Рабочая программа по геометрии 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Никифорова Мария Сергеевна

Программа  к учебнику Атанасяна на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atanasyan-9_2_chasa.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Гаврилова Н.Ф. – М: ВАКО, 2012. – с. 41-60)

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

        развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

        развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

В курсе геометрии 9 класса  обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Вводное повторение (2 часа)

Глава 9,10.  Векторы. Метод координат. (22 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Глава 11.   Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (14 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

        В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.


Глава 13. Движения. (10 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Об аксиомах геометрии. (1 час)

Беседа об аксиомах геометрии.

Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

        Повторение. Решение задач. (9 часов)

        Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся  в 9 классе

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали  умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать[1]        

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Геометрия

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Общая информация

Предмет

Геометрия

Классы

9 «а»

Учитель

Никифорова Мария Сергеевна

Количество часов в год

70

Из них:

  • Контрольных работ

6

Количество часов в неделю

2

Программа

Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Гаврилова Н.Ф. – М: ВАКО, 2012. – с. 41-60)

Учебный комплекс для учащихся:

  • Учебник
  • Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с.: ил.
  • Дополнительная литература
  • Зив Б. Г. .Геометрия:   дидакт.   материалы  для   9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
  • Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008

Электронные источники информации

  • Интернет ресурсы

  • http://www.sch2000.ru/

  • http://pedsovet.su

Нормативные документы

  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О ввендении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и  среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Письмо Минобразования России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема (содержание)

Количество часов

Контрольные мероприятия:


Дата

Вводное повторение

2

01.09. – 08.09

Векторы. Метод координат

22

Контрольная работа №1

по теме «Векторы»

Контрольная работа №2

по теме "Метод координат"

09.09 – 30.11

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

14

Контрольная работа №3 по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов"

01.12 – 30.01

Длина окружности и площадь круга

12

Контрольная работа №4 по теме "Длина окружности и площадь круга"

01.02 – 13.03

Движения

10

Контрольная работа №5 по теме "Движение"

14.03 – 25.04

Повторение курса планиметрии

10

Итоговая контрольная работа

24.04 – 30.05

Сокращения:

УИНМ – урок изучения нового материала

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

ПР – практическая работа

КУ – комбинированный урок

УКЗ – урок контроля знаний

Поурочно-тематическое планирование

учебник  Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]

Общее количество по предмету  из расчета  2  часа в неделю – 70 часов

№ п/п

Тема

Число уроков

Тип урока

Домашнее задание

Дата

1

2

Вводное повторение

2

УОСЗ

Глава IX. Векторы. (12 часов)

3

Понятие вектора. Равенство векторов

1

КУ

П. 76,  77 №738 №739 №741

4

Откладывания вектора от данной точки

1

КУ

П. 76 – 78 №748  №749

5

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1

КУ

П. 79, 80 №753

6

Сумма нескольких векторов

1

КУ

П. 81 №755

7

Вычитание векторов

1

КУ

П. 82 №757

8

Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов»

1

УОСЗ

П. 76 – 82 №769 №770

9

Умножение вектора на число.

1

УИНМ

П. 83 №775 №776 (а, в, е)

10

Умножение вектора на число.

1

КУ

П. 83 №782 №784 (б) №787

11

Применение векторов к решению задач.

1

КУ

П. 84 №789 №790 №791

12

Средняя линия трапеции

1

КУ

П. 84 №793 №795 №798

13

Решение задач по теме «Векторы»

1

УОСЗ

Индивидуальнее карточки

14

Контрольная работа №1

по теме «Векторы»

1

УКЗ

Глава X. Метод координат. (10часов)

15

Разложение векторов по двум неколлинеарным векторам

1

КУ

П. 86 №911 №914 (б, в)

16

Координаты вектора

1

КУ

П. 87 №918 №919 №926 (б, г)

17

18

Простейшие задачи в координатах.

2

КУ

П. 88, 89 №930 №932 №935 №944

19

Решение задач методом координат

1

УОСЗ

№946 №950 (б) №951 (б)

20

Уравнения окружности.

1

КУ

П. 90, 91 №959 (б, г) №962

21

Уравнение прямой

1

КУ

П. 92 №972 (в) №976

22

Решение задач по теме «Уравнения прямой и окружности»

1

УОСЗ

№978 №979

23

Урок подготовки к контрольной работе

1

УОСЗ

П. 86 – 92 №990 №992

24

Контрольная работа №2

по теме "Метод координат"

1

УКЗ

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов (14 часов)

25

26

27

Синус, косинус и тангенс угла.

3

КУ

П. 93 – 95 №1011 №1014 №1017 (а, в) №1018 (б, г)

28

Теорема о площади треугольника

1

КУ

П. 96 №1021  (б, в) 1021

29

Теорема синусов и косинусов

1

КУ

П. 97, 98 №1025 (б, д, ж, и)

30

31

Решение треугольников

2

УОСЗ

Доказательство №1033 №1034 №1035

32

Измерительные работы

1

КУ

П.100 №1060 (а, в) №1061 (а, в)

33

Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

УОСЗ

П. 93 – 100 №1057 №1058 №1062

34

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

КУ

П. 101, 102 №1040 №1042

35

36

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения

2

КУ

П. 103, 104 №1044 №1047 (б)

37

Обобщающий урок по теме

1

УОСЗ

№1049 №1050

38

Контрольная работа №3

по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов"

1

УКЗ

Глава XII. Длина окружности и площадь круга.(12 часов)

39

Правильный многоугольник.

1

КУ

П. 105 №1081 (в, г) №1083 (б, г)

40

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

1

КУ

П. 106, 107 №1084

41

Формулы для вычисления площади  правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

КУ

П. 108 №1087 (3, 5) №1088 (2, 5)

42

Решение задач по теме «Правильный многоугольник»

1

УОСЗ

П. 109 №1094 (а, г) №1095

43

Длина окружности

1

КУ

П 110 №1104 №1105

44

Длина окружности. Решение задач

1

КУ

№1106 №1107 №1111

45

Площадь круга и кругового сектора.

1

КУ

П. 111, 112 №1114 №1116 (а, б)

46

Площадь круга и кругового сектора. Решение задач

1

КУ

№1121 №1123 №1124

47

Обобщающий урок по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

УОСЗ

№1125 №1127

48

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

УОСЗ

№1129 (а, в) №1130

49

Урок подготовки к контрольной работе

1

УОСЗ

№1137 - №1139

50

Контрольная работа №4

по теме "Длина окружности и площадь круга"

1

УКЗ

Глава XIII Движение (10 часов)

51

Отображение плоскости на себя. Понятие движения

1

КУ

П. 113, 114 №1148 (а) №1149

52

Свойства движение

1

КУ

П. 114, 115 №1150 (устно) №1153

53

Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии»

1

УОСЗ

П. 115

№1155 №1156

54

Параллельный перенос.

1

КУ

П. 116 №1162 №1163

55

Поворот

1

КУ

П. 117 №1166 (б) №1167

56

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

1

УОСЗ

№1170 №1171

57

58

Решение задач по теме «Движение»

2

УОСЗ

№1172 №1174 (б)

59

Урок подготовки к контрольной работе

1

УОСЗ

П. 113 – 117 №1175 №1176

60

Контрольная работа №5

по теме "Движение"

1

УКЗ

Повторение курса планиметрии (8 часов)

61

Об аксиомах планиметрии

1

УОСЗ

Индивидуальные карточки

62

Повторение по теме «Начальные геометрические сведения». «Параллельные прямые»

1

УОСЗ

Индивидуальные карточки

63

64

Повторение по теме «Треугольники»

2

УОСЗ

Индивидуальные карточки

65

Повторение по теме «Окружность»

1

УОСЗ

Индивидуальные карточки

66

Повторение по темам «Четырёхугольники», «Многоугольники»

1

УОСЗ

Индивидуальные карточки

67

Повторение по темам «Векторы. Метод координат», «Движение»

1

УОСЗ

Индивидуальные карточки

68

Итоговая контрольная работа

1

УКЗ

69

70

Резерв

2


[1]         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....