Рабочая программа по геометрии для 11 класса
рабочая программа по геометрии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 11 класса на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы общеобразовательных учреждений по геометрии для 10 — 11 классов общеобразовательных школ состовитель Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение,2009
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: геометрия 10 — 11 классов J1.C. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и Л.С. Киселевой. М.: Просвещение, 2010.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение геометрии в объёме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Планирование учебного материала по геометрии рассчитано на 1,5 и 2 часа (базовый уровень). Это позволяет выбрать любой из вариантов тематического планирования. Для данной программы выбран 2 вариант планирования по программе автора Атанасяна Л.С., т.е. 2 часа в неделю, итого 70 часов в 10 классе и 68 часов в 11классе.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и соответствует авторской программе.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Данная рабочая программа соответствует авторской программе Бурмистровой Т.А
Содержание тем учебного курса.
1. Векторы в пространстве ( 6 часов). Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
2. Метод координат в пространстве. Движения (15 часов). Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: сформировать умение учащихся применять векторно – координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
3. Цилиндр, конус, шар (16 часов). Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.
4. Объемы тел (17 часов). Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы и цилиндра. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: - продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов. Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов. Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства, так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач. – сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей. Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей. Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.
5. Обобщающее повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии. (14 ч.) - повторение и систематизация материала 11 класса. - повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения.
Тематический план.
Тема | Кол-во часов в авторской программе | Кол-во часов в рабочей программе |
Векторы в пространстве | 6 | 6 |
Метод координат в пространстве | 15 | 15 |
Цилиндр, конус, шар | 16 | 16 |
Объемы тел | 17 | 17 |
Заключительное повторение | 14 | 14 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
- формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
- возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
- роль аксиоматики в геометрии;
уметь:
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и плошали поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
- повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.
1. Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.
2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения.
3. Вводный, рубежный, итоговый контроль: проведение тестовых работ по темам курса.
Основными средствами контроля по геометрии в 11 классе являются плановые контрольные работы и зачеты:
Зачет № 1
Контрольная работа №1 по теме «Векторы в пространстве»
Зачет № 2
Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус, шар»
Зачет № 3
Контрольная работа №3 по теме «Объемы тел»
Зачет № 4
Дополнительными средствами контроля являются плановые самостоятельные работы. Для промежуточного контроля используется ДМ
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Геометрия,10–11:Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян В.Ф. Бутузов С.Б. Кадомцев и др. – М.:Просвещение,2010.
- Ковалева Г.И. Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель,2006.
- Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М. Просвещение,2006
- С.М. Саакян В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.:Просвещение,2009.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 класс. Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009 г.
Список литературы
- Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе».
- Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.:Просвещение,2006 г.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Дата |
Глава 4. Векторы в пространстве 6 ч | ||
1 | Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов | |
2 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. | |
3 | Умножение вектора на число. | |
4 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. | |
5 | Разложение вектора. | |
6 | Зачет № 1 | |
Глава 5. Метод координат в пространстве. 15 ч. | ||
§ 1. Координаты точки и координаты вектора | ||
7 | Прямоугольная система координат в пространстве. | |
8 | Координаты вектора | |
9 | Связь между координатами векторов и координатами точек. | |
10 | Простейшие задачи в координатах | |
11 | Простейшие задачи в координатах | |
12 | Решение задач | |
§ 2. Скалярное произведение векторов | ||
13 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | |
14 | Свойства скалярного произведения векторов | |
15 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | |
16 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | |
§ 3. Движения | ||
17 | Центральная симметрия, осевая симметрия. | |
18 | Зеркальная симметрия, параллельный перенос. | |
19 | Повторение теории. Решение задач. | |
20 | Контрольная работа № 1 | |
21 | Зачёт № 2 | |
Глава 6. Цилиндр, конус, шар. 16ч. | ||
§ 1 Цилиндр | ||
22 | Понятие цилиндра | |
23 | Площадь поверхности цилиндра | |
24 | Решение задач по теме « Цилиндр». | |
§ 2. Конус | ||
25 | Конус. | |
26 | Площадь поверхности конуса. | |
27 | Усечённый конус. | |
28 | Решение задач по теме «Конус». | |
§ 3. Сфера | ||
29 | Сфера и шар. Уравнение сферы. | |
30 | Взаимное расположение сферы и плоскости | |
31 | Касательная плоскость к сфере | |
32 | Площадь сферы | |
33 | Решение задач по теме « Сфера». | |
34 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | |
35 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | |
36 | Контрольная работа № 2 | |
37 | Зачёт № 3 | |
Глава 7. Объёмы тел. 17 ч. | ||
§ 1 Объём прямоугольного параллелепипеда | ||
38 | Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда | |
39 | Объём прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник | |
40 | Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда» | |
§ 2 Объём прямой призмы и цилиндра | ||
41 | Теорема об объёме прямой призмы | |
42 | Теорема об объёме цилиндра | |
§ 3. Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса | ||
43 | Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла. Объём наклонной призмы | |
44 | Объём пирамиды | |
45 | Решение задач по теме «Объём пирамиды». | |
46 | Объём конуса | |
47 | Решение задач по теме «Объём конуса» | |
§ 4. Объём шара и площадь сферы. | ||
48 | Объём шара. | |
49 | Объём шара. | |
50 | Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора | |
51 | Площадь сферы | |
52 | Решение задач по теме «Объёмы» | |
53 | Контрольная работа № 3 | |
54 | Зачёт №4 | |
Заключительное повторение 14ч. | ||
55 | Повторение сведений из планиметрии. Треугольник | |
56 | Повторение сведений из планиметрии. Окружность | |
57 | Повторение сведений из планиметрии. Многоугольники | |
58 | Повторение. Аксиомы стереометрии и их следствия | |
59 | Повторение. Параллельность прямых и плоскостей. | |
60 | Повторение. Построение сечений | |
61 | Повторение. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. | |
62 | Повторение. Расстояние между скрещивающимися прямыми. | |
63 | Повторение. Многогранники. | |
64 | Повторение. Векторы в пространстве | |
65 | Повторение. Цилиндр, конус, шар. | |
66 | Повторение. Решение задач по теме «Объёмы» | |
67 | Повторение. Решение задач. | |
68 | Итоговый урок | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...