рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rabochaya_programma_5kl_naglyadnaya_geometriya.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» для 5 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, с использованием рекомендаций авторской программы И.Ф. Шарыгина.
Основой данной рабочей программы является учебное пособие Н.Ф.Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Оценивание – в традиционной форме.
Необходимость выделения геометрического материала в самостоятельную линию объясняется, прежде всего, трудностями, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии: непонимание необходимости доказательств, отсутствие геометрической зоркости, интуиции, геометрического воображения, неумение выстраивать чёткие логические рассуждения, а в старших классах ещё добавляется проблема пространственного мышления. На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем современного математического образования: результаты ГИА и ЕГЭ по математике показывают, что основная проблема геометрической подготовки учащихся связана с недостаточно развитыми геометрическими представлениями, неумением представлять и изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения. Корень этой проблемы кроется в том, что к началу изучения систематического курса геометрии понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. Поэтому начинать развивать геометрические представления школьников нужно как можно раньше. На это и нацелено изучение данного курса.
Курс наглядной геометрии – это пропедевтический курс геометрии, основанный на активной деятельности детей и направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Основной принцип – метод геометрической наглядности: в основе курса лежит практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами на плоскости и в пространстве. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование и эксперимент: большинство заданий стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся и развивали геометрическую зоркость, интуицию и воображение, математическую речь, способствовали усвоению геометрической терминологии и символики. В рамках данного курса предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, задач со спичками и т.п. Это поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Таким образом, содержание курса и методика его изучения не только обеспечивают разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и, вместе с тем, обеспечивают развитие творческих способностей ребенка, обладают высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития, вооружения учащихся геометрическим методом познания мира.
Цели курса:
- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить
основу для формирования геометрических понятий, идей, методов (пропедевтика геометрии);
- формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность;
- максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
- сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся;
- обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;
- знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей
действительности;
- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
- развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу,
полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;
- развитие логического мышления, пространственных представлений;
- ознакомление с геометрическими понятиями, формирование геометрического
понятийного аппарата;
- формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой культуры и истории;
- формирование математической речи;
- формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в
предметах и явлениях действительности.
Указанные цели реализуются путем решения следующих задач:
- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
- усвоение геометрической терминологии и символики;
- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;
- сравнение и измерение геометрических величин;
- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
- знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;
- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических
- максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
- показать роль геометрических знаний в познании мира;
- развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.
Требования к математической подготовке учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
- научиться использовать геометрический язык и геометрическую символику для описания предметов окружающего мира;
- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения геометрических фигур и измерения их основных элементов;
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге;
знать:
- простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол),
- пять правильных многогранников;
- свойства геометрических фигур;
уметь:
- изображать геометрические чертежи согласно условия задачи;
- строить простейшие геометрические фигуры на плоскости и в пространстве (изображение видимых и невидимых линий);
- определять геометрическую фигуру по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрической фигуры;
- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных прямых;
- строить точку, симметричную данной, указывать ось симметрии;
- изображать простейшие геометрические фигуры по их описанию;
- анализировать свойства геометрических фигур;
- использовать теоретические знания в практической работе;
- складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами;
- строить развертку куба;
приобрести опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- использования теоретических знаний в жизненных ситуациях;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- сформированность навыков дедуктивного мышления;
- сформированность представлений о геометрических фигурах, умений выделять их признаки,
сравнивать, обобщать, классифицировать;
- хорошее владение чертежными инструментами, умение производить геометрические
построения и измерения;
- формирование навыков пространственного воображения и геометрической интуиции;
- сформированность общего положительного отношение к геометрии, а также высокой познавательной активности;
- умение применять геометрию к смежным дисциплинам и к решению задач практики.
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. | 1 | 4.09 | ||
Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. | 1 | 11.09 | ||
Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. | 1 | 18.09 | ||
Угол. Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. | 1 | 25.09 | ||
Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба. | 2 | 2.10 9.10 | ||
Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба и его сечений. Практическая работа “Куб”. | 2 | 16.10 23.10 | ||
Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты. Творческая работа “Паркеты на клетчатой бумаге” | 2 | 30.10 13.11 | ||
Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. | 1 | 20.11 | ||
Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник. Практическая работа “Треугольник”. | 2 | 27.11 4.12 | ||
Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения. | 2 | 11.12 18.12 | ||
Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы. | 2 | 25.12 15.01.15 | ||
Пирамида. Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса. | 2 | 22.01 29.01 | ||
Правильные многогранники. Формула Эйлера. | 1 | 5.02 | ||
Геометрические головоломки. Геометрия танграма. Стомахион. | 2 | 12.02 19.02 | ||
Измерение длины. Меры длины. Старинные русские меры длины. | 2 | 26.02 5.04 | ||
Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. | 1 | 12.04 | ||
Площади фигур. Практическая работа “Площадь”. | 2 | 19.04 2.04 | ||
Объемы тел. Практическая работа “Объемы” | 2 | 9.04 16.04 | ||
Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. | 2 | 23.04 30.04 | ||
Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. Решение занимательных геометрических задач. | 2 | 7.05 14.05 | ||
Задачи со спичками. | 1 | 21.05 | ||
ИТОГО: | 34 |
ЛИТЕРАТУРА.
- Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
- Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
- В царстве смекалки / Игнатьев Е.И. Под ред. М.К.Потапова. – 5-е изд., испр. – М.: Наука. Гл.ред. физ. – мат. Лит., 1987.
- Все об оригами. Игры и фокусы с бумагой / Афонькин Е.Ю., Афонькина Е.Ю. – СПб: ООО «СЗКЭО, 2009.
- Головоломки профессора Головоломки: Сборник затей, фокус, самоделок, занимательных задач / Сост. И.Прусаков – М.: Дет.лит., 1989.
- Задачник. Нестандартая математика в школе / Возлинская М.В. – М.: Лайда, 1993.
- Математическая смекалка /Б.А. Кордемский - М.: Наука. Гл.ред. физ. – мат. Лит., 1959.
- Занимательная геометрия / Я.И.Перельман. Под ред. Б.А.Кордемского. – Государственное издательство технико-теоретической литературы, Москва-1951- Ленинград.
- История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1981.
- История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...