Рабочая программа по геометрии (8 класс)
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии, 8 класс, по учебнику Атанасяна Л.С. для 7-9 класса, 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_8_klass.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по геометрии для 8 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»
Суздальского района
«Рассмотрено» Руководитель МО Александрова М.В. Протокол № ___ от «25» сентября 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Боголюбовская СОШ» Парфёнова И.Е. «25» сентября 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Боголюбовская СОШ» Решетов И.А. Приказ № ___ от «25» сентября 2014 г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Геометрия»
8 класс
Базовый уровень
Учителя: Клопцовой Надежды Семеновны
I квалификационная категория
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерных программ основного общего образования по математике (базовый уровень) и авторской программы курса геометрии для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (составитель Т.А. Бурмистрова, 2008 г.).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. На изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год, в том числе на контрольные работы 5 часов.
Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тесты, самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Прсвещение, 2010.
2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2010.
3. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2010.
4. Атанасян Л.С. Геометрия. Рабочая тетрадь. 8 класс / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2010.
5. Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.
Задачи курса:
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
- начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
- ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
- ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
- ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
- ознакомить с понятием касательной к окружности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводиться 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование
по геометрии 8 класс
№ урока | № урока в теме | Содержание материала | № пун кта, параг-рафа | Пример ные сроки | Примечание |
1 | 1 | Вводное повторение изученного материала за курс 7 класса. | Гл.1-4 | 2.09 | |
2 | 2 | Вводное повторение изученного материала за курс 7 класса. | 5.09 | ||
Четырёхугольники 14 ч | |||||
3 | 1 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырёхугольник. | § 1п.39, 40, 41 | 9.09 | |
4 | 2 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырёхугольник. Решение задач. | § 1п.39, 40, 41 | 12.09 | |
5 | 3 | Параллелограмм | § 2,п 42 | 16.09 | |
6 | 4 | Решение задач. | §2 п. 42 | 19.09 | |
7 | 5 | Признаки параллелограмма. | § 2 п.43 | 23.09 | |
8 | 6 | Решение задач. | 26.09 | ||
9 | 7 | Трапеция | § 2 п.44 | 30.09 | |
10 | 8 | Решение задач. | 3.10 | ||
11 | 9 | Прямоугольник | § 3 п. 45 | 6.10 | |
12 | 10 | Решение задач. | 10.10 | ||
13 | 11 | Ромб и квадрат. Решение задач. | § 3 п. 46 | 13.10 | |
14 | 12 | Осевая и центральная симметрии | § 3 п. 47 | 17.10 | |
15 | 13 | Решение задач. Четырехугольники | §1 - § 3 | 20.10 | |
16 | 14 | Контрольная работа №1. Тема: «Четырёхугольники» | 23.10 | ||
Площадь 14 ч | |||||
17 | 1 | Понятие о площади многоугольника. Площадь квадрата. | §1 п.48, 49 | 1.11 | |
18 | 2 | Площадь прямоугольника. Решение задач. | § 1 п.50 | 6.11 | |
19 | 3 | Площадь параллелограмма. | §2 п.51 | 8.11 | |
20 | 4 | Площадь параллелограмма. Решение задач. | §2 п.51 | 18.11 | |
21 | 5 | Площадь треугольника. | §2 п.52 | 15.11 | |
22 | 6 | Площадь треугольника. Решение задач. | §2 п.52 | 20.11 | |
23 | 7 | Площадь трапеции. | §2 п.53 | 22.11 | |
24 | 8 | Площадь трапеции. Решение задач. | §2 п.53 | 27.11 | |
25 | 9 | Теорема Пифагора. | §3 п.54 | 29.11 | |
26 | 10 | Теорема Пифагора. Решение задач. | §3 п.54 | 4.12 | |
27 | 11 | Теорема, обратная теореме Пифагора. Решение задач. | §3 п.55 | 6.12 | |
28 | 12 | Теорема Пифагора. Решение задач. | §3 п.55 | 11.12 | |
29 | 13 | Площадь. Решение задач. |
| 13.12 | |
30 | 14 | Контрольная работа № 2. «Площадь». | 18.12 | ||
Подобные треугольники 20 ч | |||||
31 | 1 | Определение подобных треугольников. | §1 п.56-57 | 20.12 | |
32 | 2 | Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач. | §1 п. 58 | 25.12 | |
33 | 3 | Первый признак подобия треугольников. | §2 п.59 | 27.12 | |
34 | 4 | Второй признак подобия треугольников. | §2 п.60 | 15.01 | |
35 | 5 | Третий признак подобия треугольников. | §2 п.61 | 17.01 | |
36 | 6 | Признаки подобия треугольников. Решение задач. | 22.0 1 | ||
37 | 7 | Признаки подобия треугольников. Решение задач. | 24.01 | ||
38 | 8 | Контрольная работа № 3. Тема: «Признаки подобия треугольников». | 29.01 | ||
39 | 9 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Средняя линия треугольника. | §3 п.62 | 31.01 | |
40 | 11 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | §3 п.63 | 5.02 | |
41 | 12 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Решение задач. | §3 п.62-63 | 7.02 | |
42 | 13 | Практические приложения подобия треугольников. Решение задач. | §3 п. 64 | 12.02 | |
43 | 14 | Практические приложения подобия треугольников. Решение задач. | §3 п.64 | 14.02 | |
44 | 15 | О подобии произвольных фигур. Решение задач. | §3 п.65 | 19.02 | |
45 | 16 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | §3 п.62 – п.65 | 21.02 | |
46 | 17 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | §4 п.66 | 26.02 | |
47 | 18 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°. | §4 п.67 | 28.02 | |
48 | 19 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. | 5.03 | КТ (20 мин) | |
49 | 20 | Контрольная работа № 4. Тема: «Подобные треугольники». | 7.03 | ||
Окружность | |||||
50 | 1 | Касательная к окружности. Взаимное расположение прямой и окружности. | §1 п.68 | 12.03 | |
51 | 2 | Касательная к окружности. | §1 п.69 | 14.03 | |
52 | 3 | Касательная к окружности. Решение задач. | §1 п.69 | 19.03 | |
53 | 4 | Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности. | §2 п.70 | 21.03 | |
54 | 5 | Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности. | §2 п.70 | 2.04 | |
55 | 6 | Теорема о вписанном угле. | §2 п.71 | 4.04 | |
56 | 7 | Теорема о вписанном угле. Решение задач. | §2 п.71 | 9.04 | |
57 | 8 | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к окружности. | §3 п. 72 | 11.04 | |
58 | 9 | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к окружности. | §3 п. 72 | 16.04 | |
59 | 10 | Теорема о пересечении высот треугольника. Решение задач. | §3 п.73 | 18.04 | |
60 | 11 | Решение задач. Четыре замечательные точки треугольника. | §3 п.72 - 73 | 23.04 | |
61 | 12 | Вписанная окружность. | §4 п.74 | 25.04 | |
62 | 13 | Вписанная окружность. Решение задач. | §4 п.74 | 30.04 | |
63 | 14 | Описанная окружность. | §4 п.75 | 2.05 | |
64 | 15 | Описанная окружность. Решение задач. | §4 п.75 | 7.05 | |
65 | 16 | Решение задач Вписанная и описанная окружности. | 14.05 | КТ (20 мин) | |
66 | 17 | Контрольная работа № 5. Тема: «Окружность» | 16.05 | ||
Повторение 2ч | |||||
67 | 1 | Четырёхугольники. Площадь | 21.05 | ||
68 | 2 | Окружность. Подобные треугольники. | 28.05 |
Содержание программы
Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Решение задач
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тесты, самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос.
1. А.П. Ершова, В.В. Голобородько Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. М., ИЛЕКСА, 2010.
2. Тесты. Источник: Тематические тесты по геометрии: 8 кл.: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» / Т.М. Мищенко. – 2-е изд., стереотип. – М.:Издательство «Экзамен», 2007. – 95 с.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература
1. Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
3. Фарков А.В. Тесты по геометрии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2009. – 110 с.
4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2010. – 129 с.
5. Атанасян Л.С. Геометрия. Рабочая тетрадь. 8 класс / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2010. – 65 с.
6. Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.
7. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
8. Тематические тесты по геометрии: 8 кл.: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» / Т.М. Мищенко. – 2-е изд., стереотип. – М.:Издательство «Экзамен», 2007. – 95 с.
Лабораторно-практическое оборудовани
Линейка, транспортир, циркуль, угольники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...