Рабочая программа по специальному курсу «Наглядная геометрия» для 8 класса (ФГОС).
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая программа
по специальному курсу «Наглядная геометрия»
для 8 а,б, классов (ФГОС)
1 час в неделю (всего 35 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_16-17_8abvg_fgos_naglyadnaya_geometriya_spetskurs.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. НОЯБРЬСК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ СОШ № 6)
Рабочая программа
по специальному курсу «Наглядная геометрия»
для 8 а,б, классов (ФГОС)
1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор-составитель:
Запивахина Светлана Владимировна
2016 - 2017 уч. г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена как дополнение к рабочей программе «Геометрия 8 класс» в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), на основе Примерной программы (Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения), образовательной программы основного (общего) образования (5-9 классы) по ФГОС ООО. Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 6. Программы по геометрии к учебнику для 7—9 классов общеобразовательных школ авторов Л.C. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Познякаи И.И. Юдиной.
Рабочая программа специального курса «Наглядная геометрия» ориентирована на использование учебника Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электрон.носителе / (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). -5-е изд. стер. - М.: Просвещение, 2015г.-383 с.:ил.
Данная программа направлена на оказание обучающимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении их знаний по геометрии.
Целью изучения данного курса является всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 8 класса с помощью методов геометрической наглядности.
Изучение наглядной геометрии по этой программе направлено на достижение следующих целей:
1. Расширение и углубление знаний по программе курса геометрии 8 класса.
2. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
3. Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:
1. Приобщить учащихся к работе с математической литературой.
2. Выделять и способствовать осмыслению логических приемов мышления, развитию образного и ассоциативного мышления.
3. Обеспечить диалогичность процесса обучения математике.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов. Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ.
Планируемые результаты освоения специального курса «Наглядная геометрия»
Личностными результатами изучения специального курса «Наглядная геометрия» являются формирование следующих умений и качеств:
- независимость и кретивность мышления;
- воля и настойчивость в достижении цели;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;
- инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметным результатом изучения специального курса «Наглядная геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать математические модели;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории
Предметным результатом изучения специального курса «Наглядная геометрия» является сформированность следующих умений:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Предметным результатом изучения специального курса «Наглядная геометрия» является сформированность следующих умений:
- владения знаниями этапов решения задач на построение;
- владения умениями и навыками строить образы фигур с помощью различных преобразований, а также строить правильные выпуклые и невыпуклые многоугольники, используя различные способы;
- владения умениями и навыками решать геометрические задачи с использованием некоторых замечательных теорем планиметрии (теоремы Чевы, Менелая, обобщённая теорема Фалеса и т.д.).
- владения умениями и навыками решать геометрические задачи по теме «Окружность», в том числе на углы, ассоциированные с окружностью, вписанные и описанные окружности.
- владения умениями и навыками выполнять построения циркулем и линейкой при построении четырёхугольников.
- выработать навыки исследовательской деятельности;
- установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства с формулами геометрии;
- владения практическими умениями и навыками при работе с инструментами;
- создавать красоту математических линий.
Контроль осуществляется через использование следующих видов оценки УУД: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля УУД: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, творческие работы, устный опрос.
Для контроля и оценки качества обучения используются следующие источники:
- Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2013г
- Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 8 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2014.
Успешность выполнения работы определяется в соответствии с нижеприведенными шкалами:
1 | 2 |
для всех тематических тестов: удовлетворительно – 3 балла; хорошо – 4-5 баллов; отлично – 6 баллов. для тематических тестов с заданиями типа С: удовлетворительно – 4 балла; хорошо – 5-6 баллов; отлично – 7-8 баллов. для итоговых тестов: удовлетворительно – 8-11 баллов; хорошо – 12-14 баллов; отлично – 15-18 баллов. | 80-100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»; 60-80% - оценка «4»; 40-60% - оценка «3»; 0-40% - оценка «2». |
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования через комплексные метапредметные работы, проекты и исследовательскую деятельность.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 6 муниципального образования г. Ноябрьск, в форме контрольной работы.
Содержание специального курса «Наглядная геометрия»
Преобразование фигур на плоскости (4 часа).
Симметрия в окружающем мире. Великие математики о гармонии и красоте.
Осевая симметрия. Центральная симметрия.
Свойства фигур, имеющих центр и (или) ось симметрии.
Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры;
- выполнять чертежи по условию задач;
- применять признаки равенства треугольников для решения практических задач;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;
- решать геометрические задачи на соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
Правильные выпуклые многоугольники. (3 часа).
Правильные многоугольники, определение, свойства. Построение правильных выпуклых многоугольников.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- определять виды многоугольников;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
- решать задачи на построение.
Правильные невыпуклые многоугольники. Звёзды. (3 часа).
Задачи на разрезание многоугольников. Равносоставленные многоугольники. Разрезание квадрата на неравные квадраты. Построение правильных невыпуклых многоугольников. Построение звёзд различной конфигурации.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- использовать методы вспомогательной площади и перегруппировки;
- использовать различные способы разрезания «греческого креста» на части и составления из них заданных многоугольников;
- применять ступенчатый и ошибочный разрезы при решении практических задач;
- выполнять разрезание треугольника на n подобных между собой треугольников;
- складывать прямоугольник из наименьшего числа попарно неравных квадратов.
Симметрия вокруг нас. (3 часа).
Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. Презентация творческих работ учащихся.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- выполнять чертежи по условию задач;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии.
Задачи на построение (7часов).
Простейшие задачи на построение. Построение параллелограмма. Построение квадрата, ромба, прямоугольника. Построение трапеции.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- выполнять чертежи по условию задач;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
- решать задачи на доказательство и использовать дополнительные формулы для нахождения площадей геометрических фигур.
Площади (10 часов).
Измерение площади многоугольника. Равновеликие многоугольники. Площадь произвольной фигуры. Площадь треугольника. Площадь треугольника. Формула Герона.
Теорема о точке пересечения медиан треугольника. Треугольники, имеющие по равному углу. Треугольники, имеющие по равному углу. Решение задач. Площадь параллелограмма и трапеции. Площадь параллелограмма и трапеции. Неожиданный способ нахождения площадей некоторых многоугольников.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- применять формулы вычисления площадей геометрических фигур, теорему Пифагора, формулу Герона при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задач;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
- решать задачи на доказательство и использовать дополнительные формулы для нахождения площадей геометрических фигур.
Подобие фигур (9 часов).
Признаки подобия. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Теоремы Чевы и Менелая. Различные средние для нескольких отрезков.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- применять подобие треугольников при решении несложных задач;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры;
- выполнять чертежи по условию задач;
- применять признаки подобия треугольников для решения практических задач.
Окружность (5 часов).
Углы, связанные с окружностью. Вписанные и описанные окружности.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- доказывать теоремы: об углах, связанные с окружностью; о многоугольниках, вписанных в окружность; о многоугольниках, описанных около окружности; о замечательных точках в треугольнике;
- применять изученные теоремы при решении заданий.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в 8 классе (1 час в неделю)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | В том числе на: | |
лабораторно-практические работы(уроки развития речи и др.) | контрольные работы | |||
Преобразование фигур на плоскости | 4 | 2 | 0 | |
Симметрия в окружающем мире. Великие математики о гармонии и красоте. | 1 | |||
Осевая симметрия. Центральная симметрия. | 1 | 1 | ||
Свойства фигур, имеющих центр и (или) ось симметрии. | 1 | |||
Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия | 1 | 1 | ||
Правильные выпуклые многоугольники. | 3 | 2 | 1 | |
Правильные многоугольники, определение, свойства. | 1 | 1 | ||
Построение правильных выпуклых многоугольников. | 2 | 1 | ||
Правильные невыпуклые многоугольники. Звёзды. | 3 | 2 | 0 | |
Построение правильных невыпуклых многоугольников. | 2 | 1 | ||
Построение звёзд различной конфигурации. | 1 | 1 | ||
Симметрия вокруг нас. | 3 | 2 | 0 | |
Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. | 1 | |||
Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. Презентация творческих работ учащихся. | 2 | 2 | ||
Задачи на построение | 7 | 2 | 1 | |
Простейшие задачи на построение | 1 | |||
Построение параллелограмма. | 2 | 1 | ||
Построение квадрата, ромба, прямоугольника. | 2 | 1 | ||
Построение трапеции. | 1 | |||
Контрольная работа. | 1 | 1 | ||
Подобие фигур | 9 | 3 | 1 | |
Признаки подобия. | 1 | |||
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 3 | 1 | ||
Теоремы Чевы и Менелая. | 3 | 1 | ||
Различные средние для нескольких отрезков. | 1 | 1 | ||
Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Окружность | 6 | 2 | 1 | |
Углы, связанные с окружностью. | 2 | 1 | ||
Вписанные и описанные окружности. | 3 | 1 | ||
Промежуточная аттестация | 1 | |||
Итого | 35 | 15 | 4 |
Календарно-тематическое планирование специального курса «Наглядная геометрия»
№ п/п | Тема урока | Дата | |
По плану | По факту | ||
Преобразование фигур на плоскости. Количество часов - 4. Количество контрольных работ - 0. | |||
Симметрия в окружающем мире. Великие математики о гармонии и красоте. | |||
Осевая симметрия. Центральная симметрия. | |||
Свойства фигур, имеющих центр и (или) ось симметрии. | |||
Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия | |||
Правильные выпуклые многоугольники. Количество часов - 3. Количество контрольных работ - 1. | |||
Правильные многоугольники, определение, свойства. | |||
Построение правильных выпуклых многоугольников. | |||
Контрольная работа по теме «Правильные выпуклые многоугольники» | |||
Правильные невыпуклые многоугольники. Звёзды. Количество часов - 3. Количество контрольных работ - 0. | |||
Построение правильных невыпуклых многоугольников. | |||
Построение правильных невыпуклых многоугольников. | |||
Построение звёзд различной конфигурации. | |||
Симметрия вокруг нас. Количество часов - 3. Количество контрольных работ - 0. | |||
Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. | |||
Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. Презентация творческих работ учащихся. | |||
Симметрия в природе, архитектуре, искусстве. Презентация творческих работ учащихся. | |||
Задачи на построение. Количество часов - 7. Количество контрольных работ - 1. | |||
Простейшие задачи на построение | |||
Построение параллелограмма. | |||
Построение параллелограмма. | |||
Построение квадрата, ромба, прямоугольника. | |||
Построение квадрата, ромба, прямоугольника. | |||
Построение трапеции. | |||
Контрольная работа по теме «Простейшие задачи на построение». | |||
Подобие фигур. Количество часов - 9. Количество контрольных работ - 1. | |||
Признаки подобия. | |||
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | |||
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | |||
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | |||
Теоремы Чевы и Менелая. | |||
Теоремы Чевы и Менелая. | |||
Теоремы Чевы и Менелая. | |||
Различные средние для нескольких отрезков. | |||
Контрольная работа по теме «Признаки подобия». | |||
Окружность. Количество часов - 6. Количество контрольных работ - 1. | |||
Углы, связанные с окружностью. | |||
Углы, связанные с окружностью. | |||
Вписанные и описанные окружности. | |||
Вписанные и описанные окружности. | |||
Вписанные и описанные окружности. | |||
Промежуточная аттестация (Контрольная работа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Наглядная геометрия"6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Наглядная геометрия" для 6 класса....
Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)
Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....
Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (ге...
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс...
Рабочая программа учебного курса "Наглядная геометрия", 6 класс
Предлагаемая рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» разработана на основе авторского тематического планирования // Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для обучреждений/И.Ф. ...
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 5-7 класс. ФГОС.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» 5-7 класс. ФГОС. Учебник JI. JI. Босова, А. Ю. Босова...
Рабочая программа по учебному курсу «Наглядная геометрия» для 5-6 классов.
Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» для 5-6 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта начального общего, основног...