Конспект урока по геометрии "Сфера и шар - решение задач" 11 класс
план-конспект урока по геометрии (11 класс) по теме

Ахполова Заира Торбековна

Конспект урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по геометрии для учащихся 11 класса.

Тема: «Сфера и шар. Решение задач».

Цели:

- образовательные: повторить изученный материал по данной теме, проверить знания, умения и навыки учащихся при решении задач;

- развивающие: развивать логическое мышление, пространственное воображение, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь;

- воспитательные: развивать личностные качества учащихся, такие как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.

Задачи урока:

- повторить понятия сферы и шара;

- повторить взаимное расположение сферы и плоскости;

- повторить формулу для вычисления площади сферы.

Тип урока: урок применения знания, навыков и умений.

Методы обучения: репродуктивный, индуктивно-эвристический.

 Оборудование: учебник, тетрадь, ручка.

Литература:

  1. Геометрия 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Поурочные разработки по геометрии 10-11 класс по учебнику Л.С. Атанасяна и др. Геометрия 10-11 кл. / Гаврилова Н.Ф. – М.: Просвещение, 2001.

План урока:

  1. Организационный момент (2 минуты).
  2. Актуализация знаний (8 минут).
  3. Решение задач (30 минут).
  4. Подведение итогов урока (3 минуты).
  5. Домашнее задание (2 минуты).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Организационный момент включает в себя приветствие учеников, проверку отсутствующих, запись учениками числа, классной работы и темы урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили понятие сферы, уравнение сферы, взаимное расположение сферы и плоскости и площадь сферы. Давайте вспомним, что называется сферой?

Ученик: Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства , расположенных на данном расстоянии от данной точки.

Учитель: Что называется диаметром сферы?

Ученик: Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через ее центр,  называется диаметром сферы.

Учитель: Что называется шаром?

Ученик: Тело, ограниченное сферой, называется шаром.

Учитель: Существует три случая расположения сферы на плоскости. Какие?

Ученик: 1) если расстояние от центра сферы до плоскости меньше радиуса сферы, то сечение сферы плоскостью есть окружность.

Учитель: Второй случай?

Ученик: 2) если расстояние от центра сферы до плоскости равно радиусу сферы, то сфера и плоскость имеют только одну общую точку.

Учитель: И третий случай?

Ученик: 3) если расстояние от центра сферы до плоскости больше радиуса сферы, то сфера и плоскость не имеют общих точек.

Учитель: Запишите формулу вычисления площади сферы.

(Один ученик выходит к доске и записывает формулу.)

S=4 πR2

Учитель: Сформулируйте теорему касательной, проведенной в точку.

Ученик: Радиус сферы, проведенный в точку касания сферы и плоскости, перпендикулярен к касательной плоскости.

Учитель: Сформулируйте обратную теорему.

Ученик: Если радиус сферы перпендикулярен к плоскости, проходящей через его конец, лежащий на сфере, то эта плоскость является касательной к сфере.

  1. Решение задач.

Учитель: Запишите число, классная работа.

(Запись на доске и в тетрадях.)

23.12.2013

Классная работа

Учитель: Переходим к решению задач. Открываем учебники на стр. 133 №576 (а)

(Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях.)

(Запись на доске и в тетрадях.)

№576 (а)

Ученик: Напишите уравнение сферы радиуса R с центром А, если А(2; -4; 7), R=3.

Учитель: Запишите, какой вид имеет уравнение сферы, радиуса R с центром C (x0,y0,z0)?

(Запись на доске и в тетрадях.)

(x- x0)2 + (y - y0)2 + (z - z0)2 = R2;

(x- 2)2 + (y + 4)2 + (z - 7)2 = 32;

(x- 2)2 + (y + 4)2 + (z - 7)2 = 9.

Учитель: № 577 (б).

(Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях.)

Ученик: Напишите уравнение сферы с центром А, проходящей через точку N, если А(-2; 2; 0), N(0; 0; 0).

(Запись на доске и в тетрадях.)

№ 577 (б).

(x+2)2 + (x - 2)2 + (x - 0)2 = R2;

4+4= R2;

R2 = 8;

(x+2)2 + (y - 2)2 + z2 = 8.

Учитель: Следующий №589 (а, б).

(Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях.)

Ученик: Секущая плоскость проходит через конец диаметра сферы радиуса R  так, что угол между диаметром и плоскостью равен α. Найдите длину окружности, получившейся в сечении, если: а) R=2 см, α=30˚; б) R=5 м, α=45˚.

(Запись на доске и в тетрадях.)

а) Дано: R=2 см,        

               α=30˚

                                                              C:\Users\Admin\Desktop\Безымянный.png

Найти: Ссечения = ?

Учитель: По какой формуле будем искать длину окружности?

Ученик: С=2πr.

(Запись на доске и в тетрадях.)

Решение:  С=2πr;

Учитель: Чему равен катет, лежащий против угла в 30˚?

Ученик: Катет, лежащий против угла в 30˚ равен половине гипотенузы.

(Запись на доске и в тетрадях.)

  1. если гипотенуза АВ=2, то катет, лежащий против угла в 30˚ равен  АВ, т. е ОО1=1;

Ученик: По теореме Пифагора находим r.

(Запись на доске и в тетрадях.)

  1. r = ν22-12 = ;
  2. Ссечения = 2*π* = 2π см.

Ответ: 2π см.

Учитель: Пункт (б).

(Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях.)

(Запись на доске и в тетрадях.)

б) Дано: R=5 м,

               α=45˚

Найти: Ссечения= ?

Решение:  С=2πr

  1. Cos 45˚=  ; r = * 5 =  .
  2. Ссечения = 2*π* = 5π м.

Ответ: 5π м.

Учитель: Следующий №592.

(Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях.)

Ученик: Радиус сферы равен 112 см. Точка, лежащая на плоскости, касательной к сфере, удалена от точки касания на 15 см. Найдите расстояние от этой точки до ближайшей к ней точке сферы.

(Запись на доске и в тетрадях.)

№592.

Дано:

R=112 см.

А – точка касания.

В  α                                           

                                                       C:\Users\Admin\Desktop\Безымянный.png                                                                                    Найти: ВК.                                        

Учитель: Какую теорему мы знаем о радиусе сферы, проведенном в точку касания сферы?

Ученик: Радиус сферы, проведенный в точку касания сферы и плоскости, перпендикулярен к касательной плоскости.

(Запись на доске и в тетрадях.)

Решение: 1) АО  ┴ АВ, АО = 112 см, АВ = 15 см.

2)по теореме Пифагора ОВ = ν1122+152 =  =  = 113 см.

3) ВК = ОВ – ОК = 113- 112 = 1 см.

Ответ: ВК = 1 см.

Учитель: Следующий № 593 (г).

(Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях.)

Ученик: Найдите площадь сферы, радиус которой равен 2 см.

(Запись на доске и в тетрадях.)

№ 593 (г).

Дано:  Сфера

R = 2 см.

Найти: Sсферы = ?

Учитель: Запишите формулу площади сферы.

Ученик: Sсферы = 4πR2

(Запись на доске и в тетрадях.)

Решение:  Sсферы = 4πR2 = 4π(2)2=4π*4*3 = 48π см2.

Ответ: 48π см2.

Учитель: Следующий №597.

(Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях.)

Ученик: Вычислите радиус круга, площадь которого равна площади сферы радиуса 5 м.

(Запись на доске и в тетрадях.)

№597.

Дано:

Sповерхности сферы = 4πr2.

r = 5 см.

Найти: r = ?

Учитель: Чему равна площадь круга?

Ученик: S круга = πr2.

Учитель: Чему равна площадь поверхности сферы?

Ученик: Sповерхности сферы = 4πr2.

(Запись на доске и в тетрадях.)

Решение: S круга = πr2; Sповерхности сферы = 4πr2; r =5 см.

Учитель: Что нам дано по условию задачи?

Ученик: S круга = Sповерхности сферы.

(Запись на доске и в тетрадях.)

Sповерхности сферы = 100 π;

R2 = 100 π; r = 10 см.

Ответ: r = 10 см.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами продолжали изучать тему «Сфера». Давайте еще раз повторим, что называется сферой?

Ученик: Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства , расположенных на данном расстоянии от данной точки.

Учитель: Чему равна площадь сферы?

Ученик: S=4 πR2.

Учитель: Какое взаимное расположение имеют сфера и плоскость?

Ученик: Сфера и плоскость могут: 1) иметь одну общую точку; 2)не иметь общих точек; 3) могут пересекаться по окружности, т. е. сечение сферы и будет окружностью.

  1. Постановка домашнего задания:

Учитель: Откройте дневники, запишите домашнее задание.

(Запись на доске и в дневниках.)

§3 «Сфера» - повторить; № 576 (б, в), №577 (а, в), №593 (а, б), №598.

(Учитель выставляет оценки за урок.)

Учитель: Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.6 «Табличное решение логических задач» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить  пр...

Конспект урока по теме: "Площади многоугольников. Решение задач."

Конспект урока, проведенного на районном семинаре "Использование экспозиции и фондов музея в модификации и создании новых ресурсов для учебно-познавательной деятельности"...

конспект урока по геометрии по теме "Решение треугольников"

Данная работа позволяет обобщить темы «Теоремы синусов и косинусов», научить решать треугольники, показать практическое применение теоремы синусов.  Математический тренажер позволяет в необычной ...

Конспект урока "Применение подобия треугольников для решения практических задач"

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Подобие треугольников". В ходе урока учащиеся расширяют знания о признаках подобия треугольников,  определяют области применение подобия треугольников...

Конспект урока и презентация к нему в 7 классе по теме "Решение задач на формулу плотности"

Конспект урока и презентация к нему в 7 классе по теме "Решение задач на формулу плотности"...