Рабочая программа учебного предмета «Химия» для учащихся 8-9 общеобразовательных классов
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_fgos_8-9_klass.docx | 312.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма» |
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО протокол от 26.05.2016 № 08 | ПРИНЯТА и рекомендована к утверждению решением заседания НМС, протокол от 30.05.2015 № 05 | УТВЕРЖДЕНА и ВВЕДЕНА в действие приказом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» от 30.05.2016 №175 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия»
для учащихся 8-9 общеобразовательных классов
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (ФГОС ООО).
Срок освоения программы – 2 лет (140 часов)
Составитель программы:
Зелевская А.С., учитель химии и биологии
Надым
Содержание
| 3 |
| 4 |
| 4 |
| 4 |
| 6 |
| 15 |
| 22 |
| 28 |
| 32 |
| 32 |
| 38 |
| 39 |
| 40 |
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Химия» для учащихся 8-9 общеобразовательных классов составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12 2010 № 1897;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015;
- примерной программой основного общего образования по химии, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
- учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма»;
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней.
Изучение химии в основной школе направлено:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях законах химии, химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
2. Общая характеристика курса химии
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».
Формирование системных знаний у школьников при изучении учебного предмета «Химии» реализуется на основе когнитивной и интегральной образовательных технологий в рамках конвергентного естественнонаучного образования.
3. Место курса биологии в учебном плане
Программа разработана в соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» для ступени основного общего образования. Химия в основной школе изучается с 8 по 9 классы. Общее число учебных часов за 2года обучения составляет 140, из них 70 (2ч в неделю) в 8 классе и 40 (2ч в неделю) в 9 классе.
Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения школьники должны обладать не только определённым запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами техническими средствами информационных технологий;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования по химии являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных познавательных универсальных учебных действий;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться= справочной литературой, в том числе и на электронных носите-лях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования по химии являются:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, про-исходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
- приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
- овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);
- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе предотвращении техногенных и экологических катастроф
Содержание учебного предмета
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей.Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
- Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
- Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
- Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Примерные темы практических работ:
- Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
- Очистка загрязненной поваренной соли.
- Признаки протекания химических реакций.
- Получение кислорода и изучение его свойств.
- Получение водорода и изучение его свойств.
- Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
- Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
- Реакции ионного обмена.
- Качественные реакции на ионы в растворе.
- Получение аммиака и изучение его свойств.
- Получение углекислого газа и изучение его свойств.
- Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
- Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Первоначальные химические понятия | Предмет химии. Методы познания в химии. Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Физические и химические явления. Химические реакции Первоначальные химические понятия. Атомы, молекулы. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Массовая доля химического элемента в соединении. Валентность химических элементов. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения Атомно-молекулярное учение Классификация химических реакций: соединения, разложения, замещения. Простейшие расчёты по химическим формулам. Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль Молярная масса и молярный объём. Простейшие расчёты по химическим уравнениям | Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Учиться проводить химический эксперимент. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Знакомиться с лабораторным оборудованием. Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально. Различать понятия «чистое вещество» и «смесь веществ». Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания. Различать физические и химические явления. Определять признаки химических реакций. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «элементарные частицы». Различать понятия «вещества молекулярного строения» и «вещества немолекулярного строения». Формулировать определение понятия «кристаллические решётки». Объяснять зависимость свойств вещества от типа его кристаллической решётки. Определять относительную атомную массу элементов и валентность элементов в бинарных соединениях. Определять состав простейших соединений по их химическим формулам. |
Кислород. | Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода. Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. Получение и свойства кислорода.. Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Распознавать опытным путём кислород. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме |
Водород | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом. 27. Химические свойства водорода и его применение. Получение водорода и исследование его свойств. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Распознавать опытным путём водород. Соблюдать правила техники безопасности. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме |
Вода. Растворы | Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Физические и химические свойства воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворённого вещества. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества |
Основные классы неорганических соединений | Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение. Химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот. Химические свойства кислот. Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения. Свойства солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Характеризовать состав и свойства веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений. Записывать простейшие уравнения химических реакций |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома | Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра. Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева. | Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и раскрывать его смысл. Характеризовать структуру периодической таблицы. Различать периоды, А- и Б-группы. Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода. Формулировать определения понятий «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотопы», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой» («энергетический уровень»). Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов, используя периодическую таблицу. Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы элементов. Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. |
Строение вещества. Химическая связь | Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь. Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. | Формулировать определения понятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления», «электроотрицательность». Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы веществ по степени окисления элементов. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы |
Химические реакции | Окислительно-восстановительные реакции. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления. Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость. Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Сущность процесса электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Гидролиз солей | Классифицировать химические реакции. Приводить примеры реакций каждого типа. Распознавать окислительно-восстановительные реакции. Определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции. Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов. Обобщать знания о растворах. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать правила техники безопасности |
Неметаллы IV – VII групп и их соединения Галогены | Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде. Лабораторные опыты. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений | Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Распознавать опытным путём соляную кислоту и её соли, бромиды, иодиды. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе |
Кислород и сера | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы. Свойства и применение серы. Сероводород. Сульфиды. Оксид серы(IV). Сернистая кислота и её соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего примеси | Вычислять по химическим уравнениям массу, объём и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей. Готовить компьютерные презентации по теме |
Азот т фосфор | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение. Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение. Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония. Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства разбавленной азотной кислоты. Свойства концентрированной азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Азотные удобрения. Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения | Характеризовать элементы VА-группы (подгруппы азота) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов VA-группы. Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Устанавливать принадлежность веществ к определённому классу соединений. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов. Распознавать опытным путём аммиак, растворы кислот, нитрат- и фосфат-ионы, ион аммония. Использовать приобретённые знания и умения в практической детельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и эко-логически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме |
Углерод и Кремний | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. | Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов. Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов. Распознавать опытным путём углекислый газ, карбонат-ионы. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей |
Металлы | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Химические свойства металлов. Ряд активности (электрохимический ряд напряжений) металлов. Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов. Щёлочно-земельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения. Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. Соединения железа. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». | Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах. Исследовать свойства изучаемых веществ. Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа(III). Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде. Сравнивать отношение гидроксидов натрия, кальция и алюминия к растворам кислот и щелочей. Распознавать опытным путём гидроксид-ионы, ионы Fe2+ и Fe3+. Соблюдать технику безопасного обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием. Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между неорганическими соединениями. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и А-группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. |
Первоначальные сведения об органических веществах | Органическая химия. Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Производные углеводородов. Спирты. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Аминокислоты. Белки. Полимеры. Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения». | Использовать внутри- и межпредметные связи. Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов. Определять принадлежность вещества к определённому классу органических соединений. Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием органических веществ. Наблюдать демонстрируемые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
8 класс
- Рудзитис Г. Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М.: Просвещение.
- Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
Дополнительная литература для учителя
- Алексинский Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение 1995г.
- Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991г.
- Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа», 1998г.
- БраунТ., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук. – М.: Мир, 1983г.
- Гара Н.Н., Зуева М.В. Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации: 8-9: кн. для учителя – М.: Просвещение, 2006
- Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: «ВАКО», 2004г.
- Ковальчукова О.в. Учись решать задачи по химии, - М.: Поматур, 1999г.
- Корольков Д.В. основы неорганической химии. – М.: Просвещение, 1982г.
Дополнительная литература для учащихся
- Зоммер К. и др. Химия: Справочник школьника и студента; пер. с нем. – М.: Дрофа, 1999г.
- Слета Л.А., Черный А.В., Холин Ю.В. 1001 задача по химии с ответами, указаниями, решениями. – Харьков: Ранок, 2000г.
- Смолеговский А.М. и др. Школьная энциклопедия химических элементов – М.: Дрофа, 2000
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы – М.: РИА «Новая волна», 2008
Электронные издания
- 1. ХИМИЯ неорганическая химия (317 уроков) - TeachPro
- Открытая химия. Версия 2.5
- Химия Полный курс химии (3 CD) – Руссобит
- Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без.
- Химия базовый уровень, 8-9 классы – Образовательная коллекция
- Виртуальная школа. Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 классы
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по химии
- Виртуальная химическая лаборатория, 8 класс – Новый диск
- Виртуальная химическая лаборатория, 9 класс – Новый диск
- Виртуальная химическая лаборатория, 8 -11 классы – Новый диск
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://festival.1september.ru/subjects/4/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
- http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов
- http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://him.1september.ru/ - электронная версия газеты "Химия" приложение к "1 сентября"
- http://pedsovet.org/ - Педсовет.org.
- http://www.uroki.net/ - UROKI.NET.
- http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию.
- http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии.
- http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов.
- http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия
- http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии.
- http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/ - Химическая страничка Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании.
- http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry - Образовательный сервер тестирования.
- http://www.schoolchemistry.by.ru/ Справочник по химии для школьников и студентов
- http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html Обучающая энциклопедия: химия
Технические средства обучения
Компьютер мультимедийный
Мультимедийный проектор
Набор датчиков к компьютеру
Интерактивная доска
Оборудование
1.Комплект таблиц по химии.
2. Комплект таблиц по неорганической химии.
3. Комплект таблиц по органической химии.
4. Комплект таблиц по химическим производствам
5. Комплект портретов учёных-химиков.
6.Комплект «Химия в таблицах и формулах».
7. Аппарат для дистилляции воды.
8. Весы технические с разновесами.
9. Комплект нагревательных приборов.
10. Комплект оборудования для проведения демонстрационных экспериментов.
11. Столик подъёмный.
12. Штатив для демонстрационных пробирок.
13. Штатив лабораторный большой.
14. Набор флаконов для хранения растворов реактивов.
15. Аппарат для получения газов.
16. Аппарат для проведения химических реакций.
17. Аспиратор.
18. Термометр электронный.
19. Озонатор.
20. Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров.
21. Прибор для получения растворимых твёрдых веществ.
22. Эвдиометр.
23. Кристаллические решетки
24. Наборов химической лабораторной посуды
25. Микролаборатория для химического эксперимента - 15 штук
26. Пробирки
27. Подставки для пробирок
28. Химические стаканы стекл. ёмк. 100мл
29. Химические стаканы стекл. ёмк. 250мл
30. Колбы плоскодонные стекл ёмк. 150 мл
31. Колбы конические стекл. ёмк. 250 мл
32. Химические стаканы пласт, ёмк. 100мл
33. Набор стеклянных палочек
34. Набор стеклянных трубок
35. Набор стёкол
36. Набор пробок (пробка - капельница, пробка глухая, пробка со штапелем)
37. Набор химической посуды
38. Лабораторный штатив ( в сборе)
39. Состав наборов химреактивов
1 Магний сернокислый
2.Железный купорос
3.Алюминий сернокислый
4.Цинк сернокислый
5 .Натрий сернокислый
6.Кальций сернокислый
7.Аммоний сернокислый
8.Магний хлористый
9.Железо хлорное
10.Калий хлористый
11.Кальций хлористый
12.Натрий хлористый
13 .Марганец хлористый
14.Медь хлорная
15.Алюминий хлористый
16.Аммоний хлористый
17.Медь углекислая
18.Магний углекислый
19.Натрий углекислый
20.Калий углекислый
21.Натрий фосфорнокислый
22.Калий йодистый
23.Натрий бромистый
24.Натрий сернистокислый
25.Калий бромистый
26.Алюминий азотнокислый
27.Кислота ортофосфорная
28.Кислота борная
29.Кислота уксусная
30.Кислота муравьиная
31.Глюкоза
32.Лактоза
33.Глицерин синтетический
34.Натрий уксуснокислый
35.Сахароза
36.Анилин
37 .Дифениламин
38.Дихлорэтан
39.Формалин
40.Углерод 4-х - хлористый
41.Изоамиловый спирт
42.Фиксанал соляная кислота
43.Фиксанал серная кислота
44.Фиксанал калий марганцевокислый
45.Набор №22ВС «Индикаторы»
46.Набор 8С «Иониты»
47.Набор индикаторных бумаг
48.Фенолфталеин
49.Метиловый оранжевый
50.Лакмоид
Набор «оксиды»
1. кальция_оксид
2. магния оксид
3. меди оксид
4. цинка оксид
Набор «металлы»
1. алюминий гранулированный
2. железо порошок
3. медь порошок
4. цинк гранулированный
Набор «соли»
1. алюминий сернокислый
2. аммоний сернокислый
3. магний сернокислый
4. натрий сернокислый
5. цинк сернокислый
6. натрий сернистокислый
7. железо сернокислое
11.сахароза
12.кислота аминоуксусная
Коллекции
1.Чугун и сталь.
2. Минералы и горные породы 20 видов.
3.Пластмассы
4.Стекло и изделия из стекла.
5.Каменный уголь и продукты его переработки.
6.Аллюминий.
7.Металлы.
8.Топливо.
9.Волокна.
10.Нефть и продукты её переработки.
Наборы:
1. Кристаллические решётки:
а) хлорида натрия;
б) алмаза;
в) меди;
г) железа;
д) графита;
3.Модели атомов для составления молекул.
8. Планируемые результаты обучения
Выпускник научится:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
- различать химические и физические явления;
- называть химические элементы;
- определять состав веществ по их формулам;
- определять валентность атома элемента в соединениях;
- определять тип химических реакций;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
- составлять формулы бинарных соединений;
- составлять уравнения химических реакций;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- получать, собирать кислород и водород;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
- характеризовать физические и химические свойства воды;
- раскрывать смысл понятия «раствор»;
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- определять вид химической связи в неорганических соединениях;
- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
- раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
- определять степень окисления атома элемента в соединении;
- раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
- объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
- составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
- определять окислитель и восстановитель;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- классифицировать химические реакции по различным признакам;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
- называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
- определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
9. Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
всего | из них | ||
П/Р | К/Р | ||
Первоначальные химические понятия | 21 | 3 | 1 |
Кислород. Водород | 8 | 2 | - |
Вода. Растворы | 7 | 1 | 1 |
Основные классы неорганических соединений | 19 | 2 | 1 |
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 7 | - | - |
Строение вещества. Химическая связь | 7 | - | 1 |
Резервное время | 1 | ||
Итого | 70 | 8 | 4 |
10. Оценочные материалы (итоговые контрольные работы)
Контрольная работа №1
1. В левом столбце под номерами 1—4 записаны известные вам понятия, в правом столбце буквами А—Г обозначены их характеристики. Выпишите номер, которым обозначено понятие, и букву, соответствующую его характеристике.
1) химический элемент | А. состоит из атомов одного вида, обладает постоянными физическими свойствами |
2. Очистить железные опилки от порошка серы можно
1) фильтрованием
2) с помощью магнита
3) нагреванием
4) растиранием смеси в ступке
3. Правильно вложен фильтр в воронку для проведения опыта по разделению смеси на рисунке
4. На приведенных ниже рисунках показан состав веществ, в которые могут входить химические элементы кислород, сера, углерод и железо. Один из рисунков не изображает состав сложного вещества — это
5. Только сложные вещества перечислены в ряду
1) воздух, вода, кислород
2) серная кислота, водород, озон
3) кислород, азот, хлор
4) поваренная соль, вода, сероводород
6. Какая запись обозначает, что молекула азота состоит из двух атомов?
1) 2N
2) N2
3) N2O
4) N2O3
7. В соединении с водородом валентность II всегда имеют химические элементы
1) S, N
2) О, S
3) О, С
4) S, Cl
8. Среди приведенных схем химических реакций к реакциям соединения относится
9. Массовая доля химического элемента фосфора в оксиде фосфора(V) равна
1) 19,2%
2) 36,4%
3) 43,7%
4) 100%
10. В результате окисления 3,2 г меди кислородом получен оксид меди(П) количеством вещества
1) 0,01 моль
2) 0,05 моль
3) 0,4 моль
4) 1,5 моль
Контрольная работа№2
1. Нарисуйте схему прибора, с помощью которого можно получить и собрать кислород в лаборатории методом вытеснения воды.
2. Перечислите области применения водорода. На каких физических или химических свойствах основано это применение?
3. Допишите уравнения химических реакций, укажите, какими из них можно воспользоваться для получения водорода. Назовите тип каждой реакции.
а) СuО + Н2 Cu + ...
б) Al + НСl АlСl3 + ...
в) Zn + ... ZnSO4 + ...
4. Допишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода:
Укажите, окисляется или восстанавливается водород в этих реакциях.
5. Для засолки огурцов приготовили 5 кг 6%-ного раствора поваренной соли. Вычислите, какие массы соли и воды потребовались для приготовления этого раствора.
Контрольная работа№3
А-1. Формулы только кислот приведены в ряду
1) НСl, NaCl, HNO3
2) H2SO3, H2SO4, H2S
3) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2
4) Na2O, NaNO3, HNO3
А-2. Формулы только щелочей приведены в ряду
1) Fe(OH)2, KOH, Ва(ОН)2
2) NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2
3) KOH, NaOH, LiOH
4) Fe(OH)3, Cu(OH)2, NaOH
A-3. Оксид, который реагирует с гидроксидом натрия, образуя соль,— это
1) Fe2O3
2) К2О
3) SO3
4) BaO
A-4. Взаимодействие оксида с водой относится к реакциям
1) соединения
2) обмена
3) разложения
4) замещения
А-5. Взаимодействие гидроксида меди(II) с азотной кислотой относится к реакциям
1) соединения
2) разложения
3) замещения
4) обмена
А-6. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится
1) бесцветным
2) малиновым
3) красным
4) желтым
А-7. Свойство, которое является общим для нерастворимых оснований и щелочей,— это
1) взаимодействие с кислотными оксидами
2) взаимодействие с кислотами
3) взаимодействие с солями
4) разложение
В-8. Даны формулы веществ:
FeO, K2O, CO2, MgO, CrO, CrO3, SO2, Р2О5
Выпишите формулы только основных оксидов.
Ответ:_______________________________
В-9. Установите соответствие между химической формулой вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.
1) MgO | А. кислоты |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
В-10. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами химических реакций.
1) HgO + HNO3 | A. Al2(SO4)3 + Н2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
В-11. Вставьте в схемы химических реакций недостающие формулы веществ.
1) ... + ... Mg(NO3)2 + Н2О
2) ... + ... MgCl2 + Н2
3) ... + ... K3РО4 + Н2О
4) ... + ... Na2S + Н2О
В-12. Допишите уравнения химических реакций.
1) LiОН + SO3
2) NaOH + Р2О5
3) Са(ОН)2 + СО2
4) Ва(ОН)2 + SO2
С-13. Даны вещества: соляная кислота, гидроксид кальция, вода, оксид фосфора(V), оксид магния. С какими из перечисленных веществ может взаимодействовать: а) гидроксид натрия; б) гидроксид железа(III)? Напишите уравнения соответствующих реакций. Укажите тип каждой реакции.
С-14. Как отмыть пробирку от остатков нерастворимого в воде основания?
С-15. Составьте уравнения химических реакций, соответствующих схеме
Контрольная работа№4
1. Назовите химический элемент, определите заряд ядра атомов этого элемента, зная распределение электронов в его атомах: а) 2, 5; б) 2, 8, 6; в) 2, 8, 8; г) 2, 8, 5.
Какие из этих химических элементов имеют сходные свойства? Составьте формулы их оксидов, гидроксидов, летучих водородных соединений, если они их образуют.
2. Расположите: а) в порядке ослабления металлических свойств химические элементы Na, Li, Cu, Rb, K; б) в порядке усиления неметаллических свойств химические элементы Si, Al, Cl, P, S.
3. Определите по формулам степени окисления атомов в бинарных соединениях. Назовите вещества. Подчеркните наиболее электроотрицательный химический элемент.
АlСl3, HF, NH3, CaBr2, NO2, IF7.
4. Запишите формулу сероводорода. Определите вид химической связи. Составьте схему ее образования.
5. Поясните, какую кристаллическую решетку имеет карбид кремния (SiC), если известно, что это вещество используют как абразивный материал.
6. Какие химические реакции, уравнения которых приведены ниже, относятся к окислительно-восстановительным?
а) 2Na + 2Н2О = 2NaOH + Н2
б) K2О + Н2О = 2KOH
в) СаО + 2НСl = СаСl2 + Н2О
г) Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
Контрольная работа№5
1. Жидким галогеном является
1) хлор
2) фтор
3) бром
4) иод
2. Составьте схему строения атома хлора. Укажите общее число и число неспаренных электронов. Запишите формулы типичных соединений.
3. Наиболее сильный окислитель — это
1) хлор
2) бром
3) фтор
4) иод
4. Составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты с помощью электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
KВr + Сl2 KСl + Вr2
5. Степень окисления хлора в хлорной кислоте
1) +5
2) +1
3) –1
4) +7
5) 0
6. Составьте два уравнения реакций: а) соединения; б) замещения, в которых участвуют галогены.
7. Наиболее прочная галогеноводородная кислота — это
1) НСl
2) НВr
3) HI
4) HF
8. Составьте уравнения реакций, позволяющих характеризовать химические свойства соляной кислоты или других галогеноводородных кислот.
9. Вычислите объемы хлора и водорода (н. у.), необходимых для получения 20 м3 хлороводорода.
Приложение 1
Примерные темы проектов для учащихся 8-9 классов
№ | Класс | Тема проекта |
8 класс | Обыкновенное чудо – соль | |
Сколько сока в соке? | ||
Информационная безопасность | ||
Ищем самый кислый цитрус | ||
Какая ягода самая кислая? | ||
Фильтруем воду | ||
Кислотность почвы | ||
Домашняя аптечка | ||
Мусор: угроза или возможность? | ||
Знаки безопасности |
Приложение 2
Перечень тем интегрированных уроков
- Интегрированные уроки рабочей программы выделены в календарно-тематическом плане:
- желтым цветом химия,
- красным цветом география
- синим цветом физика;
От общего объёма учебных занятий за учебный год интегрированные уроки составляют:
в 8 классе составляют 29%;
Практическая часть представлена:
в 8 классе 6 практическими работами и 21 лабораторными опытами (39%);
- Перечень тем интегрированных уроков, которые проводятся совместно с учителями географии, и физики:
8 класс:
- Объемные отношения газов при химических реакциях (Физика, газовые законы)
- Строение атома Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. (МКТ)
- Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе. (География: Гидросфера)
- Тепловой эффект реакции Медленное окисление. Расчеты по термохимическим уравнениям. (Физика: количество теплоты, термодинамика)
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. (География: атмосфера)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ 8 КЛАССА.
Рабочая программа включает пояснительную записку, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы, содержание...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Математика» для учащихся 5-6-х классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Математика»для учащихся 5-6-х классов...
рабочая программа учебного предмета «Биология» для учащихся 5-9 общеобразовательных классов
Программа разработана в соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Надыма» для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 ...
Рабочая программа учебного предмета «Химия» основной общеобразовательной программы основного общего образования (в соответствии с требованиями ФГОС)
Разработка рабочей программы по химии в соответствии с требованиями ФГОС...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Литература" для учащихся с ЗПР 8 класс
программа разработана для учащихся с ОВЗ (задержка психоречевого развития), обучающихся в условиях инклюзии...