ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ
учебно-методический материал по геометрии (9 класс) на тему

В статье описывается использование "метода проектов" в организации обобщфющего повторения в выпускных классах. Постановка задач, решение проблем повышают мотивацию к проектной деятельности и предполагают формирование у учащихся умений, которые будут необходимы им во взрослой жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Скрылева Н.Н.

(Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №124»,

г. Барнаул)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ

Аннотация

В статье описывается использование «метода проектов» в организации обобщающего повторения в выпускных классах. Постановка задач, решение проблем повышают мотивацию к проектной деятельности и предполагают формирование у учащихся умений, которые будут необходимы им  во взрослой жизни. Работая над выполнением проекта, школьники переосмысливают роль знаний в социальной практике.

Ключевые слова: стандарт нового поколения, учебный проект, обобщающее повторение, методы исследования, цели проекта.

Abstract

The article describes the use of "a method of projects" in the organization of generalising repetition in graduation classes. Setting objectives, the problems increase the motivation for the project activities, and suggested the formation of students' skills that they will need in adult life. While working on the implementation of the project, the students are rethinking the role of knowledge in social practice.

Keywords: standard next-generation training project, which generalizes the repetition, research methods, project objectives.

Концепция федерального государственного образовательного стандарта общего образования  определила новый общественный статус стандарта. Стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовательской деятельности.

Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты.

Учебный проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта, я убедилась в эффективности использования «метода проектов» в организации обобщающего повторения в выпускных классах. Важно организовать процесс повторения таким образом, чтобы каждый ребенок мог не только повторить материал, но и восполнить пробелы.

Для подготовки девятиклассников к Основному Государственному экзамену по математике предлагала учащимся работать над проектами и мини - проектами по темам: «Функция», «Треугольники», «Четырехугольники», «Правильные многоугольники», «Движение»,  «Урок - бенефис»,  «Урок - одной задачи».

        Все проекты имели общие цели:

  • повторение, обобщение и систематизация знаний по теме проекта;
  •  расширение и углубление знаний по теме проекта;
  • формирование общенаучных представлений об изучаемых математических объектах;
  • формирование информационной компетентности;
  • формирование коммуникативной компетентности.

        Применялись следующие методы исследования:

  • изучение дополнительной литературы (справочники, словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы);
  • анализ полученной информации (обобщение, сравнение, сопоставление с имеющимися знаниями по данной теме).

По содержанию проекты являлись монопредметными (выполнялись на материале конкретного предмета). 

        По включенности проектов в учебные план - итоговыми (по результатам выполнения проекта оценивалось освоение учащимися определенного учебного материала).

        По продолжительности выполнения - краткосрочными (разработаны на нескольких уроках); среднесрочные (от недели до месяца).

По количеству участников - групповыми (принимали участие в работе сформированные группы).

Результаты своей деятельности ребята представляли в виде презентаций, чертежей, рисунков, наглядных пособий, сделанных своими руками.  

Работая над проектами, ребята увлеченно,  с интересом собирали материал, выбирали только самое важное и значительное.  Конечный продукт своей деятельности старались  подать так, чтобы он заинтересовал зрителей, вызвал интерес.

 Как это сделать? Вот вопрос, который каждый решал, работая над своим проектом. А что если вставить звуковое сопровождение?  Как разместить объекты на слайде? Какое применить цветовое решение? Какие подобрать задачи, чтобы они действительно были практическими и интересными?

На эти и многие другие вопросы дети искали ответы. Выполняли роли аналитиков, исследователей, дизайнеров, организаторов.

         Учащимся  нравится данный вид деятельности. Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.  Проекты выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Оценка учителем личностных качеств ученика, проявленных в процессе работы, становится для ребенка  более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Таким образом, создаётся положительная мотивация учащихся при повторении пройденного материала.

Какие результаты я увидела в ходе выполнения проектов? 

Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышают мотивацию к проектной деятельности и предполагают формирование у учащихся следующих умений: делать выбор и принимать решения, ставить цели и их достигать, определять необходимые для реализации проекта материалы, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы, т.е. формируют умения, которые будут необходимы им  во взрослой жизни.

        Отношения учителя, работающего с обучающимися над проектами, переходят на уровень сотрудничества, повышается уровень учителя как консультанта, эксперта, координатора. Он перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Мониторинг знаний учащихся,  занимающихся проектной деятельностью, показывает высокий уровень обученности по математике.

В целом метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

Библиографический список

  1. Беломестнова, Н. А. Использование проектной методики на уроках иностранного языка / Н. А. Беломестнова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / ИД «Первое сентября». – Электрон. дан. – М., 2015. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/314928/. – Загл. с экрана.
  2. Валясэк, Б. Метод проектов как творческая работа педагога / Б. Валянсэк // Первое сентября – № 9. – 2004. – С. 12–15.
  3. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» // Бурятская гимназия № 29 [Электронный ресурс] / Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Бурятская гимназия №29». – Электрон. дан. – Улан-Удэ. – Режим доступа : http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html. – Загл. с экрана.
  4. Полат, Е. С. Личностно-ориентированный подход в системе школьного образования / Е. С. Полат // Дополнительное образование. – 2002. – №4. – С. 24–31.
  5. Чумичева, Н. М. Применение метода проектов в обучении математике / Н. М. Чумичева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / ИД «Первое сентября». – Электрон. дан. – М., 2005. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/314928/. – Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся на примере подготовки и проведения игры «Сто к одному»

В данной разработке предлагаются этапы реализации проекта создания "Игры сто к одному" и правила игры, благодаря которой учитель можт совместно у учащимися найти материал и реализовать проект в своей ...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...

Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.

Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания  продукта),  отчет о  проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...

Проектная деятельность учащихся как один из эффективных способов подготовки к итоговой аттестации

Данный материал поможет учителям русского языка и литературы повысить интерес учащихся не только к изучению предмета, но и к подготовке проектных работ в старших классах....