Рабочая программа по геометрии (11 класс)
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему

Рабочая программа по геометрии для 11 класса по учебнику Атанасяна Л.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g_11_rav_2015-2016.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа СОО

ГБОУ СОШ №633 г. Москва

Рабочая программа

по геометрии

Мавлютова Равиля Минсеетовича,

учителя первой квалификационной категории,

11 А класс

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

   Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Сборник нормативных документов.  Математика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. ─ 2-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2006 (2007), рекомендованной Департаментом    образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

   Срок  реализации программы -  2015-2016 учебный год.  

    Программа рассчитана на преподавание по учебнику «Геометрия. 10 – 11 классы : учеб.  для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни  /  Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. ─ 20 - е изд. ─ М. : ОАО «Московские учебники» по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011».

 

   Уровень обучения  профильный.

   Количество часов в год в 11 классе на профильном уровне 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.    

   Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели изучения курса геометрии в X—XI классах

 Систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.

Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложения, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объемы и площади поверхностей имеют большую практическую значимость.

Цели изучения математики

  • Изучение математики на профильном уровне ступени среднего (полного) образования направлено на достижение следующих целей: 
  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; 
  • овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения естественнонаучных дисциплин,  продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на профильном уровне на ступени среднего общего образования отводится 6 ч в неделю в 10-11  классах. Из них на геометрию 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Изучение программного материала дает возможность учащимся

 (ожидаемые результаты):

- получить представления о широте применения геометрии в различных областях человеческой деятельности; познакомиться с некоторыми фактами истории геометрии;

- получить представления об аксиоматике геометрии; понять ее роль в проведении дедуктивных рассуждений: научиться проводить доказательства изученных в курсе теорем, а также доказательные рассуждения в ходе решения задач;

- усвоить систематизированные сведения о пространственных формах; научиться проводить аналогии между плоскими и пространственными конфигурациями, видеть общность и различие свойств аналогичных структур на плоскости и в пространстве;

- научиться иллюстрировать и моделировать проекционным чертежом пространственные формы, решать позиционные задачи на проекционном чертеже;

- научиться применять векторно-координатный метод для изучения плоских и пространственных форм, при решении задач;

- научиться применять тригонометрию и элементы математического анализа для решения геометрических задач.

Содержание программы

Многогранники. Тела и поверхности вращения. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Объемы тел и площади их поверхностей. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, призмы, пирамиды, шара, цилиндра и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса, площади сферы.

Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния от точки до плоскости. Уравнения сферы и плоскости. Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрия на плоскости. Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теоремы Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен

знать / понимать

▪  значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и на практике; широту и  ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

▪   значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

▪  идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

▪   значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

▪   возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

▪   историю развития понятия о числе, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

▪   универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

▪   различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

▪   роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

▪   вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Геометрия

уметь

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
  • изображать геометрические фигуры и  тела; выполнять чертеж по условию задачи;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
  • строить  сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов  при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Учебно-тематический план

№п.п.

Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Метод координат в пространстве. Движения

15

1

2

Тела вращения

17

1

3

Объемы тел

22

2

4

Некоторые сведения из планиметрии

4

5

Заключительное повторение

10

6

Итого:

68

4

Сокращения, принятые в рабочей программе:

СР ─ самостоятельная работа

КР ─ контрольная работа                                         

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся

  1. Геометрия. 10 – 11 классы : учеб.  для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни  /  Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. ─ 20 - е изд. ─ М. : ОАО «Московские учебники» по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.
  2. Поурочные разработки по геометрии. 11 класс / Сост. В. А. Яровенко. ─ М.: ВАКО, 2015.

Методические пособия

  1. Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса.— М.: Просвещение, 1998.

Дополнительная литература

  1. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».

Календарно-тематическое планирование

1

2

3

4

5

6

7

8

№п.п.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды работ

Результаты образования

Дата

По плану

Факти

чески

Метод координат в пространстве. Движения (15 часов)

1

Прямоугольная система координат в пространстве

1

Комбинированный

  Знать понятие прямоугольной системы координат в пространстве.   Уметь строить точку по заданным  координатам, находить координаты точки,  показать возможность разложения произвольного вектора по координатным векторам. Знать понятие радиуса-вектора произвольной точки пространства, формулы координат середины отрезка, длины вектора через его координаты, расстояния между точками.

2

Координаты вектора

1

Урок изучения нового материала

3

Решение задач

1

Урок-практикум

СР

4

Связь между координатами векторов и координатами точек

1

Урок изучения нового материала

5

Простейшие задачи в координатах

 

1

Урок изучения нового материала

6

Решение задач

1

Урок обобщения и систематизации знаний

7

Решение задач

1

Урок обобщения и систематизации знаний

8

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

Урок изучения нового материала

  Знать понятие угла между векторами и скалярного произведения векторов. Уметь находить скалярное произведение векторов через их координаты, угол между прямыми, а также между  прямой и плоскостью.

Уметь применять уравнение плоскости и формулу расстояния от точки до плоскости.

Знать понятие движения пространства и его основные виды (центральная, осевая, зеркальная).

9

Решение задач

1

Урок закрепле

ния знаний

10

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

1

Урок изучения нового материала

11

Уравнение плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости

1

Урок изучения нового материала

12

Движения. Симметрия в пространстве

1

Урок изучения нового материала

13

Решение задач

1

Урок закрепле

ния знаний

14

Контрольная работа № 1 «Метод координат в пространстве. Движения»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

КР

15

Зачет №1 по теме «Метод координат в пространстве»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тела вращения (17 часов)

16

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра

1

Урок изучения нового материала

Знать понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра и конуса и их элементов, усеченного конуса. Уметь находить площади боковой и полной поверхностей цилиндра, конуса и усеченного конуса.  

17

Решение задач  на нахождение элементов цилиндра

1

Урок закрепле

ния знаний

18

Решение задач на вычисление площадей боковой и полной поверхностей цилиндра

1

Урок закрепле

ния знаний

СР

19

Понятие конуса. Площадь поверхности конуса

1

Урок изучения нового материала

20

Решение задач

1

Урок закрепле

ния знаний

21

Усеченный конус

1

Комбинированный

22

Сфера и шар. Уравнение сферы

1

Комбинированный

Знать понятия сферы, шара и их элементов. Уметь выводить уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат.

23

Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере

1

Комбинированный

Знать виды взаимного расположения сферы и плоскости, о касательной плоскости к сфере.

Уметь находить площадь сферы.

Иметь представление о цилиндрических и конических поверхностях и их сечениях.

Уметь решать задачи многогранники, цилиндр, конус и шар.

Уметь хорошо представлять различные комбинации тел: многогранники (призмы и пирамиды), вписанные в сферу и описанные около сферы; призмы, вписанные в цилиндр; пирамиды, вписанные в конус; конус, вписанный в сферу; сфера, вписанная в конус; сфера, вписанная в цилиндр; цилиндр, вписанный в сферу

24

Площадь сферы

1

Урок изучения нового материала

25

Цилиндрические и конические поверхности и их сечения

1

Комбинированный

26

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар

1

Урок обобщения и систематизации знаний

27

Решение задач на многогранники, вписанные в сферу

1

Урок обобщения и систематизации знаний

СР

28

Решение задач на многогранники, описанные около сферы

1

Урок обобщения и систематизации знаний

29

Контрольная работа № 2 «Тела вращения»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

КР

30

Зачет №2 по теме «Цилиндр, конус и шар»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

31

Повторение темы «Метод координат в пространстве»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

32

Повторение темы «Цилиндр, конус и шар»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Объемы тел (22 часа)

33

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Отношение объемов подобных тел  

1

Урок изучения нового материала

Знать понятия объема тела и свойства объемов, формулу отношения объемов подобных тел.

 Уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда; объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник.

34

Объем прямоугольной призмы

1

Урок закрепле

ния знаний

35

Решение задач

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

СР

36

Объем прямой призмы

1

Комбинированный

СР

Знать формулы объемов прямой призмы и цилиндра и уметь находить их.

37

Объем цилиндра

1

Комбинированный

38

Решение задач

1

Урок закрепле

ния знаний

39

Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла.

1

Урок изучения нового материала

Уметь применить определенный интеграл для вычисления объемов тел. Уметь находить объемы наклонной призмы, пирамиды и усеченной пирамиды, конуса и усеченного конуса.

Уметь применить определенный интеграл для вычисления объемов тел. Уметь находить объемы наклонной призмы, пирамиды и усеченной пирамиды, конуса и усеченного конуса.

40

Объем наклонной призмы.

1

Комбинированный

41

Объем пирамиды

1

Урок изучения нового материала

42

Решение задач

1

Урок закрепле

ния знаний

43

Объем усеченной пирамиды

1

Комбинированный

СР

44

Объем конуса и усеченного конуса

1

Урок изучения нового материала

45

Решение задач

1

Урок закрепле

ния знаний

46

Контрольная работа №3 «Объемы многогранников и тел вращения»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

КР

47

Объем шара

1

Урок изучения нового материала

Знать формулы объемов шара и площади сферы, объемов шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора и уметь находить их.

   

Уметь находить площадь сферы.

48

Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора

1

Комбинированный

49

Решение задач

1

Урок закрепле

ния знаний

50

Площадь сферы

1

Урок изучения нового материала

51

Решение задач

1

Урок закрепле

ния знаний

52

Решение задач

1

Урок закрепле

ния знаний

53

Контрольная работа № 4 «Объем шара. Площадь сферы»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

КР

54

Зачет №3 по теме «Объемы тел»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Некоторые сведения из планиметрии (4 часа)

55

Углы и отрезки, связанные с окружностью

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать основные положения из планиметрии: угол между хордой и касательной, теорему о произведении отрезков хорд, вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, теорему о касательной и секущей, теорему о сумме квадратов сторон и диагоналей параллелограмма, вписанные и описанные многоугольники, свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников.

Уметь применять при решении задач.

56

Решение треугольников

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать свойство биссектрисы угла треугольника; вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей; формулы площади треугольника: формулу Герона, выражение площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей.

Уметь применять при решении задач.

57

Теоремы Менелая и Чевы

1

Урок изучения нового материала

Знать теорему Менелая и Чевы.

Уметь применять при решении задач.

58

Эллипс, гипербола и парабола

1

Урок изучения нового материала

Знать определения  и уравнения эллипса, гиперболы и параболы.

Уметь применять формулы уравнений при решении задач.

Заключительное повторение (10 часов)

59

Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых, прямой и плоскости

1

Урок закрепле

ния знаний

Знать аксиомы стереометрии и их следствия, понятия скрещивающихся прямых;

параллельных прямых, прямой и плоскости  и параллельных плоскостей.

60

Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей

1

Урок обобщения и систематизации знаний

61

Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорему о трех перпендикулярах.

62

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать понятие двугранного угла, признак перпендикулярности двух плоскостей.

63

Векторы в пространстве. Скалярное произведение векторов

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать понятие вектора в пространстве, действия над векторами. Уметь находить координаты середины отрезка, длину вектора, расстояние между точками, скалярное произведение векторов.

64

Многогранники и площади их поверхностей

1

Урок обобщения и систематизации знаний

СР

Знать понятия многогранников и  уметь находить их площади поверхностей.

65

Тела вращения и площади их поверхностей

1

Урок обобщения и систематизации знаний

СР

Знать тела вращения и уметь находить  площади их поверхностей.

66

Объемы многогранников

1

Урок обобщения и систематизации знаний

СР

Уметь находить объемы многогранников.

67

Объемы тел вращения

1

Урок обобщения и систематизации знаний

СР

Уметь находить объемы тел вращения.

68

Повторение  и решение задач по курсу геометрии средней школы

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать курс геометрии средней школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...