Рабочая программа по специальному курсу «Наглядная геометрия» для 8 класса (ФГОС).
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Запивахина Светлана Владимировна

Рабочая программа 

по специальному курсу «Наглядная геометрия»

для 8 а,б, классов (ФГОС)

 

1 час в неделю (всего 35 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_16-17_8abvg_fgos_naglyadnaya_geometriya_spetskurs.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. НОЯБРЬСК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБОУ СОШ № 6)

Рабочая программа  

по специальному курсу «Наглядная геометрия»

для 8 а,б, классов (ФГОС)

1 час в неделю (всего 35 часов)

                                                     

                                                   Автор-составитель: 

                                                                                 

                                                                            Запивахина Светлана Владимировна

                                                                                   

                                                                                       

   

                                                                               

                                   

2016 -  2017  уч. г.

Пояснительная записка

Данная программа составлена как дополнение к рабочей программе «Геометрия 8 класс» в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), на основе Примерной программы (Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения), образовательной программы основного (общего) образования (5-9 классы) по ФГОС ООО. Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 6. Программы по геометрии к учебнику для 7—9 классов общеобразовательных школ авторов Л.C. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Познякаи И.И. Юдиной.

Рабочая программа специального курса «Наглядная геометрия» ориентирована на использование учебника Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электрон.носителе / (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). -5-е изд. стер. - М.: Просвещение, 2015г.-383 с.:ил.

Данная программа направлена на оказание обучающимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении их знаний по геометрии.

Целью изучения данного курса является всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 8 класса с помощью методов геометрической наглядности.

Изучение наглядной геометрии по этой программе направлено на достижение следующих целей:

1. Расширение и углубление знаний по программе курса геометрии 8 класса.

2. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

3. Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.

Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:

1.   Приобщить учащихся к работе с математической литературой.

2. Выделять и способствовать осмыслению логических приемов мышления, развитию образного и ассоциативного мышления.

3.   Обеспечить диалогичность процесса обучения математике.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов. Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ. 

Планируемые результаты освоения специального  курса «Наглядная геометрия»

Личностными результатами изучения специального курса «Наглядная геометрия» являются формирование следующих умений и качеств:

  • независимость и кретивность мышления;
  • воля и настойчивость в достижении цели;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;
  • инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Метапредметным результатом изучения специального курса «Наглядная геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  •  выдвигать версии решения проблемы, осознавать  (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  •  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  •  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  •  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  •  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  •  осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  •  строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  •  создавать математические модели;
  •  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
  •  вычитывать все уровни текстовой информации;
  •  определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
  •  понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
  •  использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • в дискуссии  выдвигать аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории

Предметным результатом изучения специального курса «Наглядная геометрия» является сформированность следующих умений:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Предметным результатом изучения специального курса «Наглядная геометрия»  является сформированность следующих умений:

  • владения знаниями этапов решения задач на построение;
  • владения умениями и навыками строить образы фигур с помощью различных преобразований, а также строить правильные выпуклые и невыпуклые многоугольники, используя различные способы;
  • владения умениями и навыками решать геометрические задачи с использованием некоторых замечательных теорем планиметрии (теоремы Чевы, Менелая, обобщённая теорема Фалеса и т.д.).
  • владения умениями и навыками решать геометрические задачи по теме «Окружность», в том числе на углы, ассоциированные с окружностью, вписанные и описанные окружности.
  • владения умениями и навыками выполнять построения циркулем и линейкой при построении четырёхугольников.
  • выработать навыки исследовательской деятельности;
  • установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства с формулами геометрии;
  • владения практическими умениями и навыками при работе с инструментами;
  • создавать красоту математических линий.

Контроль осуществляется через использование следующих видов оценки УУД: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля УУД: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, творческие работы, устный опрос.

Для контроля и оценки качества обучения используются следующие источники:

  1. Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2013г
  2. Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 8 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2014.

Успешность выполнения работы определяется в соответствии с нижеприведенными шкалами:

1

2

для всех тематических тестов:

удовлетворительно – 3 балла;

хорошо – 4-5 баллов;

отлично – 6 баллов.

для тематических тестов с заданиями типа С:

удовлетворительно – 4 балла;

хорошо – 5-6 баллов;

отлично – 7-8 баллов.

для итоговых тестов:

удовлетворительно – 8-11 баллов;

хорошо – 12-14 баллов;

отлично – 15-18 баллов.

80-100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40-60% - оценка «3»;

0-40% - оценка «2».

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования через комплексные метапредметные работы, проекты и исследовательскую деятельность.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 6 муниципального образования г. Ноябрьск, в форме контрольной работы.

Содержание специального курса «Наглядная геометрия»

Преобразование фигур на плоскости (4 часа).

Симметрия в окружающем мире. Великие математики о гармонии и красоте.

Осевая симметрия. Центральная симметрия.

Свойства фигур, имеющих центр и (или) ось симметрии.

Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры;
  • выполнять чертежи по условию задач;
  • применять признаки равенства треугольников для решения практических задач;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;
  • решать геометрические задачи на соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

Правильные выпуклые многоугольники. (3 часа).

Правильные многоугольники, определение, свойства. Построение правильных выпуклых многоугольников.  

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • определять виды многоугольников;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  • решать задачи на построение.

Правильные невыпуклые многоугольники. Звёзды. (3 часа).

Задачи на разрезание многоугольников. Равносоставленные многоугольники. Разрезание квадрата на неравные квадраты. Построение правильных невыпуклых многоугольников. Построение звёзд различной конфигурации.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • использовать методы вспомогательной площади и перегруппировки;
  • использовать различные способы разрезания «греческого креста» на части и составления из них заданных многоугольников;
  • применять ступенчатый и ошибочный разрезы при решении практических задач;
  • выполнять разрезание треугольника на n подобных между собой треугольников;
  • складывать прямоугольник из наименьшего числа попарно неравных квадратов.        

Симметрия вокруг нас. (3 часа).

Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. Презентация творческих работ учащихся.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • выполнять чертежи по условию задач;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии.

Задачи на построение (7часов).

Простейшие задачи на построение. Построение параллелограмма. Построение квадрата, ромба, прямоугольника. Построение трапеции.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • выполнять чертежи по условию задач;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
  • решать задачи на доказательство и использовать дополнительные формулы для нахождения площадей геометрических фигур.

Площади (10 часов).

Измерение площади многоугольника. Равновеликие многоугольники. Площадь произвольной фигуры. Площадь треугольника. Площадь треугольника. Формула Герона.

Теорема о точке пересечения медиан треугольника.  Треугольники, имеющие по равному углу. Треугольники, имеющие по равному углу. Решение задач. Площадь параллелограмма и трапеции. Площадь параллелограмма и трапеции. Неожиданный способ нахождения площадей некоторых многоугольников.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • применять формулы вычисления площадей геометрических фигур, теорему Пифагора, формулу Герона   при решении задач;
  • выполнять чертежи по условию задач;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
  • решать задачи на доказательство и использовать дополнительные формулы для нахождения площадей геометрических фигур.

Подобие фигур (9 часов).

Признаки подобия. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Теоремы Чевы и Менелая. Различные средние для нескольких отрезков.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • применять подобие треугольников при решении несложных задач;
  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры;
  • выполнять чертежи по условию задач;
  • применять признаки подобия треугольников для решения практических задач.

Окружность (5 часов).

Углы, связанные с окружностью. Вписанные и описанные окружности.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • доказывать теоремы: об углах, связанные с окружностью; о многоугольниках, вписанных в окружность; о многоугольниках, описанных около окружности; о замечательных точках в треугольнике;
  • применять изученные теоремы при решении заданий.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в 8 классе (1 час в неделю)

п/п

Наименование раздела, темы

Количество

часов

В том числе на:

лабораторно-практические

работы(уроки развития речи и др.)

контрольные работы

Преобразование фигур на плоскости

4

2

0

Симметрия в окружающем мире. Великие математики о гармонии и красоте.

1

Осевая симметрия. Центральная симметрия.

1

1

Свойства фигур, имеющих центр и (или) ось симметрии.

1

Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия

1

1

Правильные выпуклые многоугольники.

3

2

1

Правильные многоугольники, определение, свойства.

1

1

Построение правильных выпуклых многоугольников.

2

1

Правильные невыпуклые многоугольники. Звёзды.

3

2

0

Построение правильных невыпуклых многоугольников.

2

1

Построение звёзд различной конфигурации.

1

1

Симметрия вокруг нас.

3

2

0

Симметрия в природе, архитектуре, искусстве.

1

Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. Презентация творческих работ учащихся.

2

2

Задачи на построение

7

2

1

Простейшие задачи на построение

1

Построение параллелограмма.

2

1

Построение квадрата, ромба, прямоугольника.

2

1

Построение трапеции.

1

Контрольная работа.

1

1

Подобие фигур

9

3

1

Признаки подобия.

1

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

3

1

Теоремы Чевы и Менелая.

3

1

Различные средние для нескольких отрезков.

1

1

Контрольная работа

1

1

Окружность

6

2

1

Углы, связанные с окружностью.

2

1

Вписанные и описанные окружности.

3

1

Промежуточная аттестация

1

Итого

35

15

4

Календарно-тематическое планирование специального курса «Наглядная геометрия»

п/п

Тема урока

Дата

По плану

По факту

Преобразование фигур на плоскости. Количество часов - 4.

Количество контрольных работ - 0.

Симметрия в окружающем мире. Великие математики о гармонии и красоте.

Осевая симметрия. Центральная симметрия.

Свойства фигур, имеющих центр и (или) ось симметрии.

Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия

Правильные выпуклые многоугольники. Количество часов - 3.

Количество контрольных работ - 1.

Правильные многоугольники, определение, свойства.

Построение правильных выпуклых многоугольников.

Контрольная работа по теме «Правильные выпуклые многоугольники»

Правильные невыпуклые многоугольники. Звёзды. Количество часов - 3.

Количество контрольных работ - 0.

Построение правильных невыпуклых многоугольников.

Построение правильных невыпуклых многоугольников.

Построение звёзд различной конфигурации.

Симметрия вокруг нас. Количество часов - 3.

Количество контрольных работ - 0.

Симметрия в природе, архитектуре, искусстве.

Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. Презентация творческих работ учащихся.

Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. Презентация творческих работ учащихся.

Задачи на построение. Количество часов - 7.

Количество контрольных работ - 1.

Простейшие задачи на построение

Построение параллелограмма.

Построение параллелограмма.

Построение квадрата, ромба, прямоугольника.

Построение квадрата, ромба, прямоугольника.

Построение трапеции.

Контрольная работа по теме «Простейшие задачи на построение».

Подобие фигур. Количество часов - 9.

Количество контрольных работ - 1.

Признаки подобия.

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

Теоремы Чевы и Менелая.

Теоремы Чевы и Менелая.

Теоремы Чевы и Менелая.

Различные средние для нескольких отрезков.

Контрольная работа по теме «Признаки подобия».

Окружность. Количество часов - 6.

Количество контрольных работ - 1.

Углы, связанные с окружностью.

Углы, связанные с окружностью.

Вписанные и описанные окружности.

Вписанные и описанные окружности.

Вписанные и описанные окружности.

Промежуточная аттестация (Контрольная работа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Наглядная геометрия"6 класс

Рабочая программа  внеурочной деятельности по математике "Наглядная геометрия" для 6 класса....

Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)

Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....

Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)

Рабочая  программа по наглядной  геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  общего образования по математике (ге...

рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс

рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс...

Рабочая программа учебного курса "Наглядная геометрия", 6 класс

Предлагаемая рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» разработана на основе авторского тематического планирования // Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для обучреждений/И.Ф. ...

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 5-7 класс. ФГОС.

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 5-7 класс. ФГОС. Учебник JI. JI. Босова, А. Ю. Босова...

Рабочая программа по учебному курсу «Наглядная геометрия» для 5-6 классов.

Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» для 5-6 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта начального общего, основног...