использование личностно-ориентированной технологии в обучении игре на инструменте
методическая разработка по музыке по теме

данный реферат  раскрывает актуальность  личностно-ориентированной технологии приу обучении игре на музыкальном инструменте в колледже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orient._po__bayanu.docx105.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ  СПО «Старицкий колледж»

«Использование

личностно-ориентированного подхода

в  обучении игре на  баяне»

 Соловьёва В.П.

 

        

                     (выступление на научно-практической конференции 2.02.12г)

     

 

Г.Старица  2012г

 1. Актуальность. 

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.  В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что  «важнейшие задачи воспитания - формирование в учащихся  гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда…»  

 Целью российского образования в настоящее время выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию.                                                                                                                            Кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют, что  учащиеся в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности.   Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистре-бления и так называемых «черных дыр», которые засасывают человека физически и духовно?                                                                                                Во все времена об этом проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка. Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.                                                                      Сегодня нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого  учащегося, - только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.          От педагога зависит то, насколько ожидаемые перемены останутся в форме

произнесенных пожеланий или дадут, наконец, долгожданное новое качество — разворот в сторону личной ответственности и творчества. Конкретно появление нового качества сознания педагога может возникнуть лишь в творческой атмосфере, и именно тогда, когда директивной останется только главная  цель педагогики — это воспитание свободомыслящего и гармонически развитого гражданина страны.  

    Таким образом, актуальность представленной работы обусловлена следующими причинами:

  1. необходимость в учёте индивидуальных особенностей и потребностей учащихся в получении начальных навыков овладения игрой на инструменте;
  2. проблемы, возникающие в отношениях:

( между педагогом и учащимся;  музыкальной программой  и учащимся;   учащимся и окружающей его средой);

  1.   музыкальные данные учащихся,  обучающихся в  колледже;

2. Методика обучения  игре на инструменте с учетом личностно-ориентированного подхода. 

 Отличительной особенностью музыкально-педагогического общения в исполнительском обучении является его индивидуализация, преобладание индивидуальных занятий. В условиях индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте, где все знания и умения передаются одному конкретному ученику, а не рассчитаны на средний уровень  группы, предоставляется благоприятная возможность реально учитывать индивидуальные способности и личные качества ученика, выбирать формы и способы взаимодействия, соответствующие его интересам и характеру. Другая особенность музыкально-педагогического общения заключается в преобладании эмоционально-эстетического воздействия. Творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства 

художественных ассоциаций. Музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека и тем самым служит одним из важных средств формирования убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыке. Отсюда следует, что обучение музыке и исполнительству, даже тогда, когда учитель занят теоретическим анализом или объяснением исполнительских приемов должно быть эмоционально наполненным.                                                                            Личность учащегося формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляется в виде психофизиологических особенностей. Обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, способность к достижению поставленной цели.

   Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств,  провозглашается главной целью обучения и воспитания.            

 В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:                                                                гуманно-личностные технологии;                                                               технологии сотрудничества;                                                                     технологии свободного воспитания;                                                   эзотерические технологии.

 

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина- Библера, где обоснованно ею идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. "Диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все   отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение  Где начинается сознание, там начинается и диалог" (В. С. Библер).                                                                                                                         В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.                              Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления -~ к самоуправлению. Основная установка педагога ~ не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности  учащихся еще                                                                            

недостаточны,  чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами.  Им нужны педагогическая помощь и поддержка.                                                                                                                 Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.                                                                          Чтобы поддерживать  учащегося,   педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию   всего, что     происходит с учащимся; мудро относиться к  его поступкам;   не думать о нем плохо, несправедливо и,  не ломать  его индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, помня о том, что  учащиеся находятся в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.   Поскольку вся работа по музыкальному  воспитанию связана с изучением музыкального материала, деятельность педагога требует не только знания характера произведения, его выразительных и исполнительских средств, но и умения образно исполнять изучаемые студентом произведения. Музыкальное исполнительство, то есть показ педагога на инструменте, был и остается основным методом музыкальной педагогики, важнейшим средством воздействия, каналом звуковой музыкальной информации Именно в исполнительстве наиболее ярко проявляется творческая направленность деятельности педагога.                                                                                                    В зависимости от определенных обстоятельств урока, складывающихся ситуаций общения  показ  приобретает  различные  формы.  Возможны,  например,  показ-прослушивание (как должно звучать), показ движений (как надо сделать), показ форм работы (как надо учить),  показ-обсуждение, показ-копирование, показ всевозможных исполнительских приемов.   Особое место в процессе работы над музыкальным произведением занимает показ-прослушивание.  Ведь, исполнение  педагога важно в первую очередь потому, что содержание любого, даже самого простого произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом.                                                       Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными

способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности . Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.                                                 Невербальный компонент коммуникации традиционно считается важнейшим аспектом  любого вида общения. Приступая к анализу невербальных средств коммуникации в индивидуальном исполнительском обучении, считаем необходимым отметить, что наряду с традиционными   средствами невербальная система техники музыкально-педагогического общения  включает новый, свойственный лишь этому виду общения элемент – собственно музыку, в формах педагогического показа и исполнительства учащихся. (Общая классификация невербальных средств дана  ниже).

 Задача педагога - создание максимально благополучных условий для развития  и самосовершенствования обучаемого, для совершенствования процесса преподавания  при включении каждого занимающегося  музыкальной  деятельностью в творческий процесс на основе личностно ориентированного подхода и  устойчивой потребности каждого учащегося творить.                                                                                                                                        3.  Инновационная направленность.                                                                Личностно-ориентированный подход – это способ реализации содержания дифференцированного обучения  игре на инструменте

посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающих эффективное достижение цели образования.

Инновационная направленность  моего педагогического опыта это повышение мотивации учебно–воспитательного процесса с учетом личностно-ориентированного подхода. В  свете современных требований, которые складываются под влиянием ускоренных темпов развития общества и повсеместной информационной среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы.  В изменчивых условиях экономического и социального развития учащиеся должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем музыкальных  знаний, быть способными совершенствовать их и, по возможности, применять  на протяжении жизни. Чтобы сформировать творчески активную  личность необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего  познавательную, коммуникативную и личностную активность. И рядом должен быть компетентный наставник.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Моя методика представлена описанием использования личностно-ориентированного подхода на уроках обучения игре на  баяне. Новизна методики состоит в комбинировании элементов традиционной педагогики   с  личностно ориентированными и гуманно-личностными технологиями.  К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у   учащихся

положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен. Используя эти требования, я не только обучаю  владению инструментом, но и воспитываю потребность и умения самостоятельно заниматься музыкой. Совместную работу педагога и студента над музыкальным произведением можно определить как процесс сближения точек зрения, процесс сотворчества и сотрудничества. Творчески взаимодействуя с учеником, помогая ему сделать искусство близким и понятным, педагог  одновременно использует два языка - музыкальной и словесный. Таким образом, музыкально-педагогическое  общение выступает как многоканальный процесс, комплексное музыкально-словесное общение, состоящее из поочередно разворачивающихся элементов: слово учителя, высказывания ученика, показ педагога, исполнение произведения учеником.

Моя задача заключается в том, чтобы помочь каждому  осознать свои способности, создать условия для их развития,   осуществляя личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

4. Методологической основой методики преподавания являются:

  1. работа по совершенствованию личного опыта и использованию новых технологий  в преподавании  
  2. формирование у учащихся устойчивого интереса и потребности к самостоятельным занятиям

  Учитывая, что по современным стандартам индивидуальные занятия музыкой не предусмотрены, а  по учебному плану у будущих учителей начальных классов остаётся факультатив,   программу составляю с таким расчётом, чтобы предоставить возможность  учащимся с самыми разными способностями проявить себя и приобщиться к музыкальной культуре.

Непременным условием подлинного педагогического творчества, считаю  способность  ценностного отношения педагога к ученику, любовь к нему. «Быть любимым — это значит быть самым существующим из всего и всех».     Мои уроки ориентированы на личные показатели  студента. Для этого в первую очередь:

- вижу в каждом  студенте  личность;

- создаю ситуацию успеха;

- понимая причины незнания, устраняю их, не нанося ущерба их достоинству, т.к. личность  студента  интересует меня  всерьез и не меньше, чем  овладение им инструментом.

 Суть предложенного подхода сводится к следующему:

- трудности роста личности в области музыкального искусства, проблемы, возникающие в отношениях между мною и  студентом,  программным материалом и  студентом,  студентом и окружающей средой, свидетельствуют о том, что сложившаяся практика воспитания, развития и обучения не составляет необходимого единства в своем воздействии на личность  студента, овладевающего инструментом;

      - преобладание внешних мотивов успеха учащихся над внутренними, а планово-количественных показателей над содержательными приводит  педагога к «защитной» деятельности, а это, в свою очередь, ослабляет творческие возможности  преподавателя и  учащегося.

5. Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность заключается в применение дифференцированного обучения и внедрение в практику разноуровневых программ; организация учебного процесса на основе изучения  индивидуально-психологических особенностей личности учащихся; развитие способностей посредством творческих заданий; качественный отбор учебного материала – современного  школьного репертуара.  

Думаю, что результат  педагогического процесса зависит от учителя. Ничто  не заменит личности преподавателя, живого общения, умения

организовать процесс получения знаний. Важен личный пример учителя, его стремление совершенствовать свою ценностно-смысловую  компетенцию, расширять свой кругозор. 

Цель педагогического процесса – воспитать гармонически развитую  личность на основе личностно-ориентированного подхода.

Главной сегодняшней задачей личностно-ориентированного подхода в музыкальном образовании будущего  выпускника является человек с высоким художественно-эстетическим потенциалом и активной жизненной и гражданской позицией  -  не только потребителя,  но  и  возможного  производителя  духовных ценностей: музыканта-любителя, владеющего исполнительскими  навыками, пропагандиста музыкальной культуры. Активно участвовать в   художественной самодеятельности, «учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а  для того, чтобы стать лучшим в любой профессии, образовывая, воспитывая, готовя себя к жизни».

Опыт индивидуальной педагогической работы на основе общепринятых методик и методических разработок по музыкальному образованию, не может  учитывать индивидуальные особенности отношений педагога с  обучающимся музыке студентом, поскольку они составлены с учетом наиболее общих закономерностей. Кроме того, и сам методически насыщенный опыт не передается в необходимой полноте, что приводит к понижению значения музыкально-педагогической профессии. Результатом такой работы являются чаще всего разочарованные в музыке дети, подростки, а порою и взрослые люди.    

     За годы педагогической практики  мною было изучено много методической литературы. Для педагога-исследователя важно знать сложившиеся сегодня подходы к исследовательской деятельности и опираться на них.  Деятельностный подход ориентирует  преподавателя на исследование учебной деятельности воспитанников. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств    обучающихся. Без личностного подхода не может существовать диалога между преподавателем и учеником.  Такой подход ориентирует на формирование ценностного отношения к  учащемуся как человеку, что, в свою очередь, и требует исследования условий

развития человеческого в человеке, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, его интеграции в общество. Систематизация  педагогического  опыта требует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи.

Приступая к  занятиям, я определяю:  наличие желания научиться играть на инструменте и музыкальных способностей   обучающегося,   развитость речи и пальцевой моторики, психофизические особенности обучающихся.  Далее наступает планирование развития учащегося не только в плане  обучения игре на инструменте, но и его человеческих качеств.  

        На обычном уроке регулирование нагрузки осуществляю за счет продуманного подбора средств, методов обучения. Главной точкой отсчета на уроке  -  личность  учащегося. Хочется подчеркнуть что, говоря о личности учащегося как центральном моменте художественно-педагогического процесса в его отдельной фазе — уроке, я имею в виду не столько то, что его выделяет,  обособляет от мира, сколько то, что его с этим миром объединяет. Чаще всего у него еще недостаточно развит личностный подход к искусству,    его музыкальные способности,   жизненный опыт, отсутствуют собственные приемы и способы работы. Вот тут-то и  надо проявлять свои   педагогические качества:

а) предвиденья «зародыша» эстетической позиции, соединимого с музыкальным произведением;

        б) умения включить жизненный опыт учащегося (учебно-познавательную компетенцию) в его актуальные отношения с миром и направить на выработку своей   концепции исполняемого произведения (это творчество и мастерство педагога);

     в) желание сориентировать на  учащемся все свои усилия на уроке, жертвуя своим временем, энергией, волей, зачастую в ущерб своему социальному утверждению, своим выступлениям и т.п.

        Так начинается познавание ученика, его особенностей.  Это позволяет находиться  в постоянном процессе исследования спектра своих отношений с учеником и последнего — с произведением.  

Я считаю, в воспитании человека многое зависит от  отношений учитель — ученик.  При неотягощенном взгляде на педагогический процесс в музыкальном обучении и на положение в нем  учащегося как музыканта можно заметить, что положение  его как бы осуждено на постоянное неблагополучие. Вопрос этот не прост.   Всякий раз обращаясь к новому произведению, начинает свой путь из хаоса, которым ему представляется содержание, прочитывая с листа едва-едва внешний слой текста, который даже как нотный текст достаточно сложен, не говоря уж о глубинах и тайнах подтекста. Трудности учащегося, связанные с освоением музыкального произведения закономерны и приемлемы. Но совершенно не приемлемы трудности отношений с педагогом, когда он находится в позиции судьи? Я считаю, что  именно это является причиной появления комплексов личности, а попросту — закрытие канала свободы, раскрепощенности, без которых творчество немыслимо.

Моя позиция, как преподавателя -  это диалог, авансирование равноправия. Личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога.  Другие позиции педагога — наставник, руководитель, авторитетный специалист, репетитор, и т.д. - оказывают оперативную и случайную помощь.  Чаще всего такие взаимоотношения  приводят к разделению обучения и воспитания и не могут содействовать организации продуктивного диалога  

Этот  принцип может быть применен только творческим усилием педагога, который и создает условия развития, развиваясь сам. Часто в диалоге с учеником я, при необходимости,  ставлю себя в такое же уязвимое положение, в котором часто пребывает и ученик в его проблемах в связи с постижением музыкального произведения. Необходимо заметить, что позиция развивающегося педагога пока не является традиционной. Но ведь нетрадиционной является и демократизация профессионального музыкального образования. Зато традиционными являются большие упущения в детском общем и музыкальном воспитании, когда у желающих получить профессиональное музыкальное образование подростков оказываются разрушенными или угнетенными собственно творческие

способности (а не   сенсорные — музыкальный слух, память и т.п.) (пример с Феоктистовой В.) Известен оптимизм советской музыкальной педагогики, предполагающий, что большинство молодежи может обучаться музыке. Часто не

учитывается, что личность молодого человека деформирована излишним прагматизмом, поп-культурой, а воспитательное наследство близких взрослых негативно: неврозы, комплексы личности, ригидность, неадекватная направленность личности.  Подлинное музыкальное обучение и воспитание — целостный процесс, где издержки в личностном развитии весят больше, чем технологические достижения в освоении музыкального инструмента. В сложившейся ситуации перестройки заметно повышаются требования к музыканту-педагогу в том смысле, что даваемый им урок   несет в себе и элементы музыкальной терапии. При этом недостаток эмоциональной

культуры становится тормозом не только общего развития, но и музыкального мышления. 

6. Психологическая целесообразность предлагаемой методики.

В личностно ориентированном образовании психология личности обучаемого занимает важное место. В педагогике, психологии и философии понятие «личность», «индивид», «субъект» являются рядоположенными, хотя каждое из них имеет определенную специфику. Л.И.Божович считает, что личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психологического развития.В  педагогическом воспитательном процессе личностный способ отношения ученика к музыкальному произведению педагогом не передается и наглядно не показывается. Но педагог может создать соответствующие психологические благоприятные условия. Вот что говорили по этому поводу выдающиеся музыканты-педагоги: «В области музыкального исполнительства учитель должен дать ученику основные общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно...»; «Что может сделать педагог? В лучшем случае — открыть дверь. Но ученик должен сам пройти через нее». Свою рабочую подпрограмму обучения игре на  баяне   основываю  на концепции личностно-ориентированного  процесса с разными музыкальными способностями.   Уроки планирую с  учетом психологических и физических особенностей каждого учащегося. На каждом уроке при выполнении программы соблюдаю дидактический принцип «от простого к сложному».  Программы усложняются  в зависимости от того, как

овладевают учащиеся исполнительскими навыками. Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому я стремлюсь самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность. Для этого использую приемы обучения  - словесные методы обучения, наглядные (сделаны   наглядные пособия, без которых невозможно объяснить процессы в музыке) и практические (показ практических решений на инструменте), проблемно-поисковые, исследовательские, в планах -   использование приемов    информационно-коммуникативных технологий.    

Обратившись к музыкально-педагогической практике, хочется отметить, что успешное постижение музыкального произведения, его удачная интерпретация учеником — лишь частный случай музыкально-художественного развития. Но частный случай до тех пор, пока факторы, обеспечивающие эстетическое качество (фразировка, характер звучания, взаимоотношение темпов и кульминации — форма и т.п.), подсказываются педагогом. Творческое сознание ученика заключается не в его умении быстро схватывать замечания педагога, а в том, что он, находясь в диалогическом отношении с педагогом, с музыкальным произведением, приобретает личностный способ отношения к последнему. Ученик в результате  оказывается способным создавать субъективную эмоционально-образную программу как порожденную им форму существования музыки. Могу предположить, что этим моментом и отмечается начало художнической самостоятельности (звукоряд  с исполнением нарастающей динамики  -1 курс, в дальнейшем довольно легко применяют динамические оттенки при исполнении музыкальных произведений, самостоятельный выбор школьных песен, их анализ). Таким образом, предлагаемая методика учитывает психологические и физические особенности обучающихся.

7. Социальная направленность методики преподавания. 

Разработка частной модели инновационного педагогического опыта «Использование личностно-ориентированной технологии подхода в  обучении игре на  баяне» стала фундаментом серьезной и целенаправленной работы,     интересной и чрезвычайно актуальной. В основу образовательного процесса положены следующие научные идеи компетентностного подхода:

  необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей;

- интерпретация содержания образования по критериям результативности;

- интеграция учений и знаний, относящихся к музыкальной  деятельности;

- внедрение   информационно-коммуникативных технологий (в перспективе).

 Необходимо сочетание традиционно академического образования с современными требованиями музыкальной педагогики в свете  современных образовательных технологий.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели   выдвинуты следующие задачи:

-  изучить и проанализировать условия для индивидуальной самореализации учащихся;

- провести диагностику среди учащихся на выявление уровня  сформированности ключевых компетенций;

-    осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики исполнительского мастерства;

-    разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;

   На уроках используются наглядно-иллюстративные материалы, подготовленные мною  в помощь учащимся, такие как: таблицы готово-выборной клавиатуры; схемы  расположения левой и правой клавиатур, появления ключевых знаков, информация о композиторах, пишущих для     баяна; упражнения на различные виды ведения меха; упражнения на динамику; краткие сведения о музыкальных жанрах;    создана библиотека по репертуару.

          8. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Благодаря методике преподавания, эффективность  образовательного процесса повышается, так как у обучающихся с каждым уроком формируются навыки исполнительского мастерства, развиваются лидерские и организаторские качества, приобретаются новые умения и ценностные установки. В едином образовательном пространстве, улучшается психологический микроклимат.  

Для оценки учебных достижений существуют традиционная  форма – итоговый контрольный урок в конце семестра, который показывает уровень овладения ключевыми компетентностями (использую метод совместной деятельности: игра учащихся одной группы друг перед другом. Положительное - умение сконцентрироваться, преодоление внутреннего страха, развитие навыка исполнительства, умение держаться перед публикой – классом, демонстрация успеха, видение будущего результата, мотивация обученности.)

Надпредметные понятия обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности (игра в лагере «Компьютерии» Леонтьевой Л., Степановой Д.- в деревне, частушки)

-общественно полезный социальный опыт обеспечивается через практическую деятельность учащихся, присутствующую как в урочной, так и во внеурочной деятельности образовательного процесса. Опыт показывает, что наиболее адекватной поставленным задачам и предъявляемым требованиям к современной системе оценивания учащихся, является «портфолио» (или портфель личных достижений) учащегося. Это делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать   и оценивать собственные образовательные достижения.  

-отслеживаю  индивидуальный прогресс учащихся в течение   периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;

 . В результате индивидуализации и реализации личностно-ориентированного подхода,   у обучающихся формируется уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности обучающегося, как субъекта образования. Я считаю, что важна роль мотивации действий: понимание, чему научатся в процессе работы (целеполагание чаще даю сама, а задачи  формулируем вместе, в диалоге ).

 В связи с этим, приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

 Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим, всегда приносит конкретный результат – индивидуальное развитие.  

         9.   Основные показатели педагогической  деятельности.

Как правило, несколько наших выпускников по окончании колледжа получают предложение проводить в школе уроки музыки. Могу назвать и ряд примеров: выпускница 90-х Пилипенко Ф., Козырев Н., Витяхов Н.,  Андреева С., -80-х, и т.д. Каждый год на районном смотре художественной самодеятельности можно видеть выступления наших выпускников поющими, играющими, т.е. владеющими исполнительскими  навыками,   активными участниками  художественной самодеятельности, пропагандистами музыкальной культуры.

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно- ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы, которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:

1.повысить мотивацию учащихся к обучению;                                                     2. повысить их познавательную активность;                                                3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е.

учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;                                  4.  создать условия для самостоятельного управления ходом обучения; 5.  дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;             6.  вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;                                                                                                7. отследить динамику развития учащихся;                                                 8. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого  учащегося.

Список литературы

1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования   Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000г.                                                                                                   2.Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе.  Новокузнецк, 2000г.                                 3.Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников   Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999г.                                                                                                  4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)   М.  «Дело», 1994г.                                                                                5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие   М.: Народное образование, 1998 г.                                                                        6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология:  Волгоград  1994г.                                                                                                    7. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование   М.: ТЦ Сфера, 2003г.                                          8.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе  М.:   1996г.                                                                                                     9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе  М. 2000г.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование личностно-ориентированного подхода в обучении игре на аккордеоне»

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.  В "Концепции модернизации российского образова...

личностно-ориентированная технология в обучении игре на инструменте

в презентации отражена личностно-ориентированная технология при обучении игре на инструменте (баяне)...

Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.

В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...