Факультатив по геометрии для для 8 класса "Геометрия в задачах"
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) на тему
Факультатив по геометрии для 8 класса "Геометрия в задачах" расчитан на 35 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_8_kl._geom_2014.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
35 Ч
№ по порядку | Тема урока | Кол ч-в по теме | Рабочая неделя |
Глава V. Четырехугольники 6ч | |||
1/1 | Решение задач по теме: «Многоугольники» | 1 | 1 |
2/2 | Решение задач по теме: «Параллелограмм » | 1 | 2 |
3/3 | Решение задач по теме: «Трапеция» | 1 | 3 |
4/4 | Решение задач по теме: «Прямоугольник» | 1 | 4 |
5/5 | Решение задач по теме: «Ромб» | 1 | 5 |
6/6 | Решение задач по теме: «Квадрат» | 1 | 6 |
Глава VI. Площадь 8 ч | |||
7/1 | Решение задач по теме: «Площадь многоугольника» | 1 | 7 |
8/2 | Решение задач по теме: «Площадь треугольника» | 1 | 8 |
9/3 | Решение задач по теме: «Площадь трапеции» | 1 | 9 |
10/4 | Решение задач по теме: «Площадь параллелограмма» | 1 | 10 |
11/5 | Решение задач по теме: «Площадь квадрата» | 1 | 11 |
12/6 | Решение задач по теме: «Площадь прямоугольника» | 1 | 12 |
13/7 | Решение задач по теме: «Теорема Пифагора» | 1 | 13 |
14/8 | Решение задач по теме: «Теорема Пифагора» | 1 | 14 |
Глава VII. Подобные треугольники 7ч | |||
15/1 | Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников» | 1 | 15 |
16/2 | Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | 16 |
17/3 | Решение задач по теме: «Пропорциональные отрезки» | 17 | |
18/4 | Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников» | 18 | |
19/5 | Решение задач по теме: «Второй признак подобия треугольников» | 19 | |
20/6 | Решение задач по теме: «Третий признак подобия треугольников» | 20 | |
21/7 | Решение задач по теме: «Средняя линия треугольника» | 21 | |
Глава VIII. Окружность 14 ч | |||
22/1 | Решение задач по теме: «Касательная к окружности» | 1 | 22 |
23/2 | Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы» | 1 | 23 |
24/3 | Решение задач по теме: «Теорема о вписанном угле» | 1 | 24 |
25/4 | Решение задач по теме: «Четыре замечательные точки треугольника» | 1 | 25 |
26/5 | Решение задач по теме: «Свойства биссектрисы угла» | 1 | 26 |
27/6 | Решение задач по теме: «Свойства биссектрисы угла» | 1 | 27 |
28/7 | Решение задач по теме: «Теорема о пересечении высот треугольника» | 1 | 28 |
29/8 | Решение задач по теме: «Теорема о пересечении высот треугольника» | 1 | 29 |
30/9 | Решение задач по теме: «Вписанная окружность» | 1 | 30 |
31/10 | Решение задач по теме: «Вписанная окружность» | 1 | 31 |
32/11 | Решение задач по теме: «Описанная окружность» | 1 | 32 |
33/12 | Решение задач по теме: «Описанная окружность» | 1 | 33 |
34/13 | Решение задач по теме: «Окружность» | 1 | 34 |
35/14 | Резерв | 1 | 35 |
Пояснительная записка
Факультатив разработан в рамках реализации Концепции предпрофильного обучения на средней ступени общего образования и соответствует государственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данного факультатива учитывалось, что факультатив как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение потребностей и интересов восьмиклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.
На протяжении веков геометрия служила источником развития не только математики, но и других наук. Законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов. Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, дифференциальной геометрии, теории графов, компьютерной геометрии и др. Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Известен вклад, который она вносит в развитие логического мышления и пространственного воображения учеников.
Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает требование доказать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.
Одной из самых важных целей преподавания геометрии является формирование и развитие у учащихся пространственных представлений, а также способности и умения производить операции над пространственными объектами. Достижение этой цели важно не только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям, но и для тех, кто выберет специальности художника, дизайнера, модельера, хирурга, астронома и других. Слабое развитие пространственных представлений затрудняет изучение ряда учебных дисциплин, а в деятельности взрослого человека может стать причиной многих неудач. Например, конструктору этот недостаток может помешать реализовать творческие планы. Систематическая работа над формированием и развитием пространственных представлений приводит к их улучшению даже при наличии средних природных данных.
Содержание курса представляет собой углубленный вариант базового курса планиметрии, программа курса рассчитана на 35 часов. Технологии, используемые в системе курса, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему успешно сдать экзамен по математике .
Программа данного факультатива включает вопросы, которые достаточно часто встречаются в заданиях экзаменов и вызывают затруднения.
В предлагаемом факультативе отсутствует чрезмерная перегруженность новым содержанием, основной акцент сделан на усиление линии не теоретического, а практического содержания, что дает возможность учащимся не только ознакомиться с задачами, предлагаемыми на экзамене, но и сконцентрироваться на способах и методах их решения.
Основное содержание соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный факультатив дает возможность учащимся познакомиться также с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.
Цели :
- углубить теоретическое и практическое содержание курса планиметрии;
- развивать пространственные представления и логическое мышление;
- развивать умение применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение, анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.
Задачи :
- дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- обеспечить, исходя из высокого уровня абстрактности темы, наглядность, логическую строгость рассуждений и обоснованность выводов;
- создать условия для выдвижения различных гипотез при поиске решения задачи и доказательства верности или ложности этих гипотез;
- способствовать практической направленности , реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач; ,л
- развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии, создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА по математике.
Структура представляет собой 4 логически законченных и содержательно взаимосвязанных темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
В результате изучения учащиеся должны уметь:
- выполнять чертежи по тексту задачи;
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задач;
- применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
- уметь анализировать задачу и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.
Содержание программы курса
Тема 1. Четырехугольники (6 часов)
- Параллелограммы
- Трапеции
- Общие четырехугольники
- Правильные многоугольники
Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.
Тема 2. Площади(8часов)
- Отношение площадей
- Нахождение площадей по формулам
Тема 3. Подобные треугольники (7 часов)
- Прямоугольные треугольники
- Общие треугольники. Теоремы синусов, косинусов
- Медиана, биссектриса, высота. Средняя линия треугольника
- Подобие треугольников. Теорема Фалеса. Отношение отрезков
Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.
Тема 4. Окружности (14 часов)
- Углы в окружностях. Касание окружности и прямой
- Свойства касательных, хорд и секущих
- Касающиеся окружности. Пересекающиеся окружности
- Окружности, связанные с треугольником
- Пропорциональные отрезки в окружностях
Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.
Итоговое занятие (1 час).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛОКТЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО Руководитель МО ___________ ФИО Протокол № ___ от «____» _____ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Зам. Директора _____________ ФИО | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ ФИО Приказ № ______ от «____» _____ 20____ г. |
Рабочая программа учебного курса
основного общего образования
«Геометрия в задачах»
в 8 классе
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Сафронова Л.Н.
учитель математики
I квалификационной категории
с..Локоть 2015
Перечень учебно-методических средств обучения
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количест-во | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М., «Просвещение», 2010. | 1 | ||
Геометрия: рабочая тетрадь для 8 класса./ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. – М.: Просвещение, 2008 | 1 | ||
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. Рекомендации: кн. Для учителя/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.. – М.: Просвещение, 200 | |||
2. | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||
Ноутбук, колонки | Демонстра-ционный экземпляр | ||
Мультимедийный проектор | Демонстра-ционный экземпляр | Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | |
3. | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), циркуль. | Демонстра-ционный экземпляр | ||
Комплект геометрических фигур: прямоугольный параллелепипед, куб, треугольная призма, конус, треугольная наклонная призма, четырехугольная призма, восьмиугольная пирамида. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по геометрии.
Разработка факультатива по геометрии.Подборка задач....
Факультатив "Алгебра. Геометрия. Комбинаторика."
Для повторения и подготовки к выпускным экзаменам обобщающий материал в котором переплеись комбинаторика с алгеброй и геометрией...
Тема 24. ЭЛЕМЕНТЫ ВЕКТОРНОЙ АЛГЕБРЫ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
факультатив по математике для 7 класса "Занимательные задачи"
Включает пояснительную записку, учебно-тематический и календарный план. В содержание программы входит тема, методы обучения и форма контроля.Приведён список использованной литературы....
Урок геометрии в 7 классе "Решение задач по начальным геометрическим сведениям"
Конспект урока по геометрии с элементами УДО и ИКТ....
Конспект урока по геометрии "Сфера и шар - решение задач" 11 класс
Конспект урока...
Факультатив для 9 класса. Тема: Решение текстовых задач.
Пояснительная записка.Данный курс рассчитан на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике. Поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текс...