Решение планиметрических задач
элективный курс по геометрии (10 класс) на тему
Элективный курс разработан для учащихся 10 класса общеобразовательной школы.
Цель курса: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам планиметрии. 2. Познакомить учащихся с методами и приемами решения планиметрических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_planimetricheskih_zadach_.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Решение планиметрических задач»
(предметный курс для учащихся 10 класса, 17 часов)
Составила Захарова Л.В., учитель математики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59»
Барнаул, 2014
Пояснительная записка
Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовку аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчения и т.д.) и курса стереометрии. Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает потребность доказывать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.
Научиться решать задачи по геометрии значительно сложнее, чем по алгебре. Это связано с обилием различных типов геометрических задач и многообразием приемов и методов их решения.
Основная трудность при решении этих задач обычно возникает по следующим причинам:
-Планиметрический материал либо был плохо усвоен в основной школе, либо плохо сохранился в памяти.
-Для решения задачи нужно знать методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении планиметрии в 7-9 классах, либо не отрабатываются в школьном курсе математики.
-В «нестандартных» задачах, в которых представлены различные конфигурации, необходимо уметь применять известные факты и решать базисные задачи, которые входят как элемент во многие задачи.
-В теоретическую часть школьного курса геометрии включены в основном теоремы, работающие на сам курс, то есть необходимые для его дальнейшего развития, а многие теоремы прикладного характера, областью приложения которых являются задачи, а не теория, из курса исключены.
Количество часов (1,5 часа в неделю), отведенных на изучение курса геометрии в 10 классе, не позволяет качественно подготовить учащихся для решения геометрических задач повышенной сложности. Следовательно, требуется серьезная дополнительная подготовка. Эту проблему можно решить с помощью введения элективного курса по геометрии.
Элективный курс «Решение планиметрических задач» направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.
Цели курса:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам планиметрии
2. Познакомить учащихся с методами и приемами решения планиметрических задач.
3. Создать условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Задачи курса:
- Дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи.
- Расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач (метод опорного элемента; метод площадей; метод введения вспомогательного параметра; метод восходящего анализа; метод подобия; метод дополнительного построения).
- Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования.
- Развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии.
Предлагаемый курс «Решение планиметрических задач» практико- ориентированный и предназначен для учащихся 10-го класса. Количество учебных часов - 17. Элективный курс даст учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения планиметрических задач развить такие качества как способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления, поможет учащимся подготовиться на более высоком уровне к выпускным экзаменам, а также при выборе ими будущей профессии.
Структура курса представляет собой пять логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно - семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно (Приложение 1). Изучение данного курса заканчивается итоговой контрольной работой, либо тестом (Приложение 2).
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
- применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач
-применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
Содержание программы курса
Теоретические основы большинства тем относятся к программе 9-летней школы. Однако глубина их проработки, идейная насыщенность предполагает более высокий уровень математического развития учеников, чем тот, которого достигают школьники по окончанию 9-го класса. Особенность курса состоит в том, что ученик получает возможность поработать сразу со всей планиметрией, охватив ее всю целиком
Тема 1. Методы решения геометрических задач
Три основных метода решения геометрических задач: геометрический; алгебраический; комбинированный.
Анализ и синтез. Метод восходящего анализа.
Дополнительные методы и приемы решения задач. Анализ условия задачи, анализ решения задачи – этапы решения задачи.
Решение задач.
Методы обучения: лекция
Тема 2. Треугольники
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций катетов. Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Свойства медиан, биссектрис, высот. Теоремы о площадях треугольника.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.
Тема 3. Четырехугольники
Метрические соотношения в четырехугольниках. Свойство произвольного четырехугольника, связанного с параллелограммом. Теоремы о площадях четырехугольников. Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции. Свойства трапеции.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения.
Тема 4. Окружности.
Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хордами, касательными и секущими.
Методы обучения: лекция, объяснения, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения.
Тема 5. Окружности и четырехугольники.
Четырехугольники, вписанные и описанные около окружности. Площади четырехугольников, вписанных и описанных около окружностей. Теорема Птолемея.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.
Решение задач по всему курсу.
Решение задач повышенного уровня сложности из материалов ЕГЭ.
Итоговый контроль (1ч).
Задания для самостоятельной работы учащихся
Работа с рекомендованной литературой, подготовка сообщений по темам:
Свойства медиан, биссектрис, высот в произвольном треугольнике.
Дополнительные свойства параллелограмма.
Окружность, вписанная в треугольник
Четырехугольники и окружности
Самостоятельное решение предложенных задач с последующим обсуждением вариантов решения.
Самостоятельный подбор задач по теме элективного курса с использованием дополнительной математической литературы.
Литература.
Литература для учащихся
- Александров, А.Д. Геометрия.8-9 кл.:-М.:Просвещение, 1991.-415с.
- Атанасян, Л.С, и др. Геометрия 7-9 кл.:- М.Просвещение, 1996.
- Шарыгин, И.Ф. Геометрия 9-11кл. учебное пособие.-М.Жрофа, 1997.-400с.
.
Литература для учителя
- Сагателова, Л.С. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии/ Л.С. Сагателова.- Волгоград: Учитель, 2009.-150с.
- Прасолов, В.В. Задачи по планиметрии. Ч.1.- М.: Наука, 1986.-272с.
- Прасолов, В.В. Задачи по планиметрии. Ч.2.- М.: Просвещение, 1986.-252с.
- Алтынов, П.И. Геометрия. Тесты.7-9кл.: учебно-методич. Пособие.- М.: Дрофа. 1998.-112с.
- Варшавский, И.К. Планиметрия на едином государственном экзамене// Математика для школьников.-2006.№4.-С.3-14.
- Варшавский, И.К. Планиметрия на едином государственном экзамене// Математика для школьников.-2006.№9.-С.2-14.
- Звавич, Л.И. Геометрия8-11кл.: пособие для школ и классов с углубленным изучением математики.-М.:Дрофа, 2000.-288с.
- Потоскуев,В.В. Задачник для классов с углубленным изучением математики/ В.В, Потоскуев.- М.:Дрофа, 2008г.-125с.
Календарно-тематическое планирование | ||||||||
№ п/п | Разделы | Наименование тем | Кол-во часов | Дата прове дения | факт | Виды деятельности учащихся | Контрольно–измерительные материалы, оборудование | Примечание |
1,2 | Треугольники. Метрические соотношения в треугольниках | Прямоугольный треугольник и его свойства. | 2 | Анализ имеющихся знаний по теме «Треугольник» Работа с литературой, составление конспекта « Основные понятия и свойства треугольника» | Справочники по математике | |||
Решение задач (работа в малых группах) | Раздаточный материал | |||||||
3,4 | Произвольный треугольник. Метрические соотношения в треугольнике. | 2 | Сообщения учащихся по теме «Свойства медиан, биссектрис, высот в произвольном треугольнике» Решение задач (работа в малых группах) | Мультимедийная презентация « Свойства треугольника» | ||||
Самостоятельное решение задач | Раздаточный материал | |||||||
5,6,7 | Четырехугольники | Решение задач по теме параллелограмм | 2 | Сообщения учащихся « «Дополнительные свойства параллелограмма» Решение задач. | ||||
Самостоятельное выполнение задач из индивидуального пакета заданий | Раздаточный материал | |||||||
Решение задач по теме Трапеция | 1 | Работа со справочной литературой. Решение задач по теме. | ||||||
8,9 | Окружности | Свойства касательных, хорд и секущих | 1 | Работа с литературой, составление конспекта. Решение задач (в малых группах) | Справочники по математике | |||
Решение задач оп теме «Окружность». | 1 | Самостоятельное выполнение задач из индивидуального пакета заданий | Раздаточный материал | |||||
10 | Окружности и треугольники | Окружность, вписанная в треугольник | 1 | Анализ и классификация задач по теме «Окружность, вписанная в треугольник» Решение задач. | Мультимедийная презентация « Окружности и треугольники» | |||
11 | Окружность, описанная около треугольника | 1 | Решение задач (в малых группах) | Карточки задания для групп | ||||
12 | Решение задач по теме» Окружности и треугольники» | 1 | Самостоятельное выполнение задач из индивидуального пакета заданий | Раздаточный материал | ||||
13 | Окружности и четырехугольники | Окружность, вписанная в ромб | 1 | Сообщения учащихся по теме «Четырехугольники и окружности» | ||||
14 | Окружность и трапеция | 1 | Решение задач. | |||||
15,16 | Решение задач по всему курсу | 2 | Решение задач из материалов ЕГЭ. | Раздаточный материал | ||||
Самостоятельное выполнение задач из индивидуального пакета заданий
| Раздаточный материал | |||||||
17 | Итоговый контроль | 1 | Решение заданий итоговой контрольной работы | Карточки с задачами. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема 2. Треугольники
- Найти отношение суммы квадратов всех его медиан к сумме всех его сторон.
- Длины двух сторон треугольника 6см и 8 см. Медианы, проведенные к этим сторонам взаимно перпендикулярны. Найдите длину третьей стороны.
- Найдите площадь треугольника АВС, если АС=20см, ВС=см, медиана ВМ= 12см.
- В треугольнике АВС проведена медиана АМ. Найдите площадь треугольника АВС, если АС=см, ВС=10, угол МАС 450.
- В треугольнике с длинами сторон5,6,10 к меньшей стороне проведены медиана и биссектриса. Найдите расстояние между точками пересечения медианы и биссектрисы с меньшей стороной.
- Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна т и делит прямой угол в отношении 1:2 . Найдите стороны треугольника.
- Дан треугольник АВС. Его высота ВД равна 30. Из основания биссектрисы опущен перпендикуляр ЕА на сторону АС. Определите длину этого перпендикуляра, если АВ:АС=7:8.
- В треугольнике длины двух сторон равны 6 см и 3 см. Найдите длину третьей стороны, если полусумма высот, проведенных к данным сторонам, равна третьей высоте.
- В треугольнике АВС АС=4, АВ=5, АД- биссектриса, причем АД=ВД. Найдите длину биссектрисы АД.
- В равнобедренном треугольнике АВС с основанием ВС высоты ВВ1 и СС1 пересекаются в точке М, при этом ВМ=10, В1М=6. Найдите площадь треугольника АВМ.
- Высоты АН и ВК равнобедренного треугольника АВД с основанием ВС пересекаются в точке О так, что ВО-5, ОК=3. Найдите АН.
- Площадь равнобедренного треугольника с основанием ВС равна 160, боковая сторона 20. Высоты ВК и АН пересекаются в точке О. Найдите площадь треугольника АВО.
- Медиана и высота делят угол на три равные части. Найдите углы треугольника.
Тема 3. Четырехугольники
3.1 Параллелограмм
- В четырехугольнике АВСД, диагональ АС перпендикулярна ВД, АС= 12, ВД=16. Найти расстояние между серединами сторон АВ и СД.
- Длины диагоналей параллелограмма равны 17 и 19. Длина одной из его сторон равна 10. Найдите длину другой стороны.
- Длины диагоналей ромба относятся как 3:4. Во сколько раз сторона ромба превосходит радиус вписанной в него окружность?
- Дан ромб АВСД с острым углом В. Площадь ромба равна 320см2, а синус угла В равен 0,8. Высота СН пересекает диагональ ВД в точке К. Найдите длину отрезка СК.
- В параллелограмме АВСД угол С равен 1200. Биссектрисы углов В и С пересекаются в точке К, лежащей на стороне АД, СК=3. Найдите площадь параллелограмма.
- Найдите площадь ромба, высота которого равна 4,8, а отношение диагоналей 3:4..
- В параллелограмме АВСД биссектриса угла В пересекает сторону СД в точке Т и прямую АД в точке М. Найдите периметр треугольника СВТ, если АВ= 21, ВМ=35, МД=9.
- Биссектриса угла А параллелограмма АВСД пересекает сторону ВС в точке К. Найдите площадь параллелограмма, если ВК=КС=5, АК=8.
- Диагонали АС и ВД параллелограмма АВСД пересекаются в точке О, ВД=26, АС=40, ВД=21. Отрезок ОЕ - перпендикуляр стороне ВС. Найдите разность площадей четырехугольника ДСЕО и АВЕО.
- Трапеция.
- Боковые стороны равнобедренной трапеции при продолжении пересекаются под прямым углом. Найдите длину большего основания трапеции, если ее площадь равна 12, а высота 2.
- Средняя линия трапеции разбивает ее на две трапеции, площади которых относятся как 1:2. Чему равно отношение меньшего основания трапеции к большему?
- В трапеции большее основание равно 25, одна из боковых сторон равна 15. Известно, что одна из диагоналей перпендикулярна заданной боковой стороне, а другая делит угол между заданной боковой стороной и нижним основанием пополам. Найдите площадь трапеции.
- Основание трапеции равны 10 и 31, боковые стороны -20 и 13. Найдите высоту трапеции. Найдите площадь равнобедренной трапеции, если ее основания равны 17 и 15, а диагональ перпендикулярна боковой стороне.
- Диагонали трапеции взаимно перпендикулярны и равны 8 и 15см. Найдите среднюю линию трапеции.
- Диагонали равнобедренной трапеции взаимно перпендикулярны, а средняя линия равна 8. Найдите площадь трапеции.
- Диагонали АС и ВД Трапеции АВСД пересекаются в точке О, основание АД трапеции равно 2, ВС=3, площадь АОВ равна 6. Найдите площадь АВСД.
- Найдите площадь равнобедренной трапеции, если е ее высота равна 3, а тангенс угла между диагональю и основанием равен ¼.
- В равнобедренной трапеции длина средней линии равна 5, а диагонали взаимно перпендикулярны. Найти площадь трапеции.
- Найдите меньшее основание равнобедренной трапеции, если высота, проведенная из вершины меньшего основания, делит большее основание на отрезки, один из которых на 5 больше другого.
- Основания равнобочной трапеции a и b, боковая сторона с, диагональ равна d. Доказать, что d2 = ab + c2.
- Диагональ равнобочной трапеции равна 10 см, а площадь равна 48 см2. Найти высоту трапеции.
- Средняя линия трапеции равна 4, углы при одном из оснований равны 40º и 50º. Найдите основания трапеции.
- Прямые, содержащие боковые стороны равнобедренной трапеции, пересекаются под прямым углом. Найдите стороны трапеции, если ее площадь равна 12, а высота равна 2.
Тема 3. Окружности.
- Радиус окружности равен . определите длину хорды, проведенную из конца данного диаметра через середину перпендикулярного ему радиуса.
- Из данной точки вне окружности проведены касательная и секущая, внутреннюю часть которой стягивает дугу в 1200. Определите длину секущей, если радиус окружности равен 4, а длина касательной от данной точки до точки касания равна 8.
- окружность с центром О касается сторон угла В в точках А и С. Лучи АО и ВС пересекаются в точке М, ОМ=9, ВМ= 18. Найдите площадь треугольника ВОМ.
- окружность с центром О касается сторон угла В в точках А и С. Отрезок ВО пересекает окружность в точке К. Найдите периметр АКСО, если угол В= 600, ВК=12.
- Из точки В к окружности проведены касательные ВР и ВQ (Р и Q точки касания) найдите длину хорды РQ, если длина отрезка РВ=40, а расстояние от центра окружности до хорды РQ равно 18
Вычислите острый угол трапеции.
- Из точки A, не лежащей на окружности, проведены к ней касательная и секущая. Расстояние от точки A до точки касания равно 16 см, а до одной из точек пересечения секущей с окружностью 32 см. Найти радиус окружности, если секущая удалена от ее центра на 5 см.
Тема 4. Окружности и четырехугольники.
1. В параллелограмм можно вписать окружность. Найдите ее радиус, если известно, что радиус окружности, описанной около него, равен 2 .
2. Диагонали ромба равны a и b. Найдите радиус вписанной в ромб окружности.
3. В ромб, диагонали которого равны 3 +1 и 3 −1, вписана окружность. Точки касания окружности со сторонами ромба последовательно соединены. Найдите площадь получившегося четырехугольника.
4. В ромб, диагонали которого равны 12 и 16, вписана окружность. Найдите расстояние от точки касания окружности со стороной ромба до меньшей диагонали.
5. Сторона ромба равна 10 см, диагональ — 16 см. К окружности, вписанной в ромб, проведена касательная, параллельная его меньшей диагонали. Найдите длину отрезка касательной, заключенной между сторонами ромба.
6. Равнобедренная трапеция ABCD описана около окружности с центром O и радиусом r. Известно, что | AO| = a . Найдите расстояние от точки O до остальных вершин.
7. Определите боковую сторону равнобокой трапеции, описанной около окружности, если острый угол при основании трапеции равен 60° , а ее площадь — 288 3 .
8. Найдите площадь трапеции с острым углом α, если радиус описанной окружности равен R, а m — средняя линия трапеции.
9. Около окружности радиуса R описана прямоугольная трапеция площади S. Вычислите острый угол трапеции.
10. Дан периметр P прямоугольной трапеции, описанной около окружности радиуса R. Вычислите острый угол трапеции.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно -методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач"
Учебно методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач" состоит из методического руководства, рабочей тетради для учащихся и рабочей программы прикладного курса. В...
Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Решение планиметрических задач из ЕГЭ"
Урок геометрии в 11 классе с использованием групповой и парной работы....
Решение планиметрических задач в ЕГЭ
Данный урок может являтся завершающим в повторении планиметрических задач группы В. Цели урока: Совершенствовать навыки решения планиметрических задач, повторить признаки равенства и подобия треуголь...
Рабочая программа по элективному курсу по геометрии «Решение планиметрических задач на вписанные и описанные окружности» 9 класс
Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ говорят о том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи. Задачи по планиметрии, включаемые в...
урок по теме "Решение планиметрических задач на стереометрических чертежах"
урок обобщения и систематизации знаний...
"Решение планиметрических задач"
Элективный курс «Решение планиметрических задач» дляучащихся 9-х классовС 2004 года в Российской Федерации проводится апробация государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников девятых классов ...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «РЕШЕНИЕ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ОКРУЖНОСТИ» по геометрии для учащихся 9 классов
Древние греки считали окружность совершеннейшейи «самой круглой» фигурой, И в наше время в некоторыхситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «кругл...