Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Наглядная геометрия» 5 класс.
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" предназначена для реализации в 5-6 классах, и имеет общеинтеллектальную направленность. Способствует развитию пространственного воображения учащихся и логики.  В занимательной игровой форме будущие "конструкторы", "проектировщики" и "инженеры" исследуют геометрические объекты и используют их трансформацию для создания собственных конструкций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnaya_geometriya_5_kl.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            

МАОУ Заборьевская средняя

общеобразовательная школа

                                                                                                                             

                                                                                                                      «Утверждаю»  

                                                                                                                         Директор  школы                            

                                                                                                                ________ /Сизова Н.В./

                                                                                                                   «___»___________2014г.

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Наглядная геометрия»

5 «Б» класс.

Учитель Секачева Г.В.

2014 г.

Пояснительная записка

              Программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»  предназначена для реализации в 5-6 классах. Программа «Наглядная геометрия» имеет общеинтеллектуальную направленность. Способствует  развитию пространственного воображения учащихся, логики. Программный материал   выстроен так, чтобы дети с различным уровнем подготовки смогли освоить основные геометрические понятия и творчески реализовать полученные знания и способности в процессе работы над проектом. Программа «Наглядная геометрия» предоставляет уникальную возможность самореализации и самоопределения школьников, развивает способности пространственного, логического мышления, а также осуществляет функцию пропедевтики к курсу геометрии. В занимательной игровой форме будущие «конструкторы», «проектировщики», «инженеры» исследуют геометрические объекты и используют их для создания и трансформации собственных авторских конструкций. Программа разработана в соответствии с требованиями внеурочной деятельности, обозначенной в федеральных государственных стандартах нового поколения и направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 

1) в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Педагогическая целесообразность  данной  программы обусловлена важностью развития навыков  пространственного мышления школьников как в плане пропедевтики к курсу геометрии, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования  позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, а также поможет легко, в игровой форме освоить абстрактные геометрические понятия и сформировать универсальные логические действия. Данная программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает  интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности школьника. Кроме того, программа «Наглядная геометрия» направлена на  помощь школьникам в изучении геометрии, подготовки к успешной сдачи модуля «геометрии» на ГИА  по математике.  Развитие пространственного воображения  является основным при решении геометрических задач.

Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному научно-техническому творчеству в окружающем мире.

Задачи программы:

·        создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;

·        развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

·        развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

·        развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

·        развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;

·        воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 11 - 13 лет.

Сроки реализации программы - 2 года,  1 час в неделю, 34 часа в год (всего 68 часов)

Содержание программы.

Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование».

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и  сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

·        изучение и конструирование разных видов многоугольников;

·        исследование и сравнение свойств многоугольников, в т. ч. треугольников (медиана, высота, биссектриса);

·        исследование и сравнение «периметра» и «площади» многоугольников;

·        знакомство с симметрией

·        изучение углов, образованных параллельными и секущими прямыми

·        изучение и применение формул для составления паркетов из правильных многоугольников;

·        обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;

·        развитие комбинаторных способностей;

·        обучение конструированию по схемам и алгоритмам.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали 

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и  сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

·        исследование предметной среды окружающего мира с целью выделения разных видов многогранников;

·        исследование и моделирование многогранников с помощью разверток (призмы, пирамиды, правильные многогранники);

·        изучение и расчет площади боковой и полной поверхности многогранников;

·        исследование и сравнительный анализ «объемов», «симметрий» и «сечений» многогранников;

·        знакомство с изометрическими проекциями многогранников на плоскость (метод трех проекций);

·        усвоение алгоритма планирования и организации проектной деятельности;

·        развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу.

Учащиеся познакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче  разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор. Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных предметах: математика, окружающий мир, технология, наглядная геометрия, информатика.

   Плоскостное моделирование.

1 год обучения.(19 часов)  

Треугольники. Сумма углов треугольника. Многоугольники. Выпуклые, невыпуклые многоугольники. Периметр многоугольника. Сумма внутренних углов правильного многоугольника. Медиана, высота, биссектриса треугольника. Масштаб. Обыкновенные дроби. Проект  «Треугольники». Проект «Многоугольники».

2 год обучения (20 часов)

Симметрия (центральная, осевая), поворот. Симметрия в архитектуре. Симметрия в жизни. Что такое координаты. Решение логических задач. Окружность. Круг.Длина окружности. Площадь круга. Проект «Симметрия в жизни».

 Объемное моделирование.

1 год обучения.(15 часов)  

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Призма. Пирамида. Решение задач практического характера. Изготовление модели многогранника. Правильные многогранники. Проект «Мой дом». Экскурсия «Геометрия в архитектуре».

2 год обучения (14 часов)

Многогранники. Пирамида. Усеченная пирамида. Объем пирамиды. Тела вращения. Решение практических задач на вычисление объемов. Моделирование многогранников и тел вращения. Симметрия многогранников. Кристаллы. Проект «Город будущего».

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Личностными результатами обучения математике  являются:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметными результатами обучения математике  являются:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Общими предметными результатами обучения математике в  являются:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений

5) наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях

6) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

9) умение измерять длины отрезков, величины углов;

10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

В результате освоения программы  учащиеся должны овладеть следующими УУД:

 Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- моделирование;

-анализ, синтез, сравнение, классификация объектов;

- установление причинно- следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнера;

- слушать и понимать мнения и взгляды других;

- использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- взаимоконтроль, взаимооценка.

Регулятивные:

- постановка учебной цели;

- выявление необходимой учебной информации;

- соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями;

- составление и реализация плана деятельности;

-контроль усвоения учебной информации;

-оценивание, самодиагностика и коррекция собственных учебных действий.

 

Календарно-тематическое планирование

    1 год обучения

Название темы

Плановые

сроки

Скорректиров. сроки

I

Плоскостное моделирование

1

Треугольники.

2

Равнобедренный, равносторонний треугольники.

3

Транспортир. Измерение углов.

4

Остроугольный, тупоугольный, прямоугольный  треугольники.

5

Сумма углов треугольника

6

 Медианы, биссектрисы, высоты треугольника.

7

Медианы, биссектрисы, высоты треугольника.

8

Решение задач практического характера.

9

Решение задач практического характера.

10

Подготовка проекта «Треугольники»

11

Защита проекта «Треугольники»

12

Обыкновенные дроби

13

Обыкновенные дроби

14

Многоугольники.

15

Выпуклые, невыпуклые многоугольники. Периметр.

16

Четырехугольники.

17

Четырехугольники.

18

Подготовка проекта «Многоугольники»

19

Защита проекта  «Многоугольники»

II

Объемное моделирование

20

Прямоугольный параллелепипед, куб

21

Прямоугольный параллелепипед, куб

22

Призма

23

Призма

24

Пирамида

25

Изготовление модели многогранника

26

Изготовление модели многогранника

27

Подготовка проекта «Мой дом»

28

Защита проекта « Мой дом»

29

Правильные многогранники.

30

Правильные многогранники.

31

Решение задач практического характера.

32

Решение задач практического характера

33

Экскурсия в город «Геометрия в архитектуре»

34

Обобщающее занятие

 

2год обучения

Название темы

Плановые сроки

Скорректир.

сроки

I

Плоскостное моделирование

1

Движение.  Параллельный перенос.

2

 Осевая симметрия

3

Центральная симметрия.

4

Поворот

5

Симметрия в природе.

6

Симметрия в архитектуре.

7

Экскурсия «Симметрия в жизни»

8

Подготовка проекта «Симметрия в жизни»

9

Защита проекта «Симметрия в жизни»

10

Параллельность прямых

11

Перпендикулярность прямых

12

Координатная плоскость

13

Игра «Морской бой»

14

Решение логических задач

15

 Решение логических  задач

16

 Решение логических  задач

17

 Окружность. Круг.

18

 Длина окружности.

19

 Площадь круга.

20

 Решение практических задач.

II

Объемное моделирование

21

 Многогранники. Тела вращения.

22

 Пирамида, усеченная пирамида

23

 Объём пирамиды. Расчёт по формуле

24

 Конус.

25

Объем конуса.

26

 Цилиндр.

27

Объем цилиндра.

28

 Решение практических задач.

29

 Моделирование многогранников

30

 Моделирование тел вращения.

31

Симметрия многогранников. Кристаллы.

32

Работа над  проектом  «Город будущего»

33

Защита  проекта  «Город будущего»

34

Обобщающий урок

 


Список литературы.

  1. О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6
    классы. Москва, «Издательство НЦ ЭНАС» 2002 г.
  2. Г.И.Григорьева. Подготовка школьников к олимпиадам по математике. Москва,
    Издательство «Глобус», 2009г.
  3. М.К.Потапов. А.В.Шевкин Дидактические материалы. Математика.5 кл. Москва,
    «Просвещение» 2013 г.
  4. И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин. Задачи на смекалку. Москва, «Просвещение», 2013 г.
  5. А.П.Ершова, В.В.Голобородько. Устная геометрия. 7-9 класс. Москва. «Илекса».
    2004г.

«Согласовано»

Протокол № 1 заседания

методического объединения

учителей математики

от « 27» августа 2014 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_______        /Исакова Т.С./

«29» августа 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Полиглотик» для 3 класса

   МБОУ «НОШ № 29» работает по ФГОС второго поколения. Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательный английский» для 3 «В» класса разработана на основе авторской п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Здоровейка» для учащихся 5-х классов на 2018-19 учебный год 15.09.2018

Программа рассчитана на учащихся 5хкласов и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию и формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования.  Прог...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Зеленая лаборатория" для учащихся 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности соответствует ФГОС ООО для учащихся 6 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Быстрее, выше, сильнее» для учащихся 9 а,б классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10..07 19

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.   Разрабатывая данную программу, ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Говорим и пишем по-английски" для 9 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Говорим и пишем по-английски" предназначена для учеников 9 класса и разработана на основе авторской программы Бордовских О.С. и Шитиковой ...