Открытый урок Теорема о трех перпендикуляров
методическая разработка по математике (11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема. Теорема о трех перпендикулярах
Цели урока:
- Обучающая: знать теорему о трех перпендикулярах и уметь применять ее при решении задач;
- Развивающая: уметь логически мыслить, точно выражать свои мысли, творчески подойти к поставленной задаче;
- Воспитательная: воспитать точность, аккуратность, любовь к предмету; показать красоту предмета.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.
- Определение перпендикуляра, наклонной и проекции наклонной на плоскость;
- Доказательство теоремы о трех перпендикулярах;
- Определение угла между прямой и плоскостью.
Глоссарий по теме
Теорема о трех перпендикулярах: прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.
Обратная теорема: прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна и к ее проекции.
Определение: углом между прямой и плоскостью, пересекающей эту прямую и не перпендикулярной к ней, называется угол между прямой и ее проекцией на плоскость.
Основная литература:
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. Кадомцев С. Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 255 с.
Дополнительная литература:
Глазков Ю. А., Юдина И. И., Бутузов В. Ф. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. Базовый и профильный уровень. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим плоскость α и точку А, не лежащую в этой плоскости (рис. 1). Проведем через точку А прямую, перпендикулярную к плоскости α, и обозначим буквой Н точку пересечения этой прямой с плоскостью α. Отрезок АН называется перпендикуляром, проведенным из точки А к плоскости α, а точка Н — основанием перпендикуляра. Отметим в плоскости α какую-нибудь точку М, отличную от Н, и проведем отрезок AM. Он называется наклонной, проведенной из точки А к плоскости α, а точка М – основанием наклонной. Отрезок НМ называется проекцией наклонной на плоскость α.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос учащихся.
- Способы задания плоскости;
- Какие прямые в пространстве называются параллельными?;
- Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?;
- Определение перпендикулярности прямой и плоскости;
- Признак перпендикулярности прямой и плоскости;
- Как проверить перпендикулярность прямой и плоскости с помощью строительного угольника?;
- Сформулируйте теорему о перпендикулярности плоскости одной из параллельных прямых;
- Что называется перпендикуляром к плоскости?;
- Что называется наклонной к плоскости?;
- Что называется проекцией наклонной на плоскость?;
3. Изложение нового материала
4.Закрепление нового материала
5.Самостоятельная работа.
6. Задание на дом
Если прямая, проведённая на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна её проекции, то она перпендикулярна и самой наклонной.
Задача № 1. Докажите, что в тетраэдре скрещивающиеся ребра перпендикулярны.
У тетраэдра есть три пары скрещивающихся ребер. Докажем перпендикулярность одной пары, другие вы сделаете по аналогии, например, AD ⊥ BC.
На рисунке есть только наклонная AD и плоскость (ABC), значит, нам не хватает проекции наклонной и перпендикуляра, тогда проведем их:
Тогда, чтобы доказать, что AD ⊥ BC:
1) AH ⊥ BC (если продлить АН до пересечения с BC), т.к. AH является выстой в правильном треугольнике.
2) DH ⊥ (ABC) (по построению, а, значит, перпендикулярно любой прямой, находящейся в этой плоскости) => DH ⊥ BC.
После того, как мы это доказали, можем смело сказать, что AD ⊥ BC
(всегда дожно быть доказательство двух пунктов, и только тогда вывод).
Задача № 2. Докажите, что в прямом параллелепипеде ребра B₁C и CD перпендикулярны.
Возьмем B₁C как наклонную к плоскости (ABCD), тогда перпендикуляром будет BB₁, а проекцией наклонной на эту плоскость — BC.
1) BB₁ ⊥ (ABCD) т.к. параллепипед прямой (боковые ребра перпендикулярны плоскости основания) => BB₁ ⊥ CD (если прямая перпендикулярна плоскости, то и перпендикулярна всем прямым, лежащим в этой плоскости).
2) BC ⊥ CD т.к. ABCD — прямоугольник.
3) По т.т.п.: B₁C ⊥ CD.
Два пункта доказательства, третий пункт вывод.
Задача № 3. Дана пирамида SABC с высотой AS, в основании которой лежит прямоугольный треугольник с прямым углом A. Докажите, что SB⊥ AC.
Скажем, что BC — наклонная к плоскости (ABC):
1) SA ⊥ (ABC) => SA ⊥ AC
2) AB ⊥ AC ( ABC — прямоугольный треугольник по условию).
3) По т.т.п.: SB ⊥ AC.
Вывод:
Два пункта доказательство и вывод!
1) Перпендикуляр будет опускаться на плоскость под 90°.
2) Проекция наклонной на плоскость перпендикулярна прямой.
3) По т.т.п. наклонная перпендикулярна прямой.
Задание 4. Через центр О вписанной в треугольник АВС окружности проведена прямая SO, перпендикулярная плоскости треугольника. Доказать, что каждая точка этой прямой равноудалена от сторон треугольника.
Доказательство. 1) Так как радиус CO=r перпендикулярен стороне треугольника (рис. 2), то, согласно теореме о трех перпендикулярах, отрезок SA перпендикулярен этой стороне.
2) Рассмотрим прямоугольный треугольник SAO. По теореме Пифагора
3) Аналогично, можно показать, что
То есть
Самостоятельная работа
Задача 1.
Из вершины А квадрата АВСD восстановлен перпендикуляр АК к его плоскости. Докажите, что ВС перпендикулярно КВ.
Доказательство:
Задача 2.
Из вершины В квадрата АВСD восстановлен перпендикуляр ВМ к его плоскости. Докажите, что АС перпендикулярно МО (О – точка пересечения диагоналей).
Задача 3.
Из вершины А прямоугольника АВСD восстановлен перпендикуляр АК к его плоскости. Докажите, что треугольник КВС прямоугольный.
Доказательство:
Задача 4.
Из вершины прямоугольника АВСD восставлен перпендикуляр АК к его плоскости. Расстояния от точки К до других вершин равны 6 см, 7 см, 9 см. Найдите длину перпендикуляра АК.
Задание на дом. Высота прямоугольного треугольника ABC, опущенная на гипотенузу, равна 9,6. Из вершины C прямого угла восставлен к плоскости треугольника ABC перпендикуляр CM, причем CM=28. Найти расстояние от точки M до гипотенузы AB.
Решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Теорема Пифагора"
Теорема Пифагора...
Открытый урок: Теорема Пифагора
Материалы к открытому уроку по геометрии "Теорема Пифагора"...
Открытый урок "Теорема Пифагора" 8 класс.
Страницы из жизни Пифагора. Пифагор – не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность, человек-символ, философ, пророк. Подлинную картину ег...
Открытый урок "Теорема Пифагора"
Конспект открытого урока по геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора". Автор учебника: Л.С.Атанасян. Тип урока: формирование новых знаний и умений....
Открытый урок "Теорема невесты" 8 класс
К уроку проекту была проведена предварительная работа: была показана презентация, где дети ознакомились с материалом, который предстоит отыскать, изучить и представить классу. В классе были организова...
Открытый урок "Теорема о пересечении высот треугольника"
Открытый урок на изучение теоремы о пересечении высот треугольника...
Открытый урок "Теорема косинусов"
Открытый урок "Теорема косинусов"...