Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №32 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Утверждаю:______________ Директор ГБОУ ООШ № 32 Воробьёва С.А. Приказ №______ от «____» ______2016 г. | Согласовано:_____________ Зам. Директора по УВР ГБОУ ООШ № 32 Ниретина Л.А. «____» _______2016 г. | Рассмотрено на МО учителей второй ступени обучения ГБОУ ООШ №32 Протокол № ____ от «____» ______ 2016 г. Руководитель МО:________ Фарафонова Е.Н. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО
геометрии
(наименование учебного предметного курса)
Вторая ступень образования /8 класс
(ступень образования/класс)
2016-2017 учебный год
(срок реализации программы)
Рабочая программа по геометрии в 8 классе составлена на основе требований ФГОС ООО, основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ № 32, авторской программы Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др.
Программу составил Кулагина Александра Александровна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
г. Сызрань, 2016 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии в 8 классе составлена на основе требований ФГОС ООО, основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ № 32, авторской программы Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др.
Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 9)
- Основная образовательная программа ООО приказ № 87/1 от 22.06.2012г.
- Геометрия Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян.. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещние, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов – 2 часа в неделю, рекомендованный Министерством образования РФ с учетом актуальных положений ФГОС нового поколения.
Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
В 8 классе 2 человека обучаются по адаптированной программе. В связи, с чем в раздел Планируемые результаты освоения учебного предмета внесены изменения.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических, особенностей здоровья обучающихся.
Таким образом, системно-деятельностный подход ставит своей задачей ориентировать ученика не только на усвоение знаний, но, в первую очередь, на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В связи с этим, во время учебных занятий учащихся необходимо вовлекать в различные виды деятельности (беседа, дискуссия, экскурсия, творческая работа, исследовательская (проектная) работа и другие), которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учеников.
Место в учебном плане
Базисный учебный (образовательный план) на изучение геометрии в 8 классе основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение 34 недели обучения, всего 68 уроков (учебных занятий).
2. Планируемые результаты освоения
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- слушать партнера;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Программа позволяет добиваться следующих результатов для обучающихся по адаптированной программе обучения:
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
4) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
2) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
3) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
4) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
5) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
6) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
7) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации)
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) знания основных способов представления и анализа статистических данных;
4)умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
3. Содержание учебного предмета
Четырехугольники. Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, виды трапеции. Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Периметр многоугольника. Теорема Фалеса.
Площадь. Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников.
Окружность. Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Замечательные точки треугольника. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника.
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Тип урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Повторение (4 часа) | |||||
1 | Повторение. Начальные геометрические сведения | ППМ | №30, 47 | ||
2 | Повторение. Треугольники | ППМ | №108 | ||
3 | Повторение. Параллельные прямые | ППМ | №192, 193 | ||
4 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | ППМ | №223,231 | ||
Многоугольники (9 часов) | |||||
5 | Многоугольники | ИНМ | №368 | ||
6 | Решение задач по теме: «Многоугольники» | УКПЗ | №369, 370 | ||
7 | Параллелограмм | ИНМ | №372 | ||
8 | Трапеция | ИНМ | №390, 391 | ||
9 | Параллелограмм и трапеция | УКПЗ | №397 | ||
10 | Прямоугольник, ромб, квадрат | ИНМ | №401, 406 | ||
11 | Повторительно-обобщительный урок по теме: «Многоугольники» | ПОУ | №409, 414(а) | ||
12 | Контрольная работа № 1 по теме: «Многоугольники» | КЗ | Не предусмотрено | ||
13 | Внутренний (входной) мониторинг | КЗ | №421 | ||
Площадь (14 часов) | |||||
14 | Площадь | УКПЗ | №447,449(б) | ||
15 | Площадь многоугольника | ИНМ | №455, 456 | ||
16 | Тренировочные упражнения на нахождение площади многоугольника | УКПЗ | №457 | ||
17 | Площадь параллелограмма | ИНМ | №460, 461 | ||
18 | Тренировочные упражнения на нахождение площади параллелограмма | УКПЗ | №466 | ||
19 | Площадь треугольника | ИНМ | №470 | ||
20 | Тренировочные упражнения на нахождение площади треугольника | УКПЗ | №475, 476 | ||
21 | Площадь трапеции | ИНМ | №478 | ||
22 | Тренировочные упражнения на нахождение площади трапеции | УКПЗ | №459(в,г) | ||
23 | Теорема Пифагора | ИНМ | №484 | ||
24 | Тренировочные упражнения на теорему Пифагора | УКПЗ | №486 | ||
25 | Обратная теорема Пифагора | УКПЗ | №490 | ||
26 | Повторительно-обобщительный урок по теме: «Площадь» | ПОУ | №498(д-ж) | ||
27 | Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь» | КЗ | Не предусмотрено | ||
Подобные треугольники (16 часов) | |||||
28 | Определение подобных треугольников | ИНМ | №536, 538 | ||
29 | Признаки подобных треугольников | ИНМ | №552,554 | ||
30 | Первый признак подобия треугольников | ИНМ | №557 | ||
31 | Второй признак подобия треугольников | ИНМ | №559 | ||
32 | Третий признак подобия треугольников | ИНМ | №561 | ||
33 | Повторительно-обобщительный урок по теме: «Признаки подобия треугольников»» | ПОУ | №562 | ||
34 | Контрольная работа № 3 по теме: «Признаки подобия треугольников» | КЗ | Не предусмотрено | ||
35 | Средняя линия треугольника | ИНМ | №566, 567 | ||
36 | Решение задач по теме: «Средняя линия треугольника» | УКПЗ | №571, 572(в,г) | ||
37 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | ИНМ | №579, 580 | ||
38 | Практические приложения подобия треугольников | ИНМ | №581 | ||
39 | Соотношения между сторонами прямоугольного треугольника | ИНМ | №591(в,г), 592(д,е) | ||
40 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | УКПЗ | №594 | ||
41 | Внутренний (промежуточный) мониторинг | КЗ | №598 | ||
42 | Повторительно-обобщительный урок по теме: «Подобие треугольников»» | ПОУ | №599, 600 | ||
43 | Контрольная работа № 4 по теме: «Подобие треугольников» | КЗ | Не предусмотрено | ||
Окружность (16 часов) | |||||
44 | Касательная | ИНМ | №633, 635 | ||
45 | Касательная к окружности | УКПЗ | №637, 638 | ||
46 | Решение задач по теме: «Касательная к окружности» | УКПЗ | №641 | ||
47 | Центральные углы | ИНМ | №653(в-г), 656 | ||
48 | Вписанные углы | ИНМ | №661, 663 | ||
49 | Центральные и вписанные углы | УКПЗ | №666 | ||
50 | Решение задач на центральные и вписанные углы | УКПЗ | №671 | ||
51 | Четыре замечательные точки треугольника | ИНМ | №676 | ||
52 | Замечательные точки треугольника | УКПЗ | №679(б) | ||
53 | Решение задач на тему: «Четыре замечательные точки треугольника» | УКПЗ | №682 | ||
54 | Вписанная окружность | ИНМ | №690, 692 | ||
55 | Описанная окружность | УКПЗ | №697 | ||
56 | Вписанная и описанная окружности | УКПЗ | №800, 705 | ||
57 | Решение задач на вписанную и описанную окружность | УКПЗ | №708 | ||
58 | «Повторительно-обобщительный урок по теме: «Окружность» | ПОУ | №702, 706 | ||
59 | Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность» | КЗ | Не предусмотрено | ||
Повторение (11 часов) | |||||
60 | Четырехугольники (п) | ПОУ | Индивидуальные задания | ||
61 | Внутренний (итоговый) мониторинг | КЗ | Индивидуальные задания | ||
62 | Площадь (п) | ПОУ | Индивидуальные задания | ||
63 | ПОУ | Индивидуальные задания | |||
64 | ПОУ | Индивидуальные задания | |||
65 | Подобные треугольники (п) | ПОУ | Индивидуальные задания | ||
66 | ПОУ | Индивидуальные задания | |||
67 | ПОУ | Индивидуальные задания | |||
68 | Повторительно-обобщающий урок за курс геометрии 8 класса | ПОУ |
5.Учебно-методический комплекс
- 1. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2014 (и последующие издания)
- Дидактические материалы по геометрии. 7 класс. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. / М: Просвещение, 1999.
- Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., "Дрофа", 2001.
- Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б., Саакян С.М. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике, 5-11 классы.- М.: Вербум- М, 2002
- Изучение геометрии в 7 – 9 классах. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина. Методические рекомендации к учебнику. / 3-е издание. М.: Просвещение, 2000.
- Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000. - № 2.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010// "Вестник образования" -2002- № 6
- Стандарт основного общего образования по математике//"Вестник образования" -2004 - № 12
- Тесты. Геометрия 7 – 9. / П.И. Алтынов. Учебно-методическое пособие. / М.: Дрофа, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....