Факультатив по геометрии для для 8 класса "Геометрия в задачах"
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) на тему

Сафронова Лариса Николаевна

Факультатив по геометрии для 8 класса "Геометрия в задачах" расчитан на 35 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_8_kl._geom_2014.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

35 Ч

№ по порядку

Тема урока

Кол ч-в

 по теме

Рабочая

неделя

Глава V.

Четырехугольники   6ч

1/1

Решение задач по теме: «Многоугольники»

1

1

2/2

Решение задач по теме: «Параллелограмм »

1

2

3/3

Решение задач по теме: «Трапеция»

1

3

4/4

Решение задач по теме: «Прямоугольник»

1

4

5/5

Решение задач по теме: «Ромб»

1

5

6/6

Решение задач по теме: «Квадрат»

1

6

Глава VI.

Площадь 8 ч

7/1

Решение задач по теме: «Площадь многоугольника»

1

7

8/2

Решение задач по теме: «Площадь треугольника»

1

8

9/3

Решение задач по теме: «Площадь трапеции»

1

9

10/4

Решение задач по теме: «Площадь параллелограмма»

1

10

11/5

Решение задач по теме: «Площадь квадрата»

1

11

12/6

Решение задач по теме: «Площадь прямоугольника»

1

12

13/7

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора»

1

13

14/8

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора»

1

14

Глава VII.

Подобные треугольники 7ч

15/1

Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников»

1

15

16/2

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

1

16

17/3

Решение задач по теме: «Пропорциональные отрезки»

17

18/4

Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников»

18

19/5

Решение задач по теме: «Второй признак подобия треугольников»

19

20/6

Решение задач по теме: «Третий признак подобия треугольников»

20

21/7

Решение задач по теме: «Средняя линия треугольника»

21

Глава VIII.

Окружность 14 ч

22/1

Решение задач по теме: «Касательная к окружности»

1

22

23/2

Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы»

1

23

24/3

Решение задач по теме: «Теорема о вписанном угле»

1

24

25/4

Решение задач по теме: «Четыре замечательные точки треугольника»

1

25

26/5

Решение задач по теме: «Свойства биссектрисы угла»

1

26

27/6

Решение задач по теме: «Свойства биссектрисы угла»

1

27

28/7

Решение задач по теме: «Теорема о пересечении высот треугольника»

1

28

29/8

Решение задач по теме: «Теорема о пересечении высот треугольника»

1

29

30/9

Решение задач по теме: «Вписанная  окружность»

1

30

31/10

Решение задач по теме: «Вписанная  окружность»

1

31

32/11

Решение задач по теме: «Описанная  окружность»

1

32

33/12

Решение задач по теме: «Описанная  окружность»

1

33

34/13

Решение задач по теме: «Окружность»

1

34

35/14

Резерв

1

35

                                          Пояснительная записка

Факультатив разработан в рамках реализации Концепции предпрофильного обучения на средней ступени общего образования и соответствует государственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данного факультатива учитывалось, что факультатив  как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение потребностей и интересов восьмиклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.

  На протяжении веков геометрия служила источником развития не только математики, но и других наук. Законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов. Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, дифференциальной геометрии, теории графов, компьютерной геометрии и др. Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Известен вклад, который она вносит в развитие логического мышления и пространственного воображения учеников.

Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает требование доказать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.

Одной из самых важных целей преподавания геометрии является формирование и развитие у учащихся пространственных представлений, а также способности и умения производить операции над пространственными объектами. Достижение этой цели важно не только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям, но и для тех, кто выберет специальности художника, дизайнера, модельера, хирурга, астронома и других. Слабое развитие пространственных представлений затрудняет изучение ряда учебных дисциплин, а в деятельности взрослого человека может стать причиной многих неудач. Например, конструктору этот недостаток может помешать реализовать творческие планы. Систематическая работа над формированием и развитием пространственных представлений приводит к их улучшению даже при наличии средних природных данных.

Содержание курса представляет собой  углубленный вариант базового курса планиметрии, программа курса рассчитана на 35 часов. Технологии, используемые в системе курса, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему успешно сдать экзамен по математике .

  Программа данного факультатива включает вопросы, которые достаточно часто встречаются в заданиях экзаменов и вызывают затруднения.

В предлагаемом факультативе отсутствует чрезмерная перегруженность новым содержанием, основной акцент сделан на усиление линии не теоретического, а практического содержания, что дает возможность учащимся не только ознакомиться с задачами, предлагаемыми на экзамене, но и сконцентрироваться на способах и методах их решения.

Основное содержание соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный факультатив дает возможность учащимся познакомиться также с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.

   

Цели :

  • углубить теоретическое и практическое содержание курса планиметрии;
  • развивать пространственные представления и логическое мышление;
  • развивать умение применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение, анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.

Задачи :

  • дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
  • расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
  • обеспечить, исходя из высокого уровня абстрактности темы, наглядность, логическую строгость рассуждений и обоснованность выводов;
  • создать условия для выдвижения различных гипотез при поиске решения задачи и доказательства верности или ложности этих гипотез;
  • способствовать практической направленности , реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач;        ,л
  • развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии, создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА по математике.

    Структура  представляет собой 4 логически законченных и содержательно взаимосвязанных темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.

Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.

В результате изучения  учащиеся должны уметь:

  • выполнять чертежи по тексту задачи;
  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задач;
  • применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
  • уметь анализировать задачу и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.

Содержание программы курса

 Тема 1. Четырехугольники (6 часов)

  • Параллелограммы
  • Трапеции
  • Общие четырехугольники
  • Правильные многоугольники

Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.

      Тема 2.  Площади(8часов)

  • Отношение площадей
  • Нахождение площадей по формулам

    Тема 3. Подобные треугольники (7 часов)

  • Прямоугольные треугольники
  • Общие треугольники. Теоремы синусов, косинусов
  • Медиана, биссектриса, высота. Средняя линия треугольника
  • Подобие треугольников. Теорема Фалеса. Отношение отрезков

 Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.

Тема 4. Окружности (14 часов)

  • Углы в окружностях. Касание окружности и прямой
  • Свойства касательных, хорд и секущих
  • Касающиеся окружности. Пересекающиеся окружности
  • Окружности, связанные с треугольником
  • Пропорциональные отрезки в окружностях

Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.

Итоговое занятие (1 час).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛОКТЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

Руководитель МО

___________  ФИО

Протокол № ___ от

«____»  _____ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора

_____________ ФИО

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

___________ ФИО

Приказ № ______ от

«____»  _____ 20____ г.

  Рабочая программа учебного курса

основного общего образования

«Геометрия в задачах»

в 8 классе

на 2015-2016 учебный год

                                                                                                                 Составитель: Сафронова Л.Н.

                                                                                                                             

                                                                                                        учитель  математики

                                                                                   

                                                                                                     I  квалификационной категории

                                                                      с..Локоть 2015

Перечень учебно-методических средств обучения

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количест-во

Примечания

1

2

3

4

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

 Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных  учреждений. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М., «Просвещение», 2010.

1

 Геометрия: рабочая тетрадь для 8 класса./ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. – М.: Просвещение, 2008

1

Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. Рекомендации: кн. Для учителя/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.. – М.: Просвещение, 200

2.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Ноутбук, колонки

Демонстра-ционный экземпляр

Мультимедийный проектор

Демонстра-ционный экземпляр

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

3.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600),  циркуль.

Демонстра-ционный экземпляр

Комплект геометрических фигур: прямоугольный параллелепипед, куб, треугольная призма, конус, треугольная наклонная призма, четырехугольная призма, восьмиугольная пирамида.

1

                                       

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по геометрии.

Разработка факультатива по геометрии.Подборка задач....

Факультатив "Алгебра. Геометрия. Комбинаторика."

Для повторения и подготовки к выпускным экзаменам обобщающий материал в котором переплеись комбинаторика с алгеброй и геометрией...

Тема 24. ЭЛЕМЕНТЫ ВЕКТОРНОЙ АЛГЕБРЫ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

факультатив по математике для 7 класса "Занимательные задачи"

Включает пояснительную записку, учебно-тематический и календарный план. В содержание программы входит  тема, методы обучения и форма контроля.Приведён список использованной литературы....

Факультатив для 9 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Пояснительная записка.Данный курс рассчитан на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике. Поможет школьникам систематизировать полученные на уроках  знания по решению текс...