Личностно ориентированные технологии при обучении математике
учебно-методический материал на тему
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno_orientirovannye_tekhnologii_na_urokakh_matematiki.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.С. Ситнер ( Алейский район, село Кировское)
Личностно ориентированные технологии на уроках математики.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, поэтому перед учителем стоит главная задача: вовлечь каждого ребенка в учебную деятельность, сделать так, чтобы каждый ученик чувствовал себя на уроке «успешным».
Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.
Среди множества педагогических технологий, я выбрала «технологию разноуровневого обучения», «технологию адаптивной системы обучения» и «обучение в сотрудничестве». Эти технологии легко вписываются в традиционную систему обучения. Способствуют осуществлению индивидуально- дифференцированного подхода к обучению учащихся с учетом уровня их интеллектуального развития и подготовки по предмету, а также их способностей и задатков. Дают возможность учителю выступать в роли организатора самостоятельной, активной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника.
В своей работе я пользуюсь книгой «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией доктора педагогических наук, профессора Е.С. Полат (М., Академия, 2002) . А также учебным пособием Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» ( М., Народное образование, 1998).
Теоретическое обоснование данных технологий базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.
Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы ( Д. Кэрролл, Б. Блум и др.).
При использовании технологии разноуровневого обучения каждому ученику дается возможность овладеть учебным материалом школьной программы на разном уровне: А – базовый уровень, В – повышенный.
Класс делится на разноуровневые группы. Существуют критерии отбора учащихся в тот или иной уровень. Это могут быть результаты тестирования на достижение уровня базовой подготовки и желание самих учащихся. Перед разными группами ставятся различные цели: одни ученики должны достичь базового уровня математической подготовки, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями добиться более высоких результатов.
При такой технологии состав групп не может быть застывшим. Любому ученику дается возможность перейти из одной группы в другую и наоборот.
Работу в группах необходимо осуществлять на определенных этапах урока. Так при изучении новой темы, учитель должен работать со всем классом. Но после первичного закрепления, учащиеся могут приступить к дифференцируемой самостоятельной работе в группах. И в это время учитель выступает в роли консультанта и помощника.
Разноуровневые группы получают задания, различающиеся по содержанию и форме подачи. Задания в группе базового уровня содержат большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным нарастанием трудности. В группе повышенного уровня преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и применения нестандартных приемов решения. В каждой группе задания начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности.
В задания группам целесообразно включать и задачи развивающего, творческого характера.
Учащимся из базового уровня необходимо включать задания, содержащие инструктивный материал, а также упражнения, в которых приведены данные для самоконтроля.
Применение данной технологии способствует созданию в классе благоприятного психологического климата. У учащихся возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Каждый ученик чувствует себя «успешным». Дети перестают испытывать страх перед новыми задачами.
При использовании технологии обучения в сотрудничестве придерживаюсь мнения авторов этой технологии, что главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Обучение в сотрудничестве организовываю следующим образом: ученики разбиваются на малые группы по 4 человека ( разные по уровню обученности). Затем провожу объяснение нового материала, а затем предлагаю детям закрепить его в группах. Группам даю определенные задания, необходимые опоры. Задание ученики могут выполнять по частям ( каждый ученик – свою часть), либо по «вертушке» ( каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Затем каждый ученик объясняет выполнение каждого задания, а группа контролирует. Когда все группы выполнят задание, даю тест на проверку понимания нового материала. Задания теста выполняются индивидуально, вне группы.
Задания необходимо дифференцировать по трудности для сильных и слабых учащихся. Оценки за индивидуальное выполнение теста суммируются, общая оценка выставляется группе.
При такой работе каждый ученик( как сильный, так и слабый) может принести группе одинаковые баллы.
Помимо такой организации обучения в сотрудничестве, класс можно разбивать и на однородные группы по 3-5 человек. Каждая группа выполняет одно задание, которое является подзаданием какой- то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала.
Данную технологию можно использовать и при проверке домашнего задания, при подготовке к контрольной работе и др.
Центральное место в адаптивной системе обучения (АСО) занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение рассматривается не только как результат, а как процесс, поэтому особое внимание уделяется формированию общеучебных умений и навыков.
Учитель работает в двух режимах:
а) обучает всех учащихся ( объясняет, сообщает новое, показывает, тренирует);
б) работает индивидуально с отдельными учениками ( управляет самостоятельной работой учащихся; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу).
Учение в условиях АСО становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: решение задач разного уровня, выполнение самостоятельных работ; использование дополнительных источников.
При такой технологии возможно осуществление контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.
В данной системе работает многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся; ученик – коллектив учащихся.
Принципы технологии АСО:
- Объяснение нового материала
Этот этап надо оптимизировать:
- выбрать необходимый теоретический материал, предусмотренный стандартами образования и программой;
- материал давать укрупненными блоками;
- целесообразно использовать средства наглядности;
- научить учащихся грамотно фиксировать новую информацию в тетрадь;
- разобрать с учащимися типичные задания, со всем классом проработать их.
2. Закрепление и отработка материала
Этот этап работы строится как активная самостоятельная деятельность учащихся. Учитель настраивает класс на самостоятельную работу, положительные эмоции.
Предварительно актуализирует знания учащихся.
Самостоятельная работа учащихся предполагает общение и организуется в парах или малых группах.
Таким образом, работа по адаптивной системе способствует созданию комфортной обстановки и ситуации успеха, которые в целом стимулируют желание учиться.
В качестве основных принципов при работе по этим технологиям во внимание беру следующее:
1) всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
2) взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
3) неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным
( Крушельницкий Е., Жериков Е. «Для тебя и о тебе» - М., 1991).
Внедрение данных технологий в учебный процесс способствует активизации мыслительной деятельности учащихся; созданию положительной мотивации к учению; развитию взаимоответственности; способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей.
Литература
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования; - М.: Академия, 2002.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения; - М.: Просвещение, 1995.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии; - М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся
Статья "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
Применение личностно- ориентированной технологии при обучении математике
В данном материале дана характеристика этой педагогической технологии , указаны преимущества перед другими технологиями. Приведены примеры из практической деятельности преподавателя...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Ревнякова Татьяна Сергеевна учитель математики МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко, кто просто плавно вместе со всем классом пер...
Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...
Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении математики с использованием информационных технологий
отчёт по самообразованию...
Доклад на тему: «Использование технологий личностно-ориентированных технологий на уроках математики.»
Использование технологий личностно-ориентированных технологий на уроках математики....