ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
методическая разработка на тему

С момента создания традиционной классно - урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannoe-obuchenie.docx60.98 КБ

Предварительный просмотр:

«ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

               

Оглавление.

Введение                                                                                                                           2

  1. Актуальность темы исследования                                                                           2  
  2. Проблема исследования                                                                                            2
  3. Объект исследования                                                                                                3                  
  4. Предмет исследования                                                                                              3
  5. Цель работы                                                                                                               3
  6. Задачи                                                                                                                         3

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования                                                       3

  1. Система работы учителя математики                                                                  8
  2. Методы обучения и воспитания                                                                          8
  3. Правила личностно ориентированного образования                                         9
  4. Принципы личностно ориентированного обучения                                           10
  5. Структура личностно ориентированного урока                                               11

Глава 11. Обобщение опыта по теме                                                                           14

Заключение                                                                                                                     22

Литература                                                                                                                      22

Введение.

  1. Актуальность темы исследования

С момента создания традиционной классно - урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представления об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптированных возможностей и механизмов жизни среди людей. Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой.

  1. Проблема исследования

Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Сейчас очень важно систематизировать уже накопленные сведения о данном подходе и на этой основе попытаться расширить границы его использования. А значит, настало время дать ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое личностно-ориентированный подход?
  2. Из каких компонентов он состоит?

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике. В ходе работы над темой, под термином “личностно-ориентированный подход в обучении” я хочу понимать такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.

  1. Объект исследования: учебный процесс
  2. Предмет исследования: качество обучения на уроках математики
  3. Цель работы:

- создание системы психолого - педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

  1. Задачи:
  1. заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  2. развить творческий потенциал учащихся;
  3. развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
  4. помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно - ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору (неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей);
  • умение рефлексировать, оценивать свою жизнь (качество отдельного человека или группы, отражающие способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности);
  • поиск смысла жизни, творчество (процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей);
  • формирование образа “Я” (осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим);
  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Отличие от традиционного обучения

Традиционный подход

Личностно-ориентированный подход

Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)

Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка

Вектор развития задан

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия

Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития

Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания

Вектор развития строится от обучения к учению

Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию

Задача формирования личности с заданными свойствами

Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию

Изучив литературу по данной теме, стало понятно, что для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать следующие подходы:

- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика;

- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;

- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.

Организация занятия предполагает включение моментов. К ним относятся следующие:

- учёт личностных особенностей учащихся;

- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

- использование разнообразных форм общения, особенно диалога, полилога;

- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- использование учащимися таких речевых оборотов, как:  “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по - моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д.

1.1. Система работы учителя математики состоит из следующих компонентов:

  1. Диагностика обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно  ориентированного обучения математике.
  2. Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.
  3. Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.
  4. Создание условий для включения каждого ученика в деятельность, организация системы дифференцированных заданий на протяжении всей темы, работа с алгоритмами, тестами - позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизацию, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.
  5. Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Разработка учениками к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление учащимися кроссвордов, карточек - заданий, написание ими рефератов, сказок, стихов, создание проектов.

1.2. Методы обучения и воспитания состоят в том, что учитель:

  • управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
  • мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
  • организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации;
  • включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;
  • создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
  • создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
  • организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

1.3. Правила личностно ориентированного образования.

  • Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.
  • Исключить методы наказания, унижающие личность.
  • Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.
  • Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.
  • Помогать обнаруживать ошибки.
  • Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.
  • Формировать положительную самооценку ребенка.
  • Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.
  • Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка.
  • Понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
  • Жить интересами, переживаниями ребенка.
  • Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.
  • Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс обучения.
  • Искренне радоваться каждому успеху ребенка.
  • Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.
  • Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.
  • Учитывать состояние и настроение ребенка.
  • Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.
  • Крепко удерживать образовательный и воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.
  • Получать удовольствие от общения с детьми.
  • Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.
  • Осуждать поступок, но уважать личность.
  1. Принципы личностно ориентированного обучения

Принцип целеполагания и мотивации. Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

  • на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;
  • на других - учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
  • на третьих - учителем на доске записываются только ключевые и вопросительные слова типа: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т. д., а учащиеся на основе данного составляют целостную картину целей на занятие.

Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом. Контрольная диагностика позволяет учителю объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

 Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.

Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания.

Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.

  1. Структура личностно ориентированного урока

При осуществлении любой деятельности (в том числе и учебной) учитель должен:

  • осознать цель своей деятельности, ее задачи и сориентироваться в условиях ее протекания;
  • выработать план действий в соответствии с результатами ориентировки;
  • реализовать намеченное;
  • осуществить самоконтроль, т.е. сопоставить результат с планом.

Для проведения урока от учителя требуется ряд умений:

  • умение организовать деятельность учащихся на каждом этапе урока (от постановки учебной задачи до получения задуманного результата), грамотно пользоваться способами обучения, избранными для достижения целей;
  • умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;
  • умение контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу урока вносить возможные коррективы.

Обучающие цели урока можно сформулировать так:

  1. получение новых знаний с опорой на ранее изученные материалы;
  2. введение новых понятий.

Мы знаем, что для более глубокого усвоения нового материала, необходимо иметь основу, это значит повторить ранее полученные знания. Образовательные цели урока позволяют поставить такие развивающие цели: развить у учащихся математическую речь, умение анализировать, логически мыслить. Необходимо продолжить воспитание у учащихся как доброжелательность, уважение к мнению других, умения слушать, делать адекватную самооценку, интерес к предмету, ответственность перед самим собой за свою обученность.

Исходя из этих целей можно спланировать следующие учебно- воспитательные моменты.

1Организационный момент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда.

2Создание «ситуации успеха». Он должен проходить через повторение изученного на прошлых уроках. «Ситуация успеха» внушает ученику уверенность в собственных силах. Появляется у детей желание достигнуть хороших результатов. На этом этапе учащиеся могут выполнить задание трех уровней сложности (уровневая дифференциация). Ученику дано право выбрать самому задание, исходя из своих возможностей. Затем каждый оценивает сам свою работу путем самопроверки. Анализирует свои ошибки, учитывает их, устанавливает причины. Это дает шанс еще раз проработать эту тему. Успех должен ощутить каждый ученик.

3. Постановка учебной задачи. Усвоение нового материала идет через создание проблемной ситуации и его решения. Опираясь на ранее изученный материал, дети вместе с учителем выявляют, что они знают, а чего еще не знают.

4. «Открытие» нового знания. На этом этапе каждый ученик должен включиться в поиск решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

5. Первичное закрепление. Главная задача этого момента - умение рассуждать. Дети опять же сами выбирают себе задания по осмыслению темы, по темпу – работу, по своим возможностям. Это позволяет дифференцировать задания, включить в работу активную познавательную деятельность каждого, воспитать доброжелательность, уважение друг другу через атмосферу в микрогруппах.

6. Самостоятельная работа. На этом этапе идет повторение, закрепление полученных знаний. Главной целью является тренинг выведенных алгоритмов действий, включаются некоторые новые элементы – это может быть систематизация изученного материала, его углубление, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем.

7. Подведение итога – традиционный момент. Учащиеся должны неплохо справляться с обобщением, оно необходимо, так как дисциплинирует, помогает повторить, закрепить на уровне обобщения. Этот этап включает:

  1. решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченные цели;
  2. анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;
  3. внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.

8. Этап нацелен на осознанное выполнение домашнего задания. Домашнее задание должно быть дифференцировано – по выбору.

Каждый этап урока должен быть тесно связан. Осуществление триединой цели должны способствовать все этапы: развитие математической речи, самопроверки, взаимопроверки, умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить – должны развиваться при решении «проблемной ситуации», подведение итога урока. Задачи воспитания осуществляются через создание дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников. В целом, урок должен представлять целостную систему.

Глава 11. Обобщение опыта по теме

К уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения предъявляется ряд требований, которым я стараюсь следовать.

Этап целеполагания

        Основная цель уроков данной педагогической технологии – повышение результативности урока через использование личностно ориентированного подхода в обучении и структуирования урока в соответствии с требованиями современности, тем самым создавая условия для проявления познавательной активности учеников.

Каковы средства достижения этой цели?

        Прежде всего, осуществляю комплексное планирование и реализацию задач развития, образования и воспитания на основе продумывания триединой задачи урока:

  • образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков;
  • воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
  • развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Этап актуализации субъектного опыта

Ключевым понятием личностно ориентированного обучения является Субъективный опыт учащихся, поэтому этап актуализации знаний связан с систематизацией и обобщением изученного, на этом этапе учитывается учебный математический опыт учащихся. Данный этап может сопровождается устной работой. Для этого использую, такие задания. Пример: “На доске прикреплены карточки с примерами и результаты этих примеров. Но результаты почему-то оказались перепутанными. По выбору кто, какой пример хочет, выбирает и находит к нему результат”. Пример: “Найди ошибку”. На доске записаны равенства, примерно 10. Ученику предлагается отыскать ошибку в решении (ответе) одного или нескольких заданий. Такие задания развивают воображение, внимание, память, мышление. Все задания содержат в себе элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у школьников к предмету и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения. Основу таких заданий составляют задания, связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

Этап изучения нового материала

При личностно ориентированном обучении основными образовательными источниками являются учебный предмет и процесс его освоения, поэтому изучение нового материала строится с опорой на учебный опыт учащихся, что обеспечивает их успешность при осуществлении поисковой или исследовательской деятельности.

При изучении нового материала стараюсь “заразить” ребят поиском решения той или иной проблемы. Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.

Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят понятия напрямую связанные с окружающей действительностью. Данные для условия задач ученики собирают сами.

Например, с помощью иллюстраций учебный материал можно сделать ярким и запоминающимся. При изучении темы "Пирамиды" не обойтись без обращения к одному из "чудес света" - египетским пирамидам. Оказывается, их геометрические параметры подчинены удивительным закономерностям, которые можно использовать для составления интересных и полезных задач.  Школьники гораздо более увлечённо вычисляют углы наклона боковых ребер и боковых граней к плоскости основания грандиозного сооружения, построенного в третьем тысячелетии до нашей эры, чем абстрактной пирамиды из типовой задачки.

Этап применения знаний

Можно использовать группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности.

К I - задания, соответствующие обязательным результатам обучения.

Ко II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе.

К III – задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к математике.

Перед началом выполнения, надо чётко пояснить каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показать значимость его выполнения, раскрыть критерии оценивания каждой карточки.

Уместно предложить выполнить самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов: а) полностью самостоятельно; б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске; в) с использованием учебника.

Этап проверки знаний

На данном этапе можно использовать различные тестовые задания, как на бумажном носителе, так и на электронном. Ученикам предоставляется выбор, с помощью какого источника им удобней выполнить задание.

Таким образом, предлагаемые тесты ставят ребёнка в ситуацию выбора такого задания, с которым ребёнок обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Для этого, после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя. На доске написаны ключи к заданиям, он проверяет их и оценивает. Если вдруг по каким-то причинам ребёнок поставил неудовлетворительную оценку, то учитель ее в журнал не выставляет, а оставляет за ним право еще раз подготовиться и выполнить тест.

Так же можно использовать листы взаимоконтроля, которые содержат перечень программных вопросов по изучаемой теме. Ученики отвечают на вопросы друг другу по очереди и взаимно оценивают друг друга.

Контроль учебной деятельности должен быть направлен на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков.

Для отслеживания этой динамики используются различные виды контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
  • прогностический, представляющий собой «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, ориентированный на оценку правильности, полноты и последовательности выполнения действий, составляющих решение той или иной учебной задачи;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом;
  • итоговый, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений.  

На этапе изучения нового материала, выполнения тренировочных упражнений, в процессе поисковой работы оценивать учащихся некорректно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведётся лишь наблюдение за ходом работы, за тем, как относится школьник к учению, какова его познавательная активность.

Если ученик не справился с заданием, необходимо выяснить причины, организовать необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предложить выполнить задание, аналогичное тому, с которым он не справился.

Этап “Домашнее задание”

 Любой урок, как правило, можно начать с взаимоконтроля домашнего задания. Один или двое учащихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего задания на доске (на перемене). Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания соседом, находят и исправляют ошибки, дают друг другу консультации по возникшей при проверке проблеме, высказывают свои мнения по вопросу выполнения задания соседом, кратко комментируют допущенные ошибки, обсуждают выполнение задания учащимися у доски, предлагают другой способ решения. Если задание несложное, то проверяется устно. Во время взаимопроверки домашнего задания учитель обходит класс, поощряет словом, оказывает помощь в случае необходимости, слушает ответы учащихся и дает свои комментарии к их ответам. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика

При задании на дом указывается не только тема, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляется право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала.

Этап «Рефлексия»

Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый ученик, и уже с учётом сказанного планируются следующие уроки, ведущие к новым знаниям.

Можно предложить продолжить фразу: «Сегодня на уроке я узнал…», «Сегодня на уроке я научился…», «Сегодня на уроке мне понравилось…»,

«Сегодня на уроке мне не понравилось…»,  «Сегодня на уроке мне не удалось…».

В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Для этого удобно задавать вопросы типа:

 “С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?”,  “Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?”, “Чему учились на уроке? Что помогало при этом?

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами

Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получится...”

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Выполняя работу, не забудьте о…..”

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Заключение 

Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей.

Технология личностно ориентированного обучения математике вовлекает каждого ученика в процесс само- и соуправления своим развитием.

 Литература

  1. Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике. //Математика в школе - 2007 - №1
  2. Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как "увидеть" на уроке математики личностно ориентированное обучение? //Математика в школе - 2007 - №4.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.
  4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование.// Педагогика - 1994 - №5.
  5. Фирсов В.В. Дифференциация обучение на основе обязательных результатов обучения. - М., Народное образование, 1994.
  6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005.
  7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Нетрадиционные формы контроля для формирования личностно ориентированных условий обучения математике

В данной работе приводятся примеры разных форм диагностики, которую может использовать учитель математики. Содержится блок с уроками алгебры (8 класс)...

Доклад "Развитие у обучающихся интереса к учению при личностно - ориентированном подходе обучения"

Доклад раскрывает основные условия развития интереса к учению у обучающихся и даёт определение успеха личностно - ориентированного урока....

личностно-ориентированный подход обучения математике

Наверняка, вы не раз обращали внимание, что все детки имеют различный уровень успеваемости в школе – кто-то схватывает материал на лету, не прилагая особых усилий, и радует родителей круглыми пят...

Современные личностно-ориентированные подходы обучения английскому языку.

Современные личностно-ориентированные подходы обучения английскому языку....