Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме
Программа к учебнику Атанасяна на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atanasyan-9_2_chasa.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Гаврилова Н.Ф. – М: ВАКО, 2012. – с. 41-60)
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вводное повторение (2 часа)
Глава 9,10. Векторы. Метод координат. (22 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (14 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Глава 13. Движения. (10 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах геометрии. (1 час)
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. Решение задач. (9 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Геометрия
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Общая информация
Предмет | Геометрия |
Классы | 9 «а» |
Учитель | Никифорова Мария Сергеевна |
Количество часов в год | 70 |
Из них: | |
| 6 |
Количество часов в неделю | 2 |
Программа | Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Гаврилова Н.Ф. – М: ВАКО, 2012. – с. 41-60) |
Учебный комплекс для учащихся: | |
|
|
|
|
Электронные источники информации |
|
| |
| |
| |
Нормативные документы |
|
| |
| |
| |
| |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема (содержание) | Количество часов | Контрольные мероприятия: | Дата |
Вводное повторение | 2 | 01.09. – 08.09 | ||
Векторы. Метод координат | 22 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы» Контрольная работа №2 по теме "Метод координат" | 09.09 – 30.11 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 14 | Контрольная работа №3 по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов" | 01.12 – 30.01 | |
Длина окружности и площадь круга | 12 | Контрольная работа №4 по теме "Длина окружности и площадь круга" | 01.02 – 13.03 | |
Движения | 10 | Контрольная работа №5 по теме "Движение" | 14.03 – 25.04 | |
Повторение курса планиметрии | 10 | Итоговая контрольная работа | 24.04 – 30.05 |
Сокращения:
УИНМ – урок изучения нового материала
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
ПР – практическая работа
КУ – комбинированный урок
УКЗ – урок контроля знаний
Поурочно-тематическое планирование
учебник Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]
Общее количество по предмету из расчета 2 часа в неделю – 70 часов
№ п/п | Тема | Число уроков | Тип урока | Домашнее задание | Дата |
1 2 | Вводное повторение | 2 | УОСЗ | ||
Глава IX. Векторы. (12 часов) | |||||
3 | Понятие вектора. Равенство векторов | 1 | КУ | П. 76, 77 №738 №739 №741 | |
4 | Откладывания вектора от данной точки | 1 | КУ | П. 76 – 78 №748 №749 | |
5 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | КУ | П. 79, 80 №753 | |
6 | Сумма нескольких векторов | 1 | КУ | П. 81 №755 | |
7 | Вычитание векторов | 1 | КУ | П. 82 №757 | |
8 | Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов» | 1 | УОСЗ | П. 76 – 82 №769 №770 | |
9 | Умножение вектора на число. | 1 | УИНМ | П. 83 №775 №776 (а, в, е) | |
10 | Умножение вектора на число. | 1 | КУ | П. 83 №782 №784 (б) №787 | |
11 | Применение векторов к решению задач. | 1 | КУ | П. 84 №789 №790 №791 | |
12 | Средняя линия трапеции | 1 | КУ | П. 84 №793 №795 №798 | |
13 | Решение задач по теме «Векторы» | 1 | УОСЗ | Индивидуальнее карточки | |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы» | 1 | УКЗ | ||
Глава X. Метод координат. (10часов) | |||||
15 | Разложение векторов по двум неколлинеарным векторам | 1 | КУ | П. 86 №911 №914 (б, в) | |
16 | Координаты вектора | 1 | КУ | П. 87 №918 №919 №926 (б, г) | |
17 18 | Простейшие задачи в координатах. | 2 | КУ | П. 88, 89 №930 №932 №935 №944 | |
19 | Решение задач методом координат | 1 | УОСЗ | №946 №950 (б) №951 (б) | |
20 | Уравнения окружности. | 1 | КУ | П. 90, 91 №959 (б, г) №962 | |
21 | Уравнение прямой | 1 | КУ | П. 92 №972 (в) №976 | |
22 | Решение задач по теме «Уравнения прямой и окружности» | 1 | УОСЗ | №978 №979 | |
23 | Урок подготовки к контрольной работе | 1 | УОСЗ | П. 86 – 92 №990 №992 | |
24 | Контрольная работа №2 по теме "Метод координат" | 1 | УКЗ | ||
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 часов) | |||||
25 26 27 | Синус, косинус и тангенс угла. | 3 | КУ | П. 93 – 95 №1011 №1014 №1017 (а, в) №1018 (б, г) | |
28 | Теорема о площади треугольника | 1 | КУ | П. 96 №1021 (б, в) 1021 | |
29 | Теорема синусов и косинусов | 1 | КУ | П. 97, 98 №1025 (б, д, ж, и) | |
30 31 | Решение треугольников | 2 | УОСЗ | Доказательство №1033 №1034 №1035 | |
32 | Измерительные работы | 1 | КУ | П.100 №1060 (а, в) №1061 (а, в) | |
33 | Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | УОСЗ | П. 93 – 100 №1057 №1058 №1062 | |
34 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | КУ | П. 101, 102 №1040 №1042 | |
35 36 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения | 2 | КУ | П. 103, 104 №1044 №1047 (б) | |
37 | Обобщающий урок по теме | 1 | УОСЗ | №1049 №1050 | |
38 | Контрольная работа №3 по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов" | 1 | УКЗ | ||
Глава XII. Длина окружности и площадь круга.(12 часов) | |||||
39 | Правильный многоугольник. | 1 | КУ | П. 105 №1081 (в, г) №1083 (б, г) | |
40 | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | 1 | КУ | П. 106, 107 №1084 | |
41 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | КУ | П. 108 №1087 (3, 5) №1088 (2, 5) | |
42 | Решение задач по теме «Правильный многоугольник» | 1 | УОСЗ | П. 109 №1094 (а, г) №1095 | |
43 | Длина окружности | 1 | КУ | П 110 №1104 №1105 | |
44 | Длина окружности. Решение задач | 1 | КУ | №1106 №1107 №1111 | |
45 | Площадь круга и кругового сектора. | 1 | КУ | П. 111, 112 №1114 №1116 (а, б) | |
46 | Площадь круга и кругового сектора. Решение задач | 1 | КУ | №1121 №1123 №1124 | |
47 | Обобщающий урок по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | УОСЗ | №1125 №1127 | |
48 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | УОСЗ | №1129 (а, в) №1130 | |
49 | Урок подготовки к контрольной работе | 1 | УОСЗ | №1137 - №1139 | |
50 | Контрольная работа №4 по теме "Длина окружности и площадь круга" | 1 | УКЗ | ||
Глава XIII Движение (10 часов) | |||||
51 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения | 1 | КУ | П. 113, 114 №1148 (а) №1149 | |
52 | Свойства движение | 1 | КУ | П. 114, 115 №1150 (устно) №1153 | |
53 | Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии» | 1 | УОСЗ | П. 115 №1155 №1156 | |
54 | Параллельный перенос. | 1 | КУ | П. 116 №1162 №1163 | |
55 | Поворот | 1 | КУ | П. 117 №1166 (б) №1167 | |
56 | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» | 1 | УОСЗ | №1170 №1171 | |
57 58 | Решение задач по теме «Движение» | 2 | УОСЗ | №1172 №1174 (б) | |
59 | Урок подготовки к контрольной работе | 1 | УОСЗ | П. 113 – 117 №1175 №1176 | |
60 | Контрольная работа №5 по теме "Движение" | 1 | УКЗ | ||
Повторение курса планиметрии (8 часов) | |||||
61 | Об аксиомах планиметрии | 1 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
62 | Повторение по теме «Начальные геометрические сведения». «Параллельные прямые» | 1 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
63 64 | Повторение по теме «Треугольники» | 2 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
65 | Повторение по теме «Окружность» | 1 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
66 | Повторение по темам «Четырёхугольники», «Многоугольники» | 1 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
67 | Повторение по темам «Векторы. Метод координат», «Движение» | 1 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | УКЗ | ||
69 70 | Резерв | 2 |
[1] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....