Конспект урока (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8 класс)
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему
Конспект урока (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zolotoe_sechenie_i_garmoniya_form_prirody_i_iskusstva_8_klass.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 8 классе на тему
«Золотое сечение и гармония форм природы и искусства».
Тип урока: Метапредметный.
Цели урока:
Образовательные:
Показать связь математики с окружающим миром посредством самоанализа результатов практической работы.
Дополнить систему знаний представлениями о «золотом сечении» как гармонии окружающего мира.
Способствовать познанию математических закономерностей в мире , а также законов красоты и гармонии окружающего мира.
Развивающие:
Развитие математической речи. Развитие умений сравнивать, анализировать, строить аналогии, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные:
Развитие познавательного интереса. Формирование нравственных качеств: умение чувствовать красоту и гармонию окружающего нас мира, умение слушать друг друга.
Оборудование:
Чертёжные инструменты, компьютер , мультимедиапроектор.
Эпиграф: «Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определённой степени даже его целью, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте а учёный- красоту в истине.» Стахов А. П.
Ход урока:
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя:
Как вы думаете, какое слово наиболее подходит к представленным изображениям?(красота, искусство, гармония, картина).Слово «гармония»(греч.):означает порядок, лад, соразмерность частей и целого ,согласованность в сочетании чего-либо.
Людей с давних времён волновал вопрос: подчиняются ли такие неуловимые вещи, как красота и гармония каким –либо математическим расчётам. И как сказал А. С. Пушкин «можно ли алгеброй гармонию проверить».[1]Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул. Но мы можем открыть некоторые слагаемые прекрасного. Сегодня мы познакомимся с одним из таких соотношений. Там, где оно присутствует, ощущается красота и гармония. Число это известно на протяжении многих веков. Оно так очаровало многие блестящие умы ,что ему были даны такие имена как «золотое» ,«Божественное» сечение.
Тема нашей конференции: «Золотое сечение и гармония форм природы и искусства».
Какие ассоциации у вас возникли в связи с темой урока? Какие цели вы можете поставить перед собой на уроке?(узнать что такое «золотое сечение» и где встречается.) План нашей конференции:
- Золотое сечение в математике. Аналитическое и геометрическое решение пропорции.
- Золотое сечение в живописи.
- золотое сечение в природе..
- Практическая работа.
- Золотое сечение в архитектуре..
- Подведение итогов.
У вас на столе есть листок , в котором дано определение золотой пропорции. Выполняем задание1и2
Что такое золотое сечение?
Рассмотрим отрезок АВ. Говорят, что точка С производит золотое сечение отрезка АВ, если выполняется пропорция: длина меньшего отрезка относится к длине большего, как больший отрезок относится к длине всего отрезка, то есть СВ:АС= АС:АВ.
А в
Задание 1.
На каком рисунке точка С делит отрезок АВ в золотом отношении?
1)
2)
3)
Задание 2.
Найдите значение х , если точка С делит отрезок АВ в золотой пропорции. Рациональным или иррациональным является это число? Что оно показывает? Найдите приближённое значение этого числа.
.
Существуют также «золотые» прямоугольники .Как вы думаете ,они выглядят? Попробуйте дать определение Определение : прямоугольник ,стороны которого относятся в золотом отношении называется «золотым» примеры: банковские карты визитки ,учебники ,и т.п.Среди предложенных прямоугольников найдите «золотой». Золотые прямоугольники часто встречаются в картинах художников. Термин «золотое сечение» встречается в 12 книге Евклида. Закрепился и стал популярным благодаря Леонардо Да Винчи. Об этом подробнее узнаем из работы Ани.
2Презентация. «золотое сечение в живописи.»
Интерес человека к природе привёл к открытию её физических и математических закономерностей. Некоторые из них узнаем из доклада Светы.
3.Золотое сечение в природе.
Считается, что гениальный астроном Иоганн Кеплер обратил внимание на связь между числами Фибоначчи и золотой пропорцией.
.Итак, золотое сечение лежит в основе живой природы.
4 Практическая работа. (по секциям)Каждая группа получает задание.
Математики решают задачу. Разделить отрезок в пропорции золотого сечения с помощью циркуля и линейки. Доказывают.
Биологи ищут золотую пропорцию на ветке живого цветка. С помощью «золотого» циркуля. Объясняют принцип работы «золотого» циркуля .
Искусствоведы решают задачу. Архитектор задумал строить здание высотой 4 м..Какова должна быть ширина этого здания, чтобы отношение высоты к ширине составило золотую пропорцию?
Отчёт групп.
Человек – венец творения природы. Установлено, что золотые отношения можно найти в пропорциях человеческого тела. Кроме того ,человек сам является творцом. Создаёт замечательные произведения искусства, в которых отражается гармония природы. Доклад и презентация С. Рязановой « Золотое сечение в архитектуре»
.
.
.
6.Подведение итогов.
Учитель:
Что нового вы узнали на уроке? Какой вывод вы можете сделать?
. Что связывает такие разные предметы как картины Леонардо да Винчи, расположения семян подсолнечника и форму млечного пути?
Развитие многих живых существ следует законам , установленным этим числом.
Гармония в искусстве является отражением гармонии в природе.
Учитель: Я думаю, что вы теперь сможете увидеть золотую пропорцию в окружающих нас предметах.
Домашнее задание:
Произвольный отрезок разделить в золотом отношении. Используя полученные отрезки, постройте золотой треугольник .Художники попытаются нарисовать рисунок. Проверить свои учебники на золотую пропорцию.
Спасибо всем участникам конференции.
[1]а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Золотое сечение в работе сердца"
Урок интегрированныйпо биологии и математики Золотое сечение в работе сердца....
"Золотое сечение - соотношение гармонии и красоты"
Исследовательская работа...
План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».
Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....
Презентация к уроку (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8класс)
Презентация к уроку (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8класс)...
Интегрированный урок "Золотое сечение в природе и искусстве"
Интегрировааный урок "Золотое сечение в природе и искусстве" можно провести в рамках декады предметов естественно-математического цикла. Урок с использованием игровых методик, выполнением пр...
интегрированный урок биологии и математики "В поисках золотого сечения - путь гармонии и красоты"
Уже в древнем мире существовали правила, или законы, изображения фигуры человека, его лица, движений – учение о пропорциях тела. Возникновение учения о пропорциях тела относится к периоду расцве...
Конспект урока по предмету "География" по теме "Природа тропического пояса", 6 класс.
Познакомить учащихся 6 класса, коррекционной школы 8 вида с природой тропического пояса. Закрепить пояса освещенности....