План – конспект урока на основе системно – деятельностного метода обучения по биологии для учащихся 6 класса.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План – конспект урока на основе системно – деятельностного
метода обучения по биологии для учащихся 6 класса.
Составила: учитель биологии МБОУ «Гимназия №20» - Томашевская Елена Валентиновна.
Тема урока: «Побег и почки»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: сформировать представления рассмотреть строение и функции побега и почки.
1.Личностные:
- Формирование ответственного отношения к обучению.
- Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета.
- Развитие навыков обучения.
- Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.
2.Метапредметные:
- Работать с текстом и рисунками учебника.
- Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.
- Планировать свою деятельность под руководством учителя.
- Участвовать в групповой работе.
- Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях.
3.Предметные:
- Выявление особенностей строения, разных типов корневых систем.
- Определение роли корня в жизни растения.
- Овладение методами биологической науки.
- Изучение понятий и терминов.
- Фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц.
- Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, техники безопасности при проведении лабораторной работы.
Задачи урока:
Воспитывающие: воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к природе.
Развивающие: развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.
Обучающие: оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.
УУД:
- Личностные: формирование любви к природе, проявлять познавательный интерес к изучению строения
органов растений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою
успешность при изучении темы. .
- Коммуникативные: умение работать в группах, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничая друг с другом, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Регулятивные: развитие регуляции учебной деятельности.
- Познавательные: умения давать определения понятиям, делать выводы, умения наблюдать, оформлять мыслительные операции в виде таблиц, рисунков.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- Побег, узел, междоузлие, пазуха листа.
- Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое.
- Почки: пазушная, придаточная; вегетативная и генеративная.
Оборудование: Оборудование: зимние и летние побеги, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. (1-2 мин.)
(учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу,
проверяет готовность рабочего места учащихся). Мотивирует уч-ся на изучение новой темы.
2.Этап выявления места и причины затруднения (5 мин.)
1. Как различается внутреннее строение семян двудольного и однодольного растений?
2. Что такое ткань? Какие виды растительных тканей вы знаете?
3. Какое строение имеет зародыш семени?
– На какие группы можно разделить растения? Чем отличаются низшие и высшие растения? Какие растения господствуют на Земле? Почему?
Высшие растения состоят из органов. Чтобы изучить все процессы протекающие в растительном организме, нужно изучить строение его ……?
Первым при прорастании семян появляется корень, затем….
3. Этап актуализации знаний. (5 мин)
Тема урока сегодня «Побег и почки».
Целеполагание
Учитель -Давайте составим вопросы, согласно нашей темы урока.
Учащиеся формулируют вопросы.
1. Строение побега?
2. Листорасположение?
3. Каковы основные функции побега?
4. Строение и типы почек?
Этап реализации построенного проекта (15 мин.)
Открытие нового знания.
Учитель- Что называется побегом?
Ученик Из каких органов состоит побег?
Запишите определение в тетради
Побег – это….
Учащиеся высказывают свои определения
Учитель - Откройте параграф 22 учебника и найдите в тексте
определение побег.
-Что называется осевой частью побега?
-Что называется боковой частью побега?
Ученики: 1) Стебель. 2) Листья
-Чем отличаются летние побеги двух растений разных видов
Ученики: короткие и длинные расстояния между листьями
- Как называются участки стебля на котором развиваются листья?
Ученики: узлы, расстояние между ближайшими узлами – междоузлиями, угол между листом и междоузлием – пазуха листа.
-Посмотрите на предложенные вам растения, одинаково ли расположены листья на побеге?
-Какие бывают типы листорасположения, найдите определения в учебнике и зарисуйте схематично в тетрадях.
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и рисунками.
- Мы изучили как расположены листья на побеге. Давайте рассмотрим зимние побеги, как расположены почки на побеге?
Ученики: так же, как и листья.
- В тексте учебника найдите типы почек, в зависимости от их расположения на побеге, запишите в тетрадях:
Расположение почки.
1) расположена в пазухе листа.
2) находится вне пазухи листа.
3) находится на верхушке стебля
- Какую роль играют почки в жизни растения?
. Функции почки
1) обеспечивает рост многолетнего
побега в длину.
2) обеспечивает ветвление побега.
3) из почки развивается случайный
побег.
- Что развивается весной из почки?
Учащиеся – лист.
- Давайте посмотрим так ли это…(демонстрация, заранее поставленного в воду побега сирени)
Учащиеся делают вывод, что из почки развивается побег.
- Все ли поставленные задачи мы выполнили?
Учащиеся делают вывод, что осталось изучить строение почки.
- Изучим строение почки, выполнив лабораторную работу по инструкции учебника.
Этап самостоятельной работы (лабораторная работа) (10-15 мин.)
Рефлексия: Обсуждаем вывод к работе. Почка – зачаточный побег.
– Можно управлять развитием и ростом побегов?
Этап включения в систему знаний и повторения.
Какие растения называются высшими? Покрытосеменными? Что нового о строении цветковых растений мы узнали сегодня на уроке?
Этап рефлексии учебной деятельности
- Работа с тренажером (строение побега).
Домашнее задание: §22, вопросы в конце параграфа.
Составьте небольшой кроссворд по теме «Побег».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода
Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...
Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода...
План – конспект урока на основе системно – деятельностного метода обучения по биологии для учащихся 6 класса.
план - конспект урока на основе системно – деятельностного метода обучения по биологии для 6 класса...
Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного подхода в 5 классе к УМК Кузовлева В.П. "Какая она, идеальная новогодняя елка"
Урок системно-деятельностного подхода...
конспект урока на основе системно-деятельностного подхода
конспект урока математики в 5 классе по теме "Решение уравнений" с позиции системно-деятельностного подхода...
Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".
Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...