Рабочая программа по геометрии (11 класс)
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для 11 класса по учебнику Атанасяна Л.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g_11_rav_2015-2016.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа СОО
ГБОУ СОШ №633 г. Москва
Рабочая программа
по геометрии
Мавлютова Равиля Минсеетовича,
учителя первой квалификационной категории,
11 А класс
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. ─ 2-е изд., стереотип. ─ М. : Дрофа, 2006 (2007), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Срок реализации программы - 2015-2016 учебный год.
Программа рассчитана на преподавание по учебнику «Геометрия. 10 – 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. ─ 20 - е изд. ─ М. : ОАО «Московские учебники» по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011».
Уровень обучения ─ профильный.
Количество часов в год в 11 классе на профильном уровне 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели изучения курса геометрии в X—XI классах
Систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложения, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объемы и площади поверхностей имеют большую практическую значимость.
Цели изучения математики
- Изучение математики на профильном уровне ступени среднего (полного) образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на профильном уровне на ступени среднего общего образования отводится 6 ч в неделю в 10-11 классах. Из них на геометрию 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Изучение программного материала дает возможность учащимся
(ожидаемые результаты):
- получить представления о широте применения геометрии в различных областях человеческой деятельности; познакомиться с некоторыми фактами истории геометрии;
- получить представления об аксиоматике геометрии; понять ее роль в проведении дедуктивных рассуждений: научиться проводить доказательства изученных в курсе теорем, а также доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- усвоить систематизированные сведения о пространственных формах; научиться проводить аналогии между плоскими и пространственными конфигурациями, видеть общность и различие свойств аналогичных структур на плоскости и в пространстве;
- научиться иллюстрировать и моделировать проекционным чертежом пространственные формы, решать позиционные задачи на проекционном чертеже;
- научиться применять векторно-координатный метод для изучения плоских и пространственных форм, при решении задач;
- научиться применять тригонометрию и элементы математического анализа для решения геометрических задач.
Содержание программы
Многогранники. Тела и поверхности вращения. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Объемы тел и площади их поверхностей. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, призмы, пирамиды, шара, цилиндра и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса, площади сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния от точки до плоскости. Уравнения сферы и плоскости. Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрия на плоскости. Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теоремы Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
знать / понимать
▪ значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и на практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
▪ значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
▪ идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
▪ значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
▪ возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
▪ историю развития понятия о числе, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
▪ универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
▪ различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
▪ роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
▪ вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Геометрия
уметь
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела; выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-тематический план
№п.п. | Название раздела | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Метод координат в пространстве. Движения | 15 | 1 |
2 | Тела вращения | 17 | 1 |
3 | Объемы тел | 22 | 2 |
4 | Некоторые сведения из планиметрии | 4 | ─ |
5 | Заключительное повторение | 10 | ─ |
6 | Итого: | 68 | 4 |
Сокращения, принятые в рабочей программе:
СР ─ самостоятельная работа
КР ─ контрольная работа
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
- Геометрия. 10 – 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. ─ 20 - е изд. ─ М. : ОАО «Московские учебники» по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.
- Поурочные разработки по геометрии. 11 класс / Сост. В. А. Яровенко. ─ М.: ВАКО, 2015.
Методические пособия
- Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса.— М.: Просвещение, 1998.
Дополнительная литература
- Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
Календарно-тематическое планирование
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
№п.п. | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды работ | Результаты образования | Дата | |
По плану | Факти чески | ||||||
Метод координат в пространстве. Движения (15 часов) | |||||||
1 | Прямоугольная система координат в пространстве | 1 | Комбинированный | Знать понятие прямоугольной системы координат в пространстве. Уметь строить точку по заданным координатам, находить координаты точки, показать возможность разложения произвольного вектора по координатным векторам. Знать понятие радиуса-вектора произвольной точки пространства, формулы координат середины отрезка, длины вектора через его координаты, расстояния между точками. | |||
2 | Координаты вектора | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
3 | Решение задач | 1 | Урок-практикум | СР | |||
4 | Связь между координатами векторов и координатами точек | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
5 | Простейшие задачи в координатах
| 1 | Урок изучения нового материала | ||||
6 | Решение задач | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||
7 | Решение задач | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||
8 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятие угла между векторами и скалярного произведения векторов. Уметь находить скалярное произведение векторов через их координаты, угол между прямыми, а также между прямой и плоскостью. Уметь применять уравнение плоскости и формулу расстояния от точки до плоскости. Знать понятие движения пространства и его основные виды (центральная, осевая, зеркальная). | |||
9 | Решение задач | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
10 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
11 | Уравнение плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
12 | Движения. Симметрия в пространстве | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
13 | Решение задач | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
14 | Контрольная работа № 1 «Метод координат в пространстве. Движения» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | КР | |||
15 | Зачет №1 по теме «Метод координат в пространстве» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | ||||
Тела вращения (17 часов) | |||||||
16 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра и конуса и их элементов, усеченного конуса. Уметь находить площади боковой и полной поверхностей цилиндра, конуса и усеченного конуса. | |||
17 | Решение задач на нахождение элементов цилиндра | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
18 | Решение задач на вычисление площадей боковой и полной поверхностей цилиндра | 1 | Урок закрепле ния знаний | СР | |||
19 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
20 | Решение задач | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
21 | Усеченный конус | 1 | Комбинированный | ||||
22 | Сфера и шар. Уравнение сферы | 1 | Комбинированный | Знать понятия сферы, шара и их элементов. Уметь выводить уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат. | |||
23 | Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере | 1 | Комбинированный | Знать виды взаимного расположения сферы и плоскости, о касательной плоскости к сфере. Уметь находить площадь сферы. Иметь представление о цилиндрических и конических поверхностях и их сечениях. Уметь решать задачи многогранники, цилиндр, конус и шар. Уметь хорошо представлять различные комбинации тел: многогранники (призмы и пирамиды), вписанные в сферу и описанные около сферы; призмы, вписанные в цилиндр; пирамиды, вписанные в конус; конус, вписанный в сферу; сфера, вписанная в конус; сфера, вписанная в цилиндр; цилиндр, вписанный в сферу | |||
24 | Площадь сферы | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
25 | Цилиндрические и конические поверхности и их сечения | 1 | Комбинированный | ||||
26 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||
27 | Решение задач на многогранники, вписанные в сферу | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | СР | |||
28 | Решение задач на многогранники, описанные около сферы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||
29 | Контрольная работа № 2 «Тела вращения» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | КР | |||
30 | Зачет №2 по теме «Цилиндр, конус и шар» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | ||||
31 | Повторение темы «Метод координат в пространстве» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||
32 | Повторение темы «Цилиндр, конус и шар» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||
Объемы тел (22 часа) | |||||||
33 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Отношение объемов подобных тел | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятия объема тела и свойства объемов, формулу отношения объемов подобных тел. Уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда; объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник. | |||
34 | Объем прямоугольной призмы | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
35 | Решение задач | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | СР | |||
36 | Объем прямой призмы | 1 | Комбинированный | СР | Знать формулы объемов прямой призмы и цилиндра и уметь находить их. | ||
37 | Объем цилиндра | 1 | Комбинированный | ||||
38 | Решение задач | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
39 | Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь применить определенный интеграл для вычисления объемов тел. Уметь находить объемы наклонной призмы, пирамиды и усеченной пирамиды, конуса и усеченного конуса. Уметь применить определенный интеграл для вычисления объемов тел. Уметь находить объемы наклонной призмы, пирамиды и усеченной пирамиды, конуса и усеченного конуса. | |||
40 | Объем наклонной призмы. | 1 | Комбинированный | ||||
41 | Объем пирамиды | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
42 | Решение задач | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
43 | Объем усеченной пирамиды | 1 | Комбинированный | СР | |||
44 | Объем конуса и усеченного конуса | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
45 | Решение задач | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
46 | Контрольная работа №3 «Объемы многогранников и тел вращения» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | КР | |||
47 | Объем шара | 1 | Урок изучения нового материала | Знать формулы объемов шара и площади сферы, объемов шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора и уметь находить их.
Уметь находить площадь сферы. | |||
48 | Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора | 1 | Комбинированный | ||||
49 | Решение задач | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
50 | Площадь сферы | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
51 | Решение задач | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
52 | Решение задач | 1 | Урок закрепле ния знаний | ||||
53 | Контрольная работа № 4 «Объем шара. Площадь сферы» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | КР | |||
54 | Зачет №3 по теме «Объемы тел» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||
Некоторые сведения из планиметрии (4 часа) | |||||||
55 | Углы и отрезки, связанные с окружностью | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основные положения из планиметрии: угол между хордой и касательной, теорему о произведении отрезков хорд, вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, теорему о касательной и секущей, теорему о сумме квадратов сторон и диагоналей параллелограмма, вписанные и описанные многоугольники, свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников. Уметь применять при решении задач. | |||
56 | Решение треугольников | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать свойство биссектрисы угла треугольника; вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей; формулы площади треугольника: формулу Герона, выражение площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей. Уметь применять при решении задач. | |||
57 | Теоремы Менелая и Чевы | 1 | Урок изучения нового материала | Знать теорему Менелая и Чевы. Уметь применять при решении задач. | |||
58 | Эллипс, гипербола и парабола | 1 | Урок изучения нового материала | Знать определения и уравнения эллипса, гиперболы и параболы. Уметь применять формулы уравнений при решении задач. | |||
Заключительное повторение (10 часов) | |||||||
59 | Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых, прямой и плоскости | 1 | Урок закрепле ния знаний | Знать аксиомы стереометрии и их следствия, понятия скрещивающихся прямых; параллельных прямых, прямой и плоскости и параллельных плоскостей. | |||
60 | Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||
61 | Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорему о трех перпендикулярах. | |||
62 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать понятие двугранного угла, признак перпендикулярности двух плоскостей. | |||
63 | Векторы в пространстве. Скалярное произведение векторов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать понятие вектора в пространстве, действия над векторами. Уметь находить координаты середины отрезка, длину вектора, расстояние между точками, скалярное произведение векторов. | |||
64 | Многогранники и площади их поверхностей | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | СР | Знать понятия многогранников и уметь находить их площади поверхностей. | ||
65 | Тела вращения и площади их поверхностей | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | СР | Знать тела вращения и уметь находить площади их поверхностей. | ||
66 | Объемы многогранников | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | СР | Уметь находить объемы многогранников. | ||
67 | Объемы тел вращения | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | СР | Уметь находить объемы тел вращения. | ||
68 | Повторение и решение задач по курсу геометрии средней школы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать курс геометрии средней школы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...