Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
«Рассмотрено» Методическое объединение учителей Протокол №____ от«27» августа 2014г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УР ______ /С.В.Демидова./
«28» августа 2014г.
| «Утверждено» Директор ___________ /Н.В.Порядина/
Приказ № 57 от «29» августа 2014г.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОМЕТРИЯ» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8 класс
|
| ФИО учителя: Юмакова Луиза Алексеевна |
2014 – 2015учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа геометрии для обучающихся 8 класса(ов) разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике, авторской программы Т.А. Бурмистровой «Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы» пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М:Просвещение, 2011г., рекомендованной (допущенной или утвержденной) Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образованияна базовом уровне.
Общая характеристика учебного предмета В курсе геометрии 8 классасодержание образования развивается в следующих направлениях: - систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
- развитие логического мышления;
- подготовка аппарата, необходимого для изучения стереометрии в старших классах.
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов;
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средствами математического моделирования прикладных задач;
- осуществление функциональной подготовки школьников;
- овладение приемами вычислений на калькуляторе в ходе изучения курса.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической стройности и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Обучающиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач. Систематическое изучение курса позволяет вести работу по формированию представлений обучающихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане В учебном плане МАОУ «Васькинская ООШ - детский сад» на 2014-2015 учебный год на изучение предмета геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70часов в год. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником Геометрия. 7-9 классы Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г.Поздняка, И.И. Юдина – 19-е изд.- М.: Просвещение, 2009- 384с: ил.
Цели и задачи преподавания предмета Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Цель курса геометрии в 8 классе - сформировать понятие основных плоских геометрических фигур и их свойств Задачи: - Подготовить учащихся к изучению курса геометрии в 8 классе
- Отработать сведения о четырёхугольниках
- Сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки и прямой
- Сформировать понятие площади многоугольника
- Развить умение вычислять площади фигур
- Сформировать понятие подобных треугольников
- Выработать умение применять признаки подобия в процессе доказательства теорем и решении задач
- Сформировать навыки решения прямоугольных треугольников
- Расширить сведения об окружности.
Особенностью курса является то, что он является продолжением курса планиметрии 7 класса.
Содержание учебного предмета, курса
ГЕОМЕТРИЯ Треугольник.Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0˚ до 90˚. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, ихсвойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность и круг. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Измерение геометрических величин. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь между площадями подобных фигур. Геометрические преобразования. Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур. В рабочую программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Изменены темы «Четырехугольники» - 13ч вместо 14ч, «Площадь многоугольника» 13ч - 14ч, «Окружность» 16ч - 17ч, «Повторение» курса 7 класса-3ч и «Повторение» курса 8 класса -6ч. вместо 4ч. Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
1. | Повторение | 3 | 2 | Четырехугольники | 13 | 3 | Площадь многоугольника | 13 | 4 | Подобные треугольники | 19 | 5 | Окружность | 16 | 6 | Повторение. Решение задач | 6 | 7 | Итого: | 70 |
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | Количество плановых контрольных работ | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
|
№п/п | № урока | Тема урока | Основное содержание | Виды контроля | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
|
|
| Повторение (2ч)
|
|
|
|
|
|
| 1 | Повторение. Треугольники | решать задачи, опираясь на теорему о свойствах параллельных прямых; сумме углов треугольника;свойства внешнего угла треугольника | самоконтроль | задачи в тетрадь | 02.09 |
|
|
|
2 | Повторение. Свойства треугольников | использовать приоритетные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, для решения практических задач; | Сам.раб., взаимоконтроль | Задачи в тетрадь | 04.09 |
|
|
|
| Четырехугольники(14 ч)
|
|
|
|
|
|
1 | Многоугольники | определение многоугольника, формулу суммы углов выпуклого многоугольника; распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, используя определение. | самоконтроль | П 39-41.№364(а,б),365,368 | 09.09 |
|
|
4 |
2 | Многоугольники. Решение задач. | формула суммы углов многоугольника.применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника при нахождении элементов многоугольника | Сам.раб.с.9-планы | №366,369, 370 | 11.09 |
|
|
|
3 | Параллелограмм. | определение параллелограмма и его свойства, распознавать на чертежах среди четырехугольников. | взаимоконтроль | П.42,№371,372,376 | 16.09 |
|
|
6 |
4 | Признаки параллелограмма. | формулировки свойств и признаков параллелограмма. доказывать, что данный четырехугольник является параллелограммом. | Сам.раб. | П.43,№383,373,378 | 18.09 |
|
|
7 |
5 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | свойства и признаки параллелограмма . выполнять чертежи по условию задачи, находить углы и стороны параллелограмма, используя свойства углов и сторон. | Сам.раб. | №375,380,384 | 23.09 |
|
|
8 | 6 | Трапеция | определение трапеции, свойства равнобедренной трапеции. распознавать трапецию, ее элементы, виды на чертежах, находить углы и стороны равнобедренной трапеции, используя ее свойства. | самоконтроль | П.44,№386,387,390 | 25.09 |
|
|
9 |
7 | Теорема Фалеса | формулировку теоремы Фалеса и основные этапы ее доказательства. применять теорему в решении задач. | Сам.раб. | В тетрадь | 30.09 |
|
|
10 |
8 | Задачи на построение | основные этапы задач на построение. делить отрезок на n равных частей, выполнять необходимые построения. | самоконтроль | №396,393,394 | 02.10 |
|
|
11 |
9 | Прямоугольник | определение прямоугольника, его элементы, свойства и признаки, распознавать на чертежах, находить стороны, используя свойства углов и диагоналей. | взаимоконтроль | П.45,№399,401,404 | 07.10 |
|
|
12 |
10 | Квадрат | определение ромба, квадрата как частного случая параллелограмма. распознавать и изображать ромб, квадрат, находить стороны и углы, используя свойства. | Самоконтроль диктант | П.46,№405,409,411 | 09.10 |
|
|
13 |
11 | Решение задач | определение и свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата. выполнять чертеж по условию задачи, применять признаки при решении задач. | Сам.раб. | №415,413,410 | 14.10 |
|
|
14 | 12 | Осевая и центральная симметрия | виды симметрии в многоугольниках строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией. |
| РТ | 16.10 |
|
|
15 |
13 | Решение задач | формулировки определений, свойств и признаков, находить стороны квадрата, если известны части сторон, используя свойства прямоугольного треугольника.
| самоконтроль | В тетради | 21.10 |
|
|
16 | 14 | Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники» | Контрольная работа №1 | Внешний контроль |
| 23.10 |
|
|
| 2 четверть |
|
| Площадь (14ч)
|
|
|
|
|
17 | 1 | Площадь многоугольника | Основные свойства площадей, формула для вычисления площади квадрата | Работа в парах взаимоконтроль | П.48,49,№448,449,450 | 04.11 |
|
|
18 | 2 | Площадь прямоугольника | Выведение формулы площади прямоугольника, нахождение площади прямоугольника | Сам.раб. | П.50,№454,455,456 | 06.11 |
|
|
19 | 3 | Площадь параллелограмма | Выведение формулы для вычисления площади параллелограмма, нахождение площади параллелограмма | Групповая работа, самоконтроль | П.51,№460,464,452 | 11.11 |
|
|
20 | 4 | Площадь треугольника | Выведение формулы для вычисления площади треугольника, нахождение площади треугольника | Проблемная ситуация, самоконтроль | П.52,№468,473,469 | 13.11 |
|
|
21 | 5 | Площадь треугольника | Доказательство теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, решение задач | Сам.раб. | №479,476,477 | 18.11 |
|
|
22 | 6 | Площадь трапеции | Теорема о площади трапеции, решение задач | Коллективная работа | П.53,№480,481,478 | 20.11 |
|
|
23 | 7 | Решение задач на вычисление площади | Применение методов решения задач по теме «Площадь многоугольника» | взаимоконтроль | №466,467,476 | 25.11 |
|
|
24 | 8 | Решение задач на вычисление площади | Применение методов решения задач по теме «Площадь многоугольника» | Сам.раб. | В тетради | 27.11 |
|
|
25 | 9 | Теорема Пифагора | Доказательство теоремы Пифагора, применение ее при решении задач | Работа в парах, взаимоконтроль | П.54,№483,484,486 | 02.12 |
|
|
26 | 10 | Теорема, обратная теореме Пифагора | Доказательство обратной теоремы Пифагора, применение ее при решении задач | Колективная работа, самоконтроль | П.55,№498,499, | 04.12 |
|
|
27 | 11 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | Решение задач с помощью теоремы Пифагора | Сам.раб. | №489,491,493 | 09.12 |
|
|
28 | 12 | Решение задач | Выведение формулы Герона, рассмотреть применение ее при решении задач | Групповая работа, взаимоконтроль | №495,494,490 | 11.12 |
|
|
29 | 13 | Решение задач | Решение задач с применением формул площадей многоугольника | Тест | №490,497,503,518 | 16.11 |
|
|
30 | 14 | Контрольная работа № 2 по теме «Площадь многоугольника» | Проверка знаний и умений учащихся |
|
| 18.12 |
|
|
|
| Подобные треугольники (19ч)
|
|
|
|
|
31 | 1 | Определение подобных треугольников | Определение пропорциональных отрезков, свойство биссектрисы треугольника | Самоконтроль | П.56,57,№534,536,538 | 23.12 |
|
|
32 | 2 | Отношение площадей подобных треугольников | Определение подобных треугольников, теорема об отношении площадей подобных треугольников, решение задач | Сам.раб. | П.58,№544,543,546 | 25.12 |
|
|
| 3 четверть |
|
33 | 3 | Первый признак подобия треугольников | Доказательство первого признака подобия треугольников | Самоконтроль | П.59,№550,553,551 | 13.01 |
|
|
34 | 4 | Решение задач | Решение задач на применение первого признака подобия треугольника | Сам.раб. | №552,557,558,556 | 15.01 |
|
|
35 | 5 | Второй признак подобия треугольников | Доказательство второго признака подобия треугольников, решение задач | Групповая работа, взаимоконтроль | П.60,61,№559,560,561 | 20.01 |
|
|
36 | 6 | Третий признак подобия треугольников
| Доказательство третьего признака подобия треугольников, решение задач | Сам.раб.
| №562,563,604 | 22.01 |
|
|
37 | 7 | Решение задач на применение признаков подобия треугольника | Решение задач на применение признаковподобия треугольника | самоконтроль | В тетради | 27.01 |
|
|
38 | 8 | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников». |
| Внешний контроль |
| 29.01 |
|
|
39 | 9 | Средняя линия трапеции треугольника | Определение и теорема о средней линии треугольника, решение задач | взаимоконтроль | П.62,№556,570,571 | 03.02 |
|
|
40 | 10 | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника
| Свойство медиан треугольника, решение задач | Сам.раб | №568,569 | 05.02 |
|
|
41 | 11 | Пропорциональные отрезки | Задача о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике | самоконтроль | П63,:№,№572,573,574 | 10.02 |
|
|
42 | 12 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | Решение задач с применением свойства пропорциональности | Сам.раб. | №575,577,578 | 12.02 |
|
|
43 | 13 | Задачи на построение методом подобия | Решение задач на построение методом подобия | Индивидуальная работа | №585,587,588,590 | 17.02 |
|
|
44 | 14 | Решение задач на построение | Решение задач на построение методом подобных треугольников | Сам.раб | №606,607,628 | 19.02 |
|
|
45 | 15 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | Понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрич. тождество | самоконтроль | П.66,№591,592,593 | 24.02 |
|
|
46 | 16 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°,45°,60°. | Найти значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°,45°,60°. | взаимоконтроль | П.67,№595,597,598 | 26.02 |
|
|
47 | 17 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | Рассмотреть соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | Сам.раб | П.63,66,67,№559,601 | 03.03 |
|
|
48 | 18 | Подготовка к контрольной работе | Повторение и обобщение изученного материала | взаимоконтроль | №620,623,625 | 05.03 |
|
|
49 | 19 | Контрольная работа №4 "Подобные треугольники" | Проверка знаний и умений |
|
| 10.03 |
|
|
|
| Окружность (17ч) |
|
|
|
|
50 | 1 | Взаимное расположение прямой и окружности | Возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности | Самоконтроль | П.68,№631,632,633 | 12.03 |
|
|
51 | 2 | Касательная к окружности | Определение касательной к окружности, свойство касательной и свойство отрезков касательных, проведенных из одной точки | взаимоконтроль | П.69,№634,636,639 | 17.03 |
|
|
52 | 3 | Касательная к окружности. Решение задач | Применение свойств касательных при решении задач | Сам.раб.
| №641,643,645 | 19.03 |
|
|
| 4 четверть
|
|
53 | 4 | Градусная мера дуги окружности | Рассмотреть градусную меру дуги окружности | самоконтроль | П.70,№649,650,651 | 31.03 |
|
|
54 | 5 | Теорема о вписанном угле | Понятие вписанного угла, теорема об измерении вписанных углов и следствие из нее | Работа в парах | П.71,№654,655,657 | 02.04 |
|
|
55 | 6 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | Рассмотреть теорему об отрезках пересекающихся хорд, решение задач | Коллективная работа | №666,671,668 | 07.04 |
|
|
56 | 7 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | Решение задач с применением полученных знаний | Сам.раб.
| №661,663,672 | 09.04 |
|
|
57 | 8 | Свойство биссектрисы угла | Теорема о свойстве биссектрисы угла и ее следствие |
| П.72,№675,676,678 | 14.04 |
|
|
58 | 9 | Серединный перпендикуляр | Понятие серединного перпендикуляра к отрезку, теорема и следствие | Работа в парах, взаимоконтроль | №679,680,681 | 16.04 |
|
|
59 | 10 | Теорема о точке пересечения высот треугольника | Рассмотреть теорему о точке пересечения высот треугольника |
| Дом.провр.раб. | 21.04 |
|
|
60 | 11 | Вписанная окружность | Понятие и теорема о вписанной окружности | самоконтроль | П,74,№689,692,693 | 23.04 |
|
|
61 | 12 | Свойство описанного четырёхугольника | Свойство описанного четырёхугольника и применение ее при решении задач | Сам.раб.
| №695,699,700 | 28.04 |
|
|
62 | 13 | Описанная окружность | Понятие и теорема обописанной окружности | взаимоконтроль | П.75,№702,705,707 | 30.04 |
|
|
63 | 14 | Свойство вписанного четырёхугольника | Свойство вписанного четырёхугольника и применение ее при решении задач | Сам.раб.
| №709,710,731 | 05.05 |
|
|
64 | 15 | Решение задач | Решение задач по теме «Окружность» | взаимоконтроль | В тетради | 07.05 |
|
|
65 | 16 | Решение задач | Решение задач по теме «Окружность» | самоконтроль | В тетради | 12.05 |
|
|
66 | 17 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» | Проверка знаний и умений |
|
| 14.05 |
|
|
|
|
Повторение (4 ч)
|
|
|
|
|
67 | 1 | Повторение по теме «Четырёхугольники» | Решение задач |
|
| 19.05 |
|
|
68 | 2 | Повторение по теме «Площади» | тесты |
|
| 21.05 |
|
|
69 | 3 | Итоговая контрольная работа |
|
|
| 26.05 |
|
|
70 | 4 | Обобщение курса геометрии 8 класса |
|
|
| 28.05 |
|
|