личностно-ориентированный подход обучения математике
статья по геометрии по теме

Дырина Ольга Анатольевна

Наверняка, вы не раз обращали внимание, что все детки имеют различный уровень успеваемости в школе – кто-то схватывает материал на лету, не прилагая особых усилий, и радует родителей круглыми пятерками, а другой ребенок сутками просиживает над учебниками и тетрадками, и еле вытягивает на слабые тройки. Или даже один и тот же ребенок у различных учителей получает совершенно противоположные оценки. И родители ломают голову: их ребенок неспособен к обучению, либо же учителя излишне придирчивы к их ребенку?

Однако чаще всего все эти факторы абсолютно не причем. В самой большей степени успеваемость ребенка зависит от эффективности методики обучения, которой пользуется тот или иной учитель.Об одном из подходов обучения, в частности: личностно-ориентированном и написано в этой статье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд1 Личностно ориентированный подход в обучении математики

Рассмотрим такую ситуацию: два ученика вызваны к доске решать задачи. Проходит минута, две минуты: ни один, ни другой ничего не пишут, на доске нет решения задач. Казалось бы, оба ученика не справились с задачами. Но один из них, действительно, не выучил урок и не смог решить задачу, а другой знает несколько решений и не может выбрать лучшее, чтобы его записать на доске. Учитель авторитарного склада, вероятно, не разобравшись, поставит обоим неудовлетворительные отметки и будет, безусловно, неправ

.Слайд2 Нельзя успешно проводить процесс обучения, воспитания и развития ребенка, не ставя во главу угла особенность и неповторимость его индивидуальности, его личности.

Личностно ориентированные технологии обучения, воспитания и развития ученика противопоставляют бездушному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Слайд3 Cтиль отношений учителя и учеников должен быть такой: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.  

Слайд 4  Суть личностного индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Слайд 5 Личностно ориентированный подход к ученикам, включает:

  • отказ от ориентировки на среднего ученика;
  • поиск лучших качеств личности, умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" - таково должно быть убеждение учителя);
  • создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость);
  • исключение прямого принуждения, учитель не должен ставить акценты на отставание и на другие недостатки ребенка, необходимо понять причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не унижая ребенка, не нанося ущерба его достоинству ("Ребенок хорош, плох его поступок");
  • предоставление возможности и помощи детям в реализации себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке - чудо, помоги ему проявиться").

Слайд 6 Но как на практике осуществить индивидуальный личностный подход к каждому ребенку? В классе 20-25, а то и 30 учеников, и каждый - это свой суверенный мир, у каждого свои особенности, способности, интересы. Как, обучая детей в одном классе, всех вместе, учитывать интересы каждого? Как изловчиться развивать личность каждого ребенка в соответствии с его природными способностями?

Простого однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. Все зависит от личности учителя, ученика, от среды, в которой проходит обучение.

На уроках математики мы стараемся пробудить у детей интерес к этой науке и его поддерживать. Для этого, во-первых, необходимо тщательно продумывать, как доступно, понятно объяснять детям новый материал, как заинтересовать их, как сделать так, чтобы они не просто слушали объяснение, а стали соучастниками открытия, доказательства, важного вывода, чтобы уже во время объяснения новой темы ученики почувствовали себя творцами.  При рассмотрении новой темы, очень важно никого не обойти вниманием, опираясь на более подготовленных к логическим рассуждениям сильных учеников, не забывать о слабых, задавать им вопросы, подталкивать к верным выводам. Если ученик соучаствовал в рассмотрении новой темы, он будет по другому, по-доброму к ней относиться.

Слайд 7 Чтобы доказать ученикам их интеллектуальную состоятельность и повысить самооценку, можно использовать тесты на усвоение нового материала (лучше проводить такое тестирование в конце урока). Как показывает опыт, большинство ребят, у которых нет проблем с вниманием, успешно справляются с ним. В результате такой работы заметно повышается успеваемость и растет качество знаний

После объяснения темы - отработка ее понимания, первичное закрепление. Здесь возможно сначала решение у доски, затем - с комментариями с места, работа в группах Слайд8,9(фото)  и т. д. Ученик должен приобрести как можно больше опыта самостоятельной работы. После первичного закрепления темы - более глубокая ее проработка.. И на этом этапе стоит та же проблема: как организовать работу детей, чтобы каждый ученик сумел усвоить тему, научился решать задачи. Здесь на помощь приходят карточки с индивидуальными заданиями, которые, в идеале, должны составляться для каждого ученика с учетом его личностных особенностей. Слайд 10,11,12 Важно составить задания так, чтобы они были посильны, но не слишком просты, чтобы выполнение задания было сопряжено с преодолением трудностей. Успешное выполнение такого задания придает ученику уверенность в своих силах, воспитывает смелость и твердость характера. Ведь, как правило, людям нравиться заниматься тем, что у них хорошо получается. Слайд 13

Безусловно, личностно ориентированный подход к ученикам требует дифференцированного отношения к каждому ребенку. Иногда при проведении уроков можно условно делить учеников на три групп: слабые, средние, сильные. Группы эти мобильные; задания выдаются или разные для разных групп, или часть заданий для всех, другая часть - для второй и третьей групп, и, наконец, самые сложные задания - для третьей группы Слайд 14,15,

    Слайд 16 В технологии личностно -  ориентированного образования деятельность учителя строится на внимательном отношении к индивидуальным интересам и возможностям каждого ребенка и нацелена на развитие в каждом ученике самостоятельной, инициативной и творческой личности

Слайд 17 Слайд18 Школа должна воспитывать детей так, "чтобы они вырастали самостоятельными, творческими уверенными в себе людьми". Эти задачи невозможно выполнить, если мы не будем искать к каждому ученику индивидуального подхода Слайд18. Но чтобы воспитать личность в ученике, учитель сам должен быть личностью, личностью постоянно развивающейся и совершенствующейся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

личностно-ориентированная технология в обучении игре на инструменте

в презентации отражена личностно-ориентированная технология при обучении игре на инструменте (баяне)...

использование личностно-ориентированной технологии в обучении игре на инструменте

данный реферат  раскрывает актуальность  личностно-ориентированной технологии приу обучении игре на музыкальном инструменте в колледже...

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Применение личностно- ориентированной технологии при обучении математике

В данном материале дана характеристика этой педагогической технологии , указаны преимущества перед другими технологиями. Приведены примеры из практической деятельности преподавателя...

Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...

Личностно ориентированные технологии при обучении математике

        Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для ...

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

С момента создания традиционной классно - урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельност...