Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» предназначена для реализации в 5-6 классах. Программа «Наглядная геометрия» имеет общеинтеллектуальную направленность. Способствует развитию пространственного воображения учащихся, логики. Программный материал выстроен так, чтобы дети с различным уровнем подготовки смогли освоить основные геометрические понятия и творчески реализовать полученные знания и способности в процессе работы над проектом. Программа «Наглядная геометрия» предоставляет уникальную возможность самореализации и самоопределения школьников, развивает способности пространственного, логического мышления, а также осуществляет функцию пропедевтики к курсу геометрии. В занимательной игровой форме будущие «конструкторы», «проектировщики», «инженеры» исследуют геометрические объекты и используют их для создания и трансформации собственных авторских конструкций. Программа разработана в соответствии с требованиями внеурочной деятельности, обозначенной в федеральных государственных стандартах нового поколения и направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 1) в направлении личностного развития • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; 2) в метапредметном направлении • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; 3) в предметном направлении • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления школьников как в плане пропедевтики к курсу геометрии, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, а также поможет легко, в игровой форме освоить абстрактные геометрические понятия и сформировать универсальные логические действия. Данная программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности школьника. Кроме того, программа «Наглядная геометрия» направлена на помощь школьникам в изучении геометрии, подготовки к успешной сдачи модуля «геометрии» на ГИА по математике. Развитие пространственного воображения является основным при решении геометрических задач.
Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному научно-техническому творчеству в окружающем мире. Задачи программы: · создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности; · развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; · развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение); · развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); · развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений; · воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми Возраст детей, участвующих в реализации программы, 11 - 13 лет. Сроки реализации программы - 2 года, 1 час в неделю, 34 часа в год (всего 68 часов)
Содержание программы. Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». Модуль «Плоскостное моделирование» Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Задачи: · изучение и конструирование разных видов многоугольников; · исследование и сравнение свойств многоугольников, в т. ч. треугольников (медиана, высота, биссектриса); · исследование и сравнение «периметра» и «площади» многоугольников; · знакомство с симметрией · изучение углов, образованных параллельными и секущими прямыми · изучение и применение формул для составления паркетов из правильных многоугольников; · обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа; · развитие комбинаторных способностей; · обучение конструированию по схемам и алгоритмам. Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали Модуль «Объемное моделирование» Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Задачи: · исследование предметной среды окружающего мира с целью выделения разных видов многогранников; · исследование и моделирование многогранников с помощью разверток (призмы, пирамиды, правильные многогранники); · изучение и расчет площади боковой и полной поверхности многогранников; · исследование и сравнительный анализ «объемов», «симметрий» и «сечений» многогранников; · знакомство с изометрическими проекциями многогранников на плоскость (метод трех проекций); · усвоение алгоритма планирования и организации проектной деятельности; · развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу. Учащиеся познакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор. Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных предметах: математика, окружающий мир, технология, наглядная геометрия, информатика.
Плоскостное моделирование. 1 год обучения.(19 часов) Треугольники. Сумма углов треугольника. Многоугольники. Выпуклые, невыпуклые многоугольники. Периметр многоугольника. Сумма внутренних углов правильного многоугольника. Медиана, высота, биссектриса треугольника. Масштаб. Обыкновенные дроби. Проект «Треугольники». Проект «Многоугольники». 2 год обучения (20 часов) Симметрия (центральная, осевая), поворот. Симметрия в архитектуре. Симметрия в жизни. Что такое координаты. Решение логических задач. Окружность. Круг.Длина окружности. Площадь круга. Проект «Симметрия в жизни». Объемное моделирование. 1 год обучения.(15 часов) Прямоугольный параллелепипед. Куб. Призма. Пирамида. Решение задач практического характера. Изготовление модели многогранника. Правильные многогранники. Проект «Мой дом». Экскурсия «Геометрия в архитектуре». 2 год обучения (14 часов) Многогранники. Пирамида. Усеченная пирамида. Объем пирамиды. Тела вращения. Решение практических задач на вычисление объемов. Моделирование многогранников и тел вращения. Симметрия многогранников. Кристаллы. Проект «Город будущего».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Личностными результатами обучения математике являются: 1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; 4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; 5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Метапредметными результатами обучения математике являются: 1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Общими предметными результатами обучения математике в являются: 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений 5) наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях 6) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; 8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; 9) умение измерять длины отрезков, величины углов; 10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. В результате освоения программы учащиеся должны овладеть следующими УУД: Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; - рефлексия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - моделирование; -анализ, синтез, сравнение, классификация объектов; - установление причинно- следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - постановка и решение проблемы. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - слушать и понимать мнения и взгляды других; - использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - взаимоконтроль, взаимооценка. Регулятивные: - постановка учебной цели; - выявление необходимой учебной информации; - соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; - составление и реализация плана деятельности; -контроль усвоения учебной информации; -оценивание, самодиагностика и коррекция собственных учебных действий.
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения № | Название темы | Плановые сроки | Скорректиров. сроки | I | Плоскостное моделирование |
|
| 1 | Треугольники. |
|
| 2 | Равнобедренный, равносторонний треугольники. |
|
| 3 | Транспортир. Измерение углов. |
|
| 4 | Остроугольный, тупоугольный, прямоугольный треугольники. |
|
| 5 | Сумма углов треугольника |
|
| 6 | Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. |
|
| 7 | Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. |
|
| 8 | Решение задач практического характера. |
|
| 9 | Решение задач практического характера. |
|
| 10 | Подготовка проекта «Треугольники» |
|
| 11 | Защита проекта «Треугольники» |
|
| 12 | Обыкновенные дроби |
|
| 13 | Обыкновенные дроби |
|
| 14 | Многоугольники. |
|
| 15 | Выпуклые, невыпуклые многоугольники. Периметр. |
|
| 16 | Четырехугольники. |
|
| 17 | Четырехугольники. |
|
| 18 | Подготовка проекта «Многоугольники» |
|
| 19 | Защита проекта «Многоугольники» |
|
| II | Объемное моделирование |
|
| 20 | Прямоугольный параллелепипед, куб |
|
| 21 | Прямоугольный параллелепипед, куб |
|
| 22 | Призма |
|
| 23 | Призма |
|
| 24 | Пирамида |
|
| 25 | Изготовление модели многогранника |
|
| 26 | Изготовление модели многогранника |
|
| 27 | Подготовка проекта «Мой дом» |
|
| 28 | Защита проекта « Мой дом» |
|
| 29 | Правильные многогранники. |
|
| 30 | Правильные многогранники. |
|
| 31 | Решение задач практического характера. |
|
| 32 | Решение задач практического характера |
|
| 33 | Экскурсия в город «Геометрия в архитектуре» |
|
| 34 | Обобщающее занятие |
|
|
2год обучения № | Название темы | Плановые сроки | Скорректир. сроки | I | Плоскостное моделирование |
|
| 1 | Движение. Параллельный перенос. |
|
| 2 | Осевая симметрия |
|
| 3 | Центральная симметрия. |
|
| 4 | Поворот |
|
| 5 | Симметрия в природе. |
|
| 6 | Симметрия в архитектуре. |
|
| 7 | Экскурсия «Симметрия в жизни» |
|
| 8 | Подготовка проекта «Симметрия в жизни» |
|
| 9 | Защита проекта «Симметрия в жизни» |
|
| 10 | Параллельность прямых |
|
| 11 | Перпендикулярность прямых |
|
| 12 | Координатная плоскость |
|
| 13 | Игра «Морской бой» |
|
| 14 | Решение логических задач |
|
| 15 | Решение логических задач |
|
| 16 | Решение логических задач |
|
| 17 | Окружность. Круг. |
|
| 18 | Длина окружности. |
|
| 19 | Площадь круга. |
|
| 20 | Решение практических задач. |
|
| II | Объемное моделирование |
|
| 21 | Многогранники. Тела вращения. |
|
| 22 | Пирамида, усеченная пирамида |
|
| 23 | Объём пирамиды. Расчёт по формуле |
|
| 24 | Конус. |
|
| 25 | Объем конуса. |
|
| 26 | Цилиндр. |
|
| 27 | Объем цилиндра. |
|
| 28 | Решение практических задач. |
|
| 29 | Моделирование многогранников |
|
| 30 | Моделирование тел вращения. |
|
| 31 | Симметрия многогранников. Кристаллы. |
|
| 32 | Работа над проектом «Город будущего» |
|
| 33 | Защита проекта «Город будущего» |
|
| 34 | Обобщающий урок |
|
|
|