Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме

 

Рабочая  программа по наглядной  геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  общего образования по математике (геометрия); авторской программы И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Примерная программа конкретизирует содержание  предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Структура документа: рабочая программа включает следующие разделы:

            -  пояснительную записку (цели и задачи обучения);

            -  программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;

            -  содержание обучения;

            -  требования к уровню подготовки выпускников;

            -  распределение часов по разделам курса;

-  календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_naglyadnoy_geometrii_.rar40.23 КБ

Предварительный просмотр:

                           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Калининска Саратовской области»

«Согласовано»                                                                                                                «Утверждаю»

Заместитель директора по УР                                                                                      Директор школы

________________________                                                                                            _______________________              / Т.А.Парфёнова /                                                                                                                     / И.В. Миронов /  

«________» ______________ 2013г.                                                                              «_______»_________ 2013 г.

                                                                                                                          Приказ №         от     .08.13г

        Рассмотрено на заседании         Рабочая программа

педагогического совета                                   Курса     наглядной геометрии       

Протокол № от_______2013Гг                      в  5 «Б» и 5 «В»  классе (ФГОС)

    на 2013/2014 учебный год

       

Рассмотрено на ШМО                                                                                      Составитель   Шпакова Е.Н.

«           »  августа   2013г.                                                                      учитель высшей квалификационной категории.  

/ О.Б. Лукьянова /                                                                                                


Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период.

 Все вокруг – геометрия.

Французский архитектор Ле Корбюзье, начало ХХ век

Пояснительная записка

Рабочая  программа по наглядной  геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  общего образования по математике (геометрия); авторской программы И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Примерная программа конкретизирует содержание  предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Структура документа: рабочая программа включает следующие разделы:

        -  пояснительную записку (цели и задачи обучения);

        -  программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;

        -  содержание обучения;

        -  требования к уровню подготовки выпускников;

        -  распределение часов по разделам курса;

-  календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе; 

Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Если мы посмотрим вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, дорожные развязки и городские парки, микросхемы и т.д. Геометрические знания и геометрические умения, геометрическая культура  являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых.

Геометрия есть феномен общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одним из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиваться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только их практических, но и из духовных потребностей человека. История геометрии не только отражает историю развития человеческой мысли. Геометрия издавна является одним из мощных моторов, двигающих эту мысль. Геометрия и математика в целом представляет собой очень действенное средство для нравственного воспитания человека. Научной и нравственной основой курса является принцип доказательства всех утверждений. Итак, геометрия один из важнейших школьных предметов. Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-ом классе содержание учебников и    теоретический уровень    изложения материала    резко количественно и качественно меняются.

Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом  играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования.  В связи с тем, что в курсе наглядной геометрии предусмотрено проведение практических работ, на которых используются ножницы, циркуль, и т.п., поэтому на таких уроках проводится инструктаж по технике безопасности.

Курс наглядной геометрии – это пропедевтический курс геометрии. Курс наглядной геометрии подводит детей к  серьезному изучению этой науки и имеет следующие цели;

        - пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);

        - формирование   интереса к изучению систематического курса геометрии   через наглядность;

        - сохранение,   закрепление   и  развитие  пространственных  представлений учащихся;

        - обеспечение   системы  развивающего   и   непрерывного   геометрического  образования;

        - знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей          действительности;

         - осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с   жизнью;

        -   развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу,  полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;

        -   развитие логического мышления, пространственных представлений;

        -  ознакомление       с       геометрическими       понятиями,  формирование     геометрического понятийного аппарата;

        - формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой    культуры и истории;

        -   формирование математической речи;

        -   формирование   умения   вычленять   геометрические   факты,   формы    и отношения в предметах и явлениях действительности.

Указанные цели реализуются путем  решения следующих задач:

- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса     геометрии;

- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;

- усвоение геометрической терминологии и символики;

- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;

- сравнение и измерение геометрических величин;

- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;

- знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;

- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.

Образовательные технологии:

        - технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др);

        - технология проблемного обучения;

        - технология развивающего обучения.

Цель курса

  1. Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
  2. Научить конструировать, наблюдать.
  3. Проводить эксперименты
  4. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.
  5. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.
  6. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни страницы измерения длин через другие.
  7. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника.
  8. Выражать одни единицы измерения площади через другие.
  9. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость.
  10. Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие.
  11. Исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов.
  12. Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
  13. Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.
  14. Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников; градусной меры углов; площадей квадратов и прямоугольников; объемов кубов и прямоугольных параллелепипедов, куба. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Изображать равные фигуры; симметричные фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки,  с помощью   инструментов,   а   также   используя компьютерные программы.

Результаты курса

Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства. Уметь строить плоские  и пространственные фигуры.

Уметь делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.

Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.

Уметь работать в группе. Уметь оценивать работу.

                                                                                                                Содержание курса

  1. Пространство и размерность. Пространственные фигуры              - 18 часов
  2. Геометрические головоломки и опыты                                             - 20 часов
  3. Параллельность и перпендикулярность                                            -  6 часов
  4. Оригами, геометрия клетчатой бумаги                                             - 10 часов
  5. Симметрия                                                                                           -  16 часов

                                                                                             Учебно–тематическое планирование

по  математике для 5 класса

Класс:  5 «Б» и 5 «В»

Предмет: математика

Учебник: «наглядная геометрия  5 класс» 

Автор:  И. Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева

№ п/п

Тема урока

Календарные сроки

Формы и методы контроля, ИКТ

Планируемые результаты обучения.

Универсальные учебные действия

Проектная деятельность

план

факт

1

Первые шаги в геометрии

  4.09

Презентация

Регулятивные         УУД:                                                                                                                           контроль  в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Познавательные         УУД:                                                                                логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные  УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

2

Первые шаги в геометрии

11.09

3

Пространство и размерность

18.09

Сам-я работа

Личностные УУД: нравственное – эстетическое оценивание, самопознание.

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

4

Пространство и размерность

25.09

Презентация

5

Простейшие геометрические фигуры

2.10

Тест

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения  способа действия и его результатов.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6

Простейшие геометрические фигуры

9.10

7

Конструирование из  Т

16.10

Презентация

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез, как составление целого из частей.

Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

8

Конструирование из  Т

23.10

9

Куб и его свойства

30.10

Сам-я работа

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

10

Куб и его свойства

6.11

11

Задачи на разрезание и складывание фигур

20.11

Презентация

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

12

Задачи на разрезание и складывание фигур

27.11

13

Решение задач на геоплане

4.12

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.

14

Треугольник

11.12

Тест

15

Правильные многогранники

18.12

Презентация

Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

16

Правильные многогранники. Изготовление фигур

25.12

Сам-я работа

17

Геометрические головоломки

15.01

Презентация

Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном

18

Софизмы

22.01

Тест

19

Измерение длины

29.01

Презентация

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

20

Измерение длины

5.02

21

Измерение площади и объема

12.02

22

Измерение площади и объема

19.02

Презентация

23

Вычисление длины, площади и объема

26.02

Сам-я работа

Познавательные УУД: логические - построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

24

Вычисление длины, площади и объема

5.03

Презентация

25

Окружность

12.03

Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

26

Окружность

19.03

Тест

27

Геометрический тренинг

26.03

Презентация

Познавательные УУД: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.

28

Геометрический тренинг

2.04

29

Топологические опыты

9.04

Тест

30

Топологические опыты

16.04

31

Задачи со спичками

23.04

Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений.                                                                                                   Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.                                                                                           Установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.                  

 

32

Задачи со спичками

30.04

Презентация

33

Зашифрованная переписка

7.05

34

Зашифрованная переписка

14.04

35

Задачи, головоломки, игры

21.05

Сам-я работа

                                                                                   Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия» Москва, Дрофа 2013г.
  2. В.В. Трошин «Занимательны дидактические материалы по математике» Глобус, Москва, 2008г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе

Рабочая программа по наглядной геометрии  предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы . Основой  данной программы является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю. Ход...

Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...

Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 6 класса разработана на основе: Учебно – методического комплекса «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгина. Основной образовательной программы...

Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....

рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии

рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по наглядной геометрии для 5-6 классов ФГОС ООО

Рабочая программа по наглядной геометрии для  5-6  классов составлена на основе авторской программы по учебнику «Наглядная геометрия»: автора-составителя В.А. Смирнова,  Изд...