программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Программа по геометрии 7 класс Л. С. Атанасян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geometriya_7_klass.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»,
г. Юхнов Юхновского района Калужской области
Рассмотрено на ШМО учителей естественно-математического цикла Протокол №____ от «___» _________ 201__г. Руководитель МО __________/Павлухина В. В./ | Согласовано Зам. директора по УВР МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Юхнов Юхновского района Калужской области ________/ Сидорова О. И./ «___» _________ 201__г. | Утверждено Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»,г.Юхнов Юхновского района Калужской области ____________/ Потапова Е. В./ Приказ № ______ от «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
7 (седьмой)
Срок реализации программы 2014 –2015
Программу составила Криваненкова Лариса Витальевна
учитель математики
I квалификационной категории
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Используется учебник: Геометрия: 7—9 кл. /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2011
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Общая характеристика курса учебного предмета.
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Базисный учебный план на изучение геометрии в 7 классе основной школы отводит 2 часа в неделю в течение года обучения, всего 70 уроков.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Формировать основы гражданской личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
Формирование психологических условий развития общения на основе:
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
признавать право каждого на собственное мнение.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятие и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива;
формирование и развитие этических чувств – стыда, вины, совести.
Развитие умения учиться – как первого шага к самообразованию:
формирование самоуважения ,готовности открыто выражать и отстаивать
свою позицию, адекватно оценивать свои поступки.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (И КТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера
Содержание учебного предмета.
Начальные понятия и теоремы геометрии (12 часов)
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1 — 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Треугольники (20 часов).
Остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность и круг.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Параллельные прямые (14 часов)
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Соотношения между сторонами и углами треугольника(20 часов)
Теорема о сумме углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Прямоугольный треугольник. Элементарные задачи на построение.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Повторение (4 часов)
Планируемые результаты изучения курса учебного предмета.
Наглядная геометрия
Ученик научится распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
Ученик получит возможность углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
Геометрические фигуры
Ученик научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство);
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Ученик получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
1) использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.
Тематическое планирование
Номер параграфа | Содержание материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) |
Глава 1. Начальные геометрические сведения | 12 | Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами | |
1, 2 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | 2 | |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | |
4, 5,6 | Измерение отрезков. Измерение углов. | 3 | |
7 | Смежные и вертикальные углы. | 1 | |
8-10 | Перпендикулярные прямые Решение задач | 3 | |
11 | Контрольная работа №1 | 1 | |
Глава 2. Треугольники. | 20 | Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи | |
1-3 | Первый признак равенства треугольников | 3 | |
4-6 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 3 | |
7-10 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 4 | |
11-13 | Задачи на построение | 3 | |
14-18 | Решение задач | 5 | |
19 | Контрольная работа №2 | 1 | |
20 | Повторение темы «Начальные геометрические понятия » | 1 | |
21 | Повторение темы « Треугольники» | 1 | |
Глава 3. Параллельные прямые | 14 | Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми | |
1-3 | Признаки параллельности двух прямых | 3 | |
4-7 | Аксиома параллельных прямых | 4 | |
8-13 | Решение задач | 6 | |
14 | Контрольная работа №3 | 1 | |
Глава 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника | 20 | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи | |
1,2 | Сумма углов треугольника | 2 | |
2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 | |
3 | Контрольная работа №4 | 1 | |
4 | Прямоугольные треугольники | 6 | |
5 | Построение треугольника по трем элементам | 2 | |
6-9 | Решение задач | 4 | |
10 | Контрольная работа №5 | 1 | |
Повторение. Решение задач | 4 |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета.
Организация учебного процесса предполагает наличие минимального набора учебного оборудования, как для демонстрационных целей в классе, так и для индивидуального использования.
Минимальный набор демонстрационного учебного оборудования включает:
демонстрационные плакаты, содержащие основные математические формулы, соотношения, законы, таблицы метрических мер
Литература для учителя
Геометрия: 7—9 кл. /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2011.
Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы: 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2011.
Мищенко Т. М. Геометрия: тематические тесты: 7 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. — М.: Просвещение, 2011.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. — М.: Просвещение, 2011.
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Нормативные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерные программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2010.
Календарно-тематическое планирование учебного материала (Геометрия 7 класс)
(2 часов в неделю, всего 70 часов)
Номер урока | Содержание материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности | Дата проведения |
Начальные геометрические сведения | 12 | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; метапредметные: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; предметные: овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; умение измерять длины отрезков, величины углов; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера умение измерять длины отрезков, величины углов; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; | ||
1 | Прямая и отрезок | 1 |
| |
2 | Луч и угол | 1 |
| |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 |
| |
4 | Измерение отрезков | 1 |
| |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 1 |
| |
6 | Измерение углов | 1 |
| |
7 | Смежные и вертикальные углы. | 1 |
| |
8 | Перпендикулярные прямые. Решение задач. | 1 |
| |
9 | Решение задач. | 1 |
| |
10 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 |
| |
11 | Контрольная работа №1 «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы» | 1 |
| |
12 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| |
Треугольники | 20 | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, понимать смысл поставленной задачи, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; метапредметные умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; предметные: овладение базовым понятийным аппаратом , позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явл умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; | ||
13 | Треугольники | 1 |
| |
14 | Первый признак равенства треугольников | 1 |
| |
15 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 |
| |
16 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 |
| |
17 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 |
| |
18 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 |
| |
19 | Второй признак равенства треугольников | 1 |
| |
20 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 1 |
| |
21 | Третий признак равенства треугольников | 1 |
| |
22 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 |
| |
23 | Окружность | 1 |
| |
24 | Примеры задач на построение | 1 |
| |
25 | Решение задач на построение | 1 |
| |
26 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 |
| |
27 | Решение задач | 1 |
| |
28 | Решение задач.
| 1
|
| |
29 | Решение задач | 1 |
| |
30 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
| |
31 | Контрольная работа №2 « Треугольники » | 1 |
| |
32 | Анализ контрольной работы | 1 |
| |
Параллельные прямые | 14 | личностные: формирование ответственного отношения к учению выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; предметные: умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; |
| |
33 | Признаки параллельности прямых | 1 | ||
34 | Признаки параллельности прямых | 1 | ||
35 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | ||
36 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 | ||
37 | Аксиома параллельных прямых | 1 | ||
38 | Свойства параллельных прямых | 1 | ||
39 | Свойства параллельных прямых | 1 | ||
40 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | ||
41 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | ||
42 | Решение задач | 1 | ||
43 | Решение задач | 1 | ||
44 | Решение задач | 1 | ||
45 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
46 | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 1 | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | личностные: формирование устойчивых познавательных интересов; целостного мировоззрения коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, метапредметные: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом предметные: систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; умение измерять длины отрезков, величины углов; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики | ||
47 | Сумма углов треугольника | 1 | ||
48 | Сумма углов треугольника. Решение задач | 1 | ||
49 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | ||
50 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | ||
51 | Неравенство треугольника | 1 | ||
52 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
53 | Контрольная работа №4 «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | ||
54 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
55 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 | ||
56 | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника | 1 | ||
57 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | ||
58 | Прямоугольный треугольник. Решение задач | 1 | ||
59 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | ||
60 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | ||
61 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | ||
62 | Построение треугольника по трем элементам. Решение задач | 1 | ||
63 | Решение задач на построение | 1 | ||
64 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
65 | Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» | 1 | ||
66 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
Повторение | 4 | |||
67 | Повторение темы «Параллельные прямые» | 1 | ||
68 | Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | ||
69 | Повторение темы «Задачи на построение» | 1 | ||
70 | Итоговый зачёт | 1 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала (Геометрия 7 класс)
(2 часов в неделю, всего 70 часов)
Номер урока | Содержание материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности | Дата проведения |
Начальные геометрические сведения | 12 | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; метапредметные: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; предметные: овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; умение измерять длины отрезков, величины углов; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера умение измерять длины отрезков, величины углов; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; | ||
1 | Прямая и отрезок | 1 | 2.09 | |
2 | Луч и угол | 1 | 5.09 | |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | 9.09 | |
4 | Измерение отрезков | 1 | 12.09 | |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 1 | 16.09 | |
6 | Измерение углов | 1 | 19.09 | |
7 | Смежные и вертикальные углы. | 1 | 23.09 | |
8 | Перпендикулярные прямые. Решение задач. | 1 | 26.09 | |
9 | Решение задач. | 1 | 30.09 | |
10 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | 3.10 | |
11 | Контрольная работа №1 «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы» | 1 | 7.10 | |
12 | Анализ контрольной работы. | 1 | 10.10 | |
Треугольники | 20 | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, понимать смысл поставленной задачи, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; метапредметные умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; предметные: овладение базовым понятийным аппаратом , позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явл умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; | ||
13 | Треугольники | 1 | 14.10 | |
14 | Первый признак равенства треугольников | 1 | 17.10 | |
*15 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 | 21.10 | |
16 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | 24.10 | |
17 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | 28.10 | |
18 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 | 31.10 | |
19 | Второй признак равенства треугольников | 1 | 11.11 | |
20 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 1 | 14.11 | |
21 | Третий признак равенства треугольников | 1 | 18.11 | |
22 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | 21.11 | |
23 | Окружность | 1 | 25.11 | |
24 | Примеры задач на построение | 1 | 28.11 | |
25 | Решение задач на построение | 1 | 2.12 | |
26 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | 5.12 | |
27 | Решение задач | 1 | 9.12 | |
28 | Решение задач.
| 1
| 12.12 | |
29 | Решение задач | 1 | 16.12 | |
30 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 19.12 | |
31 | Контрольная работа №2 « Треугольники » | 1 | 23.12 | |
32 | Анализ контрольной работы | 1 | 26.12 | |
Параллельные прямые | 14 | личностные: формирование ответственного отношения к учению выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; предметные: умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; |
| |
33 | Признаки параллельности прямых | 1 | 13.01 | |
34 | Признаки параллельности прямых | 1 | 16.01 | |
35 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | 20.01 | |
36 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 | 23.01 | |
37 | Аксиома параллельных прямых | 1 | 27.01 | |
38 | Свойства параллельных прямых | 1 | 30.01 | |
39 | Свойства параллельных прямых | 1 | 3.02 | |
40 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | 6.02 | |
41 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | 10.02 | |
42 | Решение задач | 1 | 13.02 | |
43 | Решение задач | 1 | 17.02 | |
44 | Решение задач | 1 | 20.02 | |
45 | Подготовка к контрольной работе | 1 | 24.02 | |
46 | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 1 | 27.02 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | личностные: формирование устойчивых познавательных интересов; целостного мировоззрения коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, метапредметные: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом предметные: систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; умение измерять длины отрезков, величины углов; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики | ||
47 | Сумма углов треугольника | 1 | ||
48 | Сумма углов треугольника. Решение задач | 1 | ||
49 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | ||
50 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | ||
51 | Неравенство треугольника | 1 | ||
52 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
53 | Контрольная работа №4 «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | ||
54 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
55 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 | ||
56 | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника | 1 | ||
57 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | ||
58 | Прямоугольный треугольник. Решение задач | 1 | ||
59 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | ||
60 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | ||
61 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | ||
62 | Построение треугольника по трем элементам. Решение задач | 1 | ||
63 | Решение задач на построение | 1 | ||
64 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
65 | Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» | 1 | ||
66 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
Повторение | 4 | |||
67 | Повторение темы «Параллельные прямые» | 1 | ||
68 | Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | ||
69 | Повторение темы «Задачи на построение» | 1 | ||
70 | Итоговый зачёт | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....