Рабочая программа по геометрии для 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по геометрии для 9 класса, автор Бурмистрова Т.А. для учебника: «Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений» / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_geometrii_9_klass.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации города Лермонтова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Лермонтова
УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета МБОУ СОШ №5 г.Лермонтова протокол № __ от « __» _________ 2013г. Председатель: директор МБОУ СОШ №5 ________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии, 9 класс
ступень: основного общего образования
уровень: общеобразовательный
срок реализации: 1 год
Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по геометрии для 9 класса, автор Бурмистрова Т.А.
Составитель: учитель математики В.И. Горбаченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Курс ориентирован на достижение основных целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Основой целью является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса геометрии.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании курса предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретения математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089);
- учебника: «Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений» / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 класс». Составитель: Т.А. Бурмистрова. – М: «Просвещение», 2012 год.
3. Место и роль учебного предмета
Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения геометрии в 9 классе основной школы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Специфика изучения геометрии существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
4. Информация об учебнике
Обучение ведется по учебнику «Геометрия» для 7-9 классов, Москва «Просвещение» 2012 г., Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
5. Распределение часов по видам деятельности
№п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Виды деятельности | |||
Изложение нового материала | Формирование навыков | Повторение | К/р | |||
1 | Векторы | 8 | 7 | 1 | ||
2 | Метод координат | 10 | 6 | 3 | 1 | |
3 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 19 | 15 | 3 | 1 | |
4 | Длина окружности. Площадь круга | 10 | 7 | 2 | 1 | |
5 | Движение | 10 | 7 | 2 | 1 | |
6 | Повторение | 11 | 10 | 1 | ||
7 | Итого | 68 | 42 | 10 | 10 | 6 |
Кроме того, по некоторым разделам предусмотрены проверочные самостоятельные работы длительностью 10-20 минут:
- Векторы - 1 работа;
- Метод координат – 3 работа;
- Соотношение между сторонами и углами треугольника – 3 работа;
- Длина окружности. Площадь круга – 1 работа.
6. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные:
- умение самостоятельно выбирать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию необходимую для решения математических проблем;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о пространственных телах и их свойствах, умение применять для решения геометричсеких и практических задач;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
7. Учебно - методический комплекс
- Учебник: Геометрия, 7-9 класс. Л.С. Атанасян и др. - М.: «Просвещение», 2012 г.
- Учебно-методическое пособие «Математика, 9 класс, подготовка к ГИА-2014 (ГИА-2012, ГИА -2013)». Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. - Ростов-на-Дону: Издательство «Легион», 2013 г.
- Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА «Учимся решать задачи». Б.И. Вольфсон, Л.И. Резницкий. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Лемон-М», 2012
- Дидактический материал для 9 класса. Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 9-е изд., 2007.
8. Содержание рабочей программы
Глава 9. Векторы
Содержание.
Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от точки. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
Знать
- определение вектора, определение коллинеарных векторов, равных векторов
- сложение векторов, законы сложения векторов
- вычитание векторов
- умножение вектора на число, законы произведения вектора на число
- определение средней линии трапеции
Уметь
- складывать векторы по правилам треугольника, параллелограмма, многоугольника;
- вычитать векторы;
- умножать вектор на число;
- применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач;
- применять свойство средней линии трапеции при решении задач.
Глава 10. Метод координат
Содержание.
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- разложение вектора по двум неколлинеарным векторам;
- определение координат вектора;
- правила нахождения координат суммы, разности векторов и произведения вектора на число по координатам векторов;
- правило нахождения координат вектора по координатам его конца и начала;
- формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между точками;
- уравнение окружности; уравнение прямой.
уметь
- объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки, координат вектора;
- выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между точками, уравнения окружности и прямой.
Глава 11. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Содержание
Синус, косинус, тангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- определение синуса, косинуса, тангенса угла α ;
- соотношения между синусом, косинусом и тангенсом;
- формулы для вычисления координат вектора;
- формулы площади треугольника;
- теорему синусов;
- теорему косинусов;
- определение скалярного произведения;
- формулу скалярного произведения в координатах;
- свойства скалярного произведения;
уметь
- формулировать и иллюстрировать определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180;
- выводить основные тригонометрические тождества и формулы приведения;
- формулировать и доказывать теорему синусов и косинусов и применять их при решении треугольников;
- формулировать определение угла между векторами и скалярного произведения векторов;
- выводить формулу скалярного произведения векторов через координат векторов;
- обосновывать утверждения о свойствах скалярного произведения;
- использовать скалярное произведение векторов при решении задач.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга
Содержание.
Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Длина окружности и площадь круга.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
- определение правильного многоугольника;
уметь
- формулировать определение правильного многоугольника;
- формулировать и доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника и вписанного в него;
- выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности;
- объяснять формулы длины окружности, длины дуги, площади круга и площади сектора
- применять формулы при решении задач.
Глава 13. Движение
Содержание.
Понятие движения, параллельный перенос и поворот.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать и уметь
- объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости;
- объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот;
- обосновывать, что перечисленные отображения на себя являются движением.
Повторение курса геометрии (7- 9 класс). Подготовка к ГИА
9. Формы и методы организации обучения
Ведущими методами обучения геометрии в 9 классе являются:
1). Информационный;
2). Исследовательский;
3). Проблемный;
4). Модульный;
5). Алгоритмизированный;
6). Методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно – ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно – компьютерные технологии (интерактивная доска, проектор). Для информационно – компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет – ресурсов.
Качество учебно – воспитательного процесса отслеживается с помощью:
- домашних общих и индивидуальных работ,
- тестирования,
- самостоятельных обучающих и проверочных работ,
- классных контрольных работ,
- домашних контрольных работ,
- зачетов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Кол – во часов | Содержание |
ВЕКТОРЫ (8Ч) | ||
п.76-78 | 2 | Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки |
п.79-82 | 3 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение векторов на число. Проверочная с/р |
п.83-85 | 2 | Применение теории к решению задач |
1 | Контрольная работа | |
МЕТОД КООРДИНАТ (10ч) | ||
п.86,87 | 2 | Координаты вектора |
1 | Решение задач. Проверочная с/р | |
п.88,89 | 2 | Простейшие задачи в координатах. Проверочная с/р |
п.90,91 | 2 | Уравнение окружности и прямой. Проверочная с/р |
2 | Решение задач | |
1 | Контрольная работа | |
СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (19Ч) | ||
п.93-95 | 3 | Синус, косинус и тангенс. Проверочная с/р |
п.96-100 | 8 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Проверочная с/р |
п.101-104 | 4 | Скалярное произведение векторов |
3 | Решение задач | |
1 | Контрольная работа | |
ДЛИНА ОКУРУЖНГОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА (10ч) | ||
п.105-109 | 4 | Правильные многоугольники. Проверочная с/р |
п.110-112 | 3 | Длина окружности и площадь круга. Проверочная с/р |
2 | Решение задач. | |
1 | Контрольная работа | |
ДВИЖЕНИЕ (10ч) | ||
п.113,114 | 4 | Понятие движения |
3 | Параллельный перенос и поворот | |
2 | Решение задач | |
1 | Контрольная работа | |
ПОВТОРЕНИЕ (11ч) | ||
10 | Решение задач | |
1 | Контрольная работа |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
математики, физики и информатики
от «____» ___________ 2013 №1,
Руководитель ШМО
______________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________
«____» ___________ 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...