рабочая программа по геометрии в 11 классе
рабочая программа по геометрии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального образовательного стандарта 2004 года и Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 10-11 классы, - М.Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова.
Рабочая программа опирается на УМК:
- Учебник «Геометрия 10-11», М. Мросвещение 2008г. Авторы: Л. С. Атанасян и др.
- Дидактические материалы, М. Просвещение 2009, автор Б. Г. Зив
- Самостоятельные контрольные работы , М. Илекса 2003, авторы: А. П. Ершова, В. В.Голобородько.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005. Государственная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, 2002 год. Программа общеобразовательных учреждений АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2009 год.
- Областного базисного учебного плана Челябинской области ( приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997)
- Приказа Министерства образования и науки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
- Учебный план МКОУ Лебедёвской СОШ на 2013 – 2014 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Цели:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса
Задачи :
- Формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- Овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин;
- Овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров;
- Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности;
- Формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи;
- Формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
В программу включены все рекомендуемые темы для 11 класса. Рабочая программа рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю. В течение года планируется провести 3 контрольные работы и 4 зачета. В соответствии с инструктивно - методическим письмом «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» дополнительно запланировано 3 самостоятельные работы по стержневым линиям курса геометрии 11 класса
В начале года запланированы два часа на повторение курса геометрии 10 класса и входящей контрольной работы. Они взяты из повторения, отведенного на конец года. Таким образом, заключительное повторение составляет не 14 часов, а 12.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
- практические занятия;
- тренинг;
- консультация;
- лекция.
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы, - в конце учебной четверти, - в конце полугодия.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки, возникновения и развития геометрии;
- возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
Уметь:
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание программы учебного курса.
- Векторы в пространстве
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель: закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
- Метод координат в пространстве. Движения.
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.
Основная цель: сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
- Цилиндр, конус, шар.
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.
Взаимное расположение сферы и прямой. Сечение цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями.
Основная цель: дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.
- Объемы тел
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель: ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе геометрии.
Формы и средства контроля.
Для проведения контрольных работ используется: «Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 10 - 11 классы, - М.Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова», для проведения самостоятельных и зачетных работ - «Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса. Разоуровневые дидактические материалы, - М. Илекса 2003. Авторы: А. П. Ершова, В. В. Голобородько», «Поурочные разработки по геометрии 11 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна. Дифференцированный подход, - М. Вако 2009. Автор В. А. Яровенко, «Дидактические материалы по геометрии 11 класс, М. Просвещение 2009. Автор Б. Г. Зив».
Тематическое планирование
№ п/п | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
| Кол-во часов | Зачеты | Контрольные работы |
1 | Векторы в пространстве | 3 | ||
2 | Метод координат в пространстве. | 17 | 1 | 1 |
3 | Цилиндр, конус и шар. | 17 | 1 | 1 |
4 | Объёмы тел. | 17 | 1 | 1 |
5 | Некоторые сведения из планиметрии | 9 | ||
6 | Обобщающее повторение. Решение задач. | 5 | ||
Всего | 68 | 3 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
Геометрия 11 класс Л.С. Атанасян и др.(2 часа в неделю, всего 68 часов.)
урока | Глава, §, пункт |
| Дата | Тип урока | Примечания |
Гл.4 | «Векторы в пространстве» (повторение)(3ч.) | ||||
1 | П.40-42 | Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число | Урок повторения и обобщения изученного матер. | ||
2 | П.43-44 | Компланарные векторы | Урок повторения и обобщения изученного матер. | ||
3 | П.45 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | Урок повторения и обобщения изученного матер. | ||
Гл.5 | Метод координат в пространстве (17ч.) | ||||
§1 | Координаты точки и координаты вектора (6ч.) | ||||
4 | П46 | Прямоугольная система координат | Урок изучения нового материала | ||
5 | П47 | Координаты вектора | Урок изучения нового материала | ||
6 | П47 | Координаты вектора | Комбинированный урок | ||
7 | П 48 | Связь между координатами векторов и точек | Урок изучения нового материала | ||
8 | П49 | Простейшие задачи в координатах | Урок изучения нового материала | ||
9 | П49 | Простейшие задачи в координатах | Комбинированный урок | ||
§2 | Скалярное произведение векторов (5ч.) | ||||
10 | П.50,51 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | Урок изучения нового материала | ||
11 | П.50,51 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | Комбинированный урок | ||
12 | П.52 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | Комбинированный урок | ||
13 | П.52 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | Комбинированный урок | ||
14 | П.53 | Уравнение плоскости | Урок изучения нового материала | ||
§3 | Движения (4ч.) | ||||
15 | П.54-57 | Центральная, осевая, зеркальная симметрии. Параллельный перенос. | Урок изучения нового материала | ||
16 | П.54-57 | Центральная, осевая, зеркальная симметрии. Параллельный перенос. | Комбинированный урок | ||
17 | П.58 | Преобразование подобия | Урок изучения нового материала | ||
18 | Решение задач | Комбинированный урок | |||
19 | Контрольная работа №1 | Урок контроля ЗУН учащихся. | |||
20 | Зачет № 1 по темам главы 5 | Урок контроля ЗУН учащихся. | |||
Гл.6 | Цилиндр, конус, шар (17ч.) | ||||
§1 | Цилиндр. (3ч.) | ||||
21 | П.59 | Понятие цилиндра. | Урок изучения нового материала | ||
22 | П.60 | Площадь поверхности. | Комбинированный урок | ||
23 | Решение задач | Комбинированный урок | |||
§2 | Конус. (4ч.) | ||||
24 | П.61 | Понятие конуса. | Урок изучения нового материала | ||
25 | П.62 | Площадь поверхности. | Комбинированный урок | ||
26 | П.63 | Усеченный конус. | Комбинированный урок | ||
27 | Решение задач | Комбинированный урок | |||
§3 | Сфера(8ч.) | ||||
28 | П.64 | Сфера и шар. | Урок изучения нового материала | ||
29 | П.65 | Уравнение сферы. | Комбинированный урок | ||
30 | П.66,67 | Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. | Урок изучения нового материала | ||
31 | П.67 | Касательная плоскость к сфере. | Комбинированный урок | ||
32 | П.68 | Площадь сферы. | Урок изучения нового материала | ||
33 | П.69 | Взаимное расположение сферы и прямой | Урок изучения нового материала | ||
34 | П.70,71 | Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность. Сфера, вписанная в коническую поверхность. | Урок изучения нового материала | ||
35 | П.72,73 | Сечения цилиндрической поверхности. Сечения конической поверхности. | Урок изучения нового материала | ||
36 | Контрольная работа №2 | Урок контроля ЗУН учащихся. | |||
37 | Зачет № 2 по темам главы 6 | Урок контроля ЗУН учащихся. | |||
Гл.7 | Объемы тел (17ч.) | ||||
§1 | Объем прямоугольного параллелепипеда (3ч.) | ||||
38 | П.74,75 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда | Урок изучения нового материала | ||
39 | П.75 | Объем прямоугольного параллелепипеда | Комбинированный урок | ||
40 | Решение задач | Комбинированный урок | |||
§2 | Объем прямой призмы и цилиндра (2ч.) | ||||
41 | П.76 | Объем прямой призмы. | Урок изучения нового материала | ||
42 | П.77 | Объем цилиндра. | Урок изучения нового материала | ||
§3 | Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса (5ч.) | ||||
43 | П.78 | Вычисление объемов тел с помощью интеграла. | Урок изучения нового материала | ||
44 | П.79 | Объем наклонной призмы. | Урок изучения нового материала | ||
45 | П.80 | Объем пирамиды. | Урок изучения нового материала | ||
46 | П81 | Объем конуса. | Урок изучения нового материала | ||
47 | Решение задач | Комбинированный урок | |||
§4 | Объем шара и площадь сферы (5ч.) | ||||
48 | П.82 | Объем шара | Урок изучения нового материала | ||
49 | П.83 | Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора | Урок изучения нового материала | ||
50 | П.83 | Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора | Комбинированный урок | ||
51 | П.84 | Площадь сферы | Урок изучения нового материала | ||
52 | Решение задач | Комбинированный урок | |||
53 | Контрольная работа №3 | Урок контроля ЗУН учащихся. | |||
54 | Зачет № 3 по темам главы 7 | Урок контроля ЗУН учащихся. | |||
Гл.8 | Некоторые сведения из планиметрии (9ч.) | ||||
55 | §1 | Углы и отрезки, связанные с окружностью | Урок повторения и обобщения изученного матер. | ||
56 | §1 | Углы и отрезки, связанные с окружностью | Урок повторения и обобщения изученного матер. | ||
§2 | Решение треугольников (4ч.) | ||||
57 | П.90,91 | Теорема о медиане. Теорема о биссектрисе. | Урок повторения и обобщения изученного матер. | ||
58 | П.92,93 | Формулы площади треугольника. | Урок повторения и обобщения изученного матер. | ||
59 | П.94 | Задача Эйлера | Урок изучения нового материала | ||
60 | §3 | Теоремы Менелая | Урок изучения нового материала | ||
61 | §3 | Теоремы Чевы. | Урок изучения нового материала | ||
62 | §3 | Решение задач | Комбинированный урок | ||
63 | §4 | Эллипс, гипербола и парабола | Урок изучения нового материала | ||
Заключительное повторение (5ч.) | Урок повторения и обобщения изученного матер. | ||||
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Список литературы:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 10–11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
- Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.
- Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 11 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
- О преподавании математики в 2010/2011 учебном году. Методическое письмо. Под ред. Ященко И.В., Семенова А.В. (2010, 240с.)
Дополнительная литература:
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
- Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок»
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа № 1 «Метод координат в пространстве»
Вариант №1.
10. Найдите координаты вектора , если А(5; -1; 3), В(2; -2; 4).
20. Даны векторы {3; 1; -2}, {1; 4; -3}. Найдите .
3. Дан куб АВСDА1В1С1D1. Найдите угол между прямыми АD1 и ВМ, где М – середина ребра DD1.
4. Вычислите скалярное произведение векторов и , если .
Вариант №2
10. Найдите координаты вектора , если А(6; 3; -2), В(2; 4; -5).
20. Даны векторы {5; -1; 2}, {3; 2; -4}. Найдите .
3. Дан куб АВСDА1В1С1D1. Найдите угол между прямыми АС и DС1.
4. Вычислите скалярное произведение векторов и , если .
Контрольная работа № «Цилиндр, конус и шар»
Вариант №1.
10. Осевое сечение цилиндра – квадрат. Площадь основания цилиндра равна. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
20. Высота конуса равна 6см. Угол при вершине осевого сечения равен .
а) Найти площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен .
б) Найти площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 2р. Через конец диаметра проведена плоскость под углом к нему. Найдите длину линии пересечения сферы этой плоскостью.
Вариант №2
10. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 4см. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
20. Радиус основания конуса равен 6см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом .
а) Найти площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен .
б) Найти площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 4р. Через конец диаметра проведена плоскость под углом к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.
Контрольная работа № 3 «Объёмы тел»
Вариант №1.
10. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол . Найдите отношение объёмов конуса и шара.
20. Объём цилиндра равен , площадь его осевого сечения . Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.
3. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2р, а прилежащий угол равен . Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол . Найдите объём конуса.
Вариант №2.
10.В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.
20. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объёмов шара и цилиндра.
3. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2р, а прилежащий угол равен . Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью её основания угол . Найдите объём цилиндра.
В каждой контрольной работе кружочком отмечены задания, соответствующие уровню обязательной подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...