Конспект урока"Смежные и вертикальные углы"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Бородкина Наталья Геннадьевна

Представлен конспект урока, на котором происходит знакомство обучающихся с понятими "смежные" и "вертикальные" углы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smezhnye_i_vertikalnye_ugly_dlya_interneta.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Смежные и вертикальные углы»

Цели урока: Формирование новых понятий смежные и вертикальные углы, закрепление новых понятий в ходе решения задач, углубление и расширение знаний по теме урока.

Развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы; развитие устной и письменной речи, умения работать по алгоритму, развитие логического мышления.

Воспитание умения высказывать свою точку зрения, умения слышать других, участвовать в диалоге.

Формирование способности к позитивному сотрудничеству.

Ход урока

Тип урока: комбинированный.

  1. Организационный этап (1 минуты)

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке,

Ручка книжка и тетрадка?

А еще и транспортир,

Будет нам необходим.

Ребята, если вы готовы к уроку, то хлопните в ладоши. У вас на партах лежат оценочные листы, которые в ходе урока вы будете заполнять. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей и тоже улыбнитесь. Девизом нашего урока будут такие слова: «С малой удачи начинается большой успех».

  1. Мотивация на урок, постановка цели урока. Сообщение целей урока (2 минуты)

  • Исключите лишнюю фигуру. (3)
  • По какому принципу вы это сделали? (она не содержит углов)
  • Какова тема сегодняшнего урока? (углы)
  • Тема «Углы» для вас новая или же у вас уже имеются знания по этой теме?
  • Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? (повторять и закреплять тему «Углы»)
  • Правильно, но кроме этого мы познакомимся с новыми видами углов и в ходе урока дополним тему.

  1. Актуализация знаний (10 минут)
  • Какие виды углов вы знаете? (острые, тупые, прямые, развернутые)
  • Какой угол называется острым (тупым)?
  • Чему равна величина развернутого угла?
  • В каких единицах измеряются углы? (в градусах, минутах, секундах)
  • Что такое один градус? (1/180 часть развернутого угла)
  • Сколько минут в одном градусе?
  • Сколько минут в одной секунде?
  • Работа с фигурой 8.

Задача 1: АОВ=130°, ВОС=50°, АОС=? (80°).

Задача 2: АОС=38°52, ВОС=24°48, АОВ=? (62°40).

  • Работа с фигурой 10.

Задача 3: а) Опишите, что вы видите на чертеже? (mn, луч l - биссектриса mn); б) Выразите ml через mn (ml =1/2 mn).

  • Работа с фигурой 6.

Задача 4:

АОЕ=4ЕОВ

ЕОВ=?

Решение:

ЕОВ=хº, АОЕ=4хº, хº+4хº =180º, 5хº=180º, х=36º, ЕОВ=36º.

Оцените себя: если вы считаете, что нигде не ошиблись, были активны – «+», больше правильных ответов – «±», больше неправильных – «-».

  1. Первичное усвоение новых знаний (15 минут)
  1. Работа с фигурой 6.
  • Сколько на рисунке углов? (три, АОЕ, ЕОВ, АОВ)
  • Назовите стороны АОЕ, ЕОВ.
  • Что вы заметили? (ОЕ – общая сторона)
  • Что вы можете сказать про стороны ОА и ОВ? (они продолжают одна другую)
  • Ребята, такие углы называются смежными. От слова «межа».
  • Давайте попробуем сформулировать определение смежных углов.
  • Прочитайте определение по учебнику. (п.11, 1 абзац)
  • Откройте тетради на печатной основе стр.16 №41. (Комментированное решение).
  • Ученик, решая задачу, получил, что сумма смежных углов равна 178º. Прав ли он? (нет. Сумма равна 180º)
  • Запишите соответствующее равенство.
  1. У доски.
  1. Постройте неразвернутый АОВ.
  2. Проведите луч ОС, который является продолжением стороны ОА.
  3. Проведите луч ОD, который является продолжением стороны ОВ.
  4. АОВ и СОD называются вертикальными.
  5. Есть ли еще пара углов на рисунке.

Дайте определение вертикальных углов.

Найдите в учебнике определение и прочитайте его.

Назовите вертикальные углы на рисунке:

Задача 5 (устно)

Дано: 1=35°

Найти: 2 и 4

Решение:

1+2=180°, 2=180°-1=180°-35°=145°;

1+4=180°, 4=180°-1=180°-35°=145°;

Ответ: 2=4=145°

  • Какие по виду углы 2 и 4? (вертикальные)
  • Какое можно сделать предположение? (вертикальные углы равны)
  • Покажем, что для любых углов, вертикальные углы равны (раздаточный материал - карточка 1: обучающиеся работают по алгоритму).

Покажем: 1=3

Решение:

  1. Выразите 1 через 2. (1=180°-2)
  2. Выразить 3 через 2. (3=180°-2)
  3. Сравните правые части равенства.
  4. Сделайте вывод о левых частях. (1=3)

Оцените себя: если вы считаете, что нигде не ошиблись, были активны – «+», больше правильных ответов – «±», больше неправильных – «-».

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление (10 минут)
  1. Постройте РМК=120º.
  2. Постройте угол смежный РМК.
  3. Найдите получившийся угол.
  4. Выразите получившийся угол.

Устно №59, №60.

Оцените себя: если вы считаете, что нигде не ошиблись, были активны – «+», больше правильных ответов – «±», больше неправильных – «-».

№64 (а)

Дано: две пересекающиеся прямые, 2=117°

Найти: 1, 3, 4

Решение:

4=2=117° (т.к. вертикальные)

1=180°-2=180°-117°=63° (т.к. смежные)

3=1=63° (т.к. вертикальные)

Ответ: 1=3=63°, 2=4=117°.

№65 – устно

Дано: 1+3=114°

Найти: 1, 2, 3, 4

Решение:

1=3=114°/2=57° (т.к. вертикальные)

2=4=180°-57°=123°(т.к. смежные)

Ответ: 1=3=57°, 2=4=123°.

  1. Закрепление в незнакомой ситуации (4 минуты) или контроль усвоения (обсуждение допущенных ошибок)

Доказать, что угол между биссектрисами смежных углов равен 90°.

Дано: ас и bc – смежные

h – биссектриса bc

l – биссектриса ac

Доказать: lh=90°

Доказательство:

  1. lh=lс+
  2. lс=1/2ас; hс=1/2сb
  3. lh=1/2ас+1/2сb=1/2(ас+сb)=1/2аb=1/2180°=90°.

  1. Задание на дом (1 минута)

п.11-13; вопросы к главе I стр. 25; №61(а, г), №65(б) или домашняя контрольная работа – раздаточный материал карточка 2.

  1. Рефлексия (2 минуты)

Давайте подведем итог.

Начинаем со слов:

  • «На сегодняшнем уроке я познакомился…, я узнал…, я научился…»
  • «На сегодняшнем уроке мне понравилось…»
  • «У меня вызвало затруднение…»

Оцените себя: если вы считаете, что нигде не ошиблись, были активны – «+», больше правильных ответов – «±», больше неправильных – «-».


Раздаточный материал

Карточка 1 - План доказательства теоремы о равенстве вертикальных углов

Доказать: 1=3

Доказательство:

  1. Выразить 1 через 2. Записать выражение.
  2. Выразить 3 через 2. Записать выражение.
  3. Сравнить правые части выражений.
  4. Сделать вывод для левых частей.

Карточка 2 – Домашняя контрольная работа

Вариант 1

Вариант 2

1) Один из смежных углов на 27º меньше другого. Найдите оба смежных угла.

1) Один из смежных углов в 9 раз больше другого. Найдите оба смежных угла.

2) Найдите все неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если сумма двух из них равна 226º.

2) Найдите все неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если один из них на 81º больше другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "смежные и вертикальные углы"

Презентация используется на уроке геометрии в 7 классе. на ее основе проводится урок по изучению свойств смежных и вертикальных углов, вырабатываются умения применять эти свойства при решении задач....

Открытый урок "Смежные и вертикальные углы. Решение задач"

Урок систематизации знаний, подготовка к самостоятельной работе по изученной теме. Материал состоит из конспекта урока, презентации и текста теста....

план-конспект урока "Смежные и вертикальные углы"

конспект урока "Смежные и вертикальные углы" по геометрии для 7 класса с использованием ЭОР....

Урок. Смежные и вертикальные углы. 7 класс. Геометрия.(По уч. Атанасяна). С презентацией.

Разработка может использоваться при объяснении нового материала и при первичном закреплении изученных понятий....

Конспект урока "Смежные и вертикальные углы"

Конспект урока по математикеКласс: 5Тема: Смежные и вертикальные углыАвтор учебника: Г. К. Муравин...

Технологическая карта урока "Смежные и вертикальные углы"

Технологическая карта урока "Смежные и вертикальные углы"...

Конспект урока. Смежные и вертикальные углы

Данный материал можно использовать на уроках геометрии в 7 классе...