РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение задач по информатике» для 11 класса
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по информатике» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 Барабинского района Новосибирской области с учётом Примерной программы среднего общего образования по информатике и авторской программы Готовимся к ЕГЭ по информатике. Самылкиной Н.Н., Русакова С.В., Шестакова А.П., Баданиной С.В., М: Бином, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_reshenie_zadach_po_informatike_dlya_11_klassov.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Барабинского района Новосибирской области
Принято решением Согласовано:
ШМО __________________ Зам директора по УВР_________ ______________(__________) _________________________
«___»_______20__г. «__»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Решение задач по информатике»
для 11 класса
Срок освоения 1 год
г.Барабинск 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по информатике» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 Барабинского района Новосибирской области с учётом Примерной программы среднего общего образования по информатике и авторской программы Готовимся к ЕГЭ по информатике. Самылкиной Н.Н., Русакова С.В., Шестакова А.П., Баданиной С.В., М: Бином, 2008.
Цели курса:
- Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса информатики.
- Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
- Совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
- Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по информатике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
- Подготовка к обучению в ВУЗе.
- Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач.
- Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации.
- Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
- Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Согласно учебному плану на изучение элективного курса «Решение задач по информатике» на уровне образования отводится 68 часов.
11 кл. | Количество часов на уровень |
68 | 68 |
Рабочая программа ориентирована на учебники и учебные пособия:
- Учебник. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень, 1 ч и 2 ч. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М.: Бином, 2015-2017.
- Учебник. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень, 1 ч и 2 ч. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М.: Бином, 2017.
- ЕГЭ-2019. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты. 20 вариантов. Крылов, Чуркина, Национальное образование, 2019 г
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Выпускник на углубленном уровне научится:
– строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную стратегию игры;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы и размер используемой памяти при заданных исходных данных; асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных); определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов;
– применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического программирования) для создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов решения различных задач; примеры: поиск минимального пути в ориентированном ациклическом графе, подсчет количества путей;
– создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов;
– применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами данных;
– использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования;
– выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты, описывать на формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектно-ориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном языке программирования;
– выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования; использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка программирования и внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные программные продукты в среде программирования;
– пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ, инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
– использовать на практике общие правила проведения исследовательского проекта (постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты;
– использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм;
– владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
– использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных задач;
– применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права);
– проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарногигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
– создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
– использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным профилем;
– осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей;
– проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности) результатов натурных и компьютерных экспериментов;
– использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать представление о проблеме хранения и обработки больших данных.
Содержание учебного курса
Информация и ее кодирование
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
Системы счисления
Повторение методов решения задач по теме. Расширение понятия «система счисления». Арифметические операции в системах счисления.
Основы логики
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
Компьютерные сети
Решение задач на определение файла (группы файлов) по его маске, определение адреса сети, маски сети, количества компьютеров в сети, номера компьютера в сети.
Моделирование
Структурирование информации. Системный подход. Графы. Выигрышные стратегии.
Алгоритмизация и программирование
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
Тематическое планирование
№раздела п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ | 1 | |
I | Информация и информационные процессы | 8 |
Кодирование и декодирование | 1 | |
Кодирование и декодирование | 1 | |
Равномерные и неравномерные коды | 1 | |
Равномерные и неравномерные коды | 1 | |
Кодирование текстовой информации | 1 | |
Кодирование текстовой информации | 1 | |
Кодирование графической информации | 1 | |
Кодирование звуковой информации | 1 | |
II | Системы счисления | 7 |
Решение уравнений с числами в разных системах счисления | 1 | |
Решение уравнений с числами в разных системах счисления | 1 | |
Некомпьютерные системы счисления | 1 | |
Использование правил систем счисления для прикладных задач | 1 | |
Использование правил систем счисления для прикладных задач | 1 | |
Вычисление значений арифметических выражений с использованием правил систем счисления | 1 | |
Вычисление значений арифметических выражений с использованием правил систем счисления | 1 | |
III | Логические основы компьютера | 19 |
Логика и кодирование | 1 | |
Логика и кодирование | 1 | |
Составление таблиц истинности | 1 | |
Составление таблиц истинности | 1 | |
Составление таблиц истинности | 1 | |
Упрощение логических выражений | 1 | |
Упрощение логических выражений | 1 | |
Упрощение логических выражений | 1 | |
Решение логических уравнений | 1 | |
Решение логических уравнений | 1 | |
Решение логических уравнений | 1 | |
Логика и кодирование | 1 | |
Логика и кодирование | 1 | |
Решение логических уравнений | 1 | |
Решение логических уравнений | 1 | |
Решение систем логических уравнений | 1 | |
Решение систем логических уравнений | 1 | |
Решение систем логических уравнений | 1 | |
Решение систем логических уравнений | 1 | |
IV | Компьютерные сети | 13 |
Определение файла по его маске | 1 | |
Определение группы файлов по маске | 1 | |
Определение адреса сети | 1 | |
Определение адреса узла | 1 | |
Определение количества компьютеров в сети | 1 | |
Определение номера компьютера в сети | 1 | |
Решение задач на компьютерные сети | 1 | |
Кодирование и декодирование | 1 | |
Кодирование и декодирование | 1 | |
Вычисление количества информации | 1 | |
Вычисление количества информации | 1 | |
Сложные запросы поисковых систем | 1 | |
Сложные запросы поисковых систем | 1 | |
V | Моделирование | 4 |
Графы | 1 | |
Передача звуковой информации | 1 | |
Решение задач по моделированию с помощью графов | 1 | |
Структурирование информации | 1 | |
VI | Алгоритмизация и программирование | 16 |
Составление выигрышной стратегии | 1 | |
Составление выигрышной стратегии | 1 | |
Разработка алгоритма для исполнителя | 1 | |
Разработка алгоритма для исполнителя | 1 | |
Динамические алгоритмы | 1 | |
Динамические алгоритмы | 1 | |
Рекурсивные алгоритмы | 1 | |
Рекурсивные алгоритмы | 1 | |
Алгоритмы с подпрограммами | 1 | |
Алгоритмы с подпрограммами | 1 | |
Сортировка массива | 1 | |
Сортировка массива | 1 | |
Решение I части ЕГЭ | 1 | |
Решение I части ЕГЭ | 1 | |
Разбор заданий ЕГЭ 2019 | 1 | |
Разбор заданий ЕГЭ 2019 | 1 | |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Решение типовых задач по информатике основной школы "с
Пояснительная запискаКурс «Решение типовых задач по информатике основной школы» предназначен для учащихся 9-х классов. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становят...
Рабочая программа по элективному курсу решение текстовых задач
Рабочая программа по элективному курсу решение текстовых задач для 7 класса средней общеобразовательной школы...
Программа элективного курса «Решение занимательных задач по информатике» 5 класс
Элективные занятия «Решение занимательных задач по информатике» предназначены для учащихся 5 классов и нацелены на:· развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей уча...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение текстовых задач» по математике, 9 класс
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения учащихся в школе. Однако, статистические данные анализа результа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Решение нестандартных задач по геометрии» 7 класс
Рабочая программа по рнз 7 класс...
Рабочая программа по элективному курсу "Решение географических задач по физической географии" в 9 классе
Курс рассчитан на 11 часов 1 час в неделю...
Рабочая программа по элективному курсу Решение химических задач
Цели данного курса:1. Формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии;2. Развитие познавательной и творческой активности, си...