Рабочая программа по геометрии (10 класс)
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для 10 класса по учебнику Атанасяна Л. С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_g_10_rav_2015-2016.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа СОО
ГБОУ СОШ №633 г. Москва
Рабочая программа
по геометрии
Мавлютова Равиля Минсеетовича,
учителя первой квалификационной категории,
10 А класс
2015-2016 учебный год
Учебно-тематическое планирование по геометрии
Класс ─ 10 А.
Учитель ─ Мавлютов Равиль Минсеетович, учитель I квалификационной категории.
Количество часов ─ 25(22+3) часа.
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков ─ 4.
Планирование составлено на основе программы:
Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. ─ 2-е изд., стереотип. ─ М. : Дрофа, 2006 (2007).
Учебник:
Геометрия. 10-11 классы. : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. ─ 20-е изд. ─ М. : ОАО «Московские учебники» по лицензии ОАО «Издательство
« Просвещение», 2011.
Дополнительная литература:
1. Математика. 10 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений
( базовый уровень) / А, Г, Мордкович, И. М. Смирнова, Л. О. Денищева и др; под. ред. А. Г. Мордковича, И. М. Смирновой. ─ 6-е изд., стер. ─ М. : Мнемозина, 2010.
2. ЕГЭ. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / А. Л. Семенов, И. В. Ященко, И.Р. Высоцкий, Д.Д.Гущин, М.А. Посицельская, С.Е. Посицельский, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, П.И. Захаров, А.В. Семенов, В.А. Смирнов; под. ред. А.Л. Семенова, И.В.Ященко. ─ М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ-№273 от 29.12.2012 г.).
- Базисный учебный план ГБОУ СОШ №633 на 2015-2016 учебный год.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089).
- Примерная программа по математике. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2006 (2007).
Уровень обучения ─ профильный.
Срок реализации рабочей программы ─ 2015-2016 учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной: нет.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением таблиц и опорных схем, элементы технологии М. Б. Воловича, применение ИКТ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
- Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели изучения математики
Изучение математики на профильном уровне ступени среднего (полного) образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Цели изучения геометрии
Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Курсу геометрии присущи систематизирующий и обобщающий характер изложения, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в основной школе. Высокий уровень абстракции изучаемого материала, логическая стройность систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся.
Задачи изучения математики
При изучении курса математики в 10 классе на профильном уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
• развитие представление о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
- знакомство с основными идеями и методами математического анализа;
- расширение знаний по планиметрии и изучение стереометрии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на профильном уровне на ступени среднего общего образования отводится 6 ч в неделю в 10-11классах. Учебный план ГБОУ СОШ №633 отводит на изучение геометрии в 10 классе 2 часа в неделю, в год 68 часов.
Количество учебных часов:
В год — 68 часов(2 часа в неделю).
В том числе: контрольных работ — 4.
Формы промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.
Содержание обучения.
- Введение. Аксиомы стереометрии(3ч).
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
- Параллельность прямых и плоскостей(15ч).
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
- Перпендикулярность прямых и плоскостей(17ч).
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Параллельное проектирование. Ортогональное проектирование. Центральное проектирование. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Многогранные углы.
- Многогранники(14ч).
Понятие многогранника. Развертка. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Призма. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Пирамида. Изображение пространственных фигур. Правильные многогранники.
- Векторы в пространстве(10ч).
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
6. Повторение. Решение задач(9ч).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
знать / понимать
▪ значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и на практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
▪ значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
▪ идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
▪ значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
▪ возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
▪ историю развития понятия о числе, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
▪ универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
▪ различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
▪ роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
▪ вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;
Геометрия
уметь
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела; выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Введение. Аксиомы стереометрии | 3 | ─ |
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 15 | 1 |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | 1 |
4 | Многогранники | 14 | 1 |
5 | Векторы в пространстве | 10 | 1 |
6 | Повторение. Решение задач | 9 | ─ |
7 | Всего: | 68 | 4 |
Сокращения, принятые в рабочей программе:
Форма контроля:
СР ─ самостоятельная работа.
КР ─ контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Содержание материала урока | Виды работ | Результаты образования | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||
Введение. Аксиомы стереометрии(3ч) | ||||||||
1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии | Изучение нового материала | Содержание курса стереометрии, аксиомы стереометрии | Сформировать представление об основных понятиях и аксиомах стереометрии. | ||||
2 | Некоторые следствия из аксиом | Комбинированный | Доказательство двух следствий из аксиом | |||||
3 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | |||||
Параллельность прямых и плоскостей(15ч) | ||||||||
4 | Параллельные прямые в пространстве | Изучение нового материала | Параллельность прямых в пространстве. Теорема о параллельности трех прямых | Знать определение параллельных прямых в пространстве, признак параллельности прямой и плоскости, понятие скрещивающихся прямых, понятие параллельных плоскостей и признак параллельности плоскостей, уметь строить сечения тетраэдра и параллелепипеда. | ||||
5 | Параллельность прямой и плоскости | Комбинированный | Признак параллельности прямой и плоскости | |||||
6 | Решение задач | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
7 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | СР | ||||
8 | Скрещивающиеся прямые | Комбинированный | Понятие скрещивающихся прямых, признак скрещивающихся прямых | |||||
9 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми | Изучение нового материала | Теорема об углах с сонаправленными сторонами, понятие угла между прямыми | |||||
10 | Решение задач | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
11 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | СР | ||||
12 | Параллельные плоскости и их свойства | Изучение нового материала | Понятие параллельных плоскостей, признак параллельности двух плоскостей | |||||
13 | Решение задач | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
14 | Тетраэдр | Изучение нового материала | Ввести понятие тетраэдра, решение задач | |||||
15 | Параллелепипед | Комбинированный | Параллелепипед и его свойства | |||||
16 | Задачи на построение сечений | Изучение нового материала | Задачи на построение сечений | |||||
17 | Решение задач | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
18 | Контрольная работа №1 «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей» | Контроля и проверки знаний и умений | КР | |||||
Перпендикулярность прямых и плоскостей(17ч) | ||||||||
19 | Перпендикулярные прямые в пространстве. | Изучение нового материала | Понятие перпендикулярных прямых в пространстве, перпендикулярность прямой и плоскости | Знать определение перпендикулярных прямых в пространстве, признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорему о трех перпендикулярах, уметь строить двугранный угол, знать признак перпендикулярности плоскостей и уметь применять все понятия при решении задач. | ||||
20 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | Комбинированный | Изучить теорему, выражающую признак перпендикулярности прямой и плоскости | |||||
21 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | Комбинированный | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | |||||
22 | Решение задач | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
23 | Решение задач. | Закрепление умений и навыков | Решение задач | СР | ||||
24 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах | Изучение нового материала | Понятие расстояния от точки до плоскости. Доказательство теоремы о трех перпендикулярах | |||||
25 | Угол между прямой и плоскостью | Комбинированный | Понятие угла между прямой и плоскостью | |||||
26 | Параллельная, прямоугольная и центральная проекции фигуры. | Комбинированный | Параллельное проектирование. Ортогональное проектирование. Центральное проектирование | |||||
27 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | СР | ||||
28 | Решение задач | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
29 | Двугранный угол | Изучение нового материала | Понятие двугранного угла и его линейного угла | |||||
30 | Признак перпендикулярности двух плоскостей | Комбинированный | Понятие угла между плоскостями, определение перпендикулярных плоскостей | |||||
31 | Прямоугольный параллелепипед. Куб. | Комбинированный | Свойства прямоугольного параллелепипеда и куба | |||||
32 | Трехгранный угол. Многогранный угол. | Комбинированный | Многогранные углы | |||||
33 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | СР | ||||
34 | Решение задач | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
35 | Контрольная работа №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | Контроль знаний и умений | КР | |||||
Многогранники(14ч) | ||||||||
36 | Понятие многогранника. Теорема Эйлера | Изучение нового материала | Понятие многогранника и его элементов. Развертка. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. | Уметь различать пространственные тела, находить их площади поверхности. Уметь применять полученные понятия при решении задач. | ||||
37 | Призма. Площадь поверхности призмы. | Комбинированный | Призма. Теорема о площади боковой поверхности призмы | |||||
38 | Пространственная теорема Пифагора | Комбинированный | Площадь ортогональной проекции многоугольника. | |||||
39 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | СР | ||||
40 | Решение задач | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
41 | Пирамида. Правильная пирамида | Изучение нового материала | Понятие пирамиды, теорема о площади боковой поверхности пирамиды | |||||
42 | Изображение плоских и пространственных фигур | Комбинированный | Изображение пространственных фигур. | |||||
43 | Решение задач | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
44 | Усеченная пирамида | Комбинированный | Понятие усеченной пирамиды, решение задач | |||||
45 | Симметрия в пространстве. Правильные многогранники | Комбинированный | Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр) | |||||
46 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | |||||
47 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | СР | ||||
48 | Решение задач | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
49 | Контрольная работа №3 «Многогранники» | Контроль знаний и умений | КР | |||||
Векторы в пространстве(10ч) | ||||||||
50 | Понятие вектора. Равенство векторов. | Изучение нового материала | Определение вектора в пространстве, равенство векторов | Знать понятие вектора в пространстве, уметь выполнять операции над векторами, применять данные понятия при решении задач. | ||||
51 | Сложение векторов | Комбинированный | Правило треугольника и параллелограмма при сложении векторов | |||||
52 | Вычитание векторов | Комбинированный | Задачи на сложение и вычитание векторов в пространстве | |||||
53 | Умножение вектора на число | Комбинированный | Основные свойства умножения вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | |||||
54 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | СР | ||||
55 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда | Комбинированный | Определение компланарных векторов, признак компланарности | |||||
56 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | Теорема о разложении, решение задач | ||||||
57 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | СР | ||||
58 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | |||||
59 | Контрольная работа №4 «Векторы в пространстве» | Контроль знаний и умений | КР | |||||
Повторение. Решение задач(9ч) | ||||||||
60 | Аксиомы стереометрии | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
61 | Параллельность прямых | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
62 | Параллельность прямой и плоскости | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
63 | Тетраэдр и параллелепипед | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
64 | Решение задач | Комбинированный | Решение задач | СР | ||||
65 | Перпендикулярность прямой и плоскости | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
66 | Угол между прямой и плоскостью | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
67 | Многогранники | Закрепление умений и навыков | Решение задач | |||||
68 | Итоговый урок по курсу геометрии 10 класса | Закрепление умений и навыков | Решение задач |
Список литературы:
- Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя / С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2007.
- Поурочные разработки по геометрии. 10 класс / Составители: В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2006, 2007.
- Дидактические материалы по геометрии /авт. Б.Г.Зив. ─ Москва.: «Просвещение», 2003.
- Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии: 10 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др. «Геометрия 10-11 класс» / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Пособия для ученика:
- Геометрия. 10-11 классы. : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. ─ 20-е изд. ─ М. : ОАО «Московские учебники» по лицензии ОАО «Издательство « Просвещение», 2011.
- Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса – М.: Просвещение, 2007.
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса. – М.: Илекса, 2007.
Мониторинговый инструмент:
- Сычёв А.В. Тесты по стереометрии. Журнал «Математика в школе» - № 3, 2004.
- Зив Б.Г. и др. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.: Просвещение, 2007.
- Азевич А.И. Задачи по геометрии 10-11 классы: Дидактические материалы и контрольные работы. – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии: 10 класс: к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. «Геометрия 10-11 класс» / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
В основе разработанной рабочей программы лежат «Примерные программы по математике», опубликованные в книге: «Сборник нормативных документов. Математика. / Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Григорьев. – М.: Дрофа, 2006 (2007)», которая реализуется в 10 А классе, на базе учебника: «Геометрия. 10-11 классы. : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. ─ 20-е изд. ─ М. : ОАО «Московские учебники» по лицензии ОАО «Издательство « Просвещение», 2011. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...