на умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных. | 1 | Тренинг. «Электронные таблицы». ОГЭ | вычислять с помощью электронной таблицы или системы программирова ния значения функций, заданных рекуррентными соотношениям | ПР | Практи ческая работа на ПК |
30. | Задание на умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) | 1 | Тренинг. «Задание с роботом». ОГЭ | анализироват ь обстановку исполнителя алгоритма, реализовывать алгоритмы с использование м современных систем программиро- вания | ПР | Практи ческая работа на ПК |
31. | Задание на умение написать короткий алгоритм на языке программирования (вариант задания 20.2). | 1 | Тренинг. Программирован ие. ОГЭ | ПР | Практи ческая работа на ПК | |
32. | Итоговая работа по всем темам. | 1 | Итоговая диагностическая работа. | проверка знаний теоретического материала через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий, размерностей единиц и т.д. при выполнении практических заданий по различным темам предмета. | КЗУ | Тестиро вание. Практи ческая работа на ПК |
33. | Анализ итоговой работы. Работа над ошибками. | 1 | РНО | УОСЗ | Тестиро вание. Практи ческая работа на ПК | |
34. | Обобщение пройденного курса по теме: «Решение нестандартных задач по информатике» | 1 | Закрепление и обобщение материала. | УОСЗ | Тестиро вание. Практи ческая работа на ПК | |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-134879-1351746721.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов
Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-383898-1389863106.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/09/picture-938622-1502301359.jpg)
Рабочая программа по предмету "Методы решения нестандартных задач", 10-11 класс.
Предмет "Решение нестандартных задач по математике" предназначен для учащихся 10–11-х классов. Составлена на основе книги П.И. Горштейна, В.Б. Полонского, М.С. Якира «Задачи с параметрами»....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по решению задач" 11 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по решению задач" 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/31/picture-754654-1459439760.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Методы решения физических задач» для 10-11 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе авторской программы «Методы решения физических задач» В.А. Орло...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177467-1358176478.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по решению задач по физике» 10 класс
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом...