Урок изучения нового материала «Теорема, обратная теореме Пифагора» к п. 55, учеб.Геометрия 7-9/ Л. С. Атанасян и др.
план-конспект урока (геометрия, 8 класс) по теме
Предлагаемый материал является уроком изучения нового материала.
Цели урока:
1) рассмотреть теорему, обратную теореме Пифагора, и показать её применение в процессе решения задач ;
2) закрепить умения применять теорему Пифагора и обратную ей при решении задач;
3) развивать логическое мышление, интерес к предмету, навыки самостоятельной и коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 182.92 КБ |
![]() | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Теорема, обратная теореме Пифагора»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Цели урока:
1) рассмотреть теорему, обратную теореме Пифагора, и показать её применение в процессе решения задач ;
2) закрепить умения применять теорему Пифагора и обратную ей при решении задач;
3) развивать логическое мышление, интерес к предмету, навыки самостоятельной и коллективной работы.
План урока:
- Организационный момент. (1мин.)
- Проверка домашнего задания. (10 мин.)
- Изучение нового материала. (10 мин.)
- Закрепление. (14 мин)
- Подведение итогов. (3 мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
- Рефлексия урока. (1 мин.)
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, сообщение темы, цели урока
2. Проверка домашнего задания.
1) Один из учеников доказывает теорему Пифагора способом, предложенным в учебнике.
Учитель: «Существует более ста способов доказательства теоремы Пифагора, поэтому она занесена в книгу рекордов Гиннеса».
Далее – проверка дополнительного домашнего задания. Ученики подготовили еще 2 способа доказательства теоремы Пифагора.
На экран проецируется слайд № 2 «Пифагоровы штаны» (доказательство Евклида).
Учитель: «В течение двух тысячелетий применяли доказательство, придуманное Евклидом, которое помещено в его знаменитых «Началах».
Далее на экран проецируется слайд № 3 «Доказательство основанное на использовании понятия равновеликости фигур».
2) Решение задач по готовым чертежам (устно). На экран проецируется слайд № 4 «Решение задач по готовым чертежам».
3. Изучение нового материала.
1) Практическая работа.
Трое учеников на доске (а остальные в тетрадях) строят треугольник по трем сторонам, если стороны равны: а) 3, 4, 5; б) 6, 8, 10; в) 5, 12, 13; (при этом вовсе не обязательно указывать единицу измерения). Затем ребята получают задание – измерить больший угол этих треугольников. Ответы оказываются близки к 90. Тогда учитель говорит: « Посмотрите, ребята! Треугольники у всех расположены по-разному, длины сторон разные, а результаты у всех получились примерно одинаковыми. Чем объясняются небольшие различия в данных? Тем ли, что здесь нет никакой закономерности, или тем, что закономерность есть, но нашими инструментами мы не можем установить ее с достаточной точностью?» Учащиеся склоняются к тому, что коль скоро у всех углы получились близкие к прямым, то, значит, какая-то закономерность существует. Но установить ее можно только путем доказательства. «Как же сформулировать утверждение, которое будем доказывать?» - спрашивает учитель. Класс постепенно находит нужную формулировку:
«Если треугольник имеет стороны а, в, с и а2 + в2 = с2 , то угол, противолежащий стороне с, прямой».
Учитель: «Треугольник со сторонами 3,4,5 часто называют египетским треугольником. Для построения прямых углов египтяне поступали так: на веревке делали метки делящие её на 12 равных частей, связывали концы веревки и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4 и 5. Тогда угол между сторонами оказывался прямым».
Далее учитель демонстрирует слайд № 5.
Учитель: «Несмотря на то, что доказательства этой теоремы египтяне не знали, они применяли её при строительстве домов, дворцов и гигантских пирамид».
Учитель во время рассказа демонстрирует слайды № 6, 7, 8, 9, 10 с изображениями античных дворцов, храмов, египетских пирамид.
Учитель: «Существует очень много прямоугольных треугольников, у которых длины сторон выражаются целыми числами. Такие треугольники называются пифагоровыми треугольниками».
На экран проецируется слайд № 11 «Пифагоровы тройки чисел».
Учитель: «А сейчас мы докажем эту теорему».
На экран проецируется слайд № 12 «Доказательство теоремы, обратной теореме Пифагора».
4. Закрепление изученного.
1) Устная работа.
Не выполняя предложенных заданий, определить, когда необходимо воспользоваться теоремой Пифагора, а когда – обратной к ней.
На экран проецируется слайд № 13.
2) Работа с учебником.
№ 498 (а, б, в).
3) Решение задач № 49 и № 50 из рабочей тетради. (Групповая работа, с последующей фронтальной проверкой).
Задача № 49
Задача № 50
5. Подведение итогов.
1) Учитель: «Теорема Пифагора – одна из самых важных теорем геометрии. Значение ее состоит в том, что из неё или с её помощью можно вывести большинство теорем геометрии. Теорема Пифагора была первым утверждением, связавшим длины сторон треугольников. Потом узнали, как находить длины сторон и углы остроугольных и тупоугольных треугольников. Возникла целая наука тригонометрия ( «тригон» - по – гречески означает «треугольник»).
2) Выставляются и комментируются оценки за урок.
\6. Домашнее задание.
П. 55, № 498 (г, д, е), 499 (б), № 488 (б).
7. Рефлексия урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания понравились?
- Какие задания вызвали затруднения?
Литература
1.Геометрия, 7-9 : Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л. С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина – М.: Просвещение, 2007.
2.Поурочные разработки по геометрии 8 класс./ Н. Ф. Гаврилова – М.: ВАКО, 2004.
3.Рабочая тетрадь для 8 кл. / Л. С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина- М.: Просвещение, 2004.
4. Интернет - ресурсы. http://images.yandex.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Пифагоровы штаны» (доказательство Евклида) В течение двух тысячелетий применяли доказательство , придуманное Евклидом , которое помещено в его знаменитых «Началах».
Доказательство, основанное на использовании понятия равновеликости фигур Древние индусы, которым принадлежит это рассуждение, обычно не записывали его, а сопровождали чертеж лишь одним словом: «Смотри!». Вполне возможно, что такое же доказательство предложил и Пифагор. рисунке изображено два квадрата. Длина сторон каждого квадрата равна а + в . Каждый из квадратов разбит на части, состоящие из квадратов и прямоугольных треугольников. Ясно, что если от площади квадрата отнять учетверённую площадь прямоугольного треугольника с катетами а, в, то останутся равные площади, т. е . с 2 = а 2 + в 2 .
Решение задач по готовым чертежам Найти: 1) АВ; 2) ВС; 3) АС; 4) ВС, если АВСД – ромб; 5) АД, если АВСД – прямоугольник, АВ : АД = 3 : 4 ; 6) АВ.
Египетский треугольник
Некоторые пифагоровы тройки чисел 1 2 3 4 5 6 7 1 3,4,5 6,8,10 8,15,17 10,24,26 12,35,37 14,48,50 16,63,65 2 5,12,13 16,12,20 20,21,29 24,32,40 28,45,53 32,60,68, 3 7,24,25 16,30,34 27,36,45 40,42,58 28,96,100 4 9,40,41 20,48,52 33,56,65 48,55,73 5 11,60,61 24,70,74 48,64,80 6 13,84,85 39,80,89 7 15,112,113
Теорема , обратная теореме Пифагора Теорема. Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный . Дано : АВС АВ 2 = АС 2 + ВС 2 Доказать , что С = 90 . Доказательство : Пусть в треугольнике АВС АВ 2 = АС 2 + ВС 2 . Докажем , что угол С прямой. Рассмотрим прямоугольный треугольник А 1 В 1 С 1 с прямым углом С 1 , у которого А 1 С 1 = АС и В 1 С 1 = ВС. По теореме Пифагора А 1 В 1 2 = А 1 С 1 2 + В 1 С 1 2 , и , значит А 1 В 1 2 = АС 2 + ВС 2 . Но АС 2 + ВС 2 = АВ 2 по условию теоремы. Следовательно, А 1 В 1 2 = АВ 2 , откуда А 1 В 1 = АВ. Треугольники АВС и А 1 В 1 С 1 равны по трем сторонам, поэтому угол С равен углу С 1 , т. е. треугольник АВС прямоугольный с прямым углом С. Теорема доказана
1)В прямоугольном треугольнике катеты равны 1,5 и 2. Найдите гипотенузу. 2) В прямоугольном треугольнике гипотенуза и катет соответственно равны 13 и 5. Найдите второй катет. 3) Определите вид треугольника, стороны которого равны 3, 4 и 5. Задания:
Рефлексия урока - Что нового узнали на уроке? - Какие задания понравились? - Какие задания вызвали затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения...

урок физики "Давление. Единицы давления" - 7 класс. Тип урока: изучение нового материала.
Разработка урока для учащихся 7 класса + презентация урока Цель урока: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе...

Урок изучения нового материала в свете новых требований
Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Тема урока «Коэффициент», математика, 6 класс. Тип урока - изучение нового материала.
Цель урока:ввести понятие коэффициента и закрепить при решении задач и упражнений; отработать алгоритм раскрытия скобок, упрощения выражений. Разработка урока представлена с технологической картой и п...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...

Урок изучения нового материала на тему: Теорема Виета 8 класс
Урок изучения нового материала на тему: Теорема Виета, 8 класс...