рабочая программа по геометрии-9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме
В рабочей программе имеются разделы: пояснительная записка, цели и задачи курса , требования к математической подготовке, содержание программы, календарно- тематическое планирование, средства контроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_g-9_kl.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
«Рассмотрено» руководитель ШМО _______ /____________/ протокол № от ____ ___________ 2013 | «Согласовано» зам директора по УВР МБОУ СОШ №6 _____________ /_Никитина И.В/ _____ _____________ 2013 | «Утверждаю» директор МБОУ СОШ №6 _________ /_Юрьева О.В./ приказ №_____от _____ ___________ 2013 |
Рабочая программа
по геометрии для 9 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Клепикова Е.И.
учитель математики
г. Павлово
Рабочая программа по геометрии
для 9-го класса
Количество часов в неделю: 2 часа
Количество часов в год: 68 часов
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы; авт. составитель : Т.А. Бурмистрова М: Просвещение,2009.
Учебник: Геометрия 7-9, автор Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов,2008
В программу внесены следующие изменения:
-так как контрольная №1 попадает на последний день четверти, то она будут проводиться между 2 часами , которые отводятся на тему «Решение задач»
-по календарному плану в 9 «А» отводится 69 часов вместо 68
Цели изучения курса геометрии 9 класса:
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления. Интуиция. Логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание в значимости математики в жизни.
Цели изучения курса геометрии 9 класса представлены в таблице:
Глава | Цели изучения главы |
Векторы | Сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение векторов к решению простейших задач. |
Метод координат | Расширить и углубить представления о векторах и операциях над ними, показать учащимся применение координатного метода к решению простейших задач. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | Познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников. |
Длина окружности и площадь круга
| Расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. |
Движения | Познакомить учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом. |
Начальные сведения из стереометрии | Дать учащимся начальные представления об основных видах многогранников и телах вращения. |
Об аксиомах планиметрии | Дать учащимся представления о построении курса геометрии 7-9 классов. |
Содержание программы учебного курса
Глава | Содержание программы |
Векторы | Понятие вектора. Длина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные вектора. Трапеция. Средняя линия трапеции. |
Метод координат | Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение. Уравнение прямой. Уравнение окружности. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | Синус, косинус, тангенс углов от 0⁰ до 180⁰, приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. |
Длина окружности и площадь круга | Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Формулы, выражающие площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Площадь круга и площадь сектора. |
Движения | Отображение плоскости на себя. Примеры движения фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. |
Начальные сведения из стереометрии | Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Шар и сфера. Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формула площади поверхности цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. |
Об аксиомах планиметрии | Аксиомы взаимного расположения точек и прямых. Наложение. |
Учебно- тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Авторское распределение учебного времени | Фактическое распределение учебного времени |
1. | Векторы | 8 | 8 |
2. | Метод координат | 10 | 10 |
3. | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 11 |
4. | Длина окружности и площадь круга | 12 | 10 |
5. | Движения | 8 | 8 |
6. | Начальные сведения из стереометрии | 8 | 6 |
7. | Об аксиомах планиметрии | 2 | 2 |
8. | Повторение. Решение задач. | 9 | 13 |
В календарно-тематическом плане на изучение главы «.Повторение» добавлено два учебных часа, Эти часы взяты из главы «Начальные сведения стереометрии», в которой было 8 часов (по авторской программе), а стало – 6 часов. Эти часы направлены на решение задач ГИА и проведение тестовых работ
Требования к математической подготовке учащихся:
В результате изучения математики учащиеся должны:
Знать/ понимать:
- Существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Уметь:
- Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
- Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- Проводить операции над векторами; вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0⁰ до 180⁰;определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат;
- Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- Расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- Решению геометрических задач с использованием тригонометрии;
- Решению практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
- Построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематическое планирование по геометрии – 9 класс
Всего 68 часов. 2 часа в неделю.
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
По плану | фактически | ||||
8 часов | Векторы | ||||
1. 2 | 2 часа | Понятие вектора | Сентябрь 2,4 (3,7) | ||
3 4 5 | 3 часа | Сложение и вычитание векторов | 9,11,16, (10,14,17) | ||
6 7 8 | 3 часа | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 18,23,25 (21,24,28) | ||
10 часов | Метод координат | ||||
9 10 | 2 час | Координаты вектора | 30,октябрь 2 (1,5) | ||
11 12 | 2 часа | Простейшие задачи в координатах | 7,9 (8,12) | ||
13 14 15 | 3 часа | Уравнение окружности и прямой | 14,16,21 (15,19,22) | ||
16 | 1 час | Решение задач | 23, (26) | ||
17 | 1 час | Контрольная работа № 1 по теме: «Метод координат» | 28, (29) | ||
18 | 1 час | Решение задач | 30(12) | ||
11 часов | Соотношение между сторонами и углами треугольника.Скалярное произведение векторов - | ||||
19 20 21 | 3 часа | Синус, косинус и тангенс угла | Ноябрь 11,13,18, (16,19,23) | ||
22 23 24 25 | 4 часа | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20,25,27, (26,30) Декабрь 2 (3,7,) | ||
26 27 | 2 часа | Скалярное произведение векторов | 4,9, (10,14) | ||
28 | 1 час | Решение задач | 11(17) | ||
29 | 1 час | Контрольная работа № 2 по теме: « Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 16 (21) | ||
10 часов | Длина окружности и площадь круга | ||||
30 31 32 33 | 4 часа | Правильные многоугольники | 18,23,25,(24,28,) Январь 13,(14,18) | ||
34 35 36 37 | 4 часа | Длина окружности и площадь круга | 15,20,22,27 (21,25,28,1 февр) | ||
38 | 1 часов | Решение задач | 29 (4,) | ||
39 | 1 час | Контрольная работа № 3 по теме: «Длина окружности и площадь круга» | Февраль 3 (8) | ||
8 часов | Движения | ||||
40 41 42 | 3 часа | Понятие движения | 5,10,12 (11,15,18) | ||
43 44 45 | 3 часа | Параллельный перенос и поворот | 17,19,24 (22,25,1 март) | ||
46 | 1час | Решение задач | 26 (4) | ||
47 | 1 час | Контрольная работа № 4 по теме: «Движения» | Март 3 (11) | ||
8 часов | Начальные сведения из стереометрии | ||||
48 49 50 51 | 4 часа | Многогранники | 5,10,12,17 (15,17,22, 1 апр) | ||
52 53 | 2 часа | Тела и поверхности вращения | 19, Апрель 2 (5,8) | ||
54 55 | 2 часа | Об аксиомах планиметрии | 7,9 (12,15,) | ||
56 * * 68 | 13 часов | Повторение. Решение тестовых задач ГИА | 14,16,21,23,28,30, (19,22,26,29) Май 5,7,12,14,19,21 (3,6,10,13,17,19,24) | ||
Итого-69(68) |
–
Учебно-методические средства обучения
Учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С, Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.] – М.: Просвещение, 2009.
Методические пособия для учителя
- Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителя. / [ Л.С.Атанасян, В,Ф, Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2009.
- Уроки геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Л.С. Атанасяна и др. / В.И. Жохов и др. – М.: Вербум-М, 2004-2009.
- Геометрия. 9 класс: поурочные планы к учебнику Л.С. Атанасяна и др. / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. /Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2010.
- Устные проверочные и зачетные работы по геометрии для 7-9 классов. / А.П. Ершова и др. – М.: ИЛЕКСА, 2009.
- Геометрия: задачи на готовых чертнежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Геометрия: Задачник-практикум для 9 класса ( к учебнику Л.С. Атанасяна и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004-2010.
- Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Учимся решать задачи: учебное пособие / Б.И. Вольфсон, Л.И. Резницкий. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
Дидактические материалы
Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. / Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 2010.
- .
Цифровые образовательные ресурсы
- Уроки геометрии. 9 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
Планиметрия. 7-9 классы. – М.: «Фирма 1С», 2011.
Интернет-ресурсы представлены в таблице:
№ п/п | Название | Электронный адрес |
1. | МО и Н РФ | www.mon.gov.ru |
2. | Российский образовательный портал | www.school.edu.ru |
3. | Федеральный институт педагогических измерений | www.fipi.ru |
4. | Московский институт открытого образования | www.mioo.ru |
5. | Интернет-поддержка учителей математики | www.math.ru |
6. | Сеть творческих учителей | www.it-n.ru |
7. | Сайт журнала «Математика в школе» | matematika@schoolpress.ru |
8. | Единая коллекция образовательных ресурсов | http: / school.collection.informatika.ru |
9. | Журнал «Математика» ( приложение к газете «Первое сентября») | www.mat.1september.ru |
10 | www.alexlarin.net | |
11 | www.infourok.ru |
Дополнительная литература
- Геометрия. 7-11 классы. Справочные материалы. / В.И. Литвиненко, Г.К. Безрукова. – М.: Мнемозина, 2008-2011.
- Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия / Е.М. Рабинович. – М.: ИЛЕКСА, 2010.
- Математика: 7-9 классы. Основные понятия, формулы, графики. Пособие для учащихся. / Сост. А.А. Лаврентьев. – МС.: Школьная пресса, 2005.
- Геометрия в таблицах. 7-11 кл.6 Справочное пособие / авт.- сост. Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский. – М.: Дрофа, 2010.
- Геометрия в таблицах и задачах: планиметрия: для школьников / О.Н. Пирютко: Аверсэв,2008.
Средства контроля
Контроль за усвоением учебного материала осуществляется через входящий, промежуточный, проверочный, итоговый.
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
Контрольная работа № 4 по теме «Движение»
Итоговая тестовая контрольная работа
Инструментарий по отслеживанию результатов
- Контрольные работы по геометрии для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений: кн. для учителя / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2010.
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. / А.П. Ершова и др. – М.: ИЛЕКСА, 2010.
- Контрольные работы по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г.И. Ковалева, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2008-2011.
- Задачи по геометрии. 7-11 класс: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Просвещение, 2009.
- Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2012. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие /Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. – Ростов-на- Дону: Легион-М, 2011
- Геометрия. 9 класс. – М.: «Фирма 1С», 2011.
- ГИА 3000 задач с ответами. Математика под редакцией А.Л. Семенова, И.В.Ященко издательство «экзамен» Москва.2013
- Математика .Учебно- тренировочные тесты по новому учебному плану ГИА.:алгебра, геометрия, реальная математика . Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. – Ростов-на- Дону: Легион-М, 2013,128с
Итоговая контрольная работа (I четверть)
Вариант 1
- Постройте два неколлинеарных вектора . Постройте векторы:
а) ; б) .
- Дан параллелограмм ABCD. Точка O – пересечение диагоналей. Найдите:
а) сумму векторов и , и ;
б) упростите выражение: .
- В равнобедренной трапеции высота делит большее основание на отрезки, равные 5 и 10 см. Найдите среднюю линию трапеции.
Вариант 2
- Постройте два неколлинеарных вектора . Постройте векторы:
а) ; б) .
- Дан прямоугольник MNPQ. Найдите:
а) сумму векторов и , и .
б) упростите выражение: .
- В равнобедренной трапеции один из углов равен 600, боковая
сторона равна 8 см, а меньшее основание 7 см. Найдите среднюю линию трапеции.
Контрольная работа по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Вариант 1
- В треугольнике ABC , , . Найдите AС.
- Две стороны треугольника равны 7 см и 8 см, а угол между ними равен 1200. Найдите третью сторону треугольника.
- Определите вид треугольника ABC, если A (3;9), B (0;6), C (4;2).
- В треугольнике ABC AB = BC , AE – биссектриса, BE = 8 см. Найдите площадь треугольника ABC.
Вариант 1
- В треугольнике ABC , , . Найдите AС.
- Две стороны треугольника равны 7 см и 8 см, а угол между ними равен 1200. Найдите третью сторону треугольника.
- Определите вид треугольника ABC, если A (3;9), B (0;6), C (4;2).
- В треугольнике ABC AB = BC , AE – биссектриса, BE = 8 см. Найдите площадь треугольника ABC.
Вариант 2
- В треугольнике CDE , , . Найдите DE.
- Две стороны треугольника равны 7 см и 5 см, а угол между ними равен 600. Найдите третью сторону треугольника.
- Определите вид треугольника ABC, если A (3;9), B (0;6), C (4;2).
- В ромбе ABCD AK – биссектриса угла , BK = 12 см. Найдите площадь ромба..
»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....