Рабочая программа по геометрии, 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Рабочая программа по геометрии, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_8_klass.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ  №32 им. С.А. Лавочкина»

от «_____» августа 2016 г.

Приказ от «_____» августа 2016г. № ________-од

Рабочая программа

Наименование учебного предмета:       ГЕОМЕТРИЯ                                             Класс: 8 В

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель: Полякова Лилия Владимировна

Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017

Количество часов по учебному плану: 2 ч; I полугодие – 32 ч, II полугодие – 36 ч, всего за год – 68 ч.

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по геометрии для 7-9 классов к учебнику Л.С. Атанасяна и др. (Автор программы: В. Ф. Бутузов. М.: Просвещение, 2011)

Учебник: Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2015.

Рабочую программу составила:     ___________________         ________________________________

 подпись                                        расшифровка  подписи


Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 8 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по геометрии для 7-9 классов к учебнику Л.С. Атанасяна и др.

Реализация рабочей программы предполагает использование следующего УМК:

  1. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.Ф.Бутузов. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
  2. Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.А. Иченская. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2010.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ГЕОМЕТРИЯ

Личностные результаты:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
  6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
  7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

1.        Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в        учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет: 

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
  • практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать  логическую  цепочку,  состоящую  из  ключевого слова  и  соподчиненных  ему;
  • слов;
  • выделять  общий  признак  двух  или  нескольких  предметов  или  явлений  и  объяснять  их;
  • сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать

текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
  • критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять    в    рамках    диалога    разрывы    в    коммуникации,    обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

В результате изучения курса геометрии в 8 классе учащиеся должны:

  • понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; углы; треугольники и их частные виды; четырехугольники и их частные виды; многоугольники; окружность; круг); изображать указанные геометрические фигуры;  выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин, (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;
  • решать задачи на доказательство;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема «Четырехугольники» 14 ч.

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник.

Параллелограмм. Признаки параллелограмма. Трапеция.

Прямоугольник. Ромб и квадрат. Осевая и центральная симметрии.

Тема «Площадь» 14 ч.

Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника.

Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции.

Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.

Тема «Подобные треугольники» 20 ч.

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников.

Первый признак подобия треугольников. Второй признак подобия треугольников. Третий признак подобия треугольников.

Средняя линия треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур.

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º.

Тема «Окружность» 16 ч.

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности.

Градусная мера дуги окружности. Теорема о вписанном угле.

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника.

Вписанная окружность. Описанная окружность.

Повторение 4 ч.


Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ  №32 им. С.А. Лавочкина»

от «_____» августа 2016 г.

Приказ от «_____» августа 2016г. № ________-од

Календарно-тематическое планирование

Наименование учебного предмета:       ГЕОМЕТРИЯ                                             Класс: 8 В

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель: Полякова Лилия Владимировна

Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017

Количество часов по учебному плану: 2 ч; I полугодие – 32 ч, II полугодие – 36 ч, всего за год – 68 ч.

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по геометрии для 7-9 классов к учебнику Л.С. Атанасяна и др. (Автор программы: В. Ф. Бутузов. М.: Просвещение, 2011)

Учебник: Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2015.

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

план

факт

Повторение курса 7 класса  (2 ч)

Предметные результаты:

Знать: что такое периметр, определение перпендикуляра к прямой, определение медианы, биссектрисы и высоты треугольника, определение равнобедренного треугольника, формулировки признаков равенства треугольника; определение окружности, радиуса, хорды, диаметра, алгоритм построения угла; определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей; формулировки признаков параллельности прямых,  формулировку аксиомы параллельных прямых и следствия из нее; формулировки теорем  об углах, образованных при пересечении двух прямых секущей.

Уметь: объяснять, какая фигура называется треугольником, называть его элементы, изображать и распознавать; объяснить, что такое центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной прямой; середины данного отрезка; применять простейшие построения при решении задач;

показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых и использовать их при решении задач;   строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки, использовать теоретический материал при решении задач;   доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении.

1

Треугольник

Определение треугольника и связанные с ним понятия, виды треугольников, признаки равенства треугольников

2

Параллельные прямые

Название углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, признаки и свойства параллельности прямых

Четырехугольники  (14 ч)

Предметные результаты:

Научиться:

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

- распознавать и изображать на чертежах и рисунках изученные многоугольники и их конфигурации;

- находить значения длин линейных элементов четырехугольников и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки четырехугольников и их элементов, отношения фигур;

- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства четырехугольников и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Получить возможность:

- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства;

- приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;

- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

3

Многоугольник. Выпуклый многоугольник

Понятие многоугольника, выпуклый многоугольник

4

Четырехугольник

Четырехугольник как частный вид многоугольника, формула суммы углов выпуклого многоугольника и четырехугольника. Решение задач с использованием формул суммы углов выпуклого многоугольника и четырехугольника

5

Параллелограмм и его свойства

Понятие параллелограмма. Свойства параллелограмма. Применение свойств параллелограмма при решении задач

6

Признаки параллелограмма

Признаки параллелограмма. Применение признаков параллелограмма при решении задач

7

Решение задач по теме «Параллелограмм»

Применение свойств и признаков параллелограмма при решении задач

8

Трапеция

Определение трапеции, элементы трапеции, равнобедренная и прямоугольная трапеция. Свойства и признаки равнобедренной трапеции

9

Теорема Фалеса

Теорема Фалеса. Деление отрезка на n равных частей

10

Задачи на построение

Решение задач на построение

11

Прямоугольник

Определение прямоугольника, свойства прямоугольника, признак прямоугольника

12

Ромб. Квадрат

Определение ромба, свойства ромба. Определение квадрата, свойства квадрата. Признаки ромба и квадрата

13

Осевая и центральная симметрия

Рассмотрение осевой и центральной симметрии как свойств некоторых  геометрических фигур

14

Решение задач по теме «Четырехугольники»

Построение и реализация индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме «Четырехугольники»

15

Решение задач по теме

«Четырехугольники»

16

Контрольная работа №1  по теме «Четырехугольники»

Площадь (14 ч)

Предметные результаты:

Научиться:

- использовать свойства измерения площадей при решении задач;

- вычислять площади треугольников прямоугольников, параллелограммов, трапеций;

- вычислять длины линейных элементов четырехугольников, используя формулы площадей четырехугольников;

- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Получить возможность:

- вычислять площади фигур, составленных их двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников;

- вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

- приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

17

Работа над ошибками.

Площадь многоугольника

Представление об измерении площадей. Основные свойства площадей. Формула для вычисления площади квадрата. Использование изученного теоретического материала при решении задач

18

Площадь прямоугольника

Вывод формулы площади прямоугольника. Применение данной формулы при решении задач

19

Площадь параллелограмма

Вывод формулы для вычисления площади параллелограмма. Площадь ромба. Применение формул при решении задач

20

Самостоятельная работа по теме «Площадь параллелограмма»

Применение формул при решении задач

21

Площадь треугольника

Формула для вычисления площади треугольника, площади равностороннего треугольника. Следствия теоремы о площади треугольника. Применение формул при решении задач

22

Теорема об отношениях площадей треугольников

Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Совершенствование навыка применения формул при решении задач

23

Площадь трапеции

Теорема о площади трапеции. Ее применение при решении задач

24

Решение задач на вычисление площадей фигур

Закрепление теоретического материала по теме «Площадь». Совершенствование навыков решения задач на вычисление площадей фигур

25

Решение задач по теме «Площадь»

26

Решение задач по теме «Площадь»

27

Теорема Пифагора

Доказательство теоремы Пифагора и ее применение при решении задач

28

Теорема, обратная теореме Пифагора

Теорема, обратная теореме Пифагора и ее применение при решении задач

29

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

Формула Герона. Решение задач на применение теоремы Пифагора

30

Контрольная работа № 2 по теме «Площадь»

Подобные треугольники (20 ч)

Предметные результаты:

Научиться:

- находить значения длин линейных элементов треугольников и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки треугольников и их элементов, подобие треугольников;

- оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства и признаки треугольников, применяя изученные методы доказательства;

- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Получить возможность:

- овладеть методом подобия  для решения задач на вычисления и доказательства;

- приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического  аппарата при решении геометрических задач;

- научиться решать задачи на построение методом подобия.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

31

Работа над ошибками.

Определение подобных треугольников

Понятие пропорциональных отрезков и подобных треугольников. Свойство биссектрисы треугольника и его применение при решении задач

32

Отношение площадей подобных треугольников

Закрепление понятия пропорциональных отрезков и подобных треугольников. Совершенствование навыков решения задач на применение свойства биссектрисы треугольника и определения подобных треугольников. Теоремы об отношении площадей и периметров двух подобных треугольников

33

Первый признак подобия треугольников

Доказательство первого признака подобия треугольников и формирование навыка применения этого признака при решении задач

34

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

Совершенствование навыков решения задач на применение первого признака подобия треугольников

35

Второй признак подобия треугольников

Доказательство второго признака подобия треугольников.  Применение признака при решении задач

36

Решение задач на применение второго признака подобия треугольников

Применение признака при решении задач

37

Третий признак подобия треугольников

Доказательство третьего признака подобия треугольников.  Применение признака при решении задач

38

Решение задач на применение третьего признака подобия треугольников

Применение признака при решении задач

39

Контрольная работа № 3  по теме «Признаки подобия треугольников»

40

Работа над ошибками.

Средняя линия треугольника

Доказательство теоремы о средней линии треугольника. Применение теории при решении задач

41

Средняя линия треугольника. Свойство  медиан треугольника

Свойство медиан треугольника. Применение теории при решении задач

42

Пропорциональные отрезки

Понятие среднего пропорционального двух отрезков

43

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

Задача о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике: свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла

44

Измерительные работы на местности

Применение подобия при решении задач практического характера

45

Задачи на построение методом подобия

Использование теорем о подобных треугольниках при решении задач на построение

46

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

Определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество и его применение при решении задач

47

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30˚, 45˚, 60˚

Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30, 45 и 60 градусов. Решение прямоугольных треугольников

48

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Совершенствование навыков решения прямоугольных треугольников

49

Решение задач

Решение задач на применение теории подобия треугольников и соотношений в прямоугольном треугольнике. Подготовка к контрольной работе

50

Контрольная работа № 4  по теме «Применение теории подобия треугольников при решении задач»

Окружность (16 ч)

Предметные результаты:

Научиться:

- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

- вычислять длины линейных элементов фигур и их углов, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей круга и сектора;

- вычислять площади кругов и секторов;

- вычислять длину дуги окружности, длину дуги окружности;

- решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей круга и сектора;

- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Получить возможность:

- вычислять площади фигур, составленных их двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

- приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

51

Работа над ошибками. Взаимное расположение прямой и окружности

Различные случаи взаимного расположения прямой и окружности

52

Касательная к окружности

Понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки. Свойство касательной. Признак касательной. Их применение при решении задач. Свойство отрезков касательных, проведенных из одной точки

53

Решение задач по теме «Касательная к окружности»

Решение задач по теме

54

Градусная мера дуги окружности

Понятия градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного угла. Решение простейших задач на вычисление градусной меры дуги окружности

55

Теорема о вписанном угле

Теорема о вписанном угле и следствия из нее. Применение теоремы и следствий при решении задач

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

Теорема об отрезках пересекающихся хорд и ее применение при решении задач

57

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»

Систематизация теоретических знаний по теме. Решение задач

58

Свойство биссектрисы угла

Доказательство свойства биссектрисы угла и его применение при решении задач

59

Серединный перпендикуляр

Понятие серединного перпендикуляра. Теорема о серединном перпендикуляре и ее применение при решении задач

60

Теорема о точке пересечения высот треугольника

Доказательство теоремы о точке пересечения высот треугольника и ее применение при решении задач

61

Вписанная окружность

Понятия вписанной окружности. Доказательство теоремы об окружности, вписанной в треугольник и ее применение при решении задач

62

Свойство описанного четырехугольника

Доказательство свойства описанного четырехугольника и его применение при решении задач

63

Описанная окружность

Понятие описанной около многоугольника окружности. Теорема об окружности, описанной около треугольника и ее применение при решении задач

64

Свойство вписанного четырехугольника

Свойство вписанного четырехугольника и его применение при решении задач

65

Решение задач по теме «Окружность»

Систематизация теоретического материала. Решение задач. Подготовка к контрольной работе

66

Контрольная работа № 5  по теме «Окружность»

Повторение (2 ч)

Предметные результаты: 

закрепить знания, умения и навыки, полученные за курс геометрии 8 класса.

67

Четырехугольники

Четырехугольники. Их свойства и признаки

68

  Площадь. Теорема Пифагора

Формулы площадей многоугольников. Применение теоремы Пифагора при решении задач




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....