Рабочая программа по геометрии для 10 класса
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему
Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по геометрии для 10 класса, автор Бурмистрова Т.А.
Обучение ведется по учебнику «Геометрия» для 10-11 классов, Москва «Просвещение» 2014 г., Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_geometrii_10_klass.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации города Лермонтова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Лермонтова
УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета МБОУ СОШ №5 г.Лермонтова протокол № __ от « __» _________ 2014г. Председатель: директор МБОУ СОШ №5 ________________ М.А.Чиркова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии, 10 класс
ступень среднего общего образования
уровень: общеобразовательный
срок реализации: 1 год
Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по геометрии для 10 класса, автор Бурмистрова Т.А.
Составитель: учитель математики В.И. Горбаченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Курс ориентирован на достижение основных целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Основой целью является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса геометрии.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании курса предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретения математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа
Данная рабочая программа разработана на основе
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089);
- учебника: «Геометрия: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
- программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 10-11 класс». Составитель: Т.А. Бурмистрова. – М: «Просвещение», 2012 год.
3. Место и роль учебного предмета
Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения геометрии в 10 классе средней школы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Специфика изучения геометрии существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
4. Информация об учебнике
Обучение ведется по учебнику «Геометрия» для 10-11 классов, Москва «Просвещение» 2014 г., Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
5. Распределение часов по видам деятельности
№п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Виды деятельности | ||||
Изложение нового материала | Формирование навыков | Повторение | К/р | Зачеты | |||
1 | Аксиомы стереометрии и их следствия | 5 | 3 | 2 | |||
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 5 | 3 | 2 | |||
3 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми | 5 | 3 | 2 | 1 | ||
4 | Параллельность плоскостей | 2 | 1 | 1 | |||
5 | Тетраэдр и параллелепипед | 7 | 3 | 3 | 1 | 1 | |
6 | Перпендикулярность прямой и плоскости | 6 | 3 | 3 | |||
7 | Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью | 6 | 2 | 4 | |||
8 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей | 8 | 4 | 4 | 1 | 1 | |
6 | Многогранники | 16 | 6 | 3 | 1 | 1 | |
10 | Повторение | 8 | 8 | 1 | |||
11 | Итого | 68 | 28 | 24 | 8 | 5 | 3 |
Кроме того, по некоторым разделам предусмотрены проверочные самостоятельные работы длительностью 10-20 минут:
- Аксиомы стереометрии и их следствия - 1 работа;
- Параллельность прямых и плоскостей – 1 работа;
- Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми – 1 работа;
- Перпендикулярность прямой и плоскости - 1 работа;
- Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью – 1 работа;
- Многогранники – 2 работы.
6. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные:
- умение самостоятельно выбирать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию необходимую для решения математических проблем;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о пространственных телах и их свойствах, умение применять для решения геометричсеких и практических задач;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
7. Учебно - методический комплекс
- Учебник: Геометрия 10-11 классов. Л.С. Атанасян и др. - М.: «Просвещение», 2012 г.
- Учебно-методическое пособие «Математика, подготовка к ЕГЭ-2014, вступительные испытания». Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. - Ростов-на-Дону: Издательство «Легион», 2013 г.
- Тематические тесты 10-11 класс «Математика ЕГЭ-2014». Ф.Ф.Лысенко. - Ростов-на-Дону: Издательство «Легион», 2011 г.
- ЕГЭ-2014. Математика. Типовые тестовые задания; под редакцией А.Л.Семенова, И.В. Ященко.- М.: «Просвещение», 2013 г.
- Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА «Учимся решать задачи». Б.И. Вольфсон, Л.И. Резницкий. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Лемон-М», 2012
8. Содержание рабочей программы
Раздел 1. Аксиомы стереометрии и их следствия.
Содержание.
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом. Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- основные понятия и аксиомы стереометрии;
- некоторые следствия из аксиом;
уметь
- решать задачи на применение аксиом стереометрии и их следствий.
Раздел 2. Параллельность прямых и плоскостей.
Содержание.
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. Параллельность прямой и плоскости.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- определение параллельных прямых;
- теорему о параллельных прямых;
- лемму о параллельности трех прямых;
- определение параллельности двух плоскостей;
- доказательство признака параллельности.
уметь
- решать задачи на параллельность прямой и плоскости.
Раздел 3. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми.
Содержание
Скрещивающие прямые. Самостоятельная работа. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- определение скрещивающихся прямых, признак и теорему о скрещивающихся прямых;
- доказательство теоремы об углах с сонаправленными сторонами;
уметь
- определять угол между прямыми;
- решать задачи на взаимное расположение прямых в пространстве и на нахождении угла между прямыми..
Раздел 4. Параллельность плоскостей
Содержание.
Параллельность плоскостей. Свойства параллельных плоскостей. Изображение пространственных фигур.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- определение параллельности двух плоскостей, доказательство признака параллельности.
Раздел 5. Тетраэдр. Параллелепипед
Содержание.
Тетраэдр. Параллелепипед и его свойства. Задачи на построение сечений.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- понятие тетраэдра;
уметь
- решать задачи на построение сечений.
Раздел 6. Перпендикулярность прямой и плоскости
Содержание.
Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о прямой перпендикулярной к плоскости.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорему о прямой, перпендикулярной к плоскости;
- определение перпендикулярной к плоскости, две теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости;
Раздел 7. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью
Содержание.
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- определение перпендикуляра, наклонной и проекцией наклонной;
- определение угла между прямой и плоскостью;
Раздел 8. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Содержание.
Двугранный угол. Признак перпендикулярности плоскостей. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Прямоугольный параллелепипед.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- определение двугранного, линейного угла, градусной мерой двугранного угла;
- определение перпендикулярных плоскостей, признак перпендикулярности двух плоскостей, следствие из теоремы;
- понятие параллелепипеда.
Раздел 9. Многогранники
Содержание.
Понятие многогранника. Призма. Площадь поверхности призмы. Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Площадь поверхности пирамиды. Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- определение многогранника и его элементов, виды многогранников, геометрического тела;
- определение пирамиды, правильной пирамиды и ее элементов. Теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды;
- определение усеченной пирамиды и ее элементов, теорему о боковой поверхности правильной усеченной пирамиды;
- определение правильного многогранника, тетраэдра, октаэдра, икосаэдра, додекаэдра;
уметь
- решать задачи.
9. Формы и методы организации обучения
Ведущими методами обучения геометрии в 10 классе являются:
1). Информационный;
2). Исследовательский;
3). Проблемный;
4). Модульный;
5). Алгоритмизированный;
6). Методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно – ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно – компьютерные технологии (интерактивная доска, проектор). Для информационно – компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет – ресурсов.
Качество учебно – воспитательного процесса отслеживается с помощью:
- домашних общих и индивидуальных работ,
- тестирования,
- самостоятельных обучающих и проверочных работ,
- классных контрольных работ,
- домашних контрольных работ,
- зачетов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Кол – во часов | Содержание |
АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ И ИХ СЛЕДСТВИЯ (5 Ч) | ||
1,2 | 1ч | Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии |
3 | 2ч | Некоторые следствия из аксиом |
2ч | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствия. Самостоятельная работа | |
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ (5 Ч) | ||
4,5 | 1ч | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых |
6 | 1ч | Параллельность прямой и плоскости |
3ч | Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости. Самостоятельная работа | |
ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЯМЫХ В ПРОСТРАНСТВЕ. УГОЛ МЕЖДУ ПРЯМЫМИ (5 Ч) | ||
7 | 1ч | Скрещивающиеся прямые |
8,9 | 1ч | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми |
3ч | Повторение теорем, решение задач | |
20 мин | Контрольная работа №1 | |
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПЛОСКОСТЕЙ (2 Ч) | ||
10,11 | 2ч | Параллельность плоскостей. Свойства параллельных плоскостей. Изображение пространственных фигур |
ТЕТРАЭДР И ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (7 Ч) | ||
12,13 | 2ч | Тетраэдр. Параллелепипед |
14 | 2ч | Задачи на построение сечений |
1ч | Повторение теории, решение задач | |
1 ч | Зачет по теме | |
1ч | Контрольная работа №2 | |
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ (6 Ч) | ||
15,16 | 1ч | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости |
17 | 1ч | Признак перпендикулярности прямой и плоскости |
18 | 1ч | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости |
3ч | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. Самостоятельная работа | |
ПЕРПЕНДИКУЛЯР И НАКЛОННАЯ. УГОЛ МЕЖДУ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТЬЮ (6 Ч) | ||
19,20 | 1ч | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах |
21 | 1ч | Угол между прямой и плоскостью |
4ч | Повторение теории. Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. Самостоятельная работа | |
ДВУГРАННЫЙ УГОЛ. ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПЛОСКОСТЕЙ (8 Ч) | ||
22,23 | 2ч | Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Площадь ортогональной проекции многоугольника |
24 | 2ч | Прямоугольный параллелепипед |
2ч | Повторение теории и решение задач | |
1ч | Зачет по теме | |
1ч | Контрольная работа №3 | |
МНОГОГРАННИКИ (16 Ч) | ||
25-27 | 4ч | Понятие многогранника. Призма. Теорема о площади боковой поверхности прямой призмы. Самостоятельная работа |
28-30 | 5ч | Пирамида. Правильная пирамида. Площадь боковой поверхности пирамиды. Усеченная пирамида. Площадь поверхности усеченной пирамиды. Самостоятельная работа |
31-32 | 5ч | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников. |
2ч | Контрольная работа №4. Зачет по теме | |
ПОВТОРЕНИЕ (8 Ч) |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
математики, физики и информатики
от «____» ___________ 2014 №1,
Руководитель ШМО
______________С.Н. Сидько
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Е.А. Оруджалиева
«____» ___________ 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...