Конспект урока по теме "Координаты в пространстве" в условиях профильного обучения 10-11 класс.
план-конспект урока по геометрии (10 класс) на тему
Тема урока: Решение стереометрических задач методом координат
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 522.5 КБ |
Предварительный просмотр:
§4 Конспект урока
Тема урока: Решение стереометрических задач методом координат.
Тип урок: Обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
- Обобщить виды и способы нахождения расстояний и углов в пространстве с помощью координатного метода. Используя учебные конспекты и справочные таблицы в учебнике составить и решить задачи на каждый из случаев .
- Через решение задач на нахождение расстояний и углов в пространстве двумя способами (геометрический и метод координат ) сделать вывод о преимуществе метода координат для решения ряда задач этого блока.
- Расширить представление о применении метода координат в решении стереометрических задач на построение сечения.
Форма организации работы:
- Работа по группам (4 человека)
- Фронтальная работа с группами.
План урока
- Постановка целей урока. Организация хода урока.
- Разбор решения домашних задач на нахождение расстояний между точками, точкой и плоскостью в прямоугольном параллелепипеде геометрическим методом. (Работа в группах)
- Мотивирование решения домашних задач методом координат. Решение этих задач в группах координатным методом с последующим обсуждением в классе и формирование выводов о преимуществах того или иного метода .
- Обобщение видов задач на определение расстояний и углов в пространстве и способов (алгоритмов) их нахождения методом координат через постановку вопросов к домашним задачам. Систематизация теоретических знаний через использование учебных конспектов и справочных таблиц в учебнике.
- Составление новых задач с известной формулировкой на нахождение расстояний и углов в пространстве по данным домашних задач. Решение этих задач (в группе план решения каждой задачи, и завершаем решение дома).
- Использование метода координат в конкретной ситуации : решение задачи по материалам ЕГЭ 2008 параллельно методами координат и геометрическим. (Работа по вариантам внутри группы)
- Расширение представлений о возможностях метода координат через задачу о построении сечения прямоугольного параллелепипеда.
- Подведение итого урока.
- Формулирование домашнего задания.
I Этап урока. | Возможные варианты ответов и действий учеников |
Преступая к решению любой задачи, анализируя её условие мы определяем метод решения. К настоящему моменту решение стереометрической задачи мы способны осуществить тремя методами . | |
Назовите эти методы. | Геометрический (названо условно) Векторный Координатный Можно выделить координатно-векторный. |
Каждый метод имеет свой язык , свои алгоритмы. Сегодня на уроке к решению одной задачи мы применим и геометрический метод и метод координат. Попробуем сравнить их с позиции удобства и простоты решения. На основе этой же задачи подробно поговорим о методе координат в задачах на нахождение расстояний и углов в пространстве. Какие вопросы по вашему мнению должны быть рассмотрены в ходе урока? | |
(Учитель записывает эти вопросы на доске.) | Какие виды расстояний можно находить координатным методом? Какие виды углов находят этим методом? Как находить , по каким формулам и алгоритмам ? Какой справочный материал можно создать или использовать? |
Работа будет организована следующим образом:
| Класс разделим на группы по 4 человека . В группе есть капитан , отвечающей за работу членов группы и подводящий итог работы каждого. Группа может получить затребованную помощь учителя или представителя другой группы. В ходе работы используем учебные конспекты и справочные таблицы учебника. |
II Этап урока. Дома надо было решить две задачи геометрическим методом, т.е. последовательно вычислительным способом ответить на вопрос о нахождении расстояния между двумя точками и точкой и плоскостью. Идет обсуждение решения. Если задача не решена ,то можно попросить помощь учителя (листы с готовыми решениями или комментарии по конкретным вопросам) В итоге этой работы на доске появляются записи: Переформулируем вопросы задачи на язык координат и запишем ответы. | Организуем проверку решения домашних задач следующим образом: В группе 1 человек рассказывает решение одной задачи, 2-ой – другой задачи. Расстояние между точками В2 и R1; P и F : B2R1= P F= Расстояние от точки до плоскости |
Решение домашних задач геометрическим методом. Задача №1 | Задача. На ребрах ВВ1 ,АД , СД куба взяты соответственно точки В2, P, Q - середины ребер; на диагонали А1С1 взята точка R1 : А1R1:А1С1=3:4. Считая ребра куба а, найти расстояние между следующими парами точек а) В2 и R1 б) Р и F, где F середина R1Q |
Решение (поэтапно-вычислительный способ) 1. B2R1 найдем из прямоугольного треугольника B1B2R1 , где B1B2 = B1R1 найдем из прямоугольника треугольника B1O1R1 , в котором O1B1=; O1R1=A1C1=; тогда B1R12 = O1B12+ O1R12 = Получили В2R1 =. | 2. а) F- середина отрезка R1Q. Проведем дополнительные построения
RR1┴ (ABC) т.к. RR1 ║ CC1 и A1R1 ║ АR ,то AR=A1R1 . RQ проекции R1Q на (ABC). б) т .к. AO=AC AR=A1R1=A1C1 =AC, то OR=AC т.e R –середина стороны OC треугольника COD и Q – середина стороны DC , значит RQ –средняя линия т-ка COD, тогда RQ ║ OD и RQ ┴ AC. в) PQ ║ AC и по теореме о трех перпендикулярах PQ ┴FQ,.значит треугольник PQF прямоугольный (PQF=900 ). Тогда искомое расстояние PF= . PQ=AC= FQ=R1Q= В результате получаем: PF= |
Задача №2 | Найти расстояние от центра грани CDD1C1 до плоскости (A,B1,C). Ребро куба a. 1) Пусть D1B ∩ (AB1C)=O O- центроид треугольника AB1C и по свойству куба 2) D1O ┴ (AB1C), в плоскости (OD1C) проведен PQ║ D1O, где аОС. PQ ┴ (AB1C) и PQ= PQ= |
III Этап урока | |
Сделайте выводы по ходу выполнения домашней работы. Были ли трудности ? В чем они заключались? И так, можно сделать вывод: Задачи вызвали затруднения в ходе решения и потребовали достаточное количество времени. | Возможные ответы: Для решения задачи надо уметь правильно выстроить логическую цепочку рассуждений, основанную на многих теоретических фактах. Не сделать вычислительных ошибок. Длинное решение –можно запутаться. И т д. |
Обратимся к теме урока и той цели ,которую мы для себя определили. Ответьте на вопрос: «Каково будет следующее задание группам?» Какова схема решения задач этим методом? (Учащиеся озвучивают схему и находят соответствующие записи в учебном конспекте.) | Решить домашние задачи методом координат
|
На доске уже записаны главные вопросы задач на языке метода координат. Каким способом решаем эти задачи? | Найти расстояние между точками В2 и R1; P и F. Найти расстояние от точки до плоскости. Ученики называют формулы и находят соответствующие записи в учебном конспекте, учитель записывает их на доске или использует презентации. 1. Расстояние между двумя точками А(x1,y1,z1) и В(x2,y2,z2) вычисляется по формуле
2. Расстояние от точки М0(x0,yo,z0) до плоскости Ax+By+Cz+D=0 находится по формуле:
|
Задание группам: Решить домашние задачи методом координат. | Возможны варианты организации работы:
|
Подводим итог работы с задачами. | Учащиеся называют полученные ответы. Сравнивают их с предыдущими результатами, выписанными на доске. Делают выводы о правильности решения. |
В задаче требовалось составить уравнение плоскости. Каким способом можно составить общее уравнение плоскости? Кто пользовался ,каким из перечисленных способов? Какой из них предпочтительней в данном случае и почему ? Подведем итог . Вы решали одну и туже задачу двумя методами : геометрическим и координатным, и в состоянии сравнить эти способы с позиции предпочтения того или иного метода для решения данной задачи. Как вам проще, удобнее? |
Учащиеся анализируют свою работу по решению задач. |
Решение домашних задач методом координат | Учитель использует презентации для проверки решения задачи№1 и №2. |
Задача №1 | Решим задачу методом координат. 1. Введем систему координат. За единицу измерения примем ребро куба. 2. В этой системе координат найдем координаты нужных точек. A(a,0,0) , C(0,a,0) , B1(0,0,a) , A(a,0,0) , B(0,0,0) , D(a,a,0) , A1(a,0,a) , C1(0,a,a) По формулам координат середины отрезка или деления отрезка в данном отношении находим O1(,,a) , R1(,,a) , Q(,a ,0) , F(,,) , P(a,,0) 3. Найдем нужные расстояния (длины отрезков) по формуле. R1B2= PF= |
Задача №2
| Найти расстояние от центра грани CDD1C1 до плоскости (A,B1,C). Ребро куба a. 1.Введем систему координат. Единица измерения а. 2. Найдем координаты нужных точек. А(а,0,0) В1 (0,0,а) С(0,а,0) Р(а/2,а,а/2) Составим уравнение плоскости. Удобно пользоваться уравнением плоскости в отрезках. 3. Найдем расстояние от точки до плоскости по формуле |
IV, V Этапы урока. | |
Итак, решая задачи на нахождение расстояний в пространстве , мы выделили две задачи с формулировкой: «Найти расстояние между…» Какие еще можно поставить вопросы к данной задаче с этой формулировкой? (учитель ответы учеников фиксирует на доске) |
|
Каковы алгоритмы нахождения данных расстояний? Расстояние между точкой и прямой. Расстояние между двумя скрещивающимися прямыми Расстояние между параллельными плоскостями. | Учащиеся называют нужные алгоритмы, находят соответствующие записи в учебных конспектах или в справочной таблице. Учитель использует презентации.
Найти расстояние
α: Ax+By+Cz+D1=0 ß : Ax+By+Cz+D2=0
|
А теперь составьте конкретные задачи с данными формулировками вопросов к условию задачи №1. (учитель фиксирует на доске) |
|
Теперь поговорим о нахождении углов в пространстве. О каких углах идет речь? (учитель использует презентации) Каковы схемы решения данных задач? Угол между двумя прямыми Угол между прямой и плоскостью Угол между плоскостями |
Учащиеся называют нужные алгоритмы, находят соответствующие записи в учебных конспектах или в справочной таблице. Учитель использует презентации .
|
Составьте конкретные задачи с данными формулировками вопросов к условию задачи №1. (учитель фиксирует на доске) Часто задачи на доказательство перпендикулярности или параллельности прямых либо плоскостей сводятся к нахождению между ними углов. Приведите пример подобной задачи. | Найти угол между прямыми B2 R1 и PF; прямой PF и плоскостью B2B1R1; плоскостями (B2B1R1) и (PQF). |
Задание группам: Обсудить план решения каждой из составленных задач. Сами задачи решить дома. Кто видит способ решения этих задач другим, не координатным методом? Можно ли метод координат применительно к этим задачам считать предпочтительным? | |
VI Этап урока. | |
Итак, метод координат занимает не последние место в решении задач на нахождение углов и расстояний в пространстве. И мы уже можем выбирать метод решения этих задач. Рассмотрим конкретную ситуацию. Задача из материалов ЕГЭ-2008. Задание группам: Решить задачу двумя методами- координатным и геометрическим. Сделать вывод о предпочтительности каждого из методов к решению задачи. | Возможные варианты организации работы.
|
Подведем итог работы. Были ли трудности по решению задачи координатным методом? Были ли трудности по решению задачи геометрическим методом? В чем они заключались? Какова польза от решения задачи двумя способами? Вывод. Каждый должен для себя сделать вывод о предпочтительности выбора способа решения задачи и ответить на вопрос : «Почему именно этот способ?». | Задача №3. Боковое ребро МА пирамиды МАВС перпендикулярно плоскости основания и равно 13, , АВ=39, АС=52. Найдите расстояние от вершины А до плоскости ВСМ. |
Решение задачи геометрическим методом. | Решение задачи методом координат. z
y x |
Если через точку А провести плоскость, перпендикулярную плоскости ВСМ, то перпендикуляр, проведенный через точку А к линии пересечения этих плоскостей, будет перпендикуляром и к плоскости ВСМ. Пусть АН┴ВС , тогда по теореме о трех перпендикулярах МН┴ВС. Следовательно, ВС┴АМН и МВС┴ АМН. Проведем в плоскости АМН перпендикуляр АК к прямой МН. Тогда АК┴ВСМ. Длина отрезка АК равна расстоянию от точки А до плоскости ВСМ. В треугольнике АВС ВС=. Следовательно, 2SАВС=39*52=65*АН, тогда АН=156/5. В треугольнике АМН МН=. Значит, 2SАМН=13*156/5=169/5*АК , тогда АК=. ОТВЕТ: 12. |
А(0,0,0) В(39,0,0) С(,52,0) М(0,0,13)
Ax+By+Cz+D=0 39A+D=0, 13C+D=0, 52B=D=0. 4x+3y+12z-156=0
=12 Ответ: 12. |
VII Этап урока | |
На протяжении многих уроков мы решаем задачи на нахождение различных числовых характеристик фигур в стереометрии методом координат Рассмотрим еще одно из приложений координатного метода к решению задач, в данном случае, на построение сечения прямоугольного параллелепипеда. | Задача №4 В прямоугольном параллелепипеде АВСDA1B1C1D1 АВ:АD:АА1=1:3:2 Построить сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точку D1 и перпендикулярно прямой В1D. |
Решим задачу методом координат. | Учитель использует презентации для проверки решения задачи №4. |
А(1,0,0) В(0,0,0) С(0,3,0) D(1,3,0) А1(1,0,2) В1(0,0,2) С1(0,3,2) D1(1,3,0)
| |
а) Напишем уравнение искомой плоскости сечения α по вектору нормали и точке | α А(x-x0)+B(y-y0)+C(z-z0)=0 1(x-1)+3(y-3)-2(z-2)=0 x+3y-2z=0 |
б) Найдем точки пересечения плоскости α с осями координат и некоторыми ребрами куба Отметим точки N и К на чертеже. 3. ПО точкам D1KN строим искомое сечение КD1FN. | 1. x+3y-2z=0, 3yN-6=0, yN=2, N(0,2,0) 2. x+3y-2z=0, 1+3yk-6=0, yk=5/3, K(1,5/3,0)
|
VIII этап урока | |
Подведем итоги урока. Одной из целей урока было показать на конкретных примерах предпочтительность координатного метода для решения задач с прямоугольным параллелепипедом на нахождение расстояний и углов в пространстве. Для достижения этой и других целей урока мы проделали большой объем работы. Что полезного сегодня было на уроке? | Вспомнили схему решения задач методом координат и применили её к решению 4-х задач. Во всех предложенных задачах сделали вывод о преимуществах метода координат . Обобщили и виды и способы нахождения расстояний и углов в пространстве . Определили , что данный теоретический материал систематизирован в учебнике в приложении «Формулы стереометрии» и в учебных конспектах. Проговорили все алгоритмы, и большинство из них применили на уроке при решении задач. Работая с задачами методом, координат познакомились с его приложением для построения сечений многогранников. |
Все выше сказанное позволяет сделать вывод об обобщении применения метода координат для нахождения расстояний и углов при решении конкретных задач . | |
IX Этап урока | |
Задание на дом : 1) Решить сформулированные задачи методом координат . Предложить решение этих задач другим способом . 2) Решить задачу. На ребрах AB1, BC и BB1 куба взяты соответственно точки P,Q,R так что BP : BA = 3:4 BQ : BC = 1:2 BR : BB1 = 3:4. Через эти точки проведена плоскость (PQR) . Построить прямую проходящую через вершину D1 , где Консультации с капитанами групп и выставление оценок за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Рождество». Технология эффективного обучения посредством ролевой игры. Класс: «3»
Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Рождество», музыкальная фонетика, формирование навыков работы на сцене. Ролевые игры. Развиваю...
План – конспект урока на основе системно – деятельностного метода обучения по биологии для учащихся 6 класса.
план - конспект урока на основе системно – деятельностного метода обучения по биологии для 6 класса...
Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»
Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ». Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы региона....
План – конспект урока на основе системно – деятельностного метода обучения по биологии для учащихся 6 класса.
Урок "открытия" новых знаний....
Конспект урока по классическому танцу первого года обучения в МБУДО «ДШИ» г. Инты в классе преподавателя Луганской Е.Н.
Проведение открытого контрольного урока в 1 классе...
Конспект урока по графике и письму. "Письмо буквы У". 2 класс (8.2). Первый год обучения (надомное)
Конспект урока по графике и письму для детей с ТМНР...
Конспект урока на тему "Культурное пространство Руси"
Конспект урока для 6 класса по предмету «История средних веков»Тема урока: «Культурное пространство Древней Руси»Тип урока: комбинированный урокВид урока: урок с элементами бес...