Рабочая программа учебного курса "Наглядная геометрия", 6 класс
рабочая программа по геометрии (6 класс) на тему

Полякова Галина Михайловна

Предлагаемая рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» разработана на основе авторского тематического планирования // Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для обучреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.-12-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010.

Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности.

 

Для реализации настоящей рабочей программы используется учебное пособие «Наглядная геометрия.5-6 кл.» (пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. -М.:Дрофа, 2010 г.), которое входит в перечень учебных пособий, рекомендуемых для использования в образовательном процессе и преподавания учебного курса «Наглядная геометрия».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_naglyad_geom_6kl_mou_sosh_no2_polyakova_g.m.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Полякова Галина Михайловна, учитель математики МОУ СОШ №2 г. Алексеевки Белгородской области

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» ориентирована на учащихся 6 «Б»  класса  и разработана на основе авторского тематического планирования // Наглядная геометрия.5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.-12-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010.

При составлении рабочей программы использовались следующие документы:

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»
  • Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23.03.2010 № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений».
  • Инструктивно-методическое письмо Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов «О преподавании математики в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях  способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Эта программа основана на активной деятельности учащихся, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов.

Задачи курса: 

  • вооружение учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей действительности;
  • максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
  • развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.

Для реализации настоящей рабочей программы используется учебное пособие «Наглядная геометрия.5-6 кл.» (пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. -М.:Дрофа, 2010 г.), которое входит в перечень учебных пособий, рекомендуемых для использования в образовательном процессе и преподавания учебного курса «Наглядная геометрия».

В  авторское тематическое планирование внесены следующие изменения:

- материал п.п. 19-34 распределен по 6 тематическим разделам «Конструирование», «Параллельность и перпендикулярность», «Координатная плоскость», Замечательные кривые», «Симметрия», «Занимательная геометрия»;

- изменен порядок изучения тем: п. 26 «Лабиринты» и п. 27. «Геометрия клетчатой бумаги» включены в раздел «Занимательная геометрия».  

Согласно учебному плану МОУ СОШ №2 г. Алексеевки на 2012-2013 учебный год на реализацию программы учебного курса «Наглядная геометрия» в 6 «Б» классе выделен 1 час в неделю. Учитывая, что продолжительность учебного года в 6 классе составляет 35 учебных недель, реализация программы рассчитана на 35 часов.  В течение учебного года в календарно-тематическое планирование могут быть внесены изменения с учетом особенностей функционирования МОУ СОШ №2 г. Алексеевки в 2012-2013 учебном году (расписание учебных занятий на текущий учебный год, график проведения каникул, праздничные дни).

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Учебный курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил через решение задач с практическим содержанием.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

 Основные приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент. Содержание задач в учебном пособии построено таким образом, что проведенные измерения и наблюдения подводят учащихся к самостоятельному формулированию выводов (определений, свойств геометрических фигур).

В ходе преподавания учебного курса, работы над развитием геометрического мышления школьников, учителем обращается внимание на то, чтобы учащиеся 6 класса овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности,  приобретали опыт:

- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- точного, грамотного изложения своих мыслей в устной, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и наглядных моделей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе.

Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Для реализации программы курса предполагается использовать различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа  с опорой на наглядный материал фонда учебного кабинета, индивидуальная и парная работа.

Текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в ходе самостоятельного решения задач из  указанного учебного пособия. Учитывая, что в основе учебного курса “Наглядная геометрия” заложена максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами, основной формой контроля  является практическая работа.

Рабочей программой предусмотрено проведение 11 практических работ, в том числе 4 работы носят творческий характер. 

Требования к уровню подготовки учащихся

         В результате изучения наглядной геометрии учащиеся  должны знать/понимать[1]

  • смысл понятия математического доказательства, гипотезы,  уметь приводить примеры доказательств;
  • основные свойства изучаемых геометрических фигур;

 уметь

  • выполнять построения различных геометрических фигур (параллелограмм, ромб);
  • выполнять построение параллельных и перпендикулярных прямых;
  • изображать точку с координатами на плоскости и находить точки по заданным координатам;  
  • изготавливать фигурки-оригами;
  • выполнять построение разверток куба, простейших правильных многогранников;
  • изготавливать бумажные модели куба, правильных многогранников;
  • использовать чертежные инструменты (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • выполнять построение замечательных кривых: эллипс, гипербола, парабола, синусоида, спираль Архимеда, кривых Дракона;
  • формулировать основные свойства геометрических фигур;
  • различать фигуры на плоскости от пространственных (окружность и круг, квадрат и куб и т.п.);
  •  использовать свойства симметрии для решения задач на построение;

   использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • выполнения практических работ;
  • решения занимательных геометрических задач.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

урока

№ пункта

Содержание материала

Практические работы

Дата проведения

по плану

фактически

Раздел 1. Конструирование (3 часа)

1

п.19

Фигурки из кубиков и их частей.

2

п.19

Фигурки из кубиков и их частей.

3

п.19

Фигурки из кубиков и их частей. Практическая работа №1 «Пространственные тела»

Практическая работа №1 «Пространственные тела»

Раздел 2. Параллельность и перпендикулярность(5 часов)

4

п.20

Параллельность и перпендикулярность.

5

п.20

Параллельность и перпендикулярность.

6

п.20

Параллельность и перпендикулярность.

7

п.21

Параллелограммы.

8

п.21

Параллелограммы. Практическая работа №2

«Опыты с листом бумаги»

Практическая работа №2

«Опыты с листом бумаги»

Раздел 3. Координатная плоскость (5 часов)

9

п.22

Координаты

10

п.22

Координаты

11

п.22

Координаты. Практическая работа №3 «Остров сокровищ»

Творческая практическая работа №3 «Остров сокровищ»

12

п.23

Оригами. Практическая работа №4 «Построение оригами».

Практическая работа №4 «Построение оригами».

13

п.23

Оригами

Раздел 4. Замечательные кривые (4 часа)

14

п.24

Замечательные кривые. Практическая работа №5 «Построение эллипса»

Практическая работа №5 «Построение эллипса»

15

п.24

Замечательные кривые. Практическая работа №6 «Синусоида»

Практическая работа №6 «Синусоида»

16

п.34

Задачи, головоломки, игры

17

п.25

Кривые Дракона. Практическая работа №7 «Построение кривых Дракона»

Практическая работа №7 «Построение кривых Дракона»

Раздел 5. Симметрия (11 часов)

18

п.28

Зеркальное отражение

Опыты с зеркалами

19

п.29

Симметрия

20

п.29

Симметрия

21

п.30

Бордюры. Практическая работа №8 «Трафарет»

Творческая практическая работа №8 «Трафарет»

22

п.30

Бордюры. Практическая работа №9 «Бордюр»

Творческая практическая работа №9 «Бордюр»

23

п.31

Орнаменты

24

п.31

Орнаменты. Практическая работа №10 «Паркет»

Творческая практическая работа №10 «Паркет»

25

п.32

Симметрия помогает решать задачи

26

п.32

Симметрия помогает решать задачи

27

п.33

Одно важное свойство окружности

28

п.33

Одно важное свойство окружности

Раздел 6. Занимательная геометрия (7 часов)

29

п.26

Лабиринты

30

п.27

Геометрия клетчатой бумаги

31

п.27

Геометрия клетчатой бумаги

32

п.34

Задачи, головоломки, игры

Практическая работа №11 «Задачи на разрезание фигур»

33

п.34

Задачи, головоломки, игры

34

п.34

Задачи, головоломки, игры

35

п.34

Задачи, головоломки, игры

Содержание обучения

1. Конструирование (3 часа)

 Метод трёх проекций. Изображение вида спереди, сверху и слева  с использованием готовой модели. Построение сечений куба. Конструирование из кубов, параллелепипедов и других пространственных тел, а также их частей.

2. Параллельность и перпендикулярность(5 часов)

Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью чертежных инструментов. Параллелограмм и его виды: ромб, квадрат. Построение параллелограмма, ромба циркулем и линейкой. Вывод свойств параллельных, перпендикулярных прямых, параллелограммов посредством проведения опытов с листом бумаги.  Понятие «золотого сечения». Построение «золотого прямоугольника».

3. Координатная плоскость (5 часов)

Координатная плоскость. Полярные координаты. Трехмерное пространство. Решение задач на построение точек на координатной плоскости, рисование по координатам и наоборот – разгадывание зашифрованного с помощью координат рисунка. Игры «Морской бой», «Остров сокровищ». Оригами.

4. Замечательные кривые (4 часа)

Эллипс, гипербола, парабола. Свойства, построение.  Канонические сечения. Конус, спираль Архимеда, синусоида. Кардиоида, циклоида, гипоциклоиды. Кривые Дракона.

5. Симметрия (11 часов) 

Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами. Свойства симметричных фигур. Бордюры, трафареты и орнаменты. Паркеты. Решение задач  с использованием свойств симметрии. Свойства окружности.

6. Занимательная геометрия(7 часов)

Лабиринты. Задачи на разрезание фигур. Задачи, головоломки, игры.

Формы и средства контроля

Освоение практической части программы предполагает выполнение учащимися 11 практических работ. Задания для выполнения 7 практических работ предлагаются учащимся из учебного пособия: Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с . При выполнении  4-х творческих практических работ учащимся предлагается самостоятельно составить практические задания по темам «Остров сокровищ», «Трафарет», «Бордюр», «Паркет» и подготовить защиту своих работ. Творческую работу «Остров сокровищ» ребята предлагают для решения своим одноклассникам.

  При оценивании заданий практических работ используются критерии: самостоятельность, оригинальность, аккуратность выполненного задания.  

 Перечень учебно – методических средств обучения

Основная литература

1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.

 

Дополнительная литература

1. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.

 

Средства обучения

  1. Комплект стереометрических тел.

2. Учебное пособие по геометрии В.П. Шаманова


[1]                 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ» 8 класс

Рабочая программа учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ» 8 класс ...

Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" 7 класс

Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по геометрии для основного общего образования и авторской программы, разработанной Л.С....

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 11 класса

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об...

Рабочая программа учебного предмета геометрия УМК «_Атанасян_Ш.А. Геометрия 7-9 » 7 класс, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета УМК «_Атанасян_Ш.А.  Геометрия 7-9 »...

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 7а,б класс 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебникам для общеобразовательных учреждений: «Геометрия 7 – 9» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. составлена на основе:1....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета геометрия 2023– 2024 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа по геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...