интегрированный урок биологии и математики "В поисках золотого сечения - путь гармонии и красоты"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Егорова Майя Июльевна

Уже в древнем мире существовали правила, или законы, изображения фигуры человека, его лица, движений – учение о пропорциях тела. Возникновение учения о пропорциях тела относится к периоду расцвета Египетского государства. Египтяне установили, что длина всего тела в 19 раз больше среднего пальца. Это правило они соблюдали при создании статуй. Древнегреческие скульпторы предложили пользоваться шириной ладони как единицей измерения, и поэтому пропорции тела они выражали так: 2 ладони – высота лица, 3 ладони – длина ступни, 4 ладони – расстояние от плеча до локтя и т.д. В эпоху Возрождения, во времена Боттичелли и Леонардо да Винчи, такие законы называли каноном. В каноне давали рекомендации, как правильно изобразить фигуру человека. Отклонения от канона считались недопустимыми. Единицей измерения служила высота головы человека. Был установлен целый ряд соотношений, например: 3 длины головы – длина двигательных нервов.туловища, 3 длины кисти – длина руки, 3 длины стопы – длина ноги, размах рук равен длине туловища. От величины отделов скелета или основных костей зависят пропорции тела человека, нормы соотношения размеров служат мерой красоты телосложения.

Учащиеся должны понять роль опорно-двигательной системы в формировании внешнего облика человека на примере героев эпоса Олонхо; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poiskah_zolotogo_secheniya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В поисках золотого сечения – путь гармонии, красоты»

Интегрированный урок

(биология, математика)

Цели (биология):

  1. понять роль опорно-двигательной системы в формировании внешнего облика человека на примере героев эпоса Олонхо;
  2. убедиться в необходимости физических упражнений и физического труда;
  3. почувствовать единство души и тела;

Цели  (математики):

  1. Обучающая: Создать условия для формирования первичного представления о «золотом сечении» и его значении в природе, обществе и якутском эпосе олонхо.
  2. Развивающая: Развить сообразительность, пространственного мышления и эстетического вкуса.
  3. Воспитательная:  Дать представление о гармонически развитом человеке. Привить любовь к своему народу, восхищаться якутской народной мудростью.

Оборудование:

  1. Таблицы «Скелет человека», «Типы соединения костей», «Скелетные мышцы», «Строение кости», а также таблицы по профилактике искривления позвоночника и плоскостопия, компьютер, экран.
  2. Презентация. Интерактивная доска.

Оформление доски: (на доске написано)

Главные слова:

  • Отношение 2:5; 2 5; 2 3;
  • Пропорция
  • Золотое отношение
  • Золотая пропорция
  • Гармония
  • Мир
  • Я

Ход урока:

Вступление (учитель биологии)

        Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок: его будут вести два преподавателя – учитель биологии и учитель математики.

     С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. И.М.Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».  Как многообразны и сложны наши движения! Все наши каждодневные обычные движения не так уж просты. Например, ходьба: мы делаем всего один шаг, а в нем принимают участие десятки мышц – сгибателей и разгибателей.

         Работа мышц невозможна без опоры на кости, вместе они обуславливают характер движений, поз.

            Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию (рисунок позвоночника, давайте вспомним). Если бы он представлял собой сплошной костный стержень (как этот карандаш), то  наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы нам неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой.

          Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу – он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствует нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя – помогает сохранять равновесие.

 Рассмотрим скелет человека, по рисунку пишем в тетради нумерованные  кости человека, если вы знаете якутские названия костей можно написать и по-якутски (проверяем правильные ответы).

 Послушаем и посмотрим, как описаны богатыри эпоса Олонхо (находим известные нам названия частей человека).

Кини диэтэх киЬи

Урун ньуура,

Утуо сэбэрэтэ

Хайдах эбит диэтэххэ:

Тойон тиит курдук

Туруору унуохтаах,

Баара5ай тиит курдук

Байах коруннээх,

Урут куустээхтини

Бултугур сарыннаах,

Алын куустээхтини

Айгыгыр быЬыылаах,

Бысталаабыт тиит курдук быччыннаах,

Хастаабыт тиит курдук харылаах,

Суллаабыт тиит курдук сотолоох,

ЭрэдэЬиннээх уун тиэрбэЬин курдук

Эрилкэй харахтаах,

Улуу тайах

Уллугун унуо5ун

Умса туппут курдук

УЬун сыыйылла5ас муруннаах,

Киирэн эрэр кун

Килбиэнин курдук иэдэстээх,

Тахсан эрэр кун

Сарданатын курдук чабыр5айдаах,

Алтан ууЬа

Аалбытын курдук

Нарын уостаах,

Комус ууЬа

Корбутун курдук

Конно тиистээх,

Куртуйах улар

Кутуругун нуо5айын курдук

Куударалаах баттахтаах,

Модьу моЬуоннаах,

БыЬый быЬыылаах,

Куустээх коруннээх,

Конно унуохтаах, -

КиЬи эбит.

        

   

Вступление учителя математики: позади тема «Пропорция». Впереди жизнь. Я покажу вам к пониманию мира через пропорцию. А ваша задача пойти этим путем и увидеть как может быть прекрасен этот мир.

Главные слова этого урока написаны на доске. Двум первым вы можете дать определение.

Вопросы:

  1. Что такое отношение?
  2. Что такое пропорция?
  3. Выпишите из выражений записанных на доске отношения.
  4. Составьте из них пропорцию?
  5. Как доказать что это пропорция?
  6. Чему равно произведение средних и крайних членов этой пропорции?

Новый материал.

        Ну, а сейчас мы отправимся на поиски золота!

        Начертите отрезок с, длиной 5 см и разделите на части а = 2см и в = 3см. Найдите отношение а:в и в:с.

Что получилось? Мы получили, что отношение меньшей части к большей части, равно отношению большей части ко всему отрезку. Это то золотое которое мы искали.

        Золотое же сечение состоит в разделении целой линии на два таких составляющих, из которых меньший так относится к большему, как больший к целому.

        Это отношение называется «Золотой» пропорцией, а точка С – золотым сечением. Такое название этой пропорции дал древнегреческий ученый живший в IV веке до нашей эры Пифагор. Его портрет перед вами. Еще ни один раз вы услышите на уроках математики это имя. Кто же он такой? (говорят дети) мыслитель, философ. Почти всю жизнь он провел в путешествии, много лет жил в Египте, где и узнал об этой пропорции. Египетские пирамиды строились с расчетом на золотое сечение. Затем он жил в Вавилоне, потом в Италии открыл свою школу. Выраженная целыми числами, пропорция расстояний точки золотого сечения от концов отрезка выражается в последовательных приближениях таких рядом: 2/3, 3/5, 5/8, 8/13, 13/21 и т.д. или бесконечной дробью 0,618… для большего отрезка, считая целое за единицу.

        Возьмите карандаши и проведите остальные диагонали пятиугольника. Что у вас получилось? (звезда). Всмотритесь повнимательней и вы увидите еще одну звезду. Потом третью и это можно продолжать до бесконечности. У вас получился символ пифагорейской школы (талисман). Правда в нем есть что-то манящее? Его считают символом здоровья. Но не такого как мы понимаем, не только тела но и души. Посмотрите, как одна звезда переходит в другую, и все они объединяются в единое целое. А это и есть гармония. Слияние частей в единое органическое целое.

Учитель биологии. Пропорции тела: 

От величины отделов скелета или основных костей зависят пропорции тела человека, нормы соотношения размеров служат мерой красоты телосложения.

Уже в древнем мире существовали правила, или законы, изображения фигуры человека, его лица, движений – учение о пропорциях тела.

Возникновение учения о пропорциях тела относится к периоду расцвета Египетского государства. Египтяне установили, что длина всего тела в 19 раз больше среднего пальца. Это правило они соблюдали при создании статуй. Древнегреческие скульпторы предложили пользоваться шириной ладони как единицей измерения, и поэтому пропорции тела они выражали так: 2 ладони – высота лица, 3 ладони – длина ступни, 4 ладони – расстояние от плеча до локтя и т.д.

В эпоху Возрождения, во времена Боттичелли и Леонардо да Винчи, такие законы называли каноном. В каноне давали рекомендации, как правильно изобразить фигуру человека. Отклонения от канона считались недопустимыми. Единицей измерения служила высота головы человека. Был установлен целый ряд соотношений, например: 3 длины головы – длина двигательных нервов.туловища, 3 длины кисти – длина руки, 3 длины стопы – длина ноги, размах рук равен длине туловища.

Учитель математики:    В чем красота мужчины

Антропометрические показатели идеально сложенных культуристов следующие: при росте, нпример, в 182 см, вес – 90,5 кг, грудная клетка – 122 см, талия – 92 см, бедро -63,5 см, плечо – 43,5 см.

Найдите отношение бедра к талии (63,5:92 = 0,6902), талии к грудной клетке (92:122 = 0,7504), плеча к бедру (43,5:63,5 = 0,6805). Сейчас сравним с героев олонхо Ньургун Боотуром:

Ус былас холобурдаах

Уокэл-биэкэл орбогор оттуктээх,

Биэс былас холобурдаах

Биэкэйэр бииллээх,

Алта былас холобурдаах

Аманат дара5ар сарыннаах,

Баай тиитим бастын дулунун

Балтаччы уран барыллаабыт курдук

Барылы ньыгыл быччыннаах эбит…

        Найдите отношения: ооттугун уонна биилин сыьыана: 1 былас = 1,6 м. (3:5 – золотое сечение, биилин уонна сарынын сыьыана: (5:6 = 0,833).

        Знаете, что отношение длины плеча к длине роста соответствует золотому сечению, т.е. 0,618. Сейчас вычислим рост Ньургуна Боотура: 6:0,618 = 9 (былас). Значит в метрах 9*1,6м = 14,4 м.

        Вы убедились в мудрости народа Саха и как они знали о золотом сечении.

Учитель биологии. Гармоничному развитию человеческого тела способствуют занятия спортом.

Давайте вспомним, скелетные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани. Они участвуют в выполнении произвольных движений. Управление работой скелетных мышц осуществляется нервной системой. Приходящие по нерву нервные импульсы вызывают в мышцах возбуждение, и мышца сокращается.                                                                                              

Физическая активность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека.

  • Что происходит с мышцами при тренировке?

     В результате постоянных упражнений мышцы удлиняются, становятся более растяжимыми, масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большей силы.  

  • А взаимосвязаны ли, сила мышц и прочность кости?

 При занятиях спортом кости становятся толще, и развитые мышцы имеют достаточную опору. Весь скелет становится более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам.  

     Двигательная нагрузка – необходимое условие нормального роста и развития организма. Малоподвижный  образ жизни вредит здоровью. Физические упражнения, труд, игра, развивают работоспособность, выносливость, силу, ловкость.

  • В чем  вы убедились, выслушав описания богатырей Олонхо?

(модьу моЬуоннаах – мускулистые,  быЬый быЬыылаах - ловкие, выносливые, куустээх коруннээх - сильные, конно унуохтаах – т.е. осанка правильная, хорошо развиты бицепсы плеча сгибают руку в локтевом суставе и поднимает в плечевом; бицепсы бедра сгибает голень в коленном сутаве, а также трицепсы – разгибающие мышцы и мышцы живота – определяем по кубикам). Из этого видно, что богатыри гармонично развитые люди, т.е. физический потенциал у них высокий.

Осанка и здоровье человека. Правильная осанка. Неправильная осанка и ее причины. Предупреждение искривлений позвоночника. Плоскостопие, его причины; предупреждение и исправление. (Рассказ учителя, показ упражнений, способствующих исправлению осанки).

Правильная осанка не возникает сама по себе, ее необходимо формировать с раннего детства.

  1. Неправильная осанка и ее причины (давайте посмотрим, как мы сидим за партой)

     Если ребенок сутулится или горбится, принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого, постоянно носит в одной руке тяжести (портфель) у него неизбежно возникает искривление позвоночника, а также  вызывает расстройства в работе внутренних органов (сердца, легких).

   Предупреждение искривлений позвоночника. Чтобы не возникла опасность искривления позвоночника, школьнику, сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см, предплечья должны свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны опираться на пол.  

    Для улучшения состояния осанки,   выполняем упражнение с предметом.

1 - возьмите ручку и поднимите правую руку вверх и согните ее за головой, левую опустите вниз и согните за спиной.

2-3 -  передайте предмет из правой руки в левую.

4 – вернитесь в исходное положение.

5-8 – то же, но теперь левая рука вверх, правая вниз.

  1. Плоскостопие, его причины.

    Другим дефектом развития опорно-двигательной системы, часто проявляющимся в детском возрасте, является плоскостопие. Оно заключается в понижении свода стопы, что приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях, и в изменении походки. Плоскостопие усиливается у детей при ношении тесной, неудобной обуви, туфель на высоких каблуках, и при перегрузках стопы, вызванных длительным стоянием на ногах

     Предупреждение и исправление. Чтобы предотвратить развитие плоскостопия, следует носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке (стоя на двух ногах, поднимайтесь на носки и опускайтесь на всю стопу в течение 3 мин. Темп быстрый. Повторяйте это упражнение 4-5 раз в течение дня)

Учитель математики:    В чем красота женщины (беседа по слайдам)

Учитель биологии. А сейчас посмотрим – какие были красавицы Олонхо?

АйталыынКуо

А5ыс былас суьуохтаах

Айталыын Куо барахсаны

Танара табатын курдук

Таныннаран нанналытта,

Сир симэ5ин курдук

Симэтэн сэнньэлиттэ,

Кылдьыылаах симэ5э

Кыыгыныы тустэ,

Ирбэнньиктээх симэ5э

Илибирии умайда,

Туьахтата туналыйда,

Чопчуура сандаарыйда…

Симэх – волосы. Красота Айталыны Куо заключается в длине, блеску волос. Она брюнетка -  тайна глубокой ночи, цвет волос – это цвет неба без луны и звезд, и под этой темной волной глаза кажутся увеличенными, величественными как вечность, кожа, как янтарь, а тело – лунные лучи и белизна камелий, крепкое и гладкое как мрамор, позлащенный солнцем востока.

А сейчас послушаем,  как описывают красоту  глаз, кожи героини Олонхо.

 

Кыыс о5о барахсан

Кырынаас курдук дьэрэлийдэ,

Уоттаах саьыл курдук

Уостаах-тииьэ

Умайан обуйуктанна,

Хамчаакы буобуратын курдук

Хара5а-хааьа ча5ылыйда,

Чараас-чараастык,

Чапчылыйан кэбистэ,

Минньигэс-минньигэстик

Мичилийэн кэбистэ,

Илбиэнэ комус

Иэдэьин о5отугар

Имин хана

Дьэдьэн курдук

Тэтэрэ умайда,

То5ус оргостоох

Толомон ма5ан кунум

Толонун курдук

Толмонноох ньуура

Туналыйан коьуннэ…

Маннык бэйэлээ5э,

Мааны дьуьуннээ5э

Аарыма кырдьа5астарым,

Аатырбыт олонхоьуттарым:

Талба-нарын

Танас бутэй

Тамана костор,

   Женщины гордятся своими волосами и, конечно, сильно беспокоятся, когда волосы у них начинают падать.   Главная причина потери волос – ухудшение кровотока в коже головы, что в свою очередь приводит к нарушению кровоснабжения и питания сосочков, их истощению и неспособности производить новые клетки.

  • А какие факторы способствуют выпадению волос?

                 Это  нервное напряжение (стресс), курение, некоторые болезни и лекарства, а      также переохлаждение головы и ношение тесных головных уборов.

  • Что надо делать, чтобы иметь хорошие волосы?

 Надо заботиться о своих волосах,  постоянно ухаживать, поддерживать хороший кровоток в коже головы. А сейчас послушаем традиционные методы ухода за волосами, как наши предки ухаживали за волосами – суорат уутунан суунуу, мас кулун хороонньугун оргутан суунуу.

Заключение

Этот урок мы проводим не случайно.  Хочется видеть вокруг себя не только людей – манекенов, а настоящих людей с живым огоньком в глазах, с красивой грациозной походкой, изящной фигурой, доброй сияющей улыбкой на лице и жизнерадостной, открытой душой. Встаньте перед зеркалом, придя домой, и еще раз посмотрите на себя глазами творца. Попробуйте изменить свою внешность и обогатить свою душу.    

Мир – это гармония. Вся архитектура Древней Греции отличается продуманностью пропорций. В природе тоже все подчиняется золотому сечению. Весной, когда все оживает, мы отправимся на поиски. Мы найдем ее везде, в музыке, поэзии, олонхо. Было бы желание искать. Леонардо да Винчи назвал эту пропорцию божественной. Он руководствовался в живописи «золотым» сечением. Красота, доброта – гармонично соединены между собой.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биология и математика "Лес - наше богатство"

Интегрированный урок биология и математика "Лес - наше богатство" может быть проведён в 6 классе после изучения темы "Отделы растений" или при изучении темы "Многообразие голосеменных растений". Урок ...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Цель урока обобщить,  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследс...

Презентация к уроку (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8класс)

Презентация к уроку (Золотое сечение и гармония форм природы и искусства) (8класс)...

Интегрированный урок биологии и математики "Минеральное питание растений и значение воды" учителей Чердаковой А.В. и Шиховой С.А.

Учебное занятие проводится в рамках урока биологии или математики при изучении темы "Минеральное питание растений и значение воды" по биологии в 6 классе. Используются груповая, индивидуальная и колле...