Конспект Урока по математике 1 класс "Луч. Построение луча".
план-конспект урока по геометрии ( класс) на тему
Данная методическая разработка направлена на формирование первичного представления о луче, умения различать прямую линию, отрезок, луч. выполнять практические действия с линейкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luch._postroenie_lucha.docx | 73.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике 1 класс УМК «Гармония»
Луч. Построение луча.
Цель:создать условия для формирования первичного представления о луче, умения различать прямую линию, отрезок, луч, выполнять практические действия с линейкой.
Задачи:
Образовательная:
- подвести учащихся к самостоятельному открытию понятия «луч»и способа его построения;
- способствовать формированию умений правильно различать геометрические фигуры по их существенным признакам, пользоваться линейкой для черчения;
- формировать умения анализировать, видеть проблемы, предлагать пути их решения, применять на практике.
Развивающая:
- развивать интеллектуальные и практические умения детей;
- развивать познавательный интерес к математике путём создания проблемных ситуаций;
- развивать память, внимание, мышление, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать.
Воспитательная:
- воспитывать познавательную активность, желание выполнять задания с элементами исследования, умение работать сообща, в парах;
- воспитывать чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль.
Здоровьесберегающая:
- сохранять здоровье ребёнка через проведение физминуток, создание благоприятных условий обучения.
УУД , формируемые на уроке:
Познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки); уметь производить простые логические действия.
Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности; умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы
Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, целепологание; определение последовательности действий.
Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративные;
- практические
- словесный;
- наглядный;
- частично-поисковый;
- проблемный;
Технологии, применяемые на уроке:
- Технология «Обучение в сотрудничестве».
- Здоровьесберегающие технологии.
- Информационно–коммуникационные технологии.
Формы организации работы на уроке:
- Фронтальная.
- Работа в парах.
- Самостоятельная.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, магнитная доска.
Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2003 PowerPoint
Комментарии: на уроке проводится две физ-паузы. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.
Ход урока:
Ход (этапы) урока, цель этапа урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Создание ситуации успеха. (2 мин) Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки. 2.Самоопределение к деятельности. Устные упражнения. Исследование геометрических фигур. Актуализация базовых знаний (6 мин.) Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 3. Физ.минутка для глаз. (1 мин.) Цель: снятие напряжение с глаз. 4. Ситуация затруднения (2 мин.) Цель: активизация мыслительных операций, необходимых и достаточных для восприятия нового материала: анализ. 5. Постановка учебной задачи. (2 мин.) Цель: постановка учебной задачи учащимися через проблемный вопрос. 6. Открытие нового знания. (8 мин.) Цель: организация коммуникативного взаимодействия (фронтально) для открытия нового понятия «луч». 7.Физ. пауза. (1 мин.) Цель: снятие утомления с туловища. 8. Первичное закрепление. (5 мин.) Цель:обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения. 9. Закрепление. Практическая работа (5 мин.) Цель: подвести учащихся к самостоятельному открытию способа построения луча. 10. Самостоятельная работа с самопроверкой. ( 4 мин) Цель: самостоятельно применить полученные знания, проверить себя по данному ключу, развивать логическое мышление. 11.Итог урока. Рефлексия. ( 4 мин) Цель: развитие умений соотносить цель и результат, | Слайд 9 -Друзья мои!Вам сегодня предстоит нелёгкая работа в мире Математики. Чтобы справиться со всеми заданиями, я хочу вам пожелать быть внимательными, высказывать свое мнение и рассуждать. -Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения. -Чтобы вы хотели пожелать мне? -Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.Покажите как вы готовы к уроку. -Молодцы. Слайд 10- Сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие по Великой стране Математики в город Геометрии. В этом городе жители ходят с линейками и карандашами. Они умеют аккуратно и правильно чертить на бумаге различные фигуры. Слайд 11-12 - В яркий солнечный денек на автомобиле к нам приехал паренек. - Что вы видите? ( Мальчика и машину.) - Что можете сказать о них? (Мальчик и машина состоят из геометрических фигур) - Назовите фигуры из которых состоит мальчик? ( ) - А машина? ( ) - Какие фигуры общие? ( круг, треугольник и квадрат) - Чем отличаются фигуры?(Они имеют разную форму, размер. - Какая фигура лишняя?( Лишняя фигура – треугольник, потому что он самый маленький. Лишняя фигура треугольник, потому что квадрат и круг имеют немножко похожую форму. Если у квадрата обрезать уголки, то он станет похожим на круг. Лишняя фигура – круг, потому что он круглый и у него нет прямых линий. - Посчитайте фигуры? ( ) - Какие фигуры мы не назвали ? (Прямая, отрезок и ломаная.) - Чем прямая отличается от отрезка?( Прямая без начала и конца.Отрезок имеет ограничения.) - А ломаная ? ( Ломаная состоит из звеньев) - Что общего у прямой, отрезка и ломаной? ( Все состоят из прямых линий) Слайд 13-16 - Молодцы! Даже солнышко заглянуло в наш класс. -Хотите поиграть с ним? (да) - Следите глазками за солнышком и бабочками. Слайд 17. - Из каких фигур состоит солнышко? ( круг, прямые линии) - Что вы заметили необычного? ( прямые линии выходят из круга) - Что мы знаем о прямой? (прямая линия не имеет начала и конца) Слайд 18 -Можем линии у солнышка назвать прямыми линиями? ( да - у линий нет конца; нет – у линий есть начало) - Какую ставим учебную задачу? (Узнать всё о новой линии). Слайд 19-21 - На что они похожи? ( на лучи солнца) -Придумаем название новой фигуре.( предположения детей) - А ученые назвали эту фигуру – луч. Как вы думаете, почему? ( ответы детей) - Чтобы узнать все о новой фигуре, послушайте мой рассказ и выполните действия карандаша. -Жил-был Карандаш. Пошел он в гости к прямой линии и поставил на ней 2 точки.(учащиеся чертят прямую и ставят на ней две точки) Вот так. - За ним пришла Резинка и стерла часть прямой посередине.( дети повторяют) - Получилась не прямая, а 2 новых фигуры. ( два луча) - Итак, новая фигура – это…(часть прямой). - Чем отличается луч от прямой? ( У луча есть начало, но нет конца). - Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны. Лучу дают название, поставив букву рядом с точкой. Вот так: Слайд 22 - А сейчас мы отдохнем. Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться) К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол) Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком нам Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться) Слайд 23-24 - Сравните линии. Чем они похожи? Чем отличаются? ( Линии прямые. У линии справа обозначены начало и конец точками. У линии сверху точкой обозначено начало.) - Обведите прямую синим карандашом, отрезок – зеленым, луч - красным карандашом. Работа с учебником. № 136 с.63 - Какие лучи пересекутся в точке, а какие никогда не пересекутся? Обоснуйте свой ответ. ( На первом рисунке лучи пересекутся в одной точке ,т.к один луч направлен на другой. На втором и третьем – лучи никогда не пересекутся, т.к они направлены в разные стороны. Слайд 25 - Как построить луч?. (Думаем, что луч можно начертить с помощью линейки, так как это часть прямой линии. Сначала необходимо поставить точку. Линию из точки можно вести в любом направлении.) - Поставьте у себя в тетради точку А и проведите от нее несколько лучейв разных направлениях. - Поменяйтесь тетрадями и скажите сколько лучей провел ваш сосед? ( ответы детей) - Какой вывод можно сделать? ( Можно провести множество лучей) - Сравните свой рисунок с рисунком Миши и Маши в учебнике. Кто прав: Миша или Маша? ( ответы детей ) Слайд 26 - Давайте проверим, насколько каждый из вас усвоил понятие о новой фигуре. - Под каждым рисунком в левой клетке напиши, количество прямых, а в правой – количество лучей - Сверьте свои ответы с ответами на слайде. - Оцените свою работу, поставив смайлик? - Ребята, допустившие ошибки, не расстраивайтесь, мы продолжим работу над этой темой на следующем уроке. Слайд 27-29 - Вот и закончилось наше путешествие в мир Математики в город Геометрии. - Какую задачу мы ставили на уроке? ( узнать все о новой фигуре) - Удалось ли ее решить? (Да) - Что узнали о новой фигуре? - Чем луч отличается от прямой линии? - Кому на уроке было интересно улыбнитесь. - Давайте улыбнемся друг другу и порадуемся нашим успехам. - Кто хочет больше знать о луче, поднимите руки. - На следующем уроке мы продолжим свое путешествие в город Геометрии. –Как вы оцените свою деятельность на уроке? Используйте один из кружочков: красный, зелёный, жёлтый (закрашивание в еженедельнике).
– Кто закрасил красным? В чём причина неудачи? Какая помощь необходима и от кого?
- Вы все молодцы! | Пожелания детей учителю Дети вспоминают правила «рабочего» человека. Ребята отвечают на вопросы учителя, повторяют раннее изученный материал. УУД: уметь производить простые логические действия. На партах у каждого ребенка набор геометрических фигур: круг, квадрат и треугольник. УУД: уметь производить простые логические действия. Дети повторяют движения, снимают напряжение с глаз. Анализ предложенных фигур учащимися. Ставят учебную задачу и определяют цель урока. УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; Решают учебную задачу, выводят новое понятие. Сравнивают, анализируют , обобщают. Дети повторяют движения, снимают утомление с туловища. Учащиеся работают в парах: сравнивают, анализируют. Применение полученных знаний на практике. Работа с учебником. Сравнивают лучи, обосновывают ответы. Практическая работа. Работа в парах, взаимопроверка и самопроверка. УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Самостоятельная работа ребят. УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Самопроверка и самооценка своей деятельности. Рефлексия. |
Список использованной литературы:
- Истомина Н.Б. Математика, 1 класс - учебник. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
- Н.Б.Истомина. Уроки математики: 1 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителей. - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2009.
- О.В.Узорова «Занимательная геометрия»- М., АСТ: Апрель, 2009.
- Математика: тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1./ Н.Б.Истомина. – 11-е изд. –
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008. – 64 с. - Истомина Н.Б.. «Программа и пояснительная записка по математике» Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007
- Программно- методические материалы. Математика. Истомина Н.Б., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока с использованием ЭОР "Построение графика квадратичной функции" 8 класс
План-конспект урока включает в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru...
Конспект урока "Магистрально -модульный принцип построения компьютера"
Конспект и презентация к уроку информатики в 10 классе на тему: "Магистрально -модульный принцип построения компьютера"...
План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.
План-конспект урока относится к модулю «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой одежды». К разработке урока прилагается ег...
план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"
план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"...
Конспект урока по математике "Построение параллельных прямых"
Цель: создать условия для формирования представлений о параллельных прямых....
Конспект урока по русскому языку: « Построение простого предложения по схемам и картинкам»
Данный конспект урока по русскому языку:« Построение простого предложения по схемам и картинкам» проведен для детей 3 класса...
Конспект урока по математике в 8 классе коррекционной школы VIII вида Урок повторение пройденного материала. Тема: «Построение симметричных фигур относительно оси симметрии».
Урок разработан для учащихся 8 класса коррекционной школы 8 вида....