Разработка урока Теорема о трех перпендткулярах".
план-конспект урока (геометрия, 10 класс) на тему
Урок по геометрии в 10 классе "Теорема о трех перпендикулярах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teorema_o_trekh_perpendikulyarakh.docx | 21.58 КБ |
ttt.ppt | 869 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 10 классе.
Учитель Хозяшева Л.И.
Учебник «Геометрия 10-11» Л.С. Атанасян.
Тема: Расстояние от точки до прямой. Теорема о трех перпендикулярах.
Цели:
- Ввести понятие расстояния от точки до плоскости;
- Доказать теорему о трех перпендикулярах. Показать применение этой теоремы при решении задач.
- Развивать навыки исследовательской деятельности (выдвигать гипотезы, анализировать и обобщать полученные результаты).
- Развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать коллективно и индивидуально).
Тип урока: изложение нового материала (с использованием интерактивной доски, проектора).
Методы обучения: иллюстративно-словесный (комментируется ход доказательства теоремы, решаются задачи на применение теоремы).
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
- Организационный момент. (1мин.).
- Актуализация опорных знаний. (7мин).
Учитель | Учащиеся |
Угол между прямыми равен 900. как называются такие прямые? | Прямые называются перпендикулярными. |
Какую прямую мы называем перпендикулярной плоскости?(определение перпендикулярности прямой и плоскости). | Прямая перпендикулярна плоскости, если она перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости. |
Продолжите предложение: «Прямая, перпендикулярна плоскости, если она...» (признак перпендикулярности прямой и плоскости) | ...если она перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в этой плоскости. |
Что можно сказать о двух прямых, перпендикулярных к одной плоскости? | Они параллельны. |
Две прямые, перпендикулярные третьей прямой... | ...параллельны. |
Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости? Слайд 2. | Возможны ответы: как кратчайшее расстояние от точки до прямой, как длина перпендикуляра, проведенного из точки к данной прямой |
Вспомним как называются отрезки AM - ? AH - ? Точка - M? Точка - H? | АМ — наклонная, АН — перпендикуляр, М — основание наклонной, Н — основание перпендикуляра. |
А как же определять расстояние от точки до плоскости? | Возможны варианты: по прямой, проведенной через эту точку; по отрезку, опущенному из этой точки к плоскости; по перпендикуляру. |
- Изучение нового материала. (15мин.)
Вводится понятие перпендикуляра к плоскости, наклонной, проекции наклонной на плоскость. Слайд 2.
Учитель | Учащиеся |
Даны точка А, плоскость α. Проводим прямую а ┴ α, а ∩ α =Н.АН— перпендикуляр, Н— основание перпендикуляра. Отметим в плоскости α произвольную точку М ,отличную от Н. АМ— наклонная, НМ— проекция наклонной на плоскость α. | Выполняют чертежи и краткие записи в тетрадях. |
Докажите, что АН<АМ. | ∟МНА= 900, ∆ АНМ— прямоугольный, АН— катет, АМ — гипотенуза, поэтому АН<АМ. |
Вывод: Перпендикуляр, проведенный из данной точки к плоскости, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой плоскости. Слайд 3.
Вводится понятие расстояния от точки А до плоскости.
Когда мы говорим, что некоторый предмет, например лампочка уличного фонаря, находится на высоте 6м, то имеем в виду, что расстояние от лампочки до поверхности земли измеряется по перпендикуляру, проведенному от лампочки к плоскости земли. Слайд 4.
Далее рассматриваются понятия: расстояние между параллельными плоскостями, расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми. Слайды 5-7. Учитель рассказывает по слайдам.
Учитель | Учащиеся |
1. Если α ||β, то все точки плоскости α равноудалены от другой плоскости. Пусть А ϵ α, М ϵ α, проведем АА0┴ β, ММ0┴ β, тогда АА0 || ММ0, а значит АА0 =ММ0. Слайд 5. | Проводят рассуждения вместе с учителем. Вывод: Расстоянием между параллельными плоскостями называется расстояние от произвольной точки одной из параллельных плоскостей до другой плоскости. |
2. Если а||α, то все точки прямой равноудалены от этой плоскости. Слайд 6. | Вывод: Расстоянием от прямой до плоскости называется расстояние от произвольной точки прямой до плоскости. |
3. Даны скрещивающиеся прямые аи в, пусть М ϵ в. Проведем через М прямую а0|| а. Через пересекающиеся прямые а и в проходит плоскость β, β || а. Из произвольной точки А прямой а проводим АА1 ┴ β. | Вывод: Расстояние между одной из скрещивающихся прямых и плоскостью, проходящей через другую прямую параллельно первой, называется расстоянием между скрещивающимися прямыми. |
Докажем теорему о трех перпендикулярах. Слайд 8.
Учитель | учащиеся |
Объясняет по слайду теорему о трех перпендикулярах. | Выполняют чертежи и записи в тетрадях, участвуют в обсуждении доказательства теоремы. |
О каких же трех перпендикулярах идет речь в теореме? | Три перпендикуляра: а, НМ, АМ. |
А если прямая а перпендикулярна наклонной, будет ли она перпендикулярна её проекции? | Доказывают теорему, обратную теореме о трех перпендикулярах. |
- Первичное закрепление полученных знаний. (15мин.)
№ 139.
Из некоторой точки проведены две наклонные. Докажите, что: а) если наклонные равны, то равны их проекции; б) если равны проекции наклонных, то равны наклонные.
Слайд 10, решаем задачу устно.
№ 147. Слайд 11
№ 148. Слайд 12.
№ 149. Слайд 13.
Учащиеся работают в тетрадях, выполняют чертежи и оформляют решение задач.
- Подведение итогов. Домашнее здание. (2мин.) Слайд №14
Пункты 19, 20, № 144, № 153 (эти задачи решены в учебнике, № 144 — второе замечание, №153 — обратная теорема), решить задачи № 143, 145.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Теорема Пифагора"
Конспект урока, можно брать и работать....
Разработка урока "Теорема Виета" 8 класс
Разработка урока алгебры( сценарий) в 8 классе на тему "Теорема Виета", учащиеся назвали его "Искусство Виета". На уроке присутствуют гости - учащиеся 9 класса, в совершенстве владеющие на...
Методическая разработка урока - Теорема о 3-х перпендикулярах
Методическая разработка урока - Теорема о 3-х перпендикулярахЦель урока: изучение теоремы о трёх перпендикулярах, первичное закрепление новых знаний и применение их к решению задач. С помощью нестанда...
Разработка урока "Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника"
Разработка урока "Теорема между сторонами и углами треугольника"...
разработка урока "Теорема Пифагора"
Разработка содержит технологическую карту, презентацию, два приложения...
Конспект урока "Теорема о трех перпендикулярах"
Конспект урока...
Открытый урок Теорема о трех перпендикуляров
Открытый урок...