Рабочая программа по геометрии для 8 класса
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Гладышева Надежда Николаевна

Рабочая программа по геометрии для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_8.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана  на  основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом  рекомендаций авторской программы Л.С.Атанасяна.

Данная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

 Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ – 6. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.

 

Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:   

развитие:

  • логического мышления;
  • творческой активности учащихся;
  •  интереса к предмету; логического мышления;
  • активизация поисково-познавательной деятельности;
  • развитие математической культуры;
  • формирование и закрепление понятий доказательства.

 -воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.

-подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.

Задачи курса:

  • систематическое изучение свойств многоугольников;
  • формирование умения применять полученные значения для решения практических задач, проводить доказательства;
  • формирование умения логически обосновывать выводы.
  • формирование и закрепление понятий доказательства;

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки  обучающихся.

Календарно-тематическое планирование по геометрии в 8 классе на 2014-2015 учебный год

№ п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

I модуль          (16 часов)

Повторение        (2 часа)

Основная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по основным темам курса геометрии 7-го класса;

 развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики. Формировать устойчивый познавательный интерес к изучению геометрии.

1

Признаки параллельности прямых

1

Комбинированный

Знать признаки параллельности прямых, уметь применять их при решении задач

Урок-практикум

03.09

2

Треугольники и их свойства

1

Комбинированный

Знать признаки равенства треугольников и применять их при решении задач.

 Развитие логического мышления учащихся. Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению геометрии.

Урок-практикум

Четырехугольники       (14 часов)

Основная цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Уметь применять свойства данных фигур при решении практических задач

3-4

Многоугольник

2

Урок ознакомления с новым материалом

Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, знать, что такое периметр многоугольника, уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника. Уметь находить углы многоугольников, их периметры.

Работа с конспектом, книгой.

10.09

5

Параллелограмм

1

Урок применения знаний и умений

Знать определение параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств, признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции, уметь их доказывать и применять при решении задач. Уметь выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки и свойств параллелограмма и равнобедренной трапеции.

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

17.09

6

Признаки параллелограмма

1

Комбинированный

7

Решение задач «Параллелограмм»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Практикум, индивидуальный опрос,
работа с раздаточным материалом

24.09

8

Трапеция

1

Урок ознакомления с новым материалом

Работа с конспектом, книгой.

9

Теорема Фалеса

1

Частично-поисковый

01.10

10

Задачи на построение

1

Комбинированный

Построение алгоритма действия, решение упражнений. Работа с опорными конспектами, раздаточным материалом

01.10

11

Прямоугольник

1

Комбинированный

Знать определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков.

 Уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач.

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

08.10

12

Ромб и квадрат

1

Комбинированный

Работа с конспектом, книгой.

13

Решение задач по теме Параллелограммы»

1

Урок-практикум

Практикум, индивидуальный опрос,
работа с раздаточным материалом

15.10

14

Осевая и центральная симметрии

1

Комбинированный

Знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки. Уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией.

Построение алгоритма действия, решение упражнений. Работа с опорными конспектами

15

Тест «Четырехугольники»

1

Контроль, оценка
и коррекция знаний

Уметь применять все изученные формулы, теоремы при решении задач.

Индивидуальное решение контрольных заданий

22.10

16

Контрольная работа № 1 «Четырёхугольники»

1

Контрольных работ  -  1

II модуль          (16 часов)

Площадь     (14 часов)

Основная цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

17-18

Площадь  многоугольника, площадь прямоугольника

2

Частично-поисковый

Знать основные свойства площадей, формулу для вычисления площади прямоугольника. Уметь вывести формулу для вычисления  площади прямоугольника и использовать ее при решении задач.

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

05.11

19

Площадь параллелограмма

1

Комбинированный

Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, уметь применять все изученные формулы при решении задач. Уметь в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал.

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

12.11

20-21

Площадь треугольника

2

Урок ознакомления с новым материалом

12.11

19.11

22

Площадь трапеции

1

Урок применения знаний и умений

19.11

23

Решение задач «Площади фигур»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Практикум, индивидуальный опрос

26.11

24

Зачет№1.«Площади фигур»

1

Контроль, оценка
и коррекция знаний

Индивидуальное решение контрольных заданий

25

Теорема Пифагора

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки. Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике).

Работа с конспектом, книгой.

03.12

26

Теорема, обратная теореме Пифагора

1

Комбинированный

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

27-29

Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы

3

Урок-практикум

Практикум, индивидуальный опрос

10.12

17.12

30

Контрольная работа № 2 «Площадь»

1

Контроль, оценка
и коррекция знаний

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач

Индивидуальное решение контрольных заданий

17.12

Признаки подобия треугольников       (8 часов)

Основная цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

31

Определение подобных треугольников

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников

и свойство биссектрисы треугольника. Уметь определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач.

Работа с конспектом, книгой.

24.12

32

Отношение площадей подобных треугольников

1

Частично-поисковый

Построение алгоритма действия, решение упражнений. Работа с опорными конспектами

Зачет  -  1

Контрольная работа  -  1

III модуль          (12 часов)

33

Первый признак подобия треугольников

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков.

Уметь доказывать признаки подобия и применять их при решении задач

Работа с конспектом, книгой.

14.01

34

Решение задач на применение первого признака подобия

1

Урок применения знаний и умений

Практикум, индивидуальный опрос,
работа с раздаточным материалом

35

Второй и третий признаки подобия треугольников

1

Комбинированный

Фронтальный опрос, работа в парах

21.01

36-37

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

2

Урок-практикум

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

21.01

28.01

38

Контрольная работа № 3 «Признаки подобия треугольников»

1

Контроль, оценка
и коррекция знаний

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач

Индивидуальное решение контрольных заданий

28.01

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач    (5 часов)

39-40

Средняя линия треугольника и свойство медиан треугольника

2

Комбинированный

Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.

Фронтальный опрос, работа в парах

04.01

41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

Частично-поисковый

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

11.02

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

Комбинированный

Практикум, индивидуальный опрос

43

Задачи на построение методом подобия

1

Урок-практикум

Построение алгоритма действия, решение упражнений. Работа с опорными конспектами, раздаточным материалом

18.02

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника         (6 часов)

44

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45° и 60°. Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество.

Работа с конспектом, книгой.

18.02

Контрольных работ  -  1

IV модуль          (12 часов)

45

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°

1

Урок применения знаний и умений

Знать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения. Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество.

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

04.03

46-47

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

2

Частично-поисковый

Фронтальный опрос, работа в парах

04.03

11.03

48

Зачет № 2 “Подобие треугольников»

1

Контроль, оценка
и коррекция знаний

Уметь применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические отношения при решении задач

Индивидуальное решение контрольных заданий

11.03

49

Контрольная работа № 4 «Подобие треугольников»

1

18.03

Окружность     (13 часов)

Основная цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

50

Взаимное расположение прямой и окружности

1

Комбинированный

Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Уметь их доказывать и применять при решении задач

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

18.03

51-52

Касательная к окружности

2

Урок применения знаний и умений

Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач

Самостоятельная работа в группах

25.03

53-54

Градусная мера дуги окружности Теорема о вписанном угле

2

Комбинированный

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

01.04

55

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

1

Комбинированный

Самостоятельная работа в группах

08.04

56

Решение задач «Центральные и вписанные углы»

1

Урок-практикум

Уметь применять свойства центральных и вписанных углов,  теорему об отрезках пересекающихся хорд к решению задач.

Практикум, индивидуальный опрос,
работа с раздаточным материалом

Зачет  -  1

Контрольная работа  -  1

V модуль         ( 12 часов)

57

Свойства биссектрисы угла

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника. Уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач.

Уметь выполнять построение замечательных точек треугольника.

Работа с конспектом, книгой.

22.04

58

Серединный  перпендикуляр к отрезку

1

Урок применения знаний и умений

Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников. Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач.

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

22.04

59

Вписанная окружность. Свойство описанного четырёхугольника

1

Комбинированный

Построение алгоритма действия, решение упражнений. Работа с опорными конспектами

29.04

60

Описанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника.

1

Комбинированный

Практикум, фронтальный опрос, тренировочные упражнения

61

Решение задач «Окружность». Тестирование по теме «Окружность»

1

Урок-практикум

Практикум, индивидуальный опрос

06.05

62

Контрольная работа №  5 «Окружность»

1

Контроль, оценка
и коррекция знаний

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

Индивидуальное решение контрольных заданий

Повторение     (6 часов)

63-64

Четырехугольники

2

Урок-практикум

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным  темам.

Практикум, индивидуальный опрос,
работа с раздаточным материалом

13.05

65-66

Площадь

2

20.05

67-68

Подобные треугольники

2

27.05

Контрольная работа  -  1

Содержание учебного материала

Четырёхугольники (14 ч)

Многоугольник, выпуклый и невыпуклый многоугольник, формула суммы углов выпуклого многоугольника, периметр многоугольника. Параллелограмм.

Свойства и признаки параллелограмма. Трапеция, виды трапеций, равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса. Задачи на построение. Прямоугольник, свойства и признаки.

Ромб,  квадрат; свойства и признаки. Осевая и центральная симметрии.

                                         

Площадь (14 ч)

Формулы для вычисления площадей многоугольников: прямоугольника, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.

Признаки подобия треугольников ( 8 ч)

Пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники. Три признака подобия треугольников, их применение.

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (5 ч)

Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения подобия треугольников.

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (6 ч)

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°.

Окружность ( 13ч)

Случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Центральный угол, вписанный угол, градусная мера дуги окружности, отрезки пересекающихся хорд.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения  курса геометрии  8 класса  ученик должен   уметь:

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • выполнять чертежи по условиям задач;
  • изображать геометрические фигуры; осуществлять преобразования фигур; 
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычислений площадей фигур при решении практических задач.

Литература

  1. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2008.  
  2. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.  М., "Дрофа", 2001.
  3. Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б., Саакян С.м. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике, 5-11 классы.- М.: Вербум- М, 2002
  4. Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.-  2000. - № 2.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// "Вестник образования" -2002- № 6
  6. Стандарт основного общего образования по математике//"Вестник образования" -2004 - № 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...